Новости

18.02.2016
Эффективность деятельности предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки

В соответствии с планом деятельности, Контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска, основным видом деятельности которых является выполнение пассажирских перевозок за 2014 год.

В городе Новосибирске перевозка пассажиров производится  наземным и подземным транспортом: автобусом, троллейбусом, трамваем,  маршрутным такси и метро.

Наземные пассажирские перевозки по территории города Новосибирска осуществлялись на основании договоров об организации пассажирских перевозок, заключенных с Департаментом транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска.

 В 2014 году перевозка пассажиров производилась немуниципальными и муниципальными перевозчиками, которые обслуживали 144 маршрута, из них муниципальные перевозчики - 38 маршрутов, немуниципальные перевозчики - 109 маршрутов.

В процессе пассажирских перевозок задействовано подвижного состава в количестве 2 199 единиц, в том числе муниципального транспорта - 732 единицы, немуниципального транспорта - 1 467 единиц. Ежегодно соотношение муниципального и немуниципального наземного транспорта меняется в сторону увеличения немуниципального транспорта.

Соотношение муниципального и немуниципального наземного транспорта (автобусов) в 2014 году составляло 43,0%.

Палатой была проведена проверка в муниципальных  казенных предприятиях «Комплекс транспортного обслуживания», «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4», «Горэлектротранспорт» в  муниципальных унитарных предприятиях «Пассажирское автотранспортное предприятие № 5» и  «Новосибирский метрополитен».

В 2014 году перевезено пассажиров городским пассажирским транспортом 175,0 млн. человек.  Процент выполнения муниципальными перевозчиками плана пассажирских перевозок наземным транспортом в среднем  составил 70,0%, подземным 99,9%.

Причинами невыполнения плана наземным транспортом  являются значительная текучесть кадров водительского состава из-за  низкой заработной платы и увеличение времени на проведение планового ремонта подвижного состава, поскольку более 70,0% наземного транспорта  эксплуатируется с превышением норм срока службы.

Анализ  доходов муниципальных транспортных предприятий показал, что более 80,0% доходов были получены от основной деятельности пассажирских перевозок, исключением  является МУП «ПАТП № 5», где этот показатель  составил 15,0 %.

Основным доходом МУП «ПАТП № 5» является доход от сдачи в аренду парковочных мест на автостоянках и от сдачи в аренду муниципальных объектов недвижимости.

С 01.02.2013 года по 25.02.2015 года на территории города Новосибирска действовал тариф:

-автобус – 17,0 рублей;

-метро –    18,0 рублей;

-трамвай, троллейбус  - 16,0 рублей.

В 2014 году фактическая (средняя) себестоимость по  перевозке  одного пассажира составила:

- горэлектротранспортом - 21,8 рублей;

- автобусом  - 30,6 рублей

- метро – 17,8 рублей.

Проведенный анализ расходов показал, что установленный тариф на перевозку пассажиров транспортом, учитывая снижение объемов перевозки, не покрывает фактическую себестоимость перевозки одного пассажира, как в целом, так и по отдельным маршрутам, из-за роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и расходов по содержанию  инфраструктуры предприятий.

На протяжении последних лет деятельность муниципальных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки,  остается убыточной.  Так, за 2014 год убытки предприятий составили: МКП «КТО» - 37,0 млн. рублей, МКП «ПАТП  № 4» - 17,0 млн. рублей, МКП «ГЭТ» - 177,0 млн. рублей.

Палатой отмечено, что наличие  задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды, наконец,  2014 года по указанным предприятиям составляет 363 млн. рублей. Наличие такой задолженности  влечет риск применения налоговыми органами к предприятиям-неплательщикам мер налоговой ответственности.

В результате контрольных мероприятий Палатой установлено, что транспортные предприятия производили расходы, которые привели к необоснованному завышению  расходов  по перевозке пассажиров на  общую сумму 200,0 млн. рублей, а именно:

-В составе расходов  МКП Горэлектротранспорт  необоснованно учтен остаток суммы резерва на особо сложный ремонт  в размере 72,0 млн. рублей,  который не подтвержден актами выполненных работ;

-МУП «Новосибирский метрополитен» по введенному в эксплуатацию объекту «Объединенные ремонтные мастерские на территории электродепо «Ельцовское» не предоставлены  акты выполненных работ на сумму 74 млн. рублей.

-МКП «ГЭТ» произведены расходы не связанные с уставной деятельностью на сумму 16,0 млн. рублей и завышены расходы по оплате труда на сумму 17,0 млн. рублей.

-автотранспортными  предприятиями произведены расходы  по  содержанию недвижимого имущества, которое не числилось   на балансе предприятий  на сумму 21,0 млн. рублей.

На основании изложенного, палатой сделан вывод, что деятельность транспортной отрасли в городе по осуществлению перевозок пассажиров наземным транспортом является неэффективной.

Итоговая информация по результатам данного контрольного мероприятия направлена мэру города Новосибирска для рассмотрения и принятия управленческих решений.

По всем выявленным нарушениям и замечаниям направлены представления в проверенные предприятия, на которые получены ответы с разработанными мероприятиями по устранению замечаний и нарушений.

<< Вернуться к списку новостей