Новости

17.03.2017
Эффективность деятельности МАУ "Комбинат питания" и МБУ «Комбинат питания» Ленинского района

Контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности деятельности муниципального автономного учреждения «Комбинат питания» и муниципального бюджетного учреждения «Комбинат питания» Ленинского района по обеспечению качества питания.

МАУ «Комбинат питания» организует питание в 112 организациях: школах, больницах, столовых предприятий и поставляет продукты и полуфабрикаты в детские сады. В 2015 году было организовано питание в 62 школах, в 2016 году – в 59, это школы правобережья, за исключением Советского района.

В структуре МАУ «Комбинат питания» - склад, цеха вспомогательного производства — овощной и мясной, цеха основного производства — пирожковый, школьная кухня, основная кухня, и пищеблоки школьных столовых. В школьных столовых реализуется готовая продукция и блюда, приготовленные в собственных пищеблоках. Учреждение имеет собственный розничный магазин «Кулинария», две столовые и кафе по улице Объединения, 37.

Штатная численность увеличилась в проверяемом периоде на 21%. Отмечено снижение текучести кадров в 2016 году (с 50% до среднего уровня – 33%).

Расходы за счет поступлений от приносящей доход деятельности составили 83%, за счет субсидии на выполнение муниципального задания – 17%. Исполнение плана по расходам менее 90% обусловлено недопоступлением средств от приносящей доход деятельности, но все необходимые расходы произведены в полном объеме.

Среднемесячная заработная плата возросла в проверяемом периоде на 22%. Бюджетная составляющая зарплаты – 29% и от приносящей доход деятельности – 71%.

Результативность деятельности характеризуется высоким коэффициентом доходности. Доля доходов, вложенных в производство, составляла около 98%, что указывает на потенциальное формирование чистой прибыли. Учреждение имеет коммерческий потенциал самостоятельного развития, а также финансовую возможность материально-технического оснащения пищеблоков обслуживаемых школ. Финансовое состояние устойчивое, со стабильной экономической результативностью, обеспеченной собственными доходами.

Исполнение муниципального задания составило 100%. В 2015 году объемные показатели муниципального задания возросли по сравнению с 2014 годом на 21% за счет увеличения количества детодней по льготному питанию. В 2016 году плановые показатели муниципального задания возросли на 6%. Соотношение количества детодней в рамках муниципального задания и за родительскую плату составляло 15% к 85%, а соотношение финансового обеспечения расходов за счет бюджетных субсидий и от приносящей доход деятельности – 17% к 83%.

Стоимость идентичных товаров в прейскурантах для льготных категорий потребителей была ниже стоимости школьного питания и дополнительного ассортимента от 3% до 40%.

МАУ «Комбинат питания» в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 3 064 м² по улице Объединения, 37. На праве оперативного управления закреплены 3 объекта недвижимого имущества:

- трехэтажное производственное здание столовой площадью 2 054 м²;

- одноэтажное здание склада-гаража площадью 302 м²;

- одноэтажное здание склада площадью 61 м²,

которые используются по назначению, в полном объеме.

Инфраструктура товародвижения организована 17 автомобилями.

В соответствии с Коллективным договором работникам МАУ «Комбинат питания» обеспечивались условия приема пищи в рабочее время, оплата питания осуществлялась за счет собственных доходов учреждения, для работников питание было бесплатным.

В проверяемом периоде по вопросу ценообразования и законности выбора поставщиков проведено 8 внешних контрольных мероприятий, по результатам которых оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено, нарушений не установлено.

Управлением Роспотребнадзора проведено 26 проверок, по результатам лабораторных исследований проб и смывов нарушений СанПиН не выявлено нарушений не установлено.

Программным комплексом «1С-Рарус: Комбинат питания» ведется автоматизированное ограничение закупочных цен, ежедневно формируются отчеты о продажах в школах с детализацией по видам товара и способам оплаты. На основании полученных данных проводилась оценка спроса и оптимизация меню.

«Комбинат питания» Ленинского района организует питание в 16 общеобразовательных учреждениях Ленинского района, в том числе горячее питание в 6 учреждениях и в 10 школах организованы столовые полного цикла, работающие на сырье и полуфабрикатах, производство осуществляется сотрудниками «Комбината питания» Ленинского района на оборудовании общеобразовательных учреждений.

В структуре овощной, мясной, пекарский, холодный и горячий цеха. В школьных столовых реализуется готовая продукция и блюда, приготовленные непосредственно в пищеблоках.

Штатная численность оставалась неизменной. Отмечена высокая доля совмещения ставок, совмещение использовалось в целях повышения реального содержания заработной платы и снижения текучести кадров. Установлено снижение текучести кадров в 2016 году (с 50% до нормального уровня – 20%).

Сокращение объемов финансового обеспечения обусловлено окончанием действия договора на обслуживание школы №56. Доля субсидии на выполнение муниципального задания составила 35%, поступлений от приносящей доход деятельности – 65%, с тенденцией роста.

Среднемесячная заработная плата возросла на 2%. Бюджетная составляющая зарплаты – 62%, и из собственных доходов – 38%.

Коэффициент доходности равен 2, доля доходов, вложенных в производство в составляла 100%, что свидетельствует о полной самоокупаемости производства вне муниципального задания, но отсутствии положительного финансового результата. Финансовое состояние учреждения было устойчивым, со стабильной экономической результативностью, обеспеченной бюджетным субсидированием.

Исполнение муниципального задания составило 100%. В 2015 году объемные показатели муниципального задания возросли по сравнению с 2014 годом на 18% за счет увеличения количества детодней по льготному питанию. В 2016 году плановые показатели муниципального задания увеличились на 65%. Соотношение количества детодней в рамках муниципального задания и за родительскую плату составляло 12% к 88%, а финансового обеспечения расходов за счет бюджетных субсидий и от приносящей доход деятельности – 33% к 67%.

Стоимость идентичных блюд в меню для детей из малообеспеченных семей была ниже чем для детей, не льготных категорий от 3% до 40%.

Производственные цеха «Комбината питания» Ленинского района размещены в цокольном этаже здания школы №94 в 1-ом переулке Серафимовича, 4а, помещения предоставлены в безвозмездное пользование, общая площадь 370 м², используются по назначению, в полном объеме.

Инфраструктура товародвижения организована 4 автомобилями.

Проверкой соблюдения требований Закона №44-ФЗ выявлены нарушения, связанные с невнесением изменений в план-график, в ходе настоящей проверки нарушения устранены.

Коллективный договор не содержит положений об организации приема пищи работниками, где по условиям производства предоставление обеденного перерыва невозможно. В учетной политики также отсутствует порядок оплаты питания в случае приема пищи на рабочих местах из меню учреждения. Фактически не представляется возможным установить, на каких условиях осуществлялось питание работников и каким образом производилась оплата.

В проверяемом периоде по вопросу качества организации питания и пищевого сырья проведено 6 внешних контрольных мероприятий, по результатам лабораторных исследований проб и смывов нарушений СанПиН не выявлено, установлено административное правонарушение, выразившееся в отсутствии отметки о часе фактической реализации сырья и продуктов, в целях устранения данного нарушения усилен внутренний контроль качества, проводится бракераж. Департаментом образования проводилась проверка в связи со статьей «Чем кормят детей?» в «Аргументах и Фактах на Оби», которая приведенные в статье сведения не подтвердила. «Комбинатом питания» Ленинского района заключен договор с «Центром гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» на проведение контрольных мероприятий согласно графикам. Протоколами исследований, подтверждено что нарушений санитарных требований и норм не выявлено.

Изучение спроса на блюда, предлагаемые в школьных столовых, и корректировка меню с учетом мнения потребителей не осуществлялись.

Проведено анкетирование учащихся 8-11 классов школы №27, питание организовано «Комбинатом питания» Ленинского района и №203, где услугу питания предоставляло МАУ «Комбинат питания», с целью определения степени их удовлетворенности качеством питания. Репрезентативная группа определена с учетом возрастных способностей детей давать органолептическую характеристику. Анализ показал:

1) по школе №203

- абсолютное большинство респондентов питается в школьной столовой,

- более 90% питаются ежедневно и часто,

- основное большинство считают школьное меню сытным, полноценным и достаточным, чтобы наесться,

- по характеристике учащихся в школьном меню преобладают мясные блюда, мучные, кондитерские изделия и блюда из картофеля, очень часто включаются в меню макаронные изделия, блюда из круп, каши и свежие овощи, а вот молочные продукты и рыбные блюда встречаются в меню не часто,

фактически установлено, что нормативы питания по калоражу, объему порции и витаминизации соответствуют требованиям СанПиН;

2) по школе №27

- менее двух третей респондентов питается в школьной столовой,

- три четверти питаются ежедневно и часто, треть учащихся не питается,

- менее половины из числа питающихся считают школьное меню сытным, полноценным и достаточным чтобы наесться, остальной половине не достаточно школьных порций,

- по характеристике учащихся, в школьном меню преобладают мучные, кондитерские изделия и мясные блюда, очень часто включаются в меню макаронные изделия и блюда из картофеля, часто включаются колбасные изделия, блюда из круп, каши, свежие овощи, салаты из них и рыбные блюда, очень редко встречаются свежие фрукты и молочные продукты,

фактически установлено что энергетическая ценность блюд и содержание в них основных веществ, не занижены и соответствуют СанПиН, однако достигалась питательность блюд за счет повышенного содержания углеводов.

Цены обоснованы калькуляциями, порядок ценообразования соответствует утвержденному Минэкономики. Анализом стоимости школьных завтраков, обедов, полдников, реализуемых в школьных столовых за родительскую плату, по принципу «среднего чека», установлено:

1) в МАУ «Комбинат питания» - среднедневная стоимость полного завтрака не превышала 40 рублей, комплексный обед стоил 65 рублей и полдник – 17 рублей;

2) в «Комбинате питания» Ленинского района – среднедневная стоимость полного завтрака составляла 35 рублей, комплексного обеда – 65 рублей и полдника – 18 рублей.

Анализ двухнедельных цикличных меню школьного питания показал, что примерное меню составлено с учетом сезонности продуктов, дифференцированно для учащихся различных возрастов, не допускалось повторение блюд, мясные и иные наиболее калорийные блюда, салаты из свежих овощей включены в обеденное меню, молочные блюда – в завтрак, кисломолочные продукты и фрукты предлагаются детям на полдник, это объясняет впечатление большинства учащихся, что молочные продукты и свежие фрукты встречаются в меню реже остальных блюд (полдник получают менее трети детей):

1) по МАУ «Комбинат питания»

Меню различно для детей, питающихся за родительскую плату, и детей из малообеспеченных семей, получающих бесплатное питание. Среднедневная калорийность питания выше суточной потребности в пищевых веществах и энергии, что обусловлено тем что учащиеся не берут полный набор блюд из меню, а установленные нормативы по пищевой и энергетической ценности должны быть обеспечены. Нарушений требований СанПиН к питанию учащихся по составу веществ, массе и прочее, не установлено.

2) по «Комбинату питания» Ленинского района

Меню составлено без дифференциации рациона за родительскую плату и за счет субсидии на выполнение муниципального задания, но в меню для детей из малообеспеченных семей вносились корректировки для получения стоимости питания, не превышающей размер бюджетного субсидирования. Это повлекло снижение энергетической ценности и питательности меню, а для достижения среднедневного значения энергетической ценности в рацион вводилась высокоуглеводная пища, что подтверждает мнение учащихся школы №27 выраженное в анкетировании.

Анализом условий приготовления пищи, соблюдения температурного режима хранения пищевого сырья, а также визуальным осмотром кухонной техники установлено соответствие требованиям СанПиН. Ежедневно аккредитованными организациями проводились исследования готовой продукции по показателям безопасности и микробиологический контроль качества. Объем и содержание мероприятий внутреннего производственного контроля в соответствуют требованиям федеральных санитарных правил.

Палатой проанализирована организация школьного питания на примере МАУ «Школьное питание» города Кемерово, которое создано в 2008 году и организует питание в 69 муниципальных школах. В 2008-2011 годах за счет собственных доходов в 4 этапа модернизировало школьные пищеблоки. Разработаны двадцатидневное цикличное меню, система контроля качества и режима питания. В автоматическом режиме единого программного комплекса ведется ежедневный учет питания. В штате 760 человек.

Двухнедельное цикличное меню сформировано в комплексы завтраков и обедов. Комплексы горячих завтраков подразделяются на три вида: для 1-4 классов, для 5-11 классов и мини-комплекс; отличие в выходе блюд. Учащиеся и родители имеют возможность ежедневного выбора любого варианта меню. Завтраки ежедневно включают свежий фрукт, салат из свежих овощей, кисломолочный продукт, сыр.

Стоимость комплексов составляет: завтрак от 55 до 80 рублей; обед до 83 рублей.

Таким образом, на фоне более высокой стоимости комплексного питания, обеспечена высокая степень разнообразия, пищевой и энергетической ценности блюд и возможность ежедневного выбора блюд из нескольких меню.

Деятельность Комбинатов питания признана достаточно эффективной.

В целях повышения качества питания учащихся Палата рекомендует департаменту образования разработать программу контроля качества в общеобразовательных учреждениях.

В целях обеспечения выполнения муниципального задания с сохранением бюджетного финансирования на его реализацию, осуществления муниципального контроля качества школьного питания и привлечения доходов в бюджет в виде отчислений от прибыли, Палата рекомендует департаменту образования рассмотреть вопрос о реорганизации МАУ «Комбинат питания» в муниципальное унитарное предприятие.

«Комбинату питания» Ленинского района рекомендовано:

- утвердить регламент питания сотрудников и порядок оплаты – 27 февраля 2017 года принято «Положение о порядке питания…»;

- изучить общественное мнение в целях повышения качества – разработан более подробный опросный лист, а по результатам анкетирования будет разработана программа повышению качества;

- обеспечить разнообразие рациона питания – 10 января 2017 года утверждено новое меню, которым предусмотрено введение блюд из яиц, творога, рыбы, молока;

- оптимизировать выдачу фруктов и кисломолочных продуктов – дополнительно в меню включены косломолочные напитки, а отсутствие фруктов компенсируется включением компотов, гарниров из свежих овощей и прочее;

- при формировании меню для детей из малообеспеченных семей не допускать снижения ценности рациона питания – в целях соблюдения норм СанПиН, комбинат питания совместно с образовательными учреждениям планирует ходатайствовать об увеличении бюджетных субсидий для организации питания детей из малообеспеченных семей.

<< Вернуться к списку новостей