Новости

26.06.2017
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2016 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2016 год подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст.16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Заключение контрольно-счетной палаты города Новосибирска (далее – Палата) рассмотрено коллегией Палаты (протокол № 3 от 27 апреля 2017 года), утверждено Председателем контрольно-счетной палаты Новосибирска.

Для проведения внешней проверки в сроки, установленные статьей 20 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, в Палату представлены:

- Бюджетная отчетность города Новосибирска за 2016 год (далее – Отчет об исполнении бюджета), иная бюджетная отчетность;

- формы годовой бюджетной отчетности всех главных распорядителей средств бюджета города Новосибирска (далее – ГРБС).

При подготовке Заключения использованы также материалы и результаты тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой в 2016 году. Кроме того, в работе над заключением использовались прочие документы и материалы, содержащие информацию и характеризующие исполнение бюджета города за 2016 год.

Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2016 году происходило в условиях замедления экономического роста, сохранения нестабильности геополитической обстановки, общего осложнения социально-экономической ситуации, характеризующейся снижением динамики экономического развития, падением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, увеличением просроченной задолженности по заработной плате.

Причинами отрицательной динамики экономического развития в 2016 году, в сравнении с предыдущим периодом, помимо критических внешних условий также явились внутриэкономические факторы, среди которых следует выделить продолжающееся снижение совокупного внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного и снижение реальных денежных доходов населения.

В отличие от Российской Федерации, где индекс промышленного производства имеет положительную динамику, по Новосибирской области индекс промышленного производства за 2016 год незначительно снизился по отношению к уровню 2015 года и составил 100,8% (за 2015 год – 101,0%).

В 2016 году продолжился спад инвестиций в основной капитал наметившийся в 2014 году. Индекс физического объема за 2016 год составил 72,8% по отношению к 2015 году (в 2015 году по отношению к 2014 году – 69,1%). К основным факторам торможения инвестиционных процессов можно отнести снижение потребительского спроса, вызванное падением реальных доходов населения и ограничения источников финансирования (ограничения возможности заимствования российскими компаниями кредитных ресурсов за рубежом и высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков).

В то же время, в 2016 году на территории города введено в эксплуатацию с учетом индивидуального строительства 27 984 квартиры общей площадью 1 527,9 тыс. кв. метров, что на 12,0% ниже уровня 2015 года (в 2015 году против 2014 года ввод в действие жилья увеличился на 18,9%).

Тем не менее, несмотря на негативную тенденцию в инвестиционном секторе экономики, объем розничного товарооборота в 2016 году вырос на 5,3% к уровню 2015 года, что главным образом, обусловлено ростом цен и это на фоне статистического снижения реальной заработной платы на 0,3% к уровню предыдущего года и снижения объема платных услуг на 2,5%.

Ухудшение делового климата в сфере услуг связано, в первую очередь, с сокращением платежеспособного спроса со стороны населения. Торможение роста доходов, обесценивание рубля на фоне сохраняющейся неопределенности в оценке экономической ситуации вынуждают потенциальных потребителей услуг экономить и тратить деньги лишь на самое необходимое.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2016 года работникам крупных и средних предприятий составила 39 404,3 рубля. По сравнению с январем-декабрем 2015 года она увеличилась на 5,9%.

Снижение реальной заработной платы в 2016 году произошло как по Новосибирской области (падение составило 0,5%), так и по городу Новосибирску (падение 0,3%), по Российской Федерации отмечен незначительный рост данного показателя 100,6%.

2016 год охарактеризовался замедлением роста инфляционной нагрузки. Так, индекс потребительских цен в Новосибирской области в декабре 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составил 104,4%, что на 7,0 процентных пунктов ниже, чем в 2015 году. Индекс потребительских цен за январь-декабрь 2016 года по отношению к январю-декабрю 2015 года составил 106,2%.

Суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2017 года, составила 74,8 млн. рублей. По сравнению с данными на 1 декабря 2016 года она увеличилась на 7,6%.  Весь объем задолженности сложился из-за отсутствия собственных средств предприятий, организаций.

Уровень регистрируемой безработицы к концу декабря 2016 года составил 0,53% экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных к концу декабря составила 5 021 человек (конец декабря 2015 года – 6 446 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,68%).

По данным Новосибирскстата, численность населения города Новосибирска на 1 января 2017 года составила 1603 тыс. человек и с начала года возросла на 18,9 тыс. человек, или на 1,2%.

Демографическая ситуация в городе Новосибирске характеризовалась процессом естественного и миграционного прироста населения.

В 2016 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 95,3% (34 751 148,0 тыс. рублей), расходной части - на 93,3% (35 550 504,7 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 799 356,7 тыс. рублей.

Низкая динамика налоговых и неналоговых доходов в 2016 году привела к дальнейшему снижению коэффициента бюджетной результативности – на 0,2%: если в 2014 году на одного жителя города Новосибирска приходилось 15,8 тыс. рублей собственных доходов, то в 2016 году – 13,0 тыс. рублей.

Коэффициент автономии в 2016 году остался на уровне 2015 года и составил 0,60 и свидетельствует о сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от бюджетов других уровней.

Отрицательная динамика расходов в 2016 году при стабильном росте численности населения, привела к снижению бюджетной обеспеченности на одного жителя с максимального значения 27,4 тыс. рублей/чел. в 2013 году до 22,3 тыс. рублей/чел. в 2016 году. Коэффициент бюджетной обеспеченности в отчетном году самый низкий за 2012-2016 годы.

В то же время, увеличение муниципального долга на начало 2017 года на 9,4% по отношению к 2016 году повлекло увеличение долговой нагрузки с 10,1 тыс. рублей до 10,96 тыс. рублей на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул Иркутск, Красноярск, Омск, Томск, Улан-Удэ), в 2016 году город Новосибирск занимает третье место в рейтинге.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города.

Палатой проведен анализ устойчивости и сбалансированности бюджета города Новосибирска за период 2013-2016 годов. В качестве способа оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджета была использована методика, утверждённая Приказом Минфина от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов» по группе индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов».

Анализ полученных данных свидетельствуют о разнонаправленной динамике изменения значений индикаторов, характеризующих сбалансированность и устойчивость бюджета в 2016 году.

На сбалансированность и устойчивость бюджета оказали влияние как положительные факторы – снижение размера дефицита бюджета и утверждение методик прогнозирования доходов бюджета, так и негативные – двукратный рост просроченной кредиторской задолженности, уменьшение объема бюджетных инвестиций, снижение точности прогноза налоговых и неналоговых доходов бюджета (первоначальный план не выполнен на 6,9%, что ниже показателей 2013-2015 годов).

В целом, основываясь на проведенном анализе, можно отметить как положительный фактор рост сбалансированности и устойчивости бюджета города Новосибирска по итогам исполнения за 2016 год.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2015 № 115 «О бюджете города на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города утвержден в сумме 36 429 518,7 тыс. рублей, расходов – 38 045 684,5 тыс. рублей, дефицит бюджета – 1 616 165,8 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2016 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 36 475 018,7 тыс. рублей, по расходам – 38 091 184,5 тыс. рублей, что больше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 45 500,0 тыс. рублей.

Сводная бюджетная роспись увеличена на объем дополнительно выделенных иных межбюджетные трансфертов в сумме 45 500,0 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Новосибирской области на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области.

Кроме того, перераспределены средства резервного фонда на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в сумме 12 290,8 тыс. рублей.

Палата обращает внимание, что в нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, утвержденные бюджетные назначения в Отчете мэрии по подразделам 0701 «Дошкольное образование» и 0702 «Общее образование» не соответствуют бюджетным ассигнованиям, утвержденным сводной бюджетной росписью по данным подразделам, на сумму 108,7 тыс. рублей.

В 2016 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 34 751 148,0 тыс. рублей или 95,3% от уточненных плановых назначений. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 20 730 566,5 тыс. рублей, что составляет 92,7% от плана. Неисполнение плановых назначений по собственным доходам в объеме 1 636 253,9 тыс. рублей (7,3%), повлекло невыполнение общих плановых назначений по доходам бюджета в сумме 1 723 870,7 тыс. рублей (4,7%).

После снижения в 2014-2015 годах объем собственных доходов бюджета города в 2016 году вырос на 195 776,6 тыс. рублей (1,0%). На положительную динамику собственных доходов основное влияние оказал рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), в том числе разовые платежи по организации вида деятельности «Финансовое посредничество».

Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде увеличился на 146 972,6 тыс. рублей (1,1%) относительно 2015 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим периодом не изменилась и составила 59,7%. Сложившаяся в 2016 году разнонаправленная динамика изменения объемов поступления налоговых и неналоговых доходов привела к росту доли налоговых доходов на 2,7 процентных пункта (45,2% доходов бюджета) и соответствующему снижению доли неналоговых доходов до 14,5%. Зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (40,3%).

Палатой проведен анализ соотношения уточненных плановых назначений по доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) к фактическому исполнению за 2016 год, и вычислена средняя ошибка планирования доходов. Среднеквартальная ошибка планирования поступлений в целом налоговых и неналоговых доходов в 2016 году составила 8,1%. Относительно предыдущего периода точность планирования снизилась на 2,5 процентных пункта. В отчетном периоде более чем в 2 раза снизилась точность прогнозирования показателей по основному источнику налоговых доходов – НДФЛ – до уровня 12,1%.

Анализ данных показал также снижение уровня планирования прогнозных показателей по неналоговым доходам. Так средняя ошибка планирования поступлений неналоговых доходов бюджета в 2016 году составила 17,8% против 9,5% в 2015 году.

В целях реализации бюджетных полномочий, установленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2016 году всеми главными администраторами бюджета города Новосибирска разработаны и утверждены методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет. Однако, по данным за отчетный год, это не отразилось на качестве прогнозирования доходов.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2017 года составила 4 818 231,7 тыс. рублей, из которой 816 081,6 тыс. рублей (16,9%) - задолженность по налоговым доходам и 4 002 150,1 тыс. рублей (83,1%) - задолженность по неналоговым доходам.

Относительно сумм поступлений за 2016 год, доля задолженности по налоговым доходам составляет 5,2% от общей суммы поступлений по налоговым доходам. Доля задолженности по неналоговым доходам составляет 79,4% от общей суммы поступлений по неналоговым доходам.

Следует отметить, что задолженность перед бюджетом по ряду доходов превышает сумму поступлений за 2016 год:

- задолженность по арендной плате за землю - в 1,5 раза;

- задолженность по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда - в 1,7 раза.

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2016 году осуществлялось на недостаточном уровне, из 50 главных администраторов доходов 20 администраторов (40,0%) не в полном объеме исполнили плановые показатели (в 2015 году 16 ГАДБ из 51).

Кроме того, из 22 ГАДБ (структурных подразделений мэрии) в 2016 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 10 ГАДБ, тогда как в 2015 году - 8 ГАДБ. Необходимо отметить, что в течение шести последних лет систематически не выполняет принятые обязательства по поступлению доходов в бюджет города ДТиДБК мэрии. Также обращает внимание значительное невыполнение бюджетных назначений ДЗиИО мэрии, вследствие чего в бюджет города не поступило в 2015 году – 708 745,2 тыс. рублей, в 2016 году - 1 240 932,6 тыс. рублей.

Фактическое поступление налоговых доходов составило 15 692 021,0 тыс. рублей или 97,8% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2016 году - рост к уровню 2015 года составил 7,3%. Внесение изменений в течение года в решение о бюджете повлекло уменьшение плановых назначений по налоговым платежам в общей сумме 147 654,7 тыс. рублей (0,9%).

В отчетном периоде поступление от НДФЛ составило 10 660 821,2 тыс. рублей или 98,9% от уточненного плана. Первоначальный план по этому виду доходов в течение года не изменялся. По сравнению с 2015 годом объем поступлений налога увеличился на 914 438,1 тыс. рублей (9,4%).

Недопоступление планируемых назначений в размере 118 109,8 тыс. рублей (1,1%) связано с недостижением ожидаемого темпа роста в 2016 году по показателю «Фонд заработной платы работников» прогнозируемого при составлении проекта бюджета на 2016-2018 годы в размере 106,2%, против фактически сложившегося - 104,7%.

Поступление земельного налога составило 100,0% к уточненному плановому показателю - 3 054 027,4 тыс. рублей. По сравнению с 2015 годом поступления земельного налога увеличились на 132 148,0 тыс. рублей (4,5%). Однако, изменение в отчетном году срока уплаты имущественных налогов физических лиц с 1 октября на 1 декабря, повлекло увеличение текущей задолженности по налогу на 47 128,7 тыс. рублей (или на 26,8%).

Поступление единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) составило 1 235 434,7 тыс. рублей (93,8% от плана), что ниже уровня предыдущего года на 27 626,3 тыс. рублей (2,2%). На снижение поступлений ЕНВД продолжает оказывать влияние расширение применения патентной системы налогообложения, а также тот факт, что применение системы налогообложения в виде ЕНВД с 01.01.2013 носит добровольный характер.

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составило 109 982,4 тыс. рублей или 118,5% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2015 годом поступление налога увеличилось на 63 562,8 тыс. рублей, или в 2,4 раза, что обусловлено увеличением количества выданных патентов за 2016 год.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 240 561,2 тыс. рублей (74,1%). По сравнению с 2015 годом поступление налога увеличилось на 7 379,8 тыс. рублей или на 3,2% в связи с начислением суммы налога в 2016 году исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Не смотря на рост поступлений данного налога, отмечается значительное неисполнение плановых показателей – 84 256,8 тыс. рублей (25,9%), в связи с низким уровнем собираемости, в том числе по причине переноса крайнего срока уплаты с 1 октября на 1 декабря в 2016 году.

В совокупности доходы от государственных пошлин поступили в сумме 296 778,4 тыс. рублей или 76,1% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2015 годом доходы от госпошлин уменьшились на 41 004,3 тыс. рублей или на 12,1%, что обусловлено, в основном, уменьшением количества поданных в суды исковых заявлений.

Неналоговые доходы составили 5 038 545,6 тыс. рублей (79,7% от плана). Первоначальный план по неналоговым доходам увеличен на 243 388,7 тыс. рублей (4,0%).

По сравнению с 2015 годом объем неналоговых доходов снизился на 877 969,0 тыс. рублей (14,8%), в основном за счет снижения поступлений: от сдачи в аренду земельных участков - на 646 591,1 тыс. рублей (22,0%); от сдачи в аренду муниципального имущества - на 187 431,2 тыс. рублей (38,4%); от реализации муниципального имущества - на 112 938,2 тыс. рублей (21,3%); от продажи земельных участков - на 42 248,6 тыс. рублей (11,1%); от штрафов, санкций, возмещения ущерба - на 14 610,6 тыс. рублей (4,5%).

На фоне снижения указанных выше доходов необходимо отметить увеличение доходов: от прочих неналоговых доходов на 56 781,7 тыс. рублей (96,9%); от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 49 416,3 тыс. рублей (5,1%); платы за негативное воздействие на окружающую среду – на 7 784,2 тыс. рублей (19,9%).

Палата предлагает продолжить работу по реализации акций хозяйствующих обществ, принадлежащих городу Новосибирску, которые приносят незначительные доходы в бюджет города и не осуществляют деятельность по решению социальных задач, а именно ПАО «Ростелеком», ХК ПАО «НЭВЗ-Союз», АО «Сибирьгазсервис».

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 2 295 265,8 тыс. рублей и составили 75,6% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2015 годом доходы сократились на 646 591,1 тыс. рублей (22,0%) в связи с нарушением сроков оплаты по договорам аренды земельных участков. Так в течение 2016 года задолженность перед бюджетом города по арендной плате за земельные участки возросла на 417 771,7 тыс. рублей (14,1%) и составила 3 383 147,7 тыс. рублей.

По информации ДЗиИО мэрии по состоянию на 01.01.2017 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 1 690,2 млн. рублей (50% от общей суммы задолженности). Нереальная к взысканию задолженность составляет 1 692,9 млн. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 101,4%. Фактически поступило в бюджет города 285 885,2 тыс. рублей, что ниже уровня 2015 года на 187 421,8 тыс. рублей (39,6%), в том числе от аренды нежилых помещений, зданий, сооружений - на 37 935,5 тыс. рублей (12,1%).

Уменьшение поступлений обусловлено снижением арендного нежилого фонда в связи с приватизацией арендуемого имущества, в том числе в соответствии с ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ, а также закреплением части площадей на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями, освобождением помещений под муниципальные нужды.

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 57 728,0 тыс. рублей (100,9%). По сравнению с уровнем 2015 года поступление данных доходов в 2016 году увеличилось на 8 403,3 тыс. рублей (17,0%).

Задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда без учета начисленной пени по платежу за 2016 год возросла на 14,5%, с 83 260,8 тыс. рублей до 95 299,0 тыс. рублей.

Палата отмечает расхождение данных о размере задолженности по данным отчета ГАДБ об исполнении бюджета и данным Некоммерческого партнерства «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов.

Таким образом, несмотря на неоднократные замечания Палаты, подлинные объемы дебиторской задолженности перед бюджетом города не находят отражения в отчетности об исполнении бюджета города Новосибирска ввиду отсутствия должного порядка взаимодействия ГАДБ и НП «Объединенная расчетная система».

Кроме того, Палата отмечает, что при наличии значительного объема задолженности за наем жилых помещений и имеющихся замечаний Палаты по результатам экспертизы отчета об исполнении бюджета за 2015 год и проекта бюджета на 2017-2019 годы, претензионно-исковая работа по взысканию задолженности организована лишь в конце отчетного периода (распоряжение мэрии города Новосибирска от 26.12.2016 № 1163-р «Об обеспечении представления интересов муниципального образования города Новосибирска в судах по спорам о взыскании платы за содержание жилых помещений и задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска»).

Доходы от реализации муниципального имущества, администрируемые ДЗиИО мэрии, поступили в объеме 415 597,6 тыс. рублей или 50,5% от плановых назначений. Сложная экономическая ситуация, спад темпов продаж объектов недвижимости муниципального имущества, малоликвидность объектов в собственности города, привели к недополучению доходов от реализации имущества в размере 406 885,0 тыс. рублей (49,5%).

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 14 020 581,5 тыс. рублей (99,4%). Обязательства вышестоящих бюджетов по перечислению в бюджет города субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов не исполнены на 37 313,1 тыс. рублей (0,3%).

Расходы бюджета города исполнены в 2016 году в объеме 35 550 504,7 тыс. рублей, что ниже уровня 2015 года на 2,5% в номинальном выражении и на 8,7% в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 93,3%. Процент исполнения бюджета города в отчетном периоде ниже уровня 2015 года на 3,7 процентных пункта.

Исполнение бюджета за счет средств бюджета города составило 93,2%, за счет межбюджетных трансфертов – 93,6%. По сравнению с 2015 годом исполнение бюджета за счет средств бюджета города уменьшилось на 3,0 процентных пункта, за счет средств межбюджетных трансфертов - на 4,8 процентных пункта.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила 37,3%, что свидетельствует о неизменной финансовой зависимости от вышестоящих бюджетов.

В 2016 году сохранилась тенденция увеличения доли расходов «социальных» разделов за счет снижения расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство. Доля расходов «социальных» разделов по сравнению с 2015 годом увеличилась на 3,2 процентных пункта и составила 73,3% в общих расходах бюджета (в 2015 году – 70,1%). Уровень их исполнения – 94,2% - превышает уровень исполнения расходной части бюджета в целом.

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов.

Наибольшее отклонение от плановых назначений у УЖВ мэрии (исполнение 83,7%), администрации Кировского района (исполнение 87,9%).

Исполнение ниже среднего уровня (93,3%) сложилось по разделам: 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 88,3%, что обусловлено отсутствием финансирования в полном объеме, заявительным характером субсидий, экономией при проведении конкурсных процедур, невозможностью заключения контрактов по итогам конкурсных процедур из-за отсутствия заявок, оплатой договорных обязательств по фактически выполненным работам, оказанным услугам на основании актов выполненных работ, оказанных услуг, резервированием лимитов; 0400 «Национальная экономика» - 88,9%, 0600 «Охрана окружающей среды» - 89,3%, 0100 «Общегосударственные вопросы» - 92,4%, 0800 «Культура, кинематография» - 93,0%, главным образом, обусловлено отсутствием финансирования в полном объеме и резервированием бюджетных ассигнований.

Снижение расходов на осуществление бюджетных инвестиций в 2016 году на 56,7%, повлекло изменение структуры бюджета по видам расходов: уменьшение доли расходов по статьям «Бюджетные инвестиции» с 13,1 до 5,8% и «Иные бюджетные ассигнования» с 7,0 до 6,8% при увеличении доли расходов по остальным видам расходов.

Исполнение бюджета выше среднего уровня (93,3%), сложилось по видам расходов: «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» - 98,2%, «Обслуживание государственного (муниципального) долга» - 97,9%, «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» - 94,9%,   «Предоставление субсидий бюджетным, автономным и иным некоммерческим организациям» - 94,5%. Исполнение ниже среднего уровня сложилось по видам расходов: «Бюджетные инвестиции» - 92,3%, «Иные бюджетные ассигнования» - 91,1%, «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» - 87,6%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2016 году на обеспечение конкретных положений Указов направлено 11 044 516,2 тыс. рублей (99,3% от плана). Расходы на выполнение Указов Президента в отчетном году снизились на 10,8% по отношению к 2015 году. Их доля в общих расходах бюджета сократилась с 33,9% в 2015 году до 31,1% в 2016 году.

Анализ исполнения Указов Президента РФ показал, что за январь-декабрь 2016 года по всем категориям работников муниципальных учреждений установленные целевые индикаторы достигнуты, кроме индикативных значений отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги и младшего медицинского персонала к средней заработной плате по региону; наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2015 годом.

Удовлетворенность местами в ДДОУ возрастной категории от 3 лет до 7 составляет 100,0%. Количество детей, получающих услугу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 1 364 человека и составляет 76 704 человек.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что на 01.01.2017 года в 144 из 199 учебных заведений (72,4%) обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 38 905 детей, в 2015-2016 учебном году в две смены занималось 70,2% учебных заведений. Число детей обучающихся во вторую смену в 2016-2017 учебном году возросло на 7 567 человек (24,1%).

Исполнение расходов на реализацию Указа «О мерах по обеспечению граждан Российской федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества жилищно-коммунальных услуг» составило 340 363,1 тыс. рублей (85,6% от плана), целевой индикатор - отношение площади аварийного жилищного фонда, из которого произведено переселение граждан, к аварийному жилищному фонду, признанному до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, составил 89,4% при плане 90,7%. Количество расселяемых жилых помещений составило 1 586 единиц при плане 1 754 (90,4%).

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства исполнены в сумме 2 072 141,5 тыс. рублей (92,3% от плана) и составили 5,8% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление бюджетных инвестиций сократились на 56,7%, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета снизилась на 7,3 процентных пункта.

Основную долю бюджетных инвестиций в 2016 году составляли инвестиции, направленные на строительство и реконструкцию детских садов и школ – 52,5%; на строительство, реконструкцию и приобретение жилья, на реконструкцию сетей теплоснабжения, модернизацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, реконструкцию объектов энергетического хозяйства и строительство газовых сетей – 31,3%; на обоснование инвестиций строительства линии скоростного трамвая, строительство и реконструкцию автодорог и строительство метро – 15,5%.

Исполнение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за счет бюджета города составило 87,8%, областного бюджета – 96,4%, федерального бюджета и средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» – 100,0%.

В нарушение п.2.6 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 (далее – Порядок), не подготовлены правовые акты мэрии города Новосибирска о подготовке и реализации в 2016 году бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности ДСА мэрии, УЖВ мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЭЖКХ города, ДКСиМП, ДСП мэрии.

В нарушение п.2.7 Порядка ДТиДБК мэрии не подготовлен правовой акт мэрии города Новосибирска о предоставлении в 2016 году бюджетных ассигнований на осуществление за счет субсидий из бюджета города Новосибирска капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.

Перечень объектов и объемы финансирования на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2016 год, предусмотренные решением о бюджете, соответствует решениям комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованным мэром города Новосибирска.

Одним из инструментов стратегического планирования являются муниципальные программы, обеспечивающие повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей социально-экономического развития города.

В 2016 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 8 муниципальных и 16 ведомственных целевых программ (далее - МП и ВЦП).

Палата обращает внимание, что для расчета динамики и структуры показателей целевых расходов бюджета за 2016 год принимаются показатели муниципальных программ города Новосибирска, являющимися документами стратегического планирования и обеспечивающими взаимосвязь между стратегическим и бюджетным планированием.

Целевые расходы бюджета в отчетном году составили 24 316 832,7 тыс. рублей (93,0% от плана), или 68,4% от общего объема расходов бюджета.

На реализацию мероприятий МП за счет средств бюджета города направлено 12 908 727,5 тыс. рублей (92,8% от плана), за счет межбюджетных трансфертов - 11 408 105,2 тыс. рублей (93,1% от плана).

Отсутствие ряда программ в Перечне муниципальных программ города Новосибирска на 2016 год, утвержденном постановлением мэрии города Новосибирска от 12.05.2015 № 3331 и нарушение разработчиками программ регламентированных сроков их разработки и утверждения, приводит к отсутствию достоверной информации об объеме целевых расходов при принятии бюджета.

С нарушением регламентированных сроков в 2016 году принято 5 муниципальных программ в общей сумме 5 856 644,2 тыс. рублей.

Постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 установлен Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации (далее Порядок).

В соответствии с п. 3.16. Порядка, муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

В нарушение п. 3.16. Порядка, в течение 2016 года не внесены изменения в регламентированные сроки в муниципальные программы: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года; «Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска» 2016-2020 годы; «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска на 2015-2017 годы»; «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них» на 2016-2020 годы.

Однако, по состоянию на 01.01.2017 года у 7 из 8 МП расходы, предусмотренные в бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ, соответствуют объемам финансирования, утвержденным паспортами программ.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 90 «О стратегическом планировании городе Новосибирске и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска» принято Положение об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования города Новосибирска и их содержания (далее Положение).

В соответствии с п.2.1.4. Положения документы стратегического планирования города Новосибирска подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и в сроки, установленные Правительством РФ, с учетом требований законодательства РФ о государ-ственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» утверждены Правила государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (далее Правила).

В результате нарушения порядка и сроков государственной регистрации документов стратегического планирования, предусмотренных Правилами, изменения в муниципальные программы не зарегистрированы и не размещены в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные законодательством сроки.

В соответствии с п.3.1. Положения и п.3.10. Порядка, проекты документов стратегического планирования города Новосибирска выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства РФ.

В нарушение п.3.1. Положения и п.3.10. Порядка, общественное обсуждение проектов всех муниципальных программ не проводилось.

Анализ реализации муниципальных и ведомственных целевых программ показал, что в 2016 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0% от первоначально утвержденных) у 10 из 24 МП и ВЦП.

Кроме того, отмечено неравномерное исполнение расходов в разрезе программ в течение отчетного года, что увеличивает нагрузку на бюджет в IV квартале и приводит к образованию кредиторской задолженности.

Анализ целей, задач, целевых индикаторов и мероприятий программ показал, что по ряду МП целевые индикаторы не позволяют оценить результат решения поставленной задачи, и только фиксируют факт выполнения мероприятий, что для формирования целевого индикатора недостаточно, поскольку целевой индикатор должен отражать результат решения задачи.

Кроме того, в нарушение п.п.3.4.3 Порядка значения целевых индикаторов не всегда приводятся в динамике за предшествующий год и на период реализации программы, что исключает возможность проведения оценки эффективности реализации программы. В нарушение п.3.4.3. Порядка, в разделе 3 «Цели, задачи, целевые индикаторы Программы» таблица 2 «Информация о порядке расчета значений целевых индикаторов муниципальной программы» не содержит методику расчета плановых и фактических значений ряда целевых индикаторов.

Формулировки мероприятий ряда МП не соответствуют требованиям п.3.5 Порядка, так как носят общий характер и не содержат конкретных действий.

Палатой отмечено расхождение количественных показателей мероприятий, предусмотренных МП и муниципальными заданиями исполнителей программы, что свидетельствует о некорректном расчете затрат на проведение ряда мероприятий программ.

На реализацию мероприятий 16 ВЦП направлено 6 317 610,5 тыс. рублей (94,5% от плана) или 17,8% от общих расходов бюджета города.

Анализ отчетов о ходе реализации ряда ВЦП и расчетов уровня достигнутых значений, показал отсутствие взаимосвязи между затратами на реализацию программ и результатами.

При отсутствии финансирования в полном объеме мероприятий 13 программ из 16 и возникновении по ряду из них кредиторской задолженности, качественная характеристика программ оценивается разработчиками как эффективная, поскольку в большинстве случаев целевые индикаторы достигнуты с превышением плановых значений.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах городского бюджета составил 29,9% (в 2015 году 31,9%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2016 году составил 10 615 332,0 тыс. рублей, что на 8,8% ниже аналогичного показателя 2015 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составила 63,3%, закупок у естественных монополистов –18,4%, закупок малого объема до 100,0 тыс. рублей – 18,3%. В 2016 году заключение муниципальных контрактов производилось более ритмично. Наибольшее количество контрактов в 2016 году было заключено в 4 квартале.

Снижение объема конкурентных закупок составило 82,3% к уровню 2015 года. В то же время, темпы роста объема закупок у единственного поставщика и по сделкам до 100,0 тыс. рублей составляют 100,8 и 126,2%, соответственно.

В разрезе отраслевых департаментов и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДО мэрии – 33,1%. Значительное снижение объема закупок по сравнению с 2015 годом наблюдается у ДЭЖКХ города - на 80,3%.

Неcмотря на снижение общей цены закупок в результате проведения конкурентных процедур по отношению к 2015 году на 70 983,0 тыс. рублей (12,7%), эффективность закупок увеличилась и составила 7,2%. При общем снижении цены закупок в сумме 485 868,0 тыс. рублей, наибольшая экономия сложилась по результатам проведённых электронных аукционов – 438 854,0 тыс. рублей. Наиболее эффективными процедурами (относительно экономии бюджетных средств) в 2016 году стали запросы котировок – эффективность закупок 19,1%, конкурсы – 3,6% и электронные аукционы – 7,5%.

В 2016 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. На основании распоряжений мэрии перераспределены бюджетные ассигнования резервного фонда мэрии в том числе: 10 000,0 тыс. рублей - на принятие оперативных мер по ликвидации критической ситуации, связанной с опасными метеорологическими явлениями, на уборку, вывоз и утилизацию снега с улиц города Новосибирска; 3 500,0 тыс. рублей - на оказание единовременной материальной помощи, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; 21 463,3 тыс. рублей - на проведение аварийно-спасательных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением возникновения угрозы чрезвычайных ситуаций и ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2016 году составили 1 817 158,6 тыс. рублей или 95,8% утвержденных бюджетных назначений, по сравнению с 2015 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления снизились на 27 555,7 тыс. рублей.

На 01.01.2017 общая численность работников органов местного само-управления и избирательной комиссии составила 2 517 человек. Средне-списочная численность в 2016 году составила 2 511 человек. По сравнению с 2015 годом фактическая численность работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии на конец 2016 года снизилась на 59 человек (2,3%), среднесписочная численность – на 43 человека (1,7%).

Сокращение численности сотрудников по сравнению с 2015 годом обусловлено проведением мероприятий по оптимизации штатной численности муниципальных служащих и лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, в соответствии с распоряжением мэрии города Новосибирска от 05.02.2016 года № 60-р.

Расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии в 2016 году составили 1 208 119,0 тыс. рублей (97,8% к 2015 году), средняя заработная плата составила 40 094,2 рублей на одного работника и снизилась по сравнению с 2015 годом на 197 рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 364 462,1 тыс. рублей (99,3% от плана). По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 34 013,5 тыс. рублей.

При плановом дефиците бюджета 1 616 165,8 тыс. рублей, бюджет 2016 года исполнен с дефицитом в сумме 799 356,7 тыс. рублей, его величина не превышает ограничений, установленных ст. 92.1 БК РФ.

В анализируемом периоде сохраняется негативная тенденция роста долговых обязательств и высокая степень зависимости бюджета города от заимствований. При этом проводимая мэрией города Новосибирска долговая политика позволила достичь замедления темпов роста муниципального долга.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2017 года составил 17 465 356,3 тыс.  рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2016 года на 1 507 145,5 тыс. рублей (9,4%), что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2016 год. 

Палата обращает внимание, в соответствии со ст. 106 БК РФ, предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования.

В связи с поступлением 30.12.2016 из бюджета Новосибирской области субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, общий остаток на едином счёте бюджета составил 1 080 022,2 тыс. рублей, что повлекло превышение общего объёма заимствований на 707 788,8 тыс. рублей над объёмом заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств города Новосибирска по итогам года.

В течение 2016 года изменилась структура долговых обязательств.  Увеличение общего объема долга по облигациям муниципального займа на 45,5% (2 800 000,0 тыс. рублей), повлекло увеличение его доли в общем объеме муниципального долга с 38,5% на 01.01.2016 до 51,2% на 01.01.2017. Объем долга по кредитам коммерческих банков снизился на 17,0% (1 292 854,5 тыс. рублей), а его доля в общем объеме муниципального долга снизилась с 47,6% на 01.01.2016 до 36,1% на 01.01.2017. При неизменном объеме бюджетных кредитов, полученных из бюджета Новосибирской области, их доля в общем объеме муниципального долга снизилась с 13,9% до 12,7%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

Для получения дополнительной ликвидности, в 2016 году проведены электронные аукционы, по результатам которых заключены муниципальные контракты на предоставление кредитных ресурсов для бюджета города на сумму 4 050,0 млн. рублей со средневзвешенной ставкой 11,2%.

Кроме того, мэрией города Новосибирска осуществлен выпуск муниципальных облигаций города Новосибирска в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга с регистрационным номером RU35008NSB1. Общее количество облигаций в данном выпуске - три миллиона штук, общий объем эмиссии – 3 000,0 млн. рублей по номинальной стоимости. Срок обращения облигаций составляет 3650 дней (10 лет) с 30.05.2016. Средняя купонная ставка по облигационному займу составляет 9,9% годовых.

По итогам 2016 года средневзвешенная ставка по кредитам составила 8,5% годовых при средневзвешенном сроке более 6 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2017 составляет 84,2%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 183 593,8 тыс. рублей (97,9% от плана). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Использование остатков средств на расчетном счете, открытом для учета операций со средствами бюджетных и автономных муниципальных учреждений, в течение финансового года, в общей сумме 1 100 000,0 тыс. рублей, позволило минимизировать привлечение кредитов и сократить расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатков средств на счетах бюджета города по ставке 0,1% годовых в объеме 9 856 465,0 тыс. рублей, позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 99,1 млн. рублей.

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2011-2016 годов, показал, что окончание срока действия в 2016 году кредитных договоров, заключенных с ОАО «Сбербанк России» в 2011 году с процентной ставкой 7,6% годовых и использование кредитных линий с более высокой процентной ставкой привели к росту стоимости заемных ресурсов и коэффициента долговой нагрузки, отражающего отношение муниципального долга (с учетом расходов на его обслуживание) к налоговым и неналоговым поступлениям бюджета.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 1 365,7 тыс. рублей: 364,0 тыс. рублей – оплата услуг ПАО Московская Биржа по включению и поддержанию ценных бумаг в котировальном списке «А» первого уровня; 353,7 тыс. рублей - оплата услуг ЗАО «Национальный расчетный депозитарий», уполномоченного на хранение сертификата, ведение учета и удостоверение прав и (или) перехода прав на облигации; 549,0 тыс. рублей - оплата услуг генерального агента по организации выпуска и размещения облигаций; 99,0 тыс. рублей – оплата услуг АО «ТРП-ФР» по повышению инвестиционной привлекательности облигаций города 2016 года.

На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 149,75 тыс. рублей.

Активы и обязательства муниципального образования

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета и отчетность бюджетных и автономных учреждений (далее учреждений) города Новосибирска за 2016 год сформирована в соответствии с действующим законодательством, формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности представлены в полном объеме.

Валюта баланса исполнения консолидированного бюджета города Новосибирска и валюта консолидированного баланса учреждений изменились в межотчетный период - баланс увеличился на начало 2016 года по сравнению с концом 2015 года на 82 738,8 тыс. рублей и составил 206 944 917,5 тыс. рублей; баланс бюджетных и автономных учреждений увеличился на 20 498,2 тыс. рублей и составил 1 242 103,5 тыс. рублей.

Расхождения исходящего и входящего остатков обусловлены изменениями типа учреждений – из казенных в автономные и бюджетные.

На конец отчетного 2016 года консолидированный баланс города Новосибирска составил 213 172 842,2 тыс. рублей.  По сравнению с началом года, с учетом изменений, этот показатель увеличился на 6 227 927,5 тыс. рублей (3,0%). Увеличение валюты баланса, главным образом, обусловлено увеличением стоимости нефинансовых активов на 10 000 967,2 тыс. рублей (на 6,8%).

Сумма баланса учреждений на конец 2016 года составила 11 927 473,9 тыс. рублей, что в 9,6 раз превышает аналогичный показатель за 2015 год. Фактором, повлиявшим на столь значительное увеличение валюты баланса стало изменение в бюджетном законодательстве, предусматривающее отражение в учете учреждений доходов в сумме субсидий на выполнение муниципального задания на очередной год.

Активы города Новосибирска состоят из нефинансовых и финансовых активов. На долю нефинансовых активов приходится 73,6%, финансовых - 26,4%.

Нефинансовые активы на 01.01.2017 увеличились по сравнению с 01.01.2016 на 10 000 967,2 тыс. рублей (на 6,8%) и составили 156 941 516,7 тыс. рублей.

Нефинансовые активы муниципальных бюджетных и автономных учреждений уменьшились на 6 477 308,0 тыс. рублей (на 13,2%) и составили 42 465 823,3 тыс. рублей.

В структуре нефинансовых активов города Новосибирска на конец 2016 года большую долю занимает имущество муниципальной казны (остаточная стоимость) -  98 900 765,1 тыс. рублей или 63,0%. Вторая по величине доля нефинансовых активов города приходится на остаточную стоимость основных средств – 32 449 398,5 тыс. рублей или 20,7%. На непроизведенные активы (земельные участки учреждений) приходится 16 668 537,8 тыс. рублей или 10,6%. Вложения в нефинансовые активы (незавершенное капитальное строительство) занимают 8 097 058,8 тыс. рублей или 5,2% и материальные запасы – 825 756,5 тыс. рублей или 0,5%.

В структуре нефинансовых активов муниципальных бюджетных и автономных учреждений на конец 2016 года большую долю занимает кадастровая стоимость земельных участков – 29 820 429,9 тыс. рублей (70,2%). Вторая по величине доля нефинансовых активов учреждений приходится на основные средства – 11 941 685,9 тыс. рублей (28,1%). Прочие нефинансовые активы – 703 707,5 тыс. рублей (1,7%).

Финансовые активы города на 01.01.2017 уменьшились на 3 773 039,5 тыс. рублей (на 6,3%) и составили 56 231 328,5 тыс. рублей (24,6% валюты баланса).

Финансовые активы в балансе муниципальных учреждений имеют отрицательное значение -30 538 349,4 тыс. рублей. В течение года данный показатель увеличился на 17 162 678,4 тыс. рублей (на 36,0%).

Финансовые вложения города в сумме 49 870 956,9 тыс. рублей составляют 88,7% всех финансовых активов баланса.

Дебиторская задолженность города в структуре финансовых активов составляет 9,3%. На конец года дебиторская задолженность увеличилась   на 1 254 190,3 тыс. рублей (на 24%) и составила 5 232 705,3 тыс. рублей.

В структуре дебиторской задолженности 91,2% занимает задолженность по доходам, которая увеличилась в течение отчетного периода на 1 054 116,7 тыс. рублей и на 01.01.2017 составила 4 770 590,2 тыс. рублей. Дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась на 151 823,7 тыс. рублей и составила 393 938,8 тыс. рублей (7,5% в структуре задолженности). Дебиторская задолженность по причинённому ущербу и иным доходам на конец 2016 года составила 64 610,7 тыс. рублей.

Большая часть дебиторской задолженности города (87,4%) является просроченной, основной причиной образования которой является несоблюдение сроков оплаты по договорам аренды и купли продажи имущества и земельных участков.

Дебиторская задолженность муниципальных учреждений за 2016 год составляет 10 747 886,0 тыс. рублей. По сравнению с 2015 годом она увеличилась более чем в 50 раз. Столь значительное увеличение обусловлено изменением в бюджетном законодательстве. Дебиторскую задолженность учредителя перед учреждениями по средствам, направляемым на выполнение муниципального задания на очередной год, в учете отражают как доходы будущих периодов на основании соглашений на дату их подписания, т.е. в декабре 2016 года. 

Кроме начисленных доходов будущих периодов (субсидии на выполнение муниципального задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов) в сумме 10 358 129,1 тыс. рублей, в составе дебиторской задолженности за счет средств, полученных на выполнение муниципального задания значительную долю занимает задолженность учредителей по предоставлению субсидий за 2016 год – 275 555,0 тыс. рублей. Данный факт послужил образованию просроченной дебиторской задолженности муниципальных учреждений. Общая сумма таковой задолженности по состоянию на 01.01.2017 года составляет 147 498,0 тыс. рублей.

Обязательства города Новосибирска увеличились на 1 803 655,8 тыс. рублей (8,7%) и составили 22 441 393,9 тыс. рублей (10,5% от общей суммы баланса).

Большую часть обязательств (77,9%) составила задолженность по долговым обязательствам.

Кредиторская задолженность структурных подразделений мэрии и муниципальных казенных учреждений на конец отчетного периода увеличилась на 289 748,5 тыс. рублей (на 5,8%) и составила 4 969 275,8 тыс. рублей (22,1% в структуре обязательств). Большая часть кредиторской задолженности сложилась по расчетам с плательщиками налоговых доходов УФНС по НСО в сумме 2 358 467,6 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность по расчетам по принятым обязательствам составила 1 494 591,8 тыс. рублей, в том числе задолженность по услугам – 421 540,5 тыс. рублей; задолженность по приобретению основных средств – 351 618,8 тыс. рублей; задолженность по приобретению материальных запасов – 259 697,1 тыс. рублей; задолженность учредителей перед бюджетными и автономными учреждениями по перечислению субсидий – 281 740,4 тыс. рублей; задолженность по оплате труда – 24 214,0 тыс. рублей (текущая задолженность по зарплате за декабрь); задолженность за коммунальные услуги – 10 863,1 тыс. рублей, и другие.

Кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 102 044,8 тыс. рублей является текущей и подлежит оплате в 2017 году.

По состоянию на 01.01.2017 числится просроченная кредиторская задолженность в сумме 151 638,9 тыс. рублей, которая увеличилась по сравнению с прошлым отчетным периодом почти в 2 раза. Данная задолженность в основном обусловлена отсутствием финансирования в ноябре – декабре 2016 года.

Просроченная кредиторская задолженность образовалась у учреждений культуры в сумме 141 434,8 тыс. рублей и учреждений, подведомственных ДЭЖКХ города – 8 353,0 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность учреждений - неучастников бюджетного процесса, по сравнению с 2015 годом увеличилась на 223 963,4 тыс. рублей и составила 529 851,5 тыс. рублей. Кредиторская задолженность учреждений состоит из задолженности за счет субсидий на выполнение муниципального задания – 213 051,5 тыс. рублей (40,2%), за счет субсидий на иные цели –218 797,7 тыс. рублей (41,3%) и за счет собственных средств – 98 002,3 тыс. рублей (18,5%). Кредиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений города, возникшая за счет средств, выделенных на выполнение муниципального задания, возросла по сравнению с прошлым отчетным годом на 43,7%.

На конец 2016 года просроченная кредиторская задолженность у муниципальных бюджетных и автономных учреждений, за счет всех источников, сложилась в сумме 26 976,4 тыс. рублей.

В связи с реорганизацией и созданием новых муниципальных учреждений, на конец отчетного периода их количество уменьшилось на 7 единиц и составило 690 учреждений. Количество муниципальных унитарных предприятий уменьшилось с 35 до 31 в связи с прекращением деятельности путем реорганизации. Количество участников бюджетного процесса (главные распорядители и получатели бюджетных средств) осталось на прежнем уровне и составило 25 единиц.

Анализ отчетности ГРБС

Представленные отчеты ГРБС об исполнении бюджета за 2016 год и отчеты их подведомственных учреждений, по структуре и содержанию соответствует нормам ст. 264.5 и 264.6 БК РФ, Положения «О бюджетном процессе в городе Новосибирске», Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), Указаниям о порядке<

<< Вернуться к списку новостей