Новости

26.06.2017
Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ

В соответствии со ст.16 Положения о контрольно-счетной палате проведена Финансово-экономическая экспертиза муниципальных программ «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них» и «Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска» со сроком реализации 2016–2020 годы.

Разработчиком программ является ДТиДБК.

Обе Программы приняты с нарушением регламентированных сроков принятия.

Общественное обсуждение проектов данных муниципальных программ, которое является необходимым условием их принятия, не проводилось.

В результате нарушения порядка и сроков государственной регистрации документов стратегического планирования, изменения в муниципальные программы, принятые за прошедший период их действия, не зарегистрированы и не размещены в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные законодательством сроки.

Обе программы не содержат методики расчета плановых и фактических значений целевых индикаторов.

Основные замечания по каждой программе:

Анализ раздела «Перечень мероприятий» программы «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них» показал, что представленные целевые индикаторы не позволяют оценить все программные мероприятия, запланированные для реализации целей и задач. В большинстве случаев, при формировании целевого индикатора фиксируется только факт выполнения мероприятия, то есть его количественная оценка, что для формирования целевого индикатора недостаточно, поскольку целевой индикатор должен отражать степень достижения цели.

Палатой обращено внимание, что планируемые мероприятия, необходимые для решения задачи, должны быть связаны между собой системой непосредственных и конечных результатов.

Так, например, при строительстве светофорных объектов в количестве 17 штук в 2016 году и в 2017-2019 годах по 19 штук ежегодно, количество светофорных объектов по которым осуществляется текущее содержание, не меняется.

Кроме того, планирование расходов на мероприятие «Освещение улиц в темное время суток» произведено исходя из количества улиц (штук), без учета протяженности улиц и количества элементов освещения (стоимость единицы рассчитывается путем деления выделенного объема бюджетных ассигнований на количество улиц, что является некорректным).

Палатой отмечено расхождение количественных показателей мероприятий, предусмотренных Программой и муниципальными заданиями исполнителей программы, что свидетельствует о некорректном расчете затрат на проведение ряда мероприятий Программы.

Необходимость финансирования текущих расходов в рамках муниципальной программы приводит к отсутствию влияния реализации мероприятий на решение поставленных задач.

Анализ показателей бюджетной отчетности ДТиДБК за 2016 год и показателей, отраженных в Паспорте Программы выявил расхождение данных по распределению денежных средств по источникам финансирования

В нарушение Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, их формирования и реализации…, в течение 2016 года в регламентированные сроки не вносились изменения в Программу с целю приведения ее в соответствие решению о бюджете.

Исполнение программы в 2016 году составило 3 206 млн. рублей, 82% от плана (средства бюджет города исполнены в объеме 2 557,7 млн. рублей, 86%, Доля средств бюджета города в общих затратах на реализацию Программы - 80%. Средства областного бюджета исполнены в объеме 648 млн. рублей. Исполнение по данному показателю составило 98,0%. Доля средств из областного бюджета в общих затратах -20%).

На момент проведения экспертизы ДТиДБК в контрольно-счетную палату города Новосибирска не были предоставлены: расчет уровня достигнутых результатов реализации программы; расчет коэффициента финансового обеспечения; информация об оценке эффективности реализации программы; отчет о ходе реализации программы. Отсутствие вышеперечисленных документов не позволило провести оценку эффективности реализации муниципальной программы за 2016 год.

ДТиДБК реализация программы в 2016 году оценена как высоко эффективная.

 

Несмотря на то, что целью реализации Программы «Создание условий для организации транспортного обслуживания населения в границах города Новосибирска» является повышение уровня транспортного обслуживания населения, для решения задачи «Развитие городского пассажирского транспорта города Новосибирска» определены только два целевых индикатора: «Прирост трамвайных линий» - с количественным показателем 0,24 км и «Прирост троллейбусных линий» - с количественным показателем 3,2 км, значения которых приведены только за 2019 и 2020 годы, а не за 2015 год и на период реализации Программы.

Данные целевые индикаторы и их значения не позволяют сделать вывод о комплексном развитии всех видов городского пассажирского транспорта и оценить степень повышения уровня транспортного обслуживания населения в городе.  Не разработаны целевые индикаторы, посредством которых можно оценить оптимизацию маршрутной сети общественного пассажирского транспорта и развитие систем информационного обеспечения на общественном пассажирском транспорте.

Отсутствие значений целевых индикаторов на 2016-2018 годы, исключают возможность проведения оценки эффективности исполнения Программы.

Палатой обращено внимание, на отсутствие взаимосвязи между целевыми индикаторами и программными мероприятиями, необходимыми для достижения этих показателей.

Например, реализация мероприятий Программы, относящихся к текущей деятельности, таких как: финансовое обеспечение деятельности МКУ «ЦУГАЭТ», возмещение расходов перевозчикам за перевозку льготных категорий граждан, предоставление субсидий на осуществление бесплатной перевозки детей школьного возраста в дни зимних каникул, не направлена на развитие городского пассажирского транспорта города, что обуславливает необходимость расширения перечня задач Программы и разработки дополнительных целевых индикаторов.

Согласно информации ДТиДБК, расчет планируемых расходов на реализацию ряда мероприятий Программы произведен по результатам фактических затрат предыдущего периода, однако, проведенный анализ объемов финансирования, предусмотренных Программой, не позволяет сделать вывод об их достаточной обоснованности.

Например, объем субсидии на осуществление бесплатной перевозки наземным городским пассажирским транспортом детей школьного возраста в дни зимних каникул (в 2016 году - 1 381,80 тыс. рублей, в 2017-2020 годах по 1 025,0 8 тыс. рублей ежегодно), рассчитан без учета тенденции ежегодного увеличения количества детей школьного возраста. По информации департамента образования численность детей школьного возраста в 2015-2016 учебном году составила 146 717 человек, в 2016-2017 учебном году - 159 312 человек, планируемая численность в 2017-2018 годах - 168 743 человека, темп роста к предыдущему периоду – 108,6; 106,9%.

Исполнение программы за 2016 год составило 993,9 млн. рублей или 93% от плана (не исполнены бюджетные ассигнования в сумме 73,7 млн. рублей). Программой реализовывались 5 мероприятий из 9 запланированных на весь период действия Программы.

Исполнение в разрезе программных мероприятий колеблется от 59 до 100%.

Расчет уровня достигнутых результатов реализации программы; расчет коэффициента финансового обеспечения; информация об оценке эффективности реализации программы; отчет о ходе ее реализации, предоставлены ДТиДБК в департамент экономики, стратегического планирования и в контрольно-счетную палату с нарушением регламентированного срока.

Согласно информации ДТиДБК об уровне достигнутых результатов реализации Программы за 2016 год, при отсутствии планового значения целевого индикатора «Прирост трамвайных линий», запланированных мероприятий и денежных средств на строительство трамвайных путей, фактически достигнутое значение целевого индикатора в 2016 году составило 2,31 км.

Как я уже отмечала, оценку эффективности реализации Программы в 2016 году, осуществляемую путем сопоставления полученных значений коэффициента финансового обеспечения муниципальной программы и уровня достигнутых результатов реализации муниципальной программы, ввиду отсутствия запланированных целевых индикаторов, провести невозможно.

По результатам финансово-экономической экспертизы палатой внесен ряд предложений, направленных на безусловное выполнение требований, в том числе регламентируемых сроков, установленных Порядком разработки, формирования и реализации муниципальных программ, а также на уточнение, дополнение и обеспечение взаимоувязки основных характеристик Программ, таких как: задачи, целевые индикаторы, мероприятия, позволяющих повысить эффективность данных Программ.

<< Вернуться к списку новостей