Новости

06.10.2017
Эффективность деятельности предпиятий при размещении заказов на поставку ГСМ для муниципальных нужд

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2017 год проведена проверка эффективности деятельности муниципальных предприятий и муниципальных учреждений («ДЭУ №1»), подведомственных департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, при размещении заказов на поставку товаров (ГСМ) для муниципальных нужд за 2016 год.

Основными потребителями горюче-смазочных материалов, подведомственными департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, являются дорожно-эксплуатационные учреждения и предприятия пассажирского транспорта. В ходе проведенной выборочной проверки были проанализированы операции самых крупных потребителей ГСМ по данным направлениям:

- МКУ «ДЭУ №1»;

- МКП «ПАТП №4»

- МКП «ГЭТ».

Закупочная деятельность рассмотренных потребителей ГСМ в проверяемом периоде регулировалась требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - в зависимости от организационно правовой формы: МКУ «ДЭУ №1» закупка ГСМ осуществлялась в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ, а в МКП «ПАТП №4» и МКП «ГЭТ» закупки осуществлялись в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ.

И тем и другим документом для осуществления успешной закупки ГСМ заказчиками подразумевалось проведение конкурсных процедур по определению поставщика.

Общий объем закупок ГСМ по рассмотренным предприятиям и учреждениям в 2016 году составил 239 822,6 тыс. рублей, в том числе моторного топлива – в сумме 229 208,4 тыс. рублей (95,6%), автомасел и смазывающих материалов – в сумме 10 614,2 тыс. рублей (4,4%).

Поставка моторного топлива в МКУ «ДЭУ №1» и МКП «ГЭТ» осуществлялась через сети АЗС поставщиков, в связи с отсутствием собственных заправочных станции и емкостей для хранения топлива.

МКП «ПАТП №4» содержит собственную заправочную станцию с общим объемом емкостей для топлива 24 тыс. литров. Поставка моторного топлива осуществлялась как через сети АЗС поставщиков, так и оптовыми поставками в емкости АЗС МКП «ПАТП №4».

МКУ «ДЭУ №1»

В МКУ «ДЭУ № 1» проведено 7 электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов на закупку моторного топлива на общую сумму 127 131,8 тыс. рублей.

2 электронных аукциона на общую сумму 65 359,0 тыс. рублей, (51,4% от общей суммы электронных аукционов) признаны несостоявшимися, так как по окончании срока подачи заявок на участие в аукционах была подана только одна заявка и участником аукционов признан один участник.

Экономия от проведения аукционов составила 5 595,4 тыс. рублей, 4,4% от суммы проведенных электронных аукционов.

По результатам проведенных электронных аукционов заключены муниципальные контракты на общую сумму 121 536,4 тыс. рублей, в соответствии с результатами проведенных электронных аукционов

МКУ «ДЭУ № 1» поставщиками поставлено моторное топливо через сети АЗС поставщиков в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, фактические цены поставок моторного топлива и его объемы соответствуют контрактным.

Основным поставщиком моторного топлива в 2016 году является ООО «Беркут» - 99,5% от общего объема поставок. За 2016 год цены поставок моторного топлива по муниципальным контрактам для  МКУ «ДЭУ №1» ниже розничных цен на сети АЗС ООО «Беркут».

Так же МКУ «ДЭУ №1» проведено 4 электронных аукциона и один запрос котировок на право заключения муниципальных контрактов на закупку автомасел и смазочных материалов для обеспечения нужд Учреждения на общую сумму 6 921,5 тыс. рублей. Автомасла и смазочные материалы поставлены в полном объеме в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, фактические цены поставок и его объемы соответствуют контрактным.

Основную долю в приобретаемых смазывающих материалах занимали моторные масла – 45% и гидравлические масла – 26,2% от общего объема закупки.

Несоответствий требованиям законодательства в области закупочной деятельности не выявлено.

МКП «ГЭТ»

МКП «ГЭТ» за 2016 года проведено 4 запроса предложений на общую сумму 33 798,2 тыс. рублей. По результатам проведенных запросов предложений заключены договоры на общую сумму 29 651,1 тыс. рублей. Снижение цены составило 4147,1 тыс. рублей

В проверяемом периоде моторное топливо МКП «ГЭТ» поставлялось через сети АЗС поставщиков в количестве 601 650,2 литров на общую сумму 17 245,6 тыс. рублей в соответствии с заключенными муниципальными контрактами (ООО «Газпромнефть-Корпоративные продажи», и ООО «Хорос»). В соответствии с заключенными договорами поставка моторного топлива осуществлялась по розничным ценам сети АЗС поставщиков

Несоответствий требованиям законодательства в области закупочной деятельности не выявлено.

МКП «ПАТП №4»

Планом закупок МКП «ПАТП №4» на 2016 год, который размещен в единой информационной системе, предусмотрено приобретение ГСМ на общую сумму 114 070 тыс.рублей

Планом закупок предусмотрено 2 способа закупки:

- запрос предложений - 83,2% от общего объема закупок;

- закупка у единственного поставщика - 16,8%.

Фактически в 2016 году учреждением приобретены ГСМ в полном объеме способом «у единственного поставщика» со ссылкой на пп. 58 п.21 Положения о закупках товаров, работ, услуг МКП «ПАТП №4» (закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму не более 1 500 тыс. рублей, с 23.05.2016 года на сумму не более 5 000,0 тыс. рублей). Изменения в план закупок не внесены.

Основной объем моторного топлива приобретен путем поставки нефтепродуктов (дизельного топлива) автомобильным транспортом поставщиков на собственную автозаправочную станцию МКП «ПАТП №4» в количестве 2 722 512 литров на сумму 75 414,9 тыс. рублей.

При фактическом годовом объеме поставки моторного топлива поставщиками на сумму 87 302,4 тыс. рублей договоры заключались с единственным поставщиком на суммы до 1 500,0 тыс. рублей в первом полугодии и до 5 000,0 тыс. рублей во втором полугодии.

Таким образом, проведенный в ходе проверки анализ показал, что при приобретении моторного топлива МКП «ПАТП №4» отступало от основных принципов, декларированных в ст. 3 Закона №223-ФЗ, таких как:

- информационная открытость закупки;

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Нарушение принципа информационной открытости в течение проверяемого периода проявлялось в:

- искажении и несвоевременном внесении изменений и корректировок в данные плана закупок, размещенного единой информационной системе;

- искажении информации, размещаемой в единой информационной системе о закупках, выполненных способом «закупка у единственного поставщика»;

- отсутствие полной и корректной информации и документов на едином информационном ресурсе в реестре заключенных договоров;

Нарушение принципа необоснованного ограничения конкуренции и принципа экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика выражалось в том, что:

- вопреки размещенным в единой информационной системе данным о планируемых способах закупки дизельного топлива в 2016 г. способом «запрос предложений», фактически осуществлялись закупки способом «закупка у единственного поставщика»;

- путем включения в Положение о закупках МКП «ПАТП-4» п. 21 п. 1 ст. 58, созданы условия, позволяющие осуществлять любые закупки способом «закупка у единственного поставщика», не предусматривающим проведение конкурентной процедуры, стоимость которых меньше 1,5 млн. руб. (с мая 2016 менее 5 млн. руб.) по договору;

- в последующем искусственном дроблении проводимых закупок на отдельные договоры с целью соответствия их критерию, указанному в Положении о закупках, позволяющему осуществлять закупку способом «закупка у единственного поставщика»

- а также в фактическом осуществлении закупок топлива у отдельных поставщиков по ценам, превышающим цены других поставщиков, осуществляющих поставки такого же топлива в этот же период времени.

При этом, прямое нарушение требований закона усматривается только в нарушении требований закона о размещении предусмотренной законом информации на едином информационном ресурсе.

По результатам проведения проверки в адрес отраслевого департамента направленно информационное письмо, а в адрес МКП «ПАТП № 4» представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение нарушений и указание, на то, что в 2017 году закупки осуществляются через электронные аукционы.

От Департамента транспорта также получен ответ на информационное письмо, что указанные в письме замечания приняты к сведению и будут учтены при последующей работе.

<< Вернуться к списку новостей