Новости

27.11.2017
Управление муниципалным внутренним долгом

Управление муниципальным долгом – деятельность, направленная на проведение взвешенной долговой политики, нацеленной на сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, поддержание соответствия параметров долговой нагрузки законодательно утвержденным ограничениям, минимизацию рисков, связанных с обслуживанием и погашением долга, диверсификацию структуры долга и оптимизацию расходов на его обслуживание,  обеспечение взаимосвязи принятия решений о заимствованиях с реальными потребностями бюджета города в привлечении заемных средств.

Эффективное управление муниципальным долгом основывается на установлении четких целей управления обязательствами, соотнесении рисков и стоимости заимствований, мониторинге и управлении рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа к рынку заемного капитала.

В соответствии со ст. 92.1, 107, 111, 114 БК РФ, с соблюдением ограничений, установленных данными статьями, решениями Совета депутатов О бюджете города ежегодно утверждаются - дефицит бюджета, верхний предел муниципального долга, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям; устанавливается предельный объем выпуска муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости; предельный объем муниципального долга; объем расходов на его обслуживание.

В 2016 году бюджет города исполнен с дефицитом в сумме 799 млн. рублей, на 2017 год (на момент проведения обследования) запланирован в сумме – 1 907 млн. рублей. (9 мес. план 1 910,7 факт. 1 875,0 остатки 875 млн. рублей)

С целью финансирования дефицита бюджета ежегодно разрабатывается программа муниципальных заимствований на соответствующий финансовый год.

В соответствии со ст. 106 БК РФ, предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств.

В связи с поступлением 30.12.2016 из бюджета Новосибирской области субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, общий остаток на едином счёте бюджета составил сыше 1 млрд. рублей, что повлекло превышение общего объёма заимствований на 708 млн. рублей над объёмом заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение долговых обязательств.

В 2016-2017 годах сохранилась тенденция роста долговых обязательств и высокая степень зависимости бюджета от заимствований. С начала 2016 года муниципальный долг увеличился на 2 207,1 млн. рублей (14%) и на 01.07.2017 года составил 18 165,4 млн. рублей. Объем муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

В анализируемом периоде муниципальный долг включал долг по муниципальным ценным бумагам, кредитам кредитных организаций и бюджетным кредитам, что свидетельствует о диверсификации долгового портфеля. основным источником заимствований города являлись возобновляемые кредитные линии от коммерческих банков со сроками 5, 6 и 7 лет, а также облигации муниципального займа со сроками погашения до 10 лет. Это позволяет снижать ежегодные потребности города в рефинансировании долговых обязательств и создает более равномерный график погашения долговых обязательств, что особенно актуально в условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке.

По итогам 2016 года средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составляла 8,5% при средневзвешенном сроке более 6 лет. Размер ключевой ставки составлял от 11,0 до 10,0% годовых. 

По итогам первого полугодия 2017 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 8,4% годовых при средневзвешенном сроке 5 лет. Размер ключевой ставки составлял от 10 до 9,25% годовых.

Расходы на обслуживание муниципального долга включают процентные платежи по кредитам коммерческих банков, по бюджетным кредитам, купонные выплаты по облигациям муниципального займа и составили в 2016 году – 1 183,6 млн. рублей, на 2017 год запланированы в объеме 1 352,8 млн. рублей, и не превышают ограничений, установленных ст. 111 БК РФ. (15%)

В анализируемом периоде департаментом финансов и налоговой политики проводилась работа по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга.

Для покрытия временных кассовых разрывов, использовался займ (возврат) со счета, открытого для учета операций со средствами бюджетных и автономных муниципальных учреждений в общей сумме в 2016 году 1,1 млрд. рублей, в первом полугодии 2017 года – 550 млн. рублей.

Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатков средств на счетах бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2016 году в объеме 9,8 млрд. рублей, в первом полугодии 2017 года в объеме 7,7 млрд. рублей позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 99 млн. рублей в 2016 году и 70,0 млн. рублей в 2017 году.

Проводимые мероприятия, позволили снизить расходы на обслуживание муниципального долга, относительно первоначально запланированного объема в 2016 году на 172 млн. рублей (13%), в январе-июне 2017 года на 40 млн. рублей (3%).

Для получения дополнительной ликвидности, в 2016 году проведены электронные аукционы на предоставление кредитных ресурсов для города.

По результатам проведённых электронных аукционов заключено 19 муниципальных контрактов в общей сумме 4 млрд. рублей, в том числе 12 контрактов  с ПАО «Совкомбанк» на сумму 2 700,0 млн., 4 контракта с  БАНК "ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ" (ПАО)  на сумму 750,0 млн. рублей и 3 контракта с ПАО «Московский кредитный банк» на сумму 600,0 млн. рублей  Из 19 проведенных открытых аукционов только 5 аукционов признаны состоявшимися, 14 аукционов признаны несостоявшимися по причине подачи одной заявки и муниципальные контракты заключены с единственным поставщиком.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено методом сопоставимых рыночных цен. Процентная ставка по заключенным контрактам составила от 11,144% до 11,2% годовых. Общая сумма экономии по результатам проведенных аукционов составила 840,0 тыс. рублей.

По состоянию на 1 июля 2017 года неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов составил 7 108,1 млн. рублей.

В 2016 году осуществлен выпуск муниципальных облигаций города Новосибирска в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Общий объем эмиссии – 3 000,0 млн. рублей. Срок обращения облигаций составляет 3650 дней (10 лет). Средняя купонная ставка по облигационному займу составляет 9,9% годовых.

Кроме того, произведено погашение седьмой амортизационной части облигаций муниципального займа RU34005NSB1 2012 года в сумме 200 млн. рублей.

В соответствии с программой муниципальных заимствований на второе полугодие 2017 года запланирован выпуск муниципальных облигаций с общим объемом эмиссии 5 000,0 млн. рублей. Кроме того, запланировано погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа 2012, 2013, 2015, 2016 годов в общей сумме 2 550,0 млн. рублей

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2013-2016 годов, показал, что проводимые мэрией мероприятия, привели к снижению стоимости заемных ресурсов в 2015 году относительно предыдущего периода. В то же время незначительный рост налоговых и неналоговых доходов и использование в 2016 году кредитных линий с более высокой процентной ставкой привели к росту стоимости заемных ресурсов и коэффициента долговой нагрузки.   отражающего отношение муниципального долга (с учетом расходов на его обслуживание) к налоговым и неналоговым поступлениям бюджета.

В то же время, при сохраняющейся тенденции роста долговых обязательств и высокой степени зависимости бюджета города от заимствований, проводимая мэрией долговая политика позволила достичь замедления темпов роста муниципального долга.

Анализ структуры и динамики муниципального долга за 2014-2016 годы крупных городов Сибирского федерального округа (далее СФО) – Барнаула, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ – показал, что только бюджет Барнаула на протяжении ряда лет исполняется без привлечения заемных средств, как следствие – отсутствие муниципального долга.

По всей группе анализируемых городов, отмечен как рост муниципального долга в абсолютном выражении, так и рост уровня муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов (за исключением города Томска).

Проведенный анализ относительных показателей, показал по всем городам увеличение стоимости заемных ресурсов и, как следствие, увеличение коэффициента долговой нагрузки. Наиболее высокая стоимость заемных ресурсов сложилась в городах Красноярске, Омске и Улан-Удэ – 9,83; 9,50 и 9,43%, соответственно, что связано с большей долей в структуре муниципального долга привлеченных кредитов кредитных организаций.

Только в городе Томске более динамичное увеличение поступлений налоговых и неналоговых повлекло снижение коэффициента долговой нагрузки, по остальным городам наблюдается рост коэффициента долговой нагрузки. Максимальное увеличение показателя произошло в городе Красноярске - коэффициент долговой нагрузки увеличился с 0,81 до 0,92. Минимальное увеличение коэффициента долговой нагрузки наблюдается в городе Улан-Удэ.

В условиях нестабильного финансового рынка и в связи с замедлением темпов поступления доходов в бюджет города осуществление строгого контроля за соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города, диверсификация структуры муниципального долга  и оптимизация расходов на его обслуживание, присвоение и поддержание высоких кредитных рейтингов городу Новосибирску и муниципальным ценным бумагам по международной шкале, позволило сделать вывод об эффективной деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным долгом в 2016 и первой половине 2017 года.

<< Вернуться к списку новостей