Новости

27.11.2017
Реализация ВЦП «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий» на 2012 - 2017

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2017 год проведена проверка эффективного использования средств бюджета города, выделенных на реализацию ведомственной целевой программы «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий» на 2012 - 2017 годы за период 2012 - 2016 годы.

  В целях развития застроенных территорий постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2012 № 10080 была утверждена ведомственная целевая программа «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий» на 2012 - 2015 годы.

 Программа Развития застроенных территорий принята с нарушением п. 2.7 Постановления мэра города Новосибирска от 10.04.2008 № 285 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска», согласно которому ведомственные целевые программы утверждаются до 1 октября текущего года на последующий период.

  В проверяемом периоде в городе действовали три программы по расселению ветхого и аварийного жилья:

  - мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

 - ведомственная целевая программа «Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов, признанных до 31.12.2012 аварийными и подлежащими сносу (ветхими и непригодными для проживания) и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства» на 2011 - 2017 годы»;

            - ведомственная целевая программа «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий» на 2012 - 2017 годы.

Действие одновременно трех различных по источникам финансирования программ расселения аварийного жилого фонда приводило к пересечению внутрипрограммных мероприятий, что вызывало необходимость постоянной корректировки принятых ранее решений и соответственно изменению сроков реализации проекта, а в отдельных случаях и отказа от реализации в рамках Программы Развития застроенных территорий.

Установить наличие фактов двойного отражения результатов в отчетах по разным программам без одновременного анализа результатов по всем программам также не представляется возможным.

 Сложившаяся система финансирования расселения аварийных домов не позволяет провести детальный анализ исполнения конкретной Программы РЗТ (за исключением объемов финансирования) и определить проблемные места.

  Исполнение бюджетных назначений на выполнение мероприятий Программы РЗТ за 2012-2016 годы за счет средств бюджета города составило - 81,2 % или 253,8 миллионов рублей, при плане - 312,4 миллиона рублей.

             Бюджетные ассигнования из областного бюджета на реализацию Программы РЗТ были предусмотрены в объеме 317,9 миллионов рублей (из них - 120,0 миллионов рублей на 2017 год). Фактически на момент проверки финансирование составило - 197,9 миллионов рублей.

   Программа Развития застроенных территорий носит «рамочный» характер, так как внутрипрограммные мероприятия не привязаны к конкретным адресам и территориям, что позволяет менять первоначально планируемые к развитию территории при отсутствии к ним интереса со стороны застройщиков, на другие.

    В результате, при таком подходе фактически обеспечено 100 % выполнение мэрией Программы РЗТ по количественным показателям, при этом не всегда выполнялись изначально планируемые мероприятия.

              В ходе реализации Программы РЗТ отмечен ряд случаев невыполнения своих обязательств застройщиками при исполнении мэрией города со своей стороны подавляющего большинства принятых на себя обязательств. Так, например, расселение пяти аварийных домов по ул. Гоголя, 203а, 205, 207, 209, 211 производится более 7 лет и на момент проведения проверки не закончено.

            Палата считает, что для более объективной картины выполнения программных мероприятий необходимо предусматривать в отчетах аналитическую информацию о выполнении своих обязательств застройщиками, так как основным результатом, исходя из названия и целей Программы, является не только расселение и снос части аварийных домов за счет средств бюджета на предполагаемых к развитию территориях, но и непосредственно само развитие этих территорий.

    Одной из основных проблем Программы РЗТ является наличие точечных проектов, когда по договору развития застроенных территорий фактически строится одно - максимум два здания. Это особенно характерно для центральной части города. Застройщику в первую очередь необходимо получить прибыль от участия в проекте, поэтому новое здание не всегда удачно вписывается в сложившуюся инфраструктуру.

   Вторая проблема - когда территории под застройку выделяются без учета целостности жилого квартала. То есть, в пределах квартала одни участки с аварийными домами включаются в границы Развития застроенных территорий, а другие - нет.

             В рамках выполнения Программы РЗТ Управлением по жилищным вопросам мэрии допускалось заключение муниципальных контрактов с нарушением требований законодательства о закупках, а именно - в заключенных муниципальных контрактах размер обеспечения исполнения контракта составлял от 5 до 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, при 100% предварительной оплате за объекты долевого строительства, независимо от срока контракта, деловой репутации, финансового состояния застройщика.

 Недостаточная проработка конкурсной документации, отсутствие мониторинга за ходом выполнения работ приводили к заключению «высокорискованных» сделок, несвоевременному реагированию на возникшую ситуацию, что в конечном итоге привело к потере бюджетных средств. Так, в результате проведения аукционов в электронном виде в конце 2013 года были заключены 10 муниципальных контрактов на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по ул. Приморская, 28/1 с единственным участником аукционов - ООО «НовоКомСтрой» на сумму 58,3 миллиона рублей на приобретение 32 квартир общей площадью - 1 630,6 кв. м.

           На момент проверки ООО «НовоКомСтрой» условия контрактов не выполнило, жилой дом по адресу ул. Приморская, 28/1 до настоящего времени не введен в эксплуатацию, строительные работы на объекте не ведутся.

 С учетом положений статьи 34 Бюджетного кодекса РФ расходы в сумме 58,3 миллиона рублей, выплаченные в качестве аванса на приобретение жилых помещений без достаточного обеспечения исполнения контракта и в результате несвоевременного принятия мер к их возврату, являются неэффективным использованием бюджетных средств.

Проверкой использования приобретенных жилых помещений установлено, что, несмотря на значительный потенциал расселения по Программе РЗТ, длительный период времени (с 2014 года) двадцать три трехкомнатные квартиры общей площадью - 1 798,2 кв.м. и балансовой стоимостью 64,2 миллиона рублей никому не выделены и на момент проверки остаются пустыми.

 Согласно информации, полученной от управляющих компаний и данных системы «Город» задолженность бюджета за жилищно-коммунальные услуги по 23 пустующим квартирам по состоянию на 01.06.2017 составляла - 1,2 миллиона рублей.

  Несмотря на наличие пустующих квартир, приобретенных в рамках Программы РЗТ, расселение производилось в помещения, приобретаемые за счет других источников и программ, на пример:

 • пять семей, проживавших в доме по адресу 4-й переулок Серафимовича, 5, включенный в Программу РЗТ (постановлением мэрии от 20.01.2014 № 286 «О развитии застроенной территории в границах ул. Серафимовича, 3-го пер. Римского-Корсакова, 4-го пер. Серафимовича, ул. Степной в Ленинском районе») расселены в квартиры, полученные в рамках исполнения муниципальных контрактов 2012 года на приобретение жилых помещений в объектах долевого строительства, заключенных с ООО «Оловозаводская». На приобретение указанных квартир из бюджета города в 2013 году за счет бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, было направлено 7,6 миллионов рублей (приобретение жилья для предоставления по найму и для реализации по инвестиционным договорам, договорам долевого участия).

  Кроме того, производилось расселение в квартиры муниципального жилищного фонда (не новостройки), с выполнением ремонтно-отделочных работ. В проверяемом периоде за счет внепрограммных бюджетных средств оплачен ремонт таких квартир на сумму 1,3 миллиона рублей.

   Палатой также отмечено, что в рамках Программы Развития застроенных территорий мэрией взяты на себя обязательства по расселению, превышающие запланированные показатели. Так, по уже заключенным договорам (РЗТ) подлежат расселению и сносу за счет бюджетных средств 34 аварийных дома, при планируемых 28. 

    Из 16-и снесенных домов, отраженных в отчете УЖВ мэрии о реализации Программы РЗТ, только 2 дома снесены за счет средств, предусмотренных данной Программой, с суммой расходов в размере 0,5 миллионов рублей.

    Девять домов снесены за счет средств Ведомственной целевой программы «Переселение граждан, проживающих в городе Новосибирске, из жилых домов, признанных до 31.12.2012 аварийными и подлежащими сносу ……» с суммой затрат в размере 2,9 миллионов рублей.

 Четыре дома снесены силами застройщиков.

            По одному дому аукцион должен был состоятся в III квартале 2017 года, снос не произведен.  

 В ходе проверки установлены факты несвоевременного внесения изменений в реестр муниципальной собственности по подразделу «Жилые помещения» по выбытию муниципальных квартир, расположенных в снесенных домах.

             По итогам контрольного мероприятия в адрес мэра направлено Информационное письмо (от 25.10.2017 № 60/01-17/622) для сведения и принятия управленческих решений.

<< Вернуться к списку новостей