Новости

12.02.2018
Эффективности деятельности МКП "ПАТП № 4"

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2017 год проведена проверка эффективности деятельности муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» за 2015-2016 годы.

Доходы предприятия:

- за 2015 год составили 385 млн. 953 тыс. рублей, из которых 140 млн. 105 тыс. руб. составляют бюджетные субсидии

- за 2016 год – 393 млн.442 тыс. рублей. из которых 137 млн. 509 тыс. руб. бюджетные субсидии.

Кроме того, в проверяемом периоде получено:

- субсидия на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе в сумме 47 млн. 387 тыс. рублей.;

- средства, полученные от Росрезерва – в сумме 80 тыс. рублей.

- средства, полученные от Федерального дорожного агентства в сумме 315 тыс. рублей.

В 2015 – 2016 годах убыточными являлись все городские маршруты.

Средняя себестоимость перевозки одного пассажира в 2015 году составляла 34,3 рубля и превышала доходную ставку на 82%. В 2016 году средняя себестоимость перевозки составила 36 рублей и превысила доходную ставку на 90%. Основными факторами роста себестоимости являлись:

- сокращение пассажиропотока на обслуживаемых предприятием муниципальных городских маршрутах, так количество перевезенных пассажиров сократилось на 6,4%;

- передача на обслуживание маршрутов от КТО, по которым средняя себестоимость перевозки пассажиров превысила на 13% среднюю себестоимость перевозки на собственных маршрутах ПАТП №4.

По междугородним перевозкам в 2015 году общий убыток от перевозки пассажиров составлял 27 млн. 107 тыс. рублей. При этом прибыльным являлись 6 маршрутов.

В 2016 году убыток от перевозки пассажиров составил 23 млн. 985 тыс. рублей. Только один междугородний маршрут являлся прибыльным.

Факторами убыточности междугородних перевозок являлись:

- сокращение пассажиропотока на маршрутах;

- увеличение расходов на перевозку, в результате роста стоимости ГСМ, запасных частей, а также приобретением в лизинг автобусного парка;

Данные факты свидетельствует о неэффективном планировании и организации междугородней маршрутной сети Предприятия.

Проверкой деятельности предприятия установлен большой перечень недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, прямо влияющие на эффективность, касаются следующих вопросов:

1. По состоянию на 01 января 2017 года у предприятия отсутствуют документы (включая договоры аренды) на занимаемый земельный участок по адресу: ул. Приграничная, 2, на котором расположены объекты недвижимости предприятия.

2. В нарушение действующих правил в бухгалтерском учете предприятия объекты основных средств, принятые от МКП «КТО» в количестве 300 единиц, оприходованы в состав основных средств одним объектом «Основные КТО», без необходимого аналитического учета.

3. В ходе проверки 139 объектов основных средств, общей балансовой стоимостью 2 млн. 469 тыс. рублей списаны с баланса Предприятия по причине их отсутствия, а также в связи с отсутствием возможности их демонтажа с МКП «КТО». Действия по истребованию вышеуказанного имущества не проводились, что свидетельствует о неэффективном использовании муниципального имущества.

4. При отсутствии деятельности на автовокзале предприятие систематически несло расходы по его содержанию (аренда земельного участка, охрана). За проверяемый период данные расходы составили 968 тыс. рублей. А также предоставляло в эксплуатацию дорогостоящее оборудование (дизельная э/станция). В соответствии ст. 34 БК РФ расходы по содержанию автовокзала являются неэффективными расходами.

5. В рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2015 году ПАТП №4 поставлены 12 газомоторных автобусов Нефаз, 6 из которых на момент проверки находятся в неисправном состоянии и неиспользуются, что свидетельствует о низкой эффективности использования бюджетных средств целевой субсидии, поскольку приобретение данной техники не позволило предприятию существенно увеличить количество подвижного состава, а также готовность автобусного парка.

6. Ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществлялось с нарушением принципов и правил ведения учета, действующих в РФ, что привело к тому, что бухгалтерская и налоговая отчетность предприятия существенно искажены.

При этом в нарушение постановления мэрии города Новосибирска отчетность предприятия не подвергалась ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, что позволило бы своевременно выявить и исправить несоответствия.

Система учета расчетов с бюджетом по НДС в течение проверяемого периода была построена полностью некорректно, на каждом этапе возникали искажения, приводящие к необоснованному завышению сумм НДС, подлежащего уплате в бюджет. Это негативно влияло на экономику предприятия.

7. На предприятии отсутствует система входного контроля качества закупаемого топлива. В действующих на момент проверки условиях при осуществлении приёмки топлива от поставщиков у предприятия нет возможности проверить ни качество, ни количество фактически поставленного топлива.

8. По ряду типов транспортных средств установленные на предприятии приказом руководителя базовые нормы превышают предельные величины, указанные в Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (утв. распоряжением Минтранса России) на величину от 4,3 до 19,4%.

Все единицы техники не оборудованы датчиками уровня топлива для контроля за расходом топлива.

9. Контроль за работой хозяйственной техники предприятия и расходом топлива отсутствовал полностью. Списание топлива осуществляется без достаточных оснований для этого. Так сверхнормативный расход топлива за 2016 только по трем единицам техники составил 10 577 литров топлива на 289 тыс. руб.

10. Система учета запасных частей на предприятии содержит системные недостатки способные привести к дополнительным рискам и расходам предприятия, среди которых:

- недостаточная обоснованность закупок;

- высокая доля приобретений за наличный расчет;

- отсутствие конкурентных закупочных процедур

- некорректное использование номенклатур;

- отсутствие необходимого контроля при списании.

11. С января по апрель 2015 года допущена утечка в сетях водоснабжения в количестве 12 191 куб. метров на сумму 306 тыс.рублей, что является неэффективным расходованием бюджетных средств.

В 2016 году в отношении предприятия применены штрафные санкции от МУП «Горводоканал» в виде платы за превышение нормативного сброса загрязняющих веществ в сточных водах в сумме 584 тыс.рублей. Мероприятия по выявлению причин роста концентрации вредных веществ в сточных водах и их устранения руководством предприятия на дату проверки не проведены.

12. К электросетям предприятия подключен субабонент, потребление которого включено в общие расходы предприятия, а также могут быть подключены дополнительные неявные потребители, не оформившие надлежащим образом отношения и потребляющие энергию за счет предприятия, что ведет к возникновению необоснованных расходов у предприятия.

13. В ноябре, декабре 2016 года количество подаваемой тепловой энергии поставщиком определялось расчетным путем по причине ремонта теплового узла. В расчет включен объект «Котельная» теплоснабжение которого в 2016 не осуществлялось, что так же привело к необоснованным расходам предприятия.

14. При осуществлении закупочной деятельности нарушены принципы Федерального закона № 223-ФЗ, а именно отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и информационная открытость закупки, в том числе:

- не в полном объеме использован конкурентный способ закупки «запрос предложений», предусмотренный планом закупок;

- информация в плане закупок о способах закупок и их объемах не соответствует фактически размещенным закупкам.

15. В нарушение требований Положения о закупке во всех запросах предложений на поставку моторного топлива на общую сумму 50 млн. 456 тыс. рублей конкурсной документацией предусмотрено, что цена договора не является твердой и будет меняться в период действия договора, и согласовываться на каждую поставку в связи с ситуацией на рынке, что нивелирует основной критерий запроса предложений «твердая (низкая) цена, предложенная победителем договора», и сводит конкурсную процедуру к формальности.

16. Расходы предприятия по лизинговым платежам по договору лизинга 8 междугородных автобусов НЕФАЗ являются неэффективными т.к. на 15 млн. 473 тыс. рублей превышают суммы процентов, которые могли быть уплачены по банковскому кредиту.

Внутрихозяйственные факторы, характеризующие результаты деятельности предприятия в 2015 – 2016 годах это:

- снижение сравнительных показателей деятельности в 2016 году по сравнению с 2015 годом и предыдущими периодами (снижение доходов, рост расходов, рост себестоимости перевозки одного пассажира и т.п.);

- низкая эффективность закупочной деятельности;

- наличие рисков сохранности имущества;

- отсутствие эффективной системы внутреннего контроля и целостной системы бухгалтерского учета;

- наличие фактов неэффективного и необоснованного расходования средств.

Совокупность перечисленных факторов совместно с данными финансового анализа приводят к оценке эффективности деятельности предприятия в проверяемом периоде как «низкую», и имеющую негативную динамику.

По результатам проведения проверки в адрес МКП «ПАТП №4» направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Новым руководством предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение, большая часть из которых уже выполнена.

<< Вернуться к списку новостей