Новости

12.03.2018
Анализ полноты поступления доходов в бюджет города от перечисления части прибыли МУП

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен анализ полноты поступления доходов в бюджет города от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий за 2014-2016 годы.

Основополагающим правовым актом, определяющим правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок их создания, реорганизации и ликвидации является Федеральный закон от 14.11.2011 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с данным законом унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

К основным целям создания унитарных предприятий относятся осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам; обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности муниципальных унитарных предприятий — решение муниципальных задач на коммерческой основе.

В целях совершенствования управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске, в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», разработан Порядок создания, реорганизации, ликвидации и управления муниципальными унитарными предприятиями в городе Новосибирске, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2010 № 246.

В соответствии с данным Порядком в городе Новосибирске создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - муниципальные унитарные предприятия;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - муниципальные казенные предприятия.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 161-ФЗ собственник имущества муниципального унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Этой же статьей определено, что муниципальное унитарное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, имеет право самостоятельно распоряжаться своей прибылью, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также после перечисления собственнику части полученной прибыли.

Для муниципальных казенных предприятий устанавливается иной порядок распределения их доходов. На данный момент такой порядок мэрией не разработан по причине того, что из 4 действующих муниципальных казенных предприятий (ГЭТ, ПАТП № 4, ПАТП № 8, ДК «Прогресс») 3 являются убыточными, а четвертое получает минимальную прибыль. Возможность реализации данных требований законодательства планируется для обсуждения на заседании рабочей группы по повышению поступлений доходов в бюджет города.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом города Новосибирска, во исполнение положений пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 161-ФЗ, в целях повышения эффективности использования муниципального имущества и обеспечения поступления в бюджет города Новосибирска части прибыли муниципальных унитарных предприятий, разработаны, действовавшие в анализируемом периоде, Порядки определения размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденные решениями Совета депутатов города Новосибирска:

- от 31.10.2007 № 760 (срок действия – до 30.06.2016);

- от 23.06.2016 № 239 (срок действия – с 01.07.2016).

Данными Порядками установлены:

- размер части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащей перечислению в бюджет города – 10%;

- условие освобождения от уплаты - реализация инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры, на период действия данных программ;

- обязанность осуществления контроля за правильностью исчисления размера части прибыли – отраслевые органы мэрии (мэрия).

Кроме того, Порядком от 2016 года утверждена форма расчета суммы платежа, подлежащего перечислению муниципальным унитарным предприятием. В данном расчете доходы и расходы рассчитываются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, что при наличии расхождений при налоговом и бухгалтерском учете является не корректным.

Исходя из вышеизложенного, по мнению Палаты, базой для расчета части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, должна являться чистая прибыль.

Также постановлениями мэрии города Новосибирска определены сроки перечисления в бюджет города Новосибирска муниципальными унитарными предприятиями города Новосибирска части прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, действовавшие в анализируемом периоде, в том числе:

- от 08.11.2011 № 10393 - ежеквартально, нарастающим итогом с начала года 30 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом (1, 2, 3 кварталы 2014 года);

- от 08.12.2014 № 10844 ежегодно не позднее 5 апреля года, следующего за отчетным (4 квартал 2014 года, 2015-2016 годы).

Кроме того, данными  постановлениями на руководителей структурных подразделений мэрии города Новосибирска, в ведении которых находятся муниципальные унитарные предприятия, возложена обязанность по организации контроля за своевременным перечислением в бюджет города части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Количество муниципальных унитарных предприятий согласно информационной базе данных «Реестр муниципального имущества» департамента земельных и имущественных отношений мэрии в анализируемом периоде сократилось с 36 до 26 единиц или на 27,8% в основном по причине их ликвидации.

Между тем, общая стоимость финансовых вложений города Новосибирска в уставные фонды муниципальных унитарных предприятий по состоянию на 01.01.2017 увеличилась почти в 1,5 раза и составила 2,2 млрд. рублей.

Распределение муниципальных унитарных предприятий по видам экономической деятельности в 2016 году представлено на рисунке и сложилось следующим образом: в жилищно-коммунальном хозяйстве - 23,1% от общего числа МУПов, в транспортной отрасли и культуре по 15,4%, в строительстве и архитектуре, а также в энергетике по 11,5%, в бытовом обслуживании 7,7%. Доля МУПов, занятых общественным питанием, фармацией, телекоммуникациями и связью составляет по 3,8% в общем числе МУПов.

В настоящее время МУП «УК Первомайская» и МУП «УЖХ Ленинского района» признаны несостоятельными (банкротом) и находятся в стадии ликвидации. МУП «Советский ИнвестСтрой» в анализируемом периоде деятельности не вело.

В связи с тем, что МУП «Горводоканал» реализовывал нвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения, данное предприятие освобождено от уплаты части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города, а его отчетность исключена из анализа полноты поступления доходов в бюджет города.

Таким образом, на основании вышеизложенного, анализ бухгалтерской отчетности в части уплаты части прибыли в бюджет города Новосибирска за период 2014-2016 годов произведен по 22 муниципальным унитарным предприятиям ежегодно.

Проведенный анализ показал рост количества прибыльных предприятий, в том числе имеющих прибыль до налогообложения с 16 в 2014 году до 19 в 2016 году (доля в общем числе МУПов 86,4%), а также имеющих чистую прибыль – с 14 до 18 соответственно (доля – 81,8%).

Все три года убыточной была деятельность только 1 предприятия – МУП Горэлектросвязь», еще 5 предприятий были убыточны в 2-х отчетных периодах из 3-х.

Количество предприятий полностью перечисливших часть прибыли в бюджет города также в целом выросло – с 9 в начале периода до 16 в конце.

Доля таких предприятий выросла соответственно с 64,3% в 2014 году до 88,9% в 2016 году.

В то же время, 5-ю предприятиями, перечислившими часть прибыли («Зоологический парк» имени Р. А. Шило, «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», «Электросеть», «Автосвязь» и «Парк культуры и отдыха «Центральный»), не соблюдены сроки перечисления.

Динамика объемов поступления части прибыли в бюджет города показала их значительный рост по итогам работы предприятий за 2015 по сравнению с предыдущим периодом (с 10,9 до 17,2 млн. рублей или на 58,5%) и небольшое снижение в 2016 году – до 16,4 млн. рублей или на 4,7%.

Соответственно недоимка по перечислению части прибыли показала противоположную динамику: резкое снижение в 2015 году – в 7,4 раза (с 7,7 до 1,0 млн. рублей) и рост в 2016 году – до 1,3 млн. рублей.

На протяжении всего периода стабильно высокий удельный вес в поступлениях занимают перечисления МП «Новосибирская аптечная сеть»: при объемах части прибыли в абсолютном выражении от 7,4 до 8,1 млн. рублей их доля в данных доходах бюджета с учетом недоимки составляет 40-46%.

Общая сумма недоимки, сложившейся по итогам работы муниципальных унитарных предприятий за 2014-2016 годы, составила 10,0 млн. рублей и сформировалась по различным причинам.

Так МУПами «Спецавтохозяйство», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Институт градостроительного планирования» не перечислена часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в связи с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы полученного ими убытка в предыдущем периоде в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако, в данном случае предоставленное право уменьшить сумму исчисленного налога на прибыль не освобождает предприятие от обязанности перечисления части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, так как базой для расчета данного платежа является прибыль по данным бухгалтерской отчетности, а не налоговой декларации.

МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» не перечисляло часть прибыли по итогам 2014 года в связи с реализацией Программы развития метрополитена до 2015 года не смотря на то, что метрополитен не относится к коммунальной инфраструктуре и, следовательно, данное обстоятельство не освобождает предприятие от уплаты в бюджет части прибыли в установленном размере.

Причиной для не перечисления части прибыли за 2014 год МУП «Новосибирский метрополитен» указывает сложную финансовую ситуацию и имеющуюся задолженность бюджета города перед предприятием на 31.12.2017 в сумме 561,6 млн. рублей.

Данным предприятиям Палатой были направлены письма с предложением погасить задолженность перед бюджетом города.

На сегодняшний день 2 предприятия: МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» и МУП «УЗС ПТС» погасили задолженность в полном объеме.

МУПом «Новосибирский метрополитен» предложено провести зачет взаимных требований по задолженности предприятия и бюджета города.

По информации, полученной от МУП «Спецавтохозяйство», погашение задолженности по перечислению части прибыли в бюджет значительно ухудшит текущее финансовое положение предприятия.

В соответствии с полученным ответом МУП «Институт градостроительного планирования» в связи со сложным финансовым положением погашение задолженности в настоящее время не представляется возможным.

Палатой проведен сравнительный анализ поступления доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий в бюджеты 13 городов-миллионников за 2016 год результаты которого показали, что несмотря на то, что в городе Новосибирске объем налоговых и неналоговых доходов значительно превышает (от 17 до 167%) собственные доходы других городов, объем доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий занимает шестое место в рейтинге.

Наибольший объем доходов от перечисления части прибыли поступил в бюджет города Екатеринбурга (первое место в рейтинге) – 73,1 млн. рублей, что более чем в 4 раза превышает объем перечислений в городе Новосибирске. Наименьший - поступил в бюджет города Красноярска (13 место в рейтинге) – более чем в 18 раз ниже объема перечислений в городе Новосибирске. Значительное увеличение поступлений в бюджет города Екатеринбурга по сравнению с предыдущим периодом (12,0 млн. рублей), то есть более чем в 6 раз, обусловлено, по информации Счетной палаты города Екатеринбурга, погашением задолженности бюджета перед транспортными предприятиями.

Доля доходов от перечисления части прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей составляет лишь 0,08% в общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Новосибирска– 9 место в рейтинге.

Размер части прибыли МУП, остающийся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и подлежащий перечислению в бюджеты городов-миллионников неодинаков и варьируется от 10% до 90%.

В 9 из 13 городов установлен единый норматив для всех МУП – от 10% (Новосибирск) до 50% (Нижний Новгород, Пермь и Самара).

В 4 городах размер части прибыли МУП, подлежащей перечислению в бюджет, устанавливается дифференцировано в зависимости от сферы (вида) деятельности предприятия.

В 6 городах (Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Уфа, Челябинск) предусмотрены льготы по уплате части прибыли муниципальными унитарными предприятиями.

В городах Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Самара, Челябинск установлены санкции за нарушение сроков перечисления части прибыли в соответствующие бюджеты – предприятия уплачивают пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на день возникновения задолженности от суммы невнесенного неналогового платежа за каждый день просрочки.

По итогам аналитического мероприятия Палата предлагает:

1. Внести изменения в Порядок определения размеров части прибыли муниципальных унитарных предприятий города Новосибирска, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.06.2016 № 239, предусматривающие расчет суммы части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города, исходя из величины чистой прибыли по данным бухгалтерской отчетности.

2. Предусмотреть применение штрафных санкций (или пени) за нарушение сроков уплаты части прибыли МУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

3. Главным администраторам доходов бюджета города Новосибирска усилить контроль за правильностью исчисления размера части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и своевременностью перечисления ее в бюджет города Новосибирска.

4. Разработать Порядок распределения доходов муниципальных казенных предприятий.

<< Вернуться к списку новостей