Новости

21.03.2018
Продажа жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города, за 2014-2016 годы

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведено обследование деятельности мэрии города Новосибирска по вопросам продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города, за 2014-2016 годы.

В целях упорядочения процедуры продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в городе Новосибирске разработана и утверждена нормативная правовая база с учетом требований ЖК РФ.

Так, принято Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска (решением Совета депутатов от 28.09.2005 № 94).

В соответствии с данным Положением муниципальному образованию городу Новосибирску как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом.

От имени муниципального образования города Новосибирска права собственника в пределах предоставленных им полномочий осуществляют: Совет депутатов, мэр города Новосибирска, мэрия.

Управление и распоряжение муниципальным жилищным фондом включает, в том числе заключение сделок с жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда могут быть отчуждены в соответствии с законодательством.

От имени мэрии полномочия мэрии в жилищной сфере на территории города Новосибирска осуществляет управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 706.

В анализируемом периоде до 09.04.2015 продажа жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности могла производиться в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уставом города.

Решением Совета депутатов от 31.03.2015 № 1317 Положение о порядке управления и распоряжения МЖФ дополнено разделом 9.1 «Продажа жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска».

В соответствии с данным разделом продажа жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, допускается в связи с невозможностью их использования в целях решения вопросов местного значения города Новосибирска.

Решение о невозможности использования жилого помещения в целях решения вопросов местного значения города Новосибирска ежеквартально принимается комиссией по вопросам продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, действующей на основании Положения.

На основе решений, принятых на заседании комиссии, формируются перечни жилых помещений, подлежащих продаже, которые утверждаются правовым актом мэрии и размещаются на официальном сайте города Новосибирска.

Продажа жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона в соответствии с Порядком.

Продажа доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение путем проведения торгов в соответствии с данным Порядком осуществляется в случае отказа остальных участников долевой собственности, имеющих в соответствии ГК РФ, преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, от ее покупки или не приобретения ими продаваемой доли в течение месяца со дня извещения.

Раздел 8 Положения о порядке управления и распоряжения МЖФ устанавливает порядок предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире.

Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире осуществляется по договорам социального найма либо по договорам купли-продажи в соответствии со статьей 59 ЖК РФ.

Договор купли-продажи освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире заключается с гражданами, указанными в части 3 статьи 59 ЖК РФ, при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1 и 2 статьи 59 ЖК РФ.

Постановлением мэрии от 14.10.2013 № 9728 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире, который устанавливает порядок и стандарт предоставления данной муниципальной услуги.

Стоимость освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости жилого помещения, подготовленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Результатом предоставления муниципальной услуги является заключение и выдача договора купли-продажи освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире.

Доходы от использования муниципального жилищного фонда являются средствами бюджета города Новосибирска.

Поступления в доход бюджета города, администрируемые УЖВ мэрии по коду доходов «Доходы от продажи квартир, находящихся в собственности городского округа», за период 2014-2016 годов составили 32,0 млн. рублей, в том числе в 2014 году – 27,3 млн. рублей, в 2015 году – 2,4 млн. рублей, в 2016 году – 2,3 млн. рублей.

Согласно информации УЖВ мэрии, в доход бюджета города по данному коду доходов поступали платежи:

- от продажи муниципальных квартир по договорам купли-продажи;

- от продажи по договорам купли-продажи освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире в соответствии со статьей 59 ЖК РФ;

- по договорам об инвестиционной деятельности, заключенным с работниками бюджетной сферы города Новосибирска в рамках исполнения Постановления № 89 «О предоставлении жилья работникам бюджетной сферы»;

- ошибочно поступившие платежи, подлежащие зачислению на другие коды дохода (в основном это платежи по договорам коммерческого (срочного) найма, которые уточнялись в последующие периоды).

Таким образом, доходы от продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города без учета ошибочно поступивших платежей, за период 2014-2016 годов составили 31,2 млн. рублей, в том числе в 2014 году – 26,6 млн. рублей; в 2015 году – 2,4 млн. рублей; в 2016 году – 2,3 млн. рублей.

Поступления доходов от продажи жилых помещений демонстрируют отрицательную динамику в анализируемом периоде. Так исполнение по данному виду доходов в 2015 году составляет всего лишь 9% от аналогичного показателя 2014 года. В 2016 году произошло еще небольшое уменьшение поступлений.

Кроме того, обращает внимание значительное отклонение плановых и фактических показателей, особенно в 2015 году – более чем в 25 раз.

Также отмечается отрицательная динамика доходов по всем трем источникам поступлений.

Проведенный анализ поступлений доходов от продажи жилых помещений показал значительное снижение поступлений по основному виду продаж - по договорам купли-продажи - в связи с приостановлением продаж в 2014 году и утверждением в 2015 году в рамках Положения о порядке управления и распоряжения МЖФ порядка продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, установившего критерий допустимости продаж - невозможность использования жилого помещения в целях решения вопросов местного значения города Новосибирска.

Поступления от продажи жилых помещений по договорам купли-продажи с 2014 по 2016 годы составили 26,7 млн. рублей, в том числе в 2014 году – 23,4 млн. рублей; в 2015 году – 2,3 млн. рублей; в 2016 году – 1,0 млн. рублей.

Согласно информации УЖВ мэрии в доход бюджета города в период с 2014 по 2016 годы поступали платежи по договорам купли-продажи квартир, заключенным мэрией города Новосибирска ранее в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уставом города.

Документы по данным сделкам на момент проведения обследования не предоставлены по причине их изъятия Следственным управлением Следственного комитета РФ по Новосибирской области и Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Новосибирской области.

В соответствии с действующим с 10.04.2015 года порядком проведения продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска в анализируемом периоде проведена следующая работа по подготовке к продаже жилых помещений.

В 2016 году (в марте, июле и декабре) состоялось 3 заседания комиссии по вопросам продажи жилых помещений, на которых приняты решения о невозможности использования рассматриваемых жилых помещений в целях решения вопросов местного значения города Новосибирска.

Данные решения комиссии утверждены постановлениями мэрии города Новосибирска «О продаже долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Новосибирска» по 7 адресам.

Однако ни одной продажи в анализируемом периоде не состоялось по следующим причинам:

- в связи с продажей не отдельных жилых помещений, а долей в праве общей долевой собственности потребовалось внесение изменений в правовые акты мэрии;

- был рассмотрен и признан не подлежащим удовлетворению протест прокуратуры города Новосибирска;

- расторгнут муниципальный контракт в связи с не оказанием оценщиком услуг по оценке стоимости долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения.

Поступления от продажи по договорам купли-продажи освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире в соответствии со статьей 59 ЖК РФ в период с 2014 по 2016 годы составили 4,3 млн. рублей, в том числе:

- в 2014 году заключено 5 договоров купли-продажи на общую сумму 3,1 млн. рублей;

- в 2016 году заключено 3 договора на общую сумму 1,2 млн. рублей.

В 2015 году платежи по данному виду дохода в бюджет города не поступали.

Палата обращает внимание, что согласно Административному регламенту срок предоставления муниципальной услуги по договору купли-продажи составляет 58 дней со дня обращения заявителя в Администрацию по месту нахождения освободившегося жилого помещения. В анализируемом периоде срок предоставления муниципальной услуги был нарушен.

По информации УЖВ мэрии нарушение сроков обусловлено постановкой жилых помещений на кадастровый учет для соблюдения требований федерального законодательства, а также сроками внесения гражданами оплаты в полном объеме по заключенным договорам купли-продажи.

Кроме того, в 2014-2016 годах в бюджет города поступили платежи от продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города, предоставляемых работникам бюджетной сферы города Новосибирска, по договорам об инвестиционной деятельности (договорам купли–продажи), заключенным ранее в 2005-2009 годах в соответствии с постановлением мэрии от 26.01.2004 № 89 «О предоставлении жилья работникам бюджетной сферы» и предусматривающим рассрочку платежей.

В рамках исполнения Постановления № 89 администрации районов формировали списки работников бюджетной сферы по двум категориям:

- граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имеющие жилого помещения для постоянного проживания либо проживающие в общежитии или на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

- граждане, имеющие жилые помещения для постоянного проживания, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Общие поступления по данному виду доходов составили 178,5 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 67,8 тыс. рублей; в 2015 году – 56,5 тыс. рублей; в 2016 году – 54,2 тыс. рублей.

По результатам проведенного анализа Палата предлагает:

1. Продолжить работу по продаже жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, по которым принято решение о невозможности их использования в целях решения вопросов местного значения города Новосибирска, с соблюдением порядка их продажи в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения МЖФ.

2. Обеспечить соблюдение требований Положения о комиссии по вопросам продажи жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска, о периодичности заседаний комиссии либо внести в Положение соответствующие изменения.

3. Обеспечить соблюдение сроков предоставления муниципальной услуги по предоставлению гражданам освободившегося жилого помещения муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире по договору купли-продажи в соответствии с требованиями Административного регламента.

<< Вернуться к списку новостей