Новости

03.10.2018
Обследование деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным внутренним долгом

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведено обследование деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным внутренним долгом города Новосибирска за 2017 год и текущий период 2018 года.

Эффективное управление муниципальным долгом основывается на установлении четких целей управления обязательствами, соотнесении рисков и стоимости заимствований, мониторинге и управлении рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа к рынку заемного капитала.

В соответствии со статьями 92.1, 107, 111, 114 БК РФ, с соблюдением ограничений, установленных данными статьями, решениями Совета депутатов о бюджете города ежегодно утверждаются: дефицит бюджета, верхний предел муниципального долга, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям; устанавливается предельный объем выпуска муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости; предельный объем муниципального долга; объем расходов на его обслуживание.

В 2017 году бюджет города исполнен с дефицитом в сумме 2 543 млн. рублей при плане 2 586 млн. рублей, на 2018 год (на момент проведения обследования) запланирован в сумме – 1 442 млн. рублей.

С целью финансирования дефицита бюджета ежегодно разрабатывается программа муниципальных заимствований на соответствующий финансовый год.

В соответствии со статьей 106 БК РФ, предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств.

В анализируемом периоде данное требование соблюдено.

Исполнение бюджета за 2017 год характеризуется сохранением тенденции роста долговых обязательств и высокой степенью зависимости бюджета города от заимствований. С начала 2017 года муниципальный долг увеличился на 1 764,3 млн. рублей (10,1%) и на 01.01.2018 года составил 19 229,7 млн. рублей. За первое полугодие 2018 года объем муниципального долга не изменился.

Объем муниципального долга не превышает ограничений, установленных статьей 107 БК РФ.

В анализируемом периоде муниципальный долг включал долг по муниципальным ценным бумагам, кредитам кредитных организаций и бюджетным кредитам, что свидетельствует о диверсификации долгового портфеля. Основным источником заимствований города являлись возобновляемые кредитные линии от коммерческих банков со сроками от 3 до 7 лет, а также облигации муниципального займа со сроками погашения до 10 лет. Это позволяет снижать ежегодные потребности города в рефинансировании долговых обязательств и создает более равномерный график погашения долговых обязательств, что особенно актуально в условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке.

По итогам 2017 года средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составляла 8,3% при средневзвешенном сроке более 5 лет. Размер ключевой ставки составлял от 10,0 до 7,75% годовых.

По итогам первого полугодия 2018 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 7,34% годовых при средневзвешенном сроке 5 лет. Размер ключевой ставки составлял 7,25% годовых.

Расходы на обслуживание муниципального долга включают процентные платежи по кредитам коммерческих банков, по бюджетным кредитам, купонные выплаты по облигациям муниципального займа и составили в 2017 году – 1 342,1 млн. рублей, на 2018 год запланированы в объеме 1 427,8 млн. рублей, и не превышают ограничений, установленных статьей 111 БК РФ. (15%)

В анализируемом периоде департаментом финансов и налоговой политики проводилась работа по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга.

Для покрытия временных кассовых разрывов, использовался займ (возврат) со счета, открытого для учета операций со средствами бюджетных и автономных муниципальных учреждений в общей сумме в 2016 году 550 млн. рублей, в первом полугодии 2018 года – 600 млн. рублей.

Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатков средств на счетах бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2017 году и в первом полугодии 2018 позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 124 млн. рублей в 2017 году и 60 млн. рублей в 2018 году.

Проводимые мероприятия, позволили снизить расходы на обслуживание муниципального долга, относительно первоначально запланированного объема в 2017 году на 51 млн. рублей (4%), в январе-июне 2018 года на 175 млн. рублей (11%).

Для получения дополнительной ликвидности в первом полугодии 2018 года проведены электронные аукционы на предоставление кредитных ресурсов для города.

По результатам проведённых электронных аукционов на предоставление кредитных ресурсов для бюджета города заключено 25 муниципальных контрактов с ПАО «Сбербанк» в общей сумме 6,2 млрд. рублей, в том числе: 13 контрактов на сумму 3,2 млрд. рублей сроком на 5 лет. 4 контракта на сумму 1,0 млрд. рублей сроком на 4 года и 8 контрактов на сумму 2,0 млрд. рублей сроком на 3 года. Из 25 проведенных открытых аукционов 12 аукционов признаны состоявшимися, 13 аукционов признаны несостоявшимися по причине подачи одной заявки и муниципальные контракты заключены с единственным поставщиком.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено методом сопоставимых рыночных цен. По 13 муниципальным контрактам процентная ставка снижена с 7,75% годовых до 7,39%, по 7 контрактам – с 7,8% до 7,39% годовых. 5 муниципальных контрактов заключены с процентной ставкой 7,3%. Общая сумма экономии по результатам проведенных аукционов составила 267 млн. рублей.

По состоянию на 1 июля 2018 года неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов составил 13 452 млн. рублей.

В 2017 году осуществлен выпуск муниципальных облигаций города Новосибирска в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Общий объем эмиссии – 5,0 млрд. рублей. Срок обращения облигаций составляет 3650 дней (10 лет). Средняя купонная ставка по облигационному займу составляет 7,85% годовых.

Кроме того, произведено погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа 2012, 2013, 2015, 2016 годов в общей сумме 2 550,0 млн. рублей.

В соответствии с программой муниципальных заимствований на второе полугодие 2018 года, в случае благоприятной рыночной конъюнктуры на рынке ценных бумаг, запланирован выпуск муниципальных облигаций с общим объемом эмиссии 5,0 млрд. рублей. Также запланировано погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа 2013 и 2015 годов в общей сумме 1 350,0 млн. рублей.

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2014-2017 годов, показал, что проводимые мэрией мероприятия, привели к снижению стоимости заемных ресурсов в 2015 году относительно предыдущего периода. В то же время более высокий темп роста муниципального долга при незначительном росте налоговых и неналоговых доходов и использование в 2016 и 2017 годах кредитных линий с более высокой процентной ставкой привели к росту стоимости заемных ресурсов и коэффициента долговой нагрузки, отражающего отношение муниципального долга (с учетом расходов на его обслуживание) к налоговым и неналоговым поступлениям бюджета.

В то же время, при сохраняющейся тенденции роста долговых обязательств и высокой степени зависимости бюджета города от заимствований, проводимая мэрией долговая политика позволила достичь замедления темпов роста муниципального долга.

Анализ структуры и динамики муниципального долга за 2016-2017 годы крупных городов Сибирского федерального округа (далее СФО) – Барнаула, Иркутска, Красноярска, Новосибирска, Омска, Томска, Улан-Удэ – показал, что только бюджет Барнаула на протяжении ряда лет исполняется без привлечения заемных средств, как следствие – отсутствие муниципального долга.

По всей группе анализируемых городов, следует отметить как рост муниципального долга в абсолютном выражении (за исключением города Томска), так и рост уровня муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов бюджетов (кроме городов Томска и Иркутска).

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджетов, показал разнонаправленную динамику стоимости заемных ресурсов и коэффициента долговой нагрузки. Наиболее высокая стоимость заемных ресурсов сложилась в городах Омске, Красноярске и Улан-Удэ – 8,93; 8,71 и 7,87%, соответственно, что связано с большей долей в структуре муниципального долга привлеченных кредитов кредитных организаций.

Сокращение объема муниципального долга в городе Томске и более динамичное увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета относительно увеличения объема муниципального долга повлекло снижение коэффициента долговой нагрузки. Кроме того, незначительно снизился данный показатель в городах Иркутске и Улан-Удэ. По остальным городам наблюдается рост коэффициента долговой нагрузки. Максимальное увеличение показателя произошло в городе Новосибирске - коэффициент долговой нагрузки увеличился с 0,90 до 0,95.

В условиях нестабильного финансового рынка и в связи с замедлением темпов поступления доходов в бюджет города осуществление строгого контроля за соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города, диверсификация структуры муниципального долга и оптимизация расходов на его обслуживание, присвоение и поддержание высоких кредитных рейтингов городу Новосибирску и муниципальным ценным бумагам по международной и национальной шкалам, позволяет сделать вывод об эффективной деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным долгом в 2017 году и первом полугодии 2018 года.

По результатам проведенного анализа Палатой предложено:

1. Продолжить работу по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание.

2. В целях сохранения долговой устойчивости города Новосибирска и обеспечения поддержания муниципального долга на безопасном уровне, уделять особое внимание при формировании и исполнении бюджета города фактору непревышения темпов роста муниципального долга относительно увеличения объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов.

<< Вернуться к списку новостей