Новости

08.10.2018
Анализ исполнения Прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2017 год

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен анализ исполнения Прогнозного плана приватизации муниципального имущества за 2017 год.

Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности горда в собственность физических или юридических лиц.

Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

- 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…» (реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества);

- Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 250 (преимущественное право покупки доли в праве долевой собственности).

Ежегодно ДЗиИО разрабатывает прогнозный план приватизации, содержащий перечень имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году.

Прогнозным планом приватизации на 2017 год предусмотрено к реализации 56 объектов общей площадью 14,4 тыс. кв. м ориентировочной стоимостью 319 млн. рублей, в том числе 9 объектов, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в прогнозный план включена продажа доли города Новосибирска в праве долевой собственности и продажа акций ОАО «Экспресс-пригород», находящихся в собственности города, номинальной стоимостью 24 млн. рублей.

В 2017 году в соответствии с прогнозными планами на 2005-2017 годы продано 87 объектов общей площадью 34,0 тыс. кв. м общей стоимостью 397,0 млн. рублей, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ - 51 объект общей площадью 10,3 тыс. кв. м общей стоимостью 198,2 млн. рублей.

Также, в рамках гражданского законодательства в соответствии со статьей 250 ГК РФ (преимущественное право покупки) в 2017 году были проданы 3 доли города Новосибирска в праве долевой собственности на недвижимое имущество на сумму 7,7 млн. рублей.

Кроме того, в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ в 2017 году продано 6 земельных участков, занимаемых приватизируемым имуществом и необходимых для его использования, общей площадью 46,2 тыс. кв. м на общую сумму 80,5 млн. рублей.

В структуре приватизации за 2017 год, как по количеству объектов, так и по стоимости продажи, наибольшая доля у объектов имущества, утвержденных прогнозным планом на 2016 год (около 60%). В тоже время, за счет реализации 9 зданий промышленной площадки ул. Тихая, 3, по величине площади наибольший удельный вес приходится на объекты, утвержденные прогнозным планом на 2015 год.

Из объектов, включенных в прогнозный план приватизации на 2017 год, продано лишь 6 объектов или 6,9% от плана.

Анализ информации, предоставленной ДЗиИО мэрии по 50 нереализованным объектам недвижимого имущества, включенным в прогнозный план на 2017 год, по состоянию на 09.07.2018 показал, что:

- 36 объектов находятся в стадии подготовки к продаже (5 реализовано в 2018 году);

- 3 объекта, находящиеся в аренде у субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих поимущественное право выкупа, на стадии оценки;

- 2 объекта недвижимого имущества были преобразованы (разделены, выделены) в 5 новых объектов;

- 3 объекта запланировано к исключению из прогнозного плана по причине включения в Перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, свободного от прав третьих лиц;

- 1 объект, ранее включенный в прогнозный план на 2015 год, ошибочно включен в прогнозный план на 2017 год;

- 5 объектов исключены из прогнозного плана.

Анализ данных по проданным объектам в 2014-2017 годах показал, что после двух лет снижения, в 2017 году отмечается положительная динамика по количеству проданных объектов, их площади и, как следствие, суммарной стоимости проданного имущества.

По отношению к 2016 году в 2017 году общее количество проданных объектов увеличилось в 1,9 раза, общая площадь увеличилась в 3,8 раза. 2017-й год также характеризуется значительным ростом стоимости продаваемого имущества по результатам проведения торгов – 125,1% к первоначальной суммарной стоимости. В тоже время, средняя стоимость 1 кв. м проданных объектов в 2017 году составила 22,4 тыс. рублей (без учета продажи муниципального имущества 9 зданий промышленной площадки ул. Тихая, 3), что на 31,1% ниже, чем в 2016 году (32,5 тыс. рублей).

В 2017 году приватизация муниципального имущества (без продажи долей) осуществлялась четырьмя способами – продажей имущества на аукционе, продажей посредством публичного предложения, продажей посредством конкурса и отчуждением недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

32 объекта реализованы путем продажи на аукционе. При продаже имущества на аукционе осуществляется последовательное увеличение цены первоначального предложения на шаг аукциона.

В результате суммарная начальная стоимость продажи увеличилась со 179,7 млн. рублей до 228 млн. рублей – на 27,0%. Средняя цена продажи 1 кв. м (без учета продажи муниципального имущества 9 зданий промышленной площадки ул. Тихая, 3) увеличилась с 21,9 тыс. рублей до 27,4 тыс. рублей. Минимальная (оценочная) стоимость 1 кв. м. составляла 2,0 тыс. рублей, максимальная – 60,0 тыс. рублей; минимальная цена продажи 1 кв. м. – 2,1 тыс. рублей, максимальная – 119,4 тыс. рублей.

По минимальной цене продажи 1 кв. м было продано муниципальное имущество 9 зданий промышленной площадки по ул. Тихая, 3. Фактором, определяющим низкую стоимость продажи данного объекта, стала невысокая ликвидность имущества с учетом его местоположения, зонирования земельного участка, технического состояния и назначения зданий (мастерские, гаражи, склады). В тоже время, данный объект является самой дорогостоящей сделкой по продаже имущества на аукционе в 2017 году (28,5 млн. рублей).

2 объекта реализовано посредством публичного предложения. Данные объекты выставлялись на продажу на аукционе 9 и 5 раз, соответственно, однако ни один из них так и не состоялся по причине отсутствия заявителей, в связи с чем был изменен способ продажи данных помещений. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

В результате продажи посредством публичного предложения суммарная начальная стоимость продажи снизилась с 3,0 млн. рублей до 1,6 млн. рублей, или на 47,4%, средняя цена продажи 1 кв. м снизилась с 17,7 тыс. рублей до 7,9 тыс. рублей. Минимальная (оценочная) стоимость 1 кв. м. составляла 12,8 тыс. рублей, максимальная – 30,9 тыс. рублей; минимальная цена продажи 1 кв. м. – 6,0 тыс. рублей, максимальная – 13,1 тыс. рублей.

2 объекта, расположенных в зданиях, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) регионального значения, проданы в результате конкурса. При продаже имущества на конкурсе право приобретения помещений принадлежит тому покупателю, который предложил наиболее высокую цену, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

В результате продажи на конкурсе оба объекта проданы по цене превышающей начальную стоимость на 1,0 тыс. рублей.

Отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, имеющими преимущественное право на приобретение такого имущества производится по цене, равной его рыночной стоимости. В 2017 году субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках прогнозных планов выкуплен 51 объект суммарной стоимостью 198,2 млн. рублей. Средняя цена продажи 1 кв. м. составила 19,2 тыс. рублей.

Большинство объектов, по которым проводились аукционы, - 13 нежилых помещений - продано по оценочной стоимости; 5 нежилых помещений продано с увеличением начальной (оценочной) стоимости от 5 до 15%; 4 нежилых помещения – от 20 до 50%, 7 нежилых помещений – от 50% до 100%, свыше 100% продано 3 помещения. С наибольшим увеличением первоначальной (оценочной) стоимости продано нежилое помещение по ул. Первомайская, 104 – стоимость увеличилась с 940,1 до 3 961,9 тыс. рублей (более чем в 3 раза, стоимость 1 кв. м составила 71,6 тыс. рублей).

Анализ документов и материалов по проданным в 2017 году объектам показал, что большинство объектов – 22 нежилых помещений (68,8% от общего количества проданных объектов) продано после назначения аукционов от 1 до 2 раз. По 10 нежилым помещениям  аукционы назначались от 4 до 9 раз.

В 2017 году 12 нежилых помещений (33,3% от общего числа проданных объектов) продано при минимальном количестве участников торгов (2 участника). При количестве участников от 3 до 5 продано 10 нежилых помещений (27,8%), от 6 до 10 участников продано 10 объектов (27,8%), свыше 10 участников - 4 объекта (11,1%). Максимальное количество участников торгов составило 13 участников.

В 2016 году большинство объектов – 13 нежилых помещений (54,2% от общего числа проданных объектов) продано при минимальном количестве участников торгов (2 участника). При количестве участников от 3 до 5 продано 8 нежилых помещений (33,3%), от 6 до 10 участников продано 2 объекта (8,3%), свыше 10 участников - 1 объект (4,2%). Максимальное количество участников торгов составило 13 участников.

Количество извещений на один проданный объект составил в 2017 году 5,0 (в 2016 – 5,5), среднее количество участников на один проданный объект увеличился с 3,5 участников в 2016 году до 5,0 в 2017 году.

СЛАЙД 8. Первоначальные плановые назначения по доходам от продажи объектов недвижимости в рамках прогнозного плана приватизации (без учета поступлений от приватизации имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ) в течение 2017 года уменьшены с 430,2 млн. рублей до 310,2 млн. рублей - на 27,9% (120,0 млн. рублей). Сумма доходов, поступивших в бюджет от продажи объектов недвижимости, с учетом переходящего остатка за объекты, приватизированные в 2016 году, составила 189,3 млн. рублей. Выполнение плана составило 61,0%. Низкое исполнение обусловлено малоликвидностью объектов оставшихся в собственности города и, как следствие, невысокой стоимости продажи 1 кв. м муниципального имущества.

Анализ прогнозных планов за 2009-2017 годы показал отсутствие достоверной информации, содержащейся в них. Как следствие, по данным ДЗиИО мэрии, из свыше 500 неприватизированных муниципальных объектов недвижимости, включенных в прогнозные планы в период с 2009 года по 2017 год, на 20.07.2018 только 249 объектов готовы к продаже.

По замечаниям Палаты, начиная с 2016 года ДЗиИО мэрии проводится работа по исключению из прогнозных планов приватизации объектов, реализация которых невозможна. Из прогнозных планов приватизации муниципального имущества на 2008-2017 годы по состоянию на 01.01.2018 исключено 147 нежилых помещений, в том числе 70 объектов, включенных в Перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).

Поскольку действующим Положением о приватизации не определены параметры Отчета о результатах приватизации муниципального имущества за соответствующий год (далее – Отчет), Отчет, представляемый ДЗиИО мэрии, содержит лишь информацию о количестве проданных объектов, общей площади и общей стоимости проданного имущества.

Отчет не содержит перечень проданных нежилых помещений и приватизированных в прошедшем году акций акционерных обществ  с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Это приводит к отсутствию достоверной и полной информации для потенциальных покупателей об объектах муниципальной казны, которые возможно приватизировать, и противоречит одному из принципов приватизации государственного и муниципального имущества - признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Анализ данных о приватизации муниципального имущества в 2017 году крупных городов Сибирского федерального округа – Барнаула, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Томска, Улан-Удэ – показал, что в Новосибирске, несмотря на низкую ликвидность в большинстве случаев, выставляемых на торги объектов муниципальной собственности, и снижение спроса на приватизируемые объекты, максимальные значения всех показателей приватизации муниципального имущества.

Так, общая площадь приватизированных объектов в городе Новосибирске превышает суммарный итог аналогичного показателя по всем остальным городам и почти в 2 раза больше, чем в Красноярске, занимающем 2-е место. Не смотря на снижение в 2017 году средней стоимости продажи 1 кв. м данный показатель остается самым высоким – 22,4 тыс. рублей.

По результатам аналитического мероприятия Палата предлагает:

1. В целях повышения прозрачности, открытости и результативности приватизации муниципального имущества, еще раз рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2009 № 1200 «О Положении о приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Новосибирска» в части уточнения процедуры планирования приватизации муниципального имущества, внесения изменений в прогнозные планы приватизации, а также определения перечня информации, содержащейся в Отчете о результатах приватизации муниципального имущества.

2. С целью отражения достоверной и полной информации для потенциальных покупателей об объектах муниципальной казны, которые возможно приватизировать, обеспечения равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления:

- формировать прогнозный план приватизации, включая в перечень муниципального имущества, только те нежилые помещения, которые возможно приватизировать в соответствующем году;

- внести изменения в прогнозные планы приватизации, исключив из них объекты, приватизация которых по различным причинам невозможна;

- отражать в Отчете о результатах приватизации муниципального имущества за прошедший год перечень объектов муниципального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

<< Вернуться к списку новостей