Новости

30.01.2019
Оценка эффективности предоставления налоговых льгот за счет бюджета Новосибирска

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой произведена оценка эффективности предоставления налоговых льгот за счет бюджета Новосибирска в 2015-2017 годах.

Налоговые льготы – предоставленное нормативными актами право для отдельных категорий налогоплательщиков не уплачивать налог или уплачивать его в меньшей сумме. 

Налоговые льготы представляют собой преимущество определенной категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

На территории города Новосибирска предусмотрены и применяются льготы по уплате местных налогов:

- налога на имущество физических лиц;

- земельного налога для юридических лиц;

- земельного налога для физических лиц.

Согласно отчетности УФНС России по НСО за период с 2015 года по 2017 год общая сумма предоставленных налоговых льгот увеличилась на 60% - со 155 млн. рублей до 247 млн. рублей.

Их доля в общей сумме налоговых доходов бюджета Новосибирска за этот же период также выросла с 1,1% до 1,5%. Таким образом, объем недополученных доходов в целом незначителен.

Наибольший объем предоставленных налоговых льгот отмечается по налогу на имущество физических лиц: в 2017 году на его долю приходится 64% от общего объема льгот.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектами налогообложения выступают: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения и помещения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 НК РФ представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 № 1210 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Новосибирска» установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Этим же решением установлены налоговые ставки и порядок определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, которые соответствуют аналогичным показателям, установленным НК РФ.

Помимо предоставленных льгот на федеральном уровне, решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.11.2014 № 1210 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Новосибирска» право на налоговые льготы имеют многодетные семьи, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

По данным УФНС России по НСО в анализируемом периоде отмечается рост количества физических лиц, которым предоставлена льгота Данный показатель за 2017 год составил 284 307 человек, или 29% от общего числа налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов. Общая сумма выпадающего дохода от применения льгот по уплате налога на имущество за 2017 год составила 157 млн. рублей. Основная часть – 134 млн. рублей или 85% - льготы, установленные федеральным законодательством, из которых 126 млн. рублей - это льготы пенсионерам.

Предоставленные льготы по налогу на имущество, установленные решением Совета депутатов города Новосибирска, за 2017 год составили 3,5 млн. рублей или 2% от общей суммы выпадающего дохода. За анализируемый период на местном уровне решения о предоставлении дополнительных льгот не принимались.

Выпадающие доходы от предоставленных льгот по налогу на имущество физических лиц за 2017 год составили 39% от общей суммы налога, поступившей в бюджет города.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со статьей 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Земельный налог взимается от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На территории города Новосибирска Положением о земельном налоге, принятым решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 105, введены пониженные ставки земельного налога, за исключением земельных участков, поименованных в пунктах 1, 4 и 14 таблицы представленной на слайде.

Кроме того, в целях социальной поддержки населения уменьшена налоговая база:

в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленные) для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, для следующих категорий налогоплательщиков в размере:

- 100,0% ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны;

- 50,0% пенсионерам по старости (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины в возрасте 55 лет и более);

- 50,0% гражданам, имеющим на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей.

С 2016 года - в отношении земельных участков, предоставленных для строительства многоквартирных домов – 100% гражданам, признанным пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков, созданному в порядке, установленном параграфом 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу.

По данным УФНС количество физических и юридических лиц, которым предоставлена льгота за 2017 год, составило более 43 тысяч налогоплательщиков, или 39% от общего числа налогоплательщиков, учтенных в базе налоговых органов. Общая сумма выпадающего дохода от применения льгот по уплате земельного налога за 2017 год составила 90 млн. рублей, из которой 82 млн. рублей (91%) - льготы, установленные федеральным законодательством, из них 73 млн. рублей (89%) льготы по земельному налогу учреждениям уголовно-исполнительной системы и пенсионерам.

Общая сумма выпадающего дохода от применения льгот, установленных Советом депутатов города Новосибирска, за 2017 год составила 8 млн. рублей и снизилась по сравнению с предыдущим периодом в 2,7 раза, что в основном связано с предоставлением с 2017 года налоговой льготы пенсионерам на федеральном уровне.

Выпадающие доходы от предоставленных льгот по земельному налогу в 2017 году составили 3% от общей суммы земельного налога, поступившей в бюджет города.

С целью обеспечения достижения социально-экономического эффекта от предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот приказом ДФиНП мэрии от 06.05.2014 № 88-од утвержден Порядок проведения оценки эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам.

В соответствии с данным порядком оценка эффективности предоставленной налоговой льготы для физических лиц имеет положительную эффективность в случае ее предоставления социально незащищенным категориям граждан в целях реализации мер социальной поддержки населения.

Расчет оценки эффективности предоставленной налоговой льготы для юридических лиц проводится по шести качественным критериям:

- соответствие предоставленной налоговой льготы целям социально-экономического развития города;

- широта охвата налоговой льготы;

- влияние  льготы на доходы бюджета;

- прозрачность предоставления льготы;

-  адресность предоставления;

-  достижение цели предоставления налоговой льготы.

Для каждого критерия установлены показатели веса критерия и оценки критерия.

Льготы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу для физических лиц не носят экономического характера и направлены на социальную поддержку отдельных категорий граждан - ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны; ветеранов боевых действий; малоимущих граждан; граждан, имеющих на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно имеют положительную эффективность.

Льготы по земельному налогу, предоставленные юридическим лицам (созданным в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», участниками строительства жилищно-строительным кооперативам и иным специализированным потребительским кооперативам) в отношении земельных участков, предоставленных для строительства многоквартирных домов, также носят социальный характер.

Оценка эффективности предоставленной налоговой льготы, произведённая по шести качественным критериям показала, что в проверяемом периоде льгота по земельному налогу для юридических лиц имеет положительную эффективность.

Палатой проведен сравнительный анализ предоставления налоговых льгот по местным налогам в крупных городах Сибирского федерального округа - Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Омска и Томска, который показал что в 2017 году доля налоговых льгот составляет от 1,5% в городе Новосибирске до 9,0% в городе Красноярске от общей суммы налоговых доходов. Причем в городах Красноярске и Кемерове сумма выпадающих доходов, в связи с предоставлением льгот правовыми актами представительных органов муниципальных образований превышают выпадающие доходы, установленные законодательством РФ. В городе Новосибирске при наибольшей сумме поступлений налоговых доходов, доля налоговых расходов минимальна – 1,5%.

По налогу на имущество физических во всех городах  (кроме города Кемерово) основная сумма (от 973% до 100%) выпадающих доходов лиц обусловлена применением льгот, установленных федеральным законодательством.

В городах Иркутске и Омске правовыми актами представительных органов муниципальных образований льготы по налогу на имущество физических лиц не установлены.

Общая сумма налоговых льгот по земельному налогу колеблется от 61 млн. рублей в Омске до 811 млн. рублей в Красноярске, что обусловлено расширением перечня категорий налогоплательщиков, имеющих льготу правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

<< Вернуться к списку новостей