Новости

20.02.2019
Анализ поступления в доход бюджета города платы за размещение нестационарных объектов

В соответствии с планом деятельности, Палатой проведена проверка полноты и своевременного поступления в доход бюджета города платы за размещение нестационарных объектов в городе Новосибирске за 2016-2017 годы.

Согласно Положению о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденному решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 № 1336,

размещение нестационарного объекта  осуществляется на основании договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта, заключаемого департаментом земельных и имущественных отношений мэрии (п.2.1., п.3.2 Положения),

размещение нестационарного торгового объекта осуществляется без предоставления земельного участка на основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, заключаемого департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска (п.2.1., разделу 4,4.1 Положения).

За использование земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (п.4.13 Положения) взимается плата, установленная постановлением мэрии города Новосибирска от 03.07.2015 №4513  «Об установлении платы за использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Новосибирска либо расположенных в границах города Новосибирска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов…», которым предусмотрено, что годовой размер платы определяется на основании установленной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночной стоимости права пользования указанными земельными участками для размещения нестационарных торговых объектов.

При проведении проверки в ДЗиИО мэрии установлены факты заключения  договоров аренды на тот же земельный участок с тем же арендатором на новый срок с нарушением п.1 ст. 621 Гражданского кодекса РФ - при наличии дебиторской задолженности.

Согласно п.7.2. Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, при  осуществлении контроля за соблюдением Положения администрация района осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в суд и иные органы и организации в связи с нарушением Положения, в  том числе по взысканию задолженности по арендной плате, плате за использование земель, неустоек и пени…

Проверки исполнения администрациями районов города Новосибирска обязанностей, предусмотренных п.7.2. Положения, проведены в администрациях Кировского, Ленинского, Октябрьского, Калининского и Дзержинского районов города Новосибирска.

Проведенными проверками установлено, что созданными в Ленинском, Октябрьском, Калининском и Дзержинском районах комиссиями по вопросам сокращения недоимки по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города практически еженедельно проводились заседания, на которых рассматривались вопросы по конкретным должникам с приглашением их на заседания. Некоторые должники предоставляли гарантийные письма и производили частичные оплаты задолженности.

Так, за проверяемый период комиссией Ленинского района проведено 95 заседаний, на которых рассмотрено 412 организаций; по результатам работы комиссии совместно со специалистами администрации должниками добровольно погашено 24 419,8 тыс. рублей;

комиссией Октябрьского района проведено 174 заседания, на которых рассмотрено 244 должника; по результатам работы комиссии добровольно погашено 11 500,0 тыс. рублей;

комиссией Калининского района проведено 75 заседаний, по результатам заслушивания на которых и во исполнение претензий должниками внесено 5 633,1 тыс. рублей;

комиссией Дзержинского района проведено 89 заседаний, по результатам которых оплачена задолженность в размере 3 709,9 тыс. рублей.

Администрациями указанных районов за 2016-2017 годы предъявлено в суд 60 исков о взыскании задолженности в размере 24 004,48 тыс. рублей, удовлетворены иски на общую сумму 23 474,1 тыс. рублей. Информация об исполнении судебных решений не представлена.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что работа с должниками, допускающими нарушения п.1 ст.614 Гражданского Кодекса РФ, п.1 ст.65 Земельного Кодекса РФ, т.е. нарушения сроков внесения арендной платы и внесение арендной платы не в полном объёме (п. 2.4.2. и п.4.2.7 договора аренды), администрациями Ленинского, Октябрьского, Калининского районов города Новосибирска, в основном, велась системно и последовательно. Однако в администрациях этих районов установлены отдельные факты несвоевременности направления предусмотренных ст.619 Гражданского кодекса РФ письменных предупреждений (уведомлений) о необходимости исполнения должниками обязательств о внесении арендной платы, после направления которых возможно в  судебном порядке досрочно расторгнуть договор по требованию арендодателя.

Администрацией Дзержинского района в работе с должниками, нарушающими сроки и размер внесения арендной платы, примерно по половине из изученных договоров допускались длительные перерывы, принимаемые меры были не всегда своевременны,  последовательны и принципиальны, также установлены факты несвоевременности направления предусмотренных ст.619 Гражданского кодекса РФ письменных предупреждений (уведомлений) о необходимости исполнения должниками обязательств о внесения арендной платы.

Работа с должниками администрацией Кировского района велась нерегулярно, бессистемно и непоследовательно. Практически по всем проверенным договорам уведомления, предусмотренные ст.619 Гражданского кодекса РФ, о необходимости исполнения должниками обязательств о внесении платы направлялись со значительной задержкой.

В результате изучения в администрации Кировского района трех протоколов заседаний комиссии по работе с юридическими и физическими лицами по снижению дебиторской задолженности в бюджет города (по пояснениям работников администрации, протоколы  велись только на 3 заседаниях из 31, проведенных в 2016-2017 годах) установлено, что решения о предъявлении исков в Арбитражный суд, в случае непогашения арендаторами задолженности по платежам в конкретный срок, не выполнены.

В нарушение п.7.2. Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска администрацией Кировского района в 2016-2017 годах не осуществлялись  подготовка и направление в суд исков о взыскании задолженности по арендной плате, плате за использование земель и пени.

Таким образом, проведенная проверка показала, что в работе с должниками по договорам аренды земельных участков для размещения нестационарных объектов и договорам на размещение нестационарных торговых объектов за 2016-2017 годы администрациями районов допускаются случаи несвоевременности и неполноты принятия мер, направленных на погашение задолженности, в связи с чем палатой по результатам проверки подготовлено и направлено 5 представлений об устранении выявленных нарушений. Кроме того, палатой направлено представление в ДЗиИО мэрии.

Результаты проверки с предложениями палаты изложены в информационном письме в адрес мэра города Новосибирска.

Из полученных на представления и информационное письмо ответов следует, что администрациями подготовлены иски и погашено добровольно арендных платежей на общую сумму 2 237,6 тыс. рублей, принимаются меры к надлежащей организации работы по своевременному направлению должникам уведомлений и контролю за их исполнением; в целях реального исполнения судебных решений направлены письма в службы судебных приставов, решается вопрос о проведении совместных совещаний; в 2019 году ДЗиИО мэрии совместно с администрациями районов будет активизирована работа по расторжению договоров аренды земельных участков, по которым арендаторами систематически нарушаются условия договора, в том числе по платежам в бюджет.

<< Вернуться к списку новостей