Новости

21.02.2019
Аудит эффективности управления специализированным жилищным фондом города Новосибирска

В соответствии с планомдеятельности Контрольно-счетной палаты города на 2018 год проведен аудит эффективности управления специализированным жилищным фондом города Новосибирска (служебные помещения, жилые помещения в общежитиях и жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и расходования средств бюджета города Новосибирска на его содержание в 2016 - 2017 годах.

       Согласно статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд – это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам четвертого раздела IV указанного Кодекса жилых помещений муниципального жилищного фонда. Перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями Жилищного Кодекса с 92 по 98.

   К помещениям специализированного жилищного фонда относятся:

  служебные жилые помещения;  жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В городе Новосибирске имеются все виды специализированного жилищного фонда.

    Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (статья 92 ЖК РФ), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

    В городе Новосибирске порядок управления и распоряжения имуществом утвержден Решением городского Совета № 94 «О положении и порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска». Решением определено, что муниципальному образованию как, собственнику, принадлежат права владения, пользования и распоряжения специализированным жилищным фондом.

      В ходе данного контрольного мероприятия были исследованы порядок управления и эффективность использования трех видов специализированного имущества муниципального жилищного фонда:

Служебные жилые помещения.

Жилые помещения в общежитиях.

 Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В части «Служебных жилых помещений» установлено, что по состоянию на 01.01.2018 года в реестре муниципального казенного учреждения «Городское жилищное агентство» в городе Новосибирске числится 94 служебные квартиры муниципального жилищного фонда города. Общая площадь квартир составляет - 4 060,8 кв. м. За исследуемый период служебных квартир муниципального жилищного фонда увеличилось незначительно с 90 квартир до 94 квартир, пропорционально увеличилась их общая площадь.

       Доля зарегистрированных квартир в Россреестре составляет 75,3%, из 94 квартир зарегистрировано в Россреестре только 71. По состоянию на 01.01.2018 года не зарегистрировано в Россреестре 23 квартиры, (три из них зарегистрированы в 2018 году).

      Помимо квартир в городе Новосибирске имеются жилые помещения специализированного жилищного фонда, расположенные в многоквартирных домах на территории Новосибирской области. По состоянию на 07.11.2018 года на территории Новосибирской области город имеет 23 служебные квартиры муниципального жилищного фонда (площадью - 1 184,3 кв. м.), из них только по 5 помещениям (площадью - 251,3 кв.м.) проведена работа по регистрации права пользования имуществом, что составляет 21,2% от их общего числа (не оформлено право собственности на 18 квартир (общей площадью - 933,0 кв.м.) из 23, что составляет - 78,8%).

     Также в ходе проверки установлены расхождения данных по «служебным помещениям муниципального жилищного фонда», которыми владеют и распоряжаются администрации районов города и помещениям, которые включены в подразделение Реестра жилых помещений специализированного жилищного фонда города Новосибирска «Служебное».

     Проверка показала, что в полной мере владеют информацией отделы по жилищным вопросам в Дзержинском и Советском районах города, отклонений по числу помещений между администрацией этих районов и Реестром МКУ «ГЖА» нет, по другим администрациям имеются расхождения.

     Финансирование определенных видов затрат по содержанию мест общего пользования в домах, где имеются служебные квартиры, в проверяемом периоде не осуществлялось, в связи с тем, что заявок от управляющих организаций в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города не поступало.

      Количество граждан, заинтересованных в получении служебного помещения (данные книги регистрации по состоянию на 31.12.2017 года) в городе Новосибирске, составляет 16 человек.

       В качестве «Жилых помещений в общежитиях», в городе используются жилые помещения муниципального жилищного фонда, расположенные в многоквартирных домах с конструктивными особенностями «общежитие».

      В настоящее время в данных многоквартирных домах в основном имеется два вида собственников - муниципальное образование город Новосибирск (муниципальная собственность) и физические лица (помещения, выведенные из состава муниципальной собственности в основном по решению суда).

       По состоянию на 01.01.2018 в городе Новосибирске числится 585 помещений, собственником которых является муниципальное образование город Новосибирск в общежитиях, расположенных на территории города. Их общая полезная площадь составляет - 10 750,8 кв. м.

       За исследуемый период количество помещений увеличилось незначительно, на начало 2016 года в «Реестре муниципального имущества» было 556 (+29 помещений), пропорционально, увеличилась общая площадь помещений муниципального жилищного фонда (общежитие).

        Доля зарегистрированных помещений в Россреестре не значительная. Из 585 помещений, в составе муниципального имущества зарегистрировано только 260. Площадь зарегистрированных помещений составляет 43,0%.

       Основная причина в том, что мэрией города Новосибирска в переходный период введения в действие Жилищного Кодекса РФ не проведена работа по определению статуса помещений, которые переданы в муниципальную собственность ранее (реализация требований статей 5 и 7 Жилищного Кодекса РФ).

       Другая причина в том, что часть помещений создано путем перепланировки помещений из общего пользования в новые жилые помещения без разрешительных документов собственника в лице администрации города. При этом разрешительная документация не оформлена, что не позволяет надлежащим образом оформить Технический паспорт, как следствие, право собственности на эти помещения.

         При этом часть перестроенных помещений уже приватизирована, по решению суда, другая часть передана правовым актом мэрии в маневренный фонд города и на этом основании внесена в Реестр муниципальных жилых помещений. По отдельным помещениям право собственности на момент проверки также не оформлено.

         На территории Новосибирской области город Новосибирск имеет в собственности 22 комнаты в общежитии по адресу ул. Тимуровская, дом № 2, в с. Морозово Искитимского района. Регистрации права за муниципальным образованием город Новосибирск на момент проведения проверки не проведена.  

            Кроме того, из числящихся по состоянию на 01.01.2018 в реестре МКУ «ГЖА» 3 268 жилых помещений в общежитиях, не определен статус по 2 683 жилым помещениям (или 82,1%). 

        Установлены расхождения данных по «жилым помещениям в общежитиях», имеющимся в Реестре муниципального имущества (МКУ «ГЖА») и данных, имеющихся в администрациях районов, осуществляющих от имени муниципального образования города Новосибирска полномочия собственника, что влечет за собой риск искажения информации о специализированном жилищном фонде города. Следует отметить, что данная информация используется при формировании расходов бюджета города, части возмещения расходов по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, в которых расположены помещения специализированного жилищного фонда.

       Согласно действующим нормативно-правовым актам города в проверяемом периоде средства бюджета города направлялись на содержание мест общего пользования в многоквартирных домах (общежитиях), в которых находились помещения муниципального жилищного фонда города.

       Возмещение затрат за оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества осуществлялось в порядке, утвержденном постановлениями мэрии города Новосибирска № 5137 от 19.06.2014 и № 816 от 01.03.2017 «О порядке предоставления субсидий на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме».

              Сумма предоставленной субсидии за 2016 год составила 160,4 миллиона рублей. В разрезе получателей бюджетных средств данные приведены на слайде.

              За 2017 год сумма предоставленной субсидии составила 151,1 миллион рублей. В разрезе получателей бюджетных средств данные приведены на слайде.

             Финансирование управляющих организаций осуществлялось Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города согласно поданным заявкам на субсидию.

       В 2016 и 2017 годах основная часть общежитий находилась в управлении муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство», поэтому, основная часть субсидий на возмещение расходов по содержанию домов (общежитий) была направлена в это Предприятие.

        Согласно представленным Предприятием документам, расчет размера возмещения из бюджета города осуществлялся ежемесячно в соответствии с фактически произведенными затратами.

     Проверкой расходования средств, выделенных из бюджета города, на текущее содержание и ремонт специализированного жилищного фонда города (общежития) муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ», установлено завышение стоимости выполненных работ по текущему ремонту общежитий, на сумму 295,0 тыс. рублей (284,9 тыс. рублей – завышение расценок; 10,1 – завышение объемов по замерам). По другим направлениям предоставления субсидий нарушений в использовании средств бюджета города за проверяемый период не установлено.

        Необходимость в специализированном жилищном фонде в виде комнат в общежитии в городе имеется. По состоянию на 01.01.2018 года в Списке граждан, претендующих на получение жилья в общежитии числится 94 человека с семьей.

      «Жилые помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Данные жилые помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для передачи детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей имеются в четырех районах города Новосибирска (Калининский, Ленинский, Октябрьский и Первомайский районы города).

       По состоянию на 01.01.2018 года число специализированных помещений, которые используются по найму для лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 218. Количество жилых помещений муниципального жилищного фонда, в которых размещена эта категория людей, за последние три года имеет тенденцию роста (на 01.01.2016 года – 159 помещений; на 01.01.2017 – 211 помещений).

       В каждом районе города формируется список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым исполнилось 14 лет и достигшие 18 лет, с целью определить потребность помещений, в которые будут заселены дети-сироты, когда им исполниться 18 лет.

       Согласно письму управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска от 21.08.2018 № 2018, в «Сводном списке лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» в городе Новосибирске, по состоянию на 01.07.2018 год включены - 1 683 человека, из них: 1 071 человек - достигшие возраста 18 лет и 612 человек, которым исполнилось 14 лет.

       Финансирование затрат по содержанию мест общего пользования в домах, где имеются помещения, которые используются по найму для лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не осуществлялось, так как заявок от управляющих организаций в Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в проверяемом периоде не поступало.

          В целом, исходя из результатов контрольного мероприятия, палатой сделан вывод об не эффективном управлении специализированным жилищным фондом города, в части «служебных жилых помещений» и «жилых помещений в общежитиях».

     По результатам проверки в адрес ДСА мэрии и МУП «ЖКХ» направлены представления, в которых было предложено:

    Разработать и предоставить перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений и недопущению их впредь, в том числе:

            - осуществить инвентаризацию помещений специализированного жилищного фонда города;

            - привести Технические паспорта о жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах с конструктивными особенностями (общежитие) в соответствие с их фактическими данными;

             -  произвести регистрацию прав муниципальной собственности на незарегистрированные помещения;

            - обеспечить своевременность и полноту передачи информации администрациями районов города о жилых помещениях специализированного жилищного фонда для достоверного ведения Реестра муниципального имущества города Новосибирска;

            - организовать надлежащим образом контроль за целевым использованием помещений специализированного жилищного фонда;

            - определить вид жилых помещений муниципального жилищного фонда, чей статус на момент проверки не определен;

            - устранить установленные нарушения по текущему ремонту общежитий.

<< Вернуться к списку новостей