Новости

27.03.2019
Аудит в сфере закупок продуктов питания в учреждениях, подведомственных департаменту образования

Контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведен аудит в сфере закупок продуктов питания в муниципальных учреждениях, подведомственных департаменту образования мэрии города Новосибирска, в 2017 году.

На 1 января 2018 года, из 506 муниципальных образовательных организаций, питание детей в столовых с полным технологическим циклом осуществляли 388 учреждений, через операторов школьного питания – 81 организация и 37 сдавали помещения и оборудование в аренду для организации питания по аутсорсингу.

Муниципальные учреждения осуществляли полномочия по определению поставщиков продуктов питания самостоятельно. Финансовое обеспечение закупок осуществлялось за счет бюджетных средств по льготным категориям учащихся и средств родительской платы. Закупки осуществлялись конкурентными и неконкурентными способами.

Во всех контрактах, устанавливались требования к количеству, качеству товара в соответствии с федеральным законом №29-ФЗ, санитарных правил и норм, технических регламентов Таможенного союза; предъявлялось требование к наличию сертификатов соответствия и обязательному указанию остаточных сроков годности поставляемой продукции.

Эффективность закупок в значительной степени зависела от количества участников конкурентной процедуры, на которую в первую очередь влияли условия закупки: чем строже ограничения, тем меньшее количество поставщиков участвовало в торгах.

Проверенными учреждениями в 2017 году заключено с проведением конкурентных процедур 43 контракта и с единственным поставщиком 2610 контрактов.

Все процедуры проходили со снижением начальной (максимальной) цены более чем на 25%, экономия в процессе торгов составила 31458,9 тыс. рублей.  Среди конкурентных способов, наиболее распространенный – электронный аукцион.

Не состоялось 7 торгов из-за недостаточного количества заявок, анализом несостоявшихся торгов, факторов, влияющих на ограничение числа участников закупок, не выявлено.

Установлены случаи досрочного расторжения контрактов на поставку продуктов питания (около 7% от заключенных), обусловленные фактическим уменьшением потребности в продуктах в связи с отсутствием детей из-за болезни.

Фактов несоответствия количества поставленных товаров с количеством, указанным в контрактах не выявлено, цена соответствовала, условиям, оговоренным контрактами.

В образовательных организациях приемка продуктов питания в целях осуществления контроля качества, осуществлялась ответственными лицами, без привлечения экспертов.

В Комбинатах питания проводилась экспертиза продукции и технологического процесса в рамках программы производственного контроля. В случаях установления несоответствий приняты меры по их устранению и выполнены повторные исследования.

Управлением Роспотребнадзора в Комбинате питания Ленинского района проведена проверка по жалобе, что готовые блюда и кулинарные изделия не отвечают гигиеническим требованиям безопасности в школе №15, нарушения устранены, составлен протокол об административном правонарушении, объявлено замечание заведующей столовой школы.

Оценка эффективности закупок продуктов питания проведена в соответствии с общей методикой оценки эффективности государственных закупок, с учетом уровня конкурентности, соблюдения законодательства при размещении заказов, дисциплины планировании и исполнения контрактов по учреждениям, подвергнутым контрольным мероприятиям. Показатель комплексной оценки, рассчитывается с учетом весовых коэффициентов каждого показателя.

Деятельность по закупке продуктов питания в общеобразовательных учреждениях признана умеренно эффективной при условии своевременного финансового обеспечения учреждений. Основные факторы, отрицательно влияющие на комплексный показатель эффективности – это нарушения при соблюдении законодательства при размещении заказов и обоснованность определения начальной цены контракта, что обусловлено нестабильной ценовой ситуацией на рынке, высокой конкуренцией и большим разнообразием ценовых предложений.

Отдельно произведен расчет эффективности по двум Комбинатам питания, в результате которой их закупочная деятельность признана эффективной.

Палатой проведен анализ по расчету чистой прибыли от деятельности собственной столовой и организацией питания по аутсорсингу, на примере Аэрокосмического лицея им. Ю.В.Кондратюка. Чистая прибыль от деятельности собственной столовой ниже на треть, чем прибыль от аренды. Кроме того, в каникулярное время собственная столовая не осуществляла питание и не приносила прибыль, а арендная плата перечисляется независимо от времени работы столовой. Палатой, департаменту образования мэрии даны рекомендации о доведении до сведения руководителей образовательных учреждений информации об экономической выгоде от организации питания по аутсорсингу.

Как недостаток при проведении закупочной деятельности, отмечено недостаточное число членов комиссии по осуществлению закупок, прошедших профильное повышение квалификации в МБОУ СОШ №7.

Палата проинформирована, что МБОУ СОШ №7 запланирована подготовка еще одного сотрудника для работы в сфере закупок.

Во исполнение рекомендаций палаты департаментом образования в январе 2019 года проведено совещание с руководителями подведомственных учреждений, 4-5 февраля 2019 года проведен обучающий семинар, в подведомственные учреждения направлена оперативная информация и сведения по изменениям и нововведениям в законодательстве.

Осуществление закупок находится на контроле отдела по организации закупок управления обеспечения бюджетного процесса, мониторинга организации питания и ресурсного сопровождения учреждений. Информации Палаты, так же, учтена при составлении плана проверок в рамках ведомственного контроля в сфере закупок на 2020 год.

<< Вернуться к списку новостей