Новости

27.03.2019
Эффективность реализации МП "Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства"

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен аудит эффективности реализации муниципальной программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 31.03.2015 № 2592, включая проверку эффективности деятельности муниципального автономного учреждения города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства».

Муниципальная программа разработана в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Данным законом определены основные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся:

- финансовая поддержка (предоставление за счет бюджета субсидий, бюджетных инвестиций, грантов);

- имущественная поддержка (передача во владение и (или) в пользование муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с муниципальными программами);

- информационная поддержка (создание муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет»);

- консультационная поддержка (создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги).

В городе Новосибирске применяются все указанные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, сформирована инфраструктура поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, включающая в том числе МАУ «ГЦРП» и входящие в его структуру бизнес-инкубаторы.

Палата обращает внимание, что Программа утверждена с нарушением регламентированного срока – после начала очередного финансового года.

Для достижения поставленной цели Программы – содействие развитию малого и среднего предпринимательства города Новосибирска - в ходе её исполнения реализовывались 24 программных мероприятия в рамках решения 3 определенных задач.

Палата обращает внимание, что исполнителями 8 и соисполнителями 10 мероприятий Программы являлись Новосибирская торгово-промышленная палата и Новосибирская городская торгово-промышленная палата, реализующие данные мероприятия за счет собственных средств, которые отражены в Программе как внебюджетные источники.

Однако, объективно оценить объем и степень участия в реализации мероприятий торгово-промышленных палат на основании имеющихся документов не представляется возможным. Документов, подтверждающих сумму затрат из внебюджетных источников к проверке не представлено.

Таким образом, исполнение муниципальной программы анализировалось Палатой только за счет бюджетных средств.

Как показали результаты проведенной проверки абсолютное большинство мероприятий реализованы с перевыполнением плановых показателей. В то же время, 2 мероприятия по мнению Палаты являются не выполненными.

В целом на реализацию мероприятий муниципальной программы за 3 года было направлено 139 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств бюджета города – 77,7 млн. рублей или 56% от общих расходов. Также существенная доля затрат приходится на средства федерального бюджета – около 40%. Исполнение планового объема финансирования программы составило 98%. На отрицательную динамику финансирования мероприятий программы значительное влияние оказало прекращение выделения межбюджетных субсидий из федерального и областного бюджета.

В структуре расходов на реализацию мероприятий программы более половины произведенных затрат (53%) приходится на оказание финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следующими по объёму выделенного финансирования являются мероприятия, направленные на обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – 32%. Прочие мероприятия в рамках развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе консультационная и информационная поддержка, носят менее финансово затратный характер, на их долю приходится около 14% всех программных расходов.

Не смотря на то, что в городе Новосибирске используются все формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Федеральным законом № 209-ФЗ, Палата обращает внимание, что в Программу не были включены мероприятия, отражающие оказание мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Условиями и порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением мэрии города Новосибирска от 14.10.2015 № 6206.

На оказание данного вида поддержки лишь косвенно указывает целевой индикатор «Доля помещений муниципальных бизнес-инкубаторов города Новосибирска, предоставленных в аренду субъектам малого предпринимательства».

В тоже время, имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления в аренду муниципальных нежилых помещений на льготных условиях оказывается помимо департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии также и департаментом земельных и имущественных отношений мэрии.

Невключение в перечень мероприятий Программы мер по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не позволяет в полной мере оценить степень развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске и определить уровень достижения цели Программы - содействия развитию малого и среднего предпринимательства города Новосибирска.

Наиболее затратной формой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являлось оказание финансовой поддержки в виде предоставления субсидий. Финансирование данного мероприятия Программы осуществлялось из бюджетов 3 уровней: федерального, областного и городского. Всего за срок реализации Программы было предоставлено 216 субсидий на общую сумму 74 млн. рублей, при этом основной источник данных выплат – межбюджетные субсидии из федерального бюджета (55 млн. рублей).

Финансовая поддержка оказывалась субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, понесенных ими при осуществлении предпринимательской деятельности, в виде предоставления:

- грантов в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства – 70% затрат, но не более 500,0 тыс. рублей;

- субсидии на возмещение части затрат по участию в выставках или ярмарках – 50% затрат, но не более 100,0 тыс. рублей;

- субсидии на возмещение части затрат на обновление основных средств - 25,0% затрат, но не более 500,0 тыс. рублей;

- субсидии для компенсации части затрат по уплате процентов по кредитам и для компенсации части затрат на оплату лизинговых платежей – 25% затрат, но не более 500,0 тыс. рублей.

Основным видом финансовой поддержки в период реализации Программы являлись гранты в форме субсидий начинающим субъектам малого предпринимательства – 198 грантов на общую сумму 70 млн. рублей.

За период реализации Программы департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии организовано и проведено 7 открытых конкурсов на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде субсидий, на участие в которых было подано 500 заявок.

В результате проведенной проверки Палатой выявлен ряд нарушений и недостатков при предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:

- департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии не осуществлялся контроль за соблюдением условий, целей и порядка оказания финансовой поддержки в форме проверок (на необходимость усиления контроля со стороны департамента за целевым использованием средств финансовой поддержки указывают, в том числе результаты проверок органов внутренних дел (возбужденные уголовные дела, вынесенные обвинительные приговоры в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей финансовой поддержки);

- не проводилась оценка (анализ) бюджетной эффективности оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки;

- формой отчета не установлены показатели результативности использования субъектами малого и среднего предпринимательства средств полученной финансовой поддержки;

- не отслеживается динамика финансово-экономических показателей получателей финансовой поддержки в году следующим за годом ее предоставления.

В рамках решения задачи «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» была предусмотрена реализация 12 программных мероприятий, 7 из которых должны быть реализованы исключительно за счет средств из внебюджетных источников. Однако, объективно оценить степень выполнения таких мероприятий на основании представленных документов не представляется возможным.

За счет средств бюджета города 4 из 5 мероприятий выполнены в полном объёме.

Мероприятие Программы «Проведение опроса направленного на оценку предпринимательским сообществом эффективности реализации Программы» является не выполненным. Палата обращает внимание, что проведение одного опроса в 2015 году, не позволяет проследить изменение уровня оценки предпринимательским сообществом эффективности реализации Программы, который в немалой степени характеризует показатели развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска.

Как и в случае выполнения предыдущей задачи при решении задачи «Формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Новосибирска», Палата отмечает, что реализация 2 из 5 мероприятий осуществлялась исключительно за счет средств из внебюджетных источников, объективно оценить степень выполнения таких мероприятий на основании представленных документов не представляется возможным.

За счет средств бюджета города из 3 мероприятий 2 выполнены в полном объёме.

Оценку выполнения мероприятия Программы «Развитие центра инноваций социальной сферы» - «Выполнено», Палата считает необъективной и необоснованной, так как в ходе проверки не были представлены данные, подтверждающие выполнение работ или принятие управленческих решений, направленных на развитие центра инноваций социальной сферы как составляющего инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая:

проведенный анализ выполнения программных мероприятий,

степень решения поставленных в Программе задач,

утвержденное отчетом об исполнении Программы фактическое  значение целевых индикаторов Программы,

существующую методику оценки эффективности муниципальных программ города Новосибирска

Палата оценивает эффективность реализации Программы на уровне – эффективная. Оценку эффективности Программы, утвержденную отчетом об исполнении программы «Высоко эффективная» Палата считает необъективной.

Одним из основных исполнителей мероприятий Программы являлось муниципальное автономное учреждение города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства».

МАУ «ГЦРП» создано в 2009 году. В соответствии с Уставом основными видами деятельности учреждения определены:

- формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- оказание комплексной поддержки малому и среднему предпринимательству и организациям, составляющим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

МАУ «ГЦРП» осуществляет:

- в рамках муниципального задания: консультационную и информационную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства; организацию и проведение семинаров, презентаций, тренингов по вопросам ведения предпринимательской деятельности; обеспечение деятельности бизнес–инкубаторов;

- деятельность приносящую доход: предоставление в аренду помещений бизнес–инкубаторов; бухгалтерское, юридическое обслуживание; организация совместных мероприятий (аренда зала), услуги полиграфии.

Штатная численность Учреждения – 30 единиц, среднесписочная – 29.

МАУ «ГЦРП» имеет в своем составе 2 бизнес-инкубатора, являющихся структурными подразделениями учреждения.

Плановый объём финансового обеспечения деятельности учреждения исполнен на 98%, фактические поступления за 2015-2017 годы составили 78,5 млн. рублей. Неисполнение по доходным источникам в основном обусловлено более низким уровнем поступлений от приносящей доход деятельности.

С учетом переходящего остатка средств субсидии на иные цели фактические расходы за этот же период произведены в объёме 86 млн. рублей или 97% от запланированных.

В структуре поступлений доходов учреждения внушительную долю (84%) занимают субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания, что указывает на значительную зависимость МАУ «ГЦРП» от поступлений бюджетных средств.

На долю поступлений от приносящей доход деятельности приходится лишь 13%, из которых свыше 70% - арендная плата, поступившая от резидентов бизнес-инкубаторов.

В структуре расходов учреждения отмечаются 2 основных направления: выплаты персоналу с начислениями (45%) и закупка товаров, работ и услуг(41%).

Наибольшие ресурсы учреждения задействованы на обеспечение деятельности 2-х структурных подразделений – бизнес-инкубаторов.

Требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе определены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167, согласно которому бизнес-инкубатор - организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности (до 3 лет с момента государственной регистрации) и осуществляющая такую поддержку путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров.

Бизнес-инкубаторы имеют 60 нежилых помещений, предназначенных под сдачу в аренду, общей площадью 3,2 тыс. кв. м. Из них: 36 – офисные помещения площадью свыше 800 кв. м и 24 – производственные площадью 2,4 тыс. кв. м.

В бизнес-инкубаторах расположены комнаты переговоров, конференц-залы и комнаты оргтехники.

Штатная численность каждого бизнес-инкубатора 8 человек.

Заключение договоров аренды помещений бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с Порядком предоставления в аренду имущества бизнес-инкубатора, находящегося в муниципальной собственности города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 25.06.2014 № 1125, согласно которому:

- основанием для предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду являются результаты конкурса;

- величина годовой арендной платы за пользование помещениями устанавливается по результатам оценки рыночной стоимости нежилых помещений, выставленных на конкурс, независимыми оценщиками;

- ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства имеют следующие значения:

в первый год аренды - 40% от размера арендной платы, установленного в договоре аренды;

во второй и третий годы аренды – 60 и 100% соответственно.

- для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, и иными приоритетными видами деятельности, предоставляется льгота по арендной плате в виде применения понижающего коэффициента, корректирующего величину размера арендной платы, равного 0,75. Доля договоров аренды, заключенных в 2015-2017 годах с применением данного коэффициента, составляет 65%.

Объём поступлений арендной платы характеризуется положительной динамикой и составил на конец периода 4,3 млн. рублей.

Кроме того, со всеми арендаторами заключены договоры на возмещение коммунальных услуг: электро- и теплоснабжение, водоснабжение, канализация, а также услуг телефонной связи. В целом за проверяемый период данные поступления составили 3,1 млн. рублей.

Удельный вес задолженности по состоянию на 01.01.2018 в общем объеме поступлений за 2017 год составил: по арендной плате – 2,7%, по возмещению затрат на оплату коммунальных услуг – 12,8%.

Снижение объема задолженности в 2017 году обусловлено её списанием с баланса на основании постановления Управления Федеральной службы судебных приставов по НСО.

В то же время, отмечается рост количества арендаторов, имеющих задолженность, как по арендной плате, так и по возмещению коммунальных услуг.

Среднегодовая заполняемость площадей резидентами бизнес-инкубаторов в целом на конец проверяемого периода составила 90,9%.

Неиспользуемые площади на конец 2017 года составили 365 кв. м.

Отсутствие 100,0% заполняемости площадей бизнес-инкубаторов, предназначенных для сдачи в аренду СМиСП обусловлена, в большей степени, длительностью административных процедур, необходимых для проведения конкурса на право заключения договора аренды.

Динамика показателей реализации бизнес-планов резидентов бизнес-инкубаторов показывает, что при незначительном снижении количества резидентов по всем основным показателям отмечается рост, в том числе значительный по объёмам налоговых отчислений – с 3,3 млн. рублей в 2015 году до 10,4 млн. рублей в 2017 году.

В результате проведенной проверки Палатой выявлен ряд нарушений и недостатков:

- планы финансово-хозяйственной деятельности составлены только на очередной финансовый год, показатели на плановые периоды отсутствуют;

- при формировании муниципального задания на очередной год департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии не были учтены значения фактических показателей выполнения муниципального задания в отчетном году;

- не оформлено право на земельный участок, на котором расположено здание бизнес–инкубатора по адресу ул. Есенина, 8/4;

- не осуществлялся контроль за выполнением арендаторами обязанности по государственной регистрации в Управлении Росреестра по НСО договоров аренды, заключенных на срок 1 год и более;

- порядок предоставления отчета арендатора нежилых помещений бизнес-инкубатора о результатах реализации бизнес-плана правовым актом мэрии города Новосибирска не установлен.

Оценка эффективности деятельности проводилась по социальным и социально-экономическим критериям, с учетом расчетной бюджетной эффективности, а также экспертной оценки эффективности.

По результатам комплексной оценки деятельность МАУ «ГЦРП» за период 2015-2017  годов признана достаточно эффективной.

По результатам проведенного контрольного мероприятия в адрес начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии и директора МАУ «ГЦРП» направлены представления в целях устранения выявленных нарушений и недостатков.

<< Вернуться к списку новостей