Новости

18.06.2019
Исполнение бюджета города Новосибирска за 2018 год

На заседании постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по бюджету и налоговой политике рассмотрено заключение контрольно-счетной палаты города Новосибирска на отчет об исполнении бюджета города за 2018 год.

В соответствии с бюджетным законодательством контрольно-счетной палатой проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2018 год. Представленный мэром отчет соответствует нормам законодательства, достоверно отражает данные об исполнении бюджета города.

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2018 году происходило в условиях ограниченных финансовых возможностей, сдержанных темпов восстановления экономики.

В 2018 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной и расходной части на 98% (41,4 и 42,6 млрд. рублей соответственно). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 1,2 млрд. рублей.

Показатели доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета подтверждены данными отчетов главных администраторов бюджетных средств и управления федерального казначейства по НСО.

По сравнению с 2017 годом доходы бюджета города в 2018 году увеличились на 5 млрд. рублей (12,7%), в том числе объем собственных доходов бюджета вырос на 1 250 млн. рублей (5,8%).

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов составила 55%. Таким образом, зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов продолжает оставаться высокой (45%).

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что их администрирование осуществлялось на недостаточном уровне - 11из 23 ГАДБ (структурных подразделений мэрии) не обеспечили планируемые поступления доходов в бюджет. Необходимо отметить, что в течение восьми последних лет систематически не выполняет принятые обязательства по поступлению доходов в бюджет города ДТиДБК мэрии. Также обращает внимание значительное невыполнение бюджетных назначений ДЗиИО мэрии, вследствие чего в бюджет города не поступило в 2018 году – 389 млн. рублей.

Фактическое поступление налоговых доходов составило 17,4 млрд. рублей или 99% от плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2018 году - рост к уровню 2017 года составил 6%. В тоже время недополучено 230 млн. рублей.

В структуре поступивших налоговых платежей определяющими остаются 3 налога – НДФЛ, земельный налог и единый налог на вмененный доход, которые суммарно обеспечивают 94% всех налоговых доходов бюджета.

С меньшим темпом (5,1%) росли неналоговые доходы бюджета. В абсолютном выражении их рост составил 264 млн. рублей, при этом общая сумма неналоговых поступлений за 2018 год сложилась в сумме 5,4 млрд. рублей или 92% от плана. Таким образом, недополечено неналоговых доходов в сумме 502 млн. рублей.

Более половины всех поступлений неналоговых доходов (52%) составляют доходы от использования имущества. По ним же наибольшее неисполнение – 380 млн. рублей.

В отчетном году общая задолженность по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет незначительно снизилась и составила на 1 января 2019 года 5,1 млрд. рублей, в том числе по налогам и сборам, администрируемым УФНС по НСО – 694 млн. рублей, по неналоговым доходам – 4,4 млрд. рублей.

Общее снижение задолженности составило более 97 млн. рублей или 2%. Отмечается разнонаправленная динамика задолженности по видам доходов: снижение по налоговым доходам – на 233 млн. рублей (25%) и рост по неналоговым доходам – на 136 млн. рублей (3%).

Задолженность по доходам, администрируемым ДЗиИО мэрии, составляет 4,3 млрд. рублей или 84% всей задолженности, в том числе по доходам от арендной платы за земельные участки – 4 млрд. рублей.

По информации ДЗиИО мэрии нереальная к взысканию задолженность по арендной плате за землю составляет 2,2 млрд. рублей или 56% от общей суммы просроченной задолженности по данному виду доходов. Таким образом, не смотря на списание в 2018 году задолженности, невозможной к взысканию по причине ликвидации должников по банкротству, в сумме 205 млн. рублей произошел её рост на 90 млн. рублей.

Также отмечается продолжающийся рост задолженности населения по оплате за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, которая на конец отчетного периода превысила 114,0 млн. рублей.

Погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей остается потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города.

Рост объема расходов бюджета по сравнению с 2017 годом составил 8,5%. Все «социальные» разделы бюджета исполнены с превышением среднего уровня по бюджету в целом.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2018 году на обеспечение конкретных положений Указов направлено 12,2 млрд. рублей (99% от плана).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 2,2 млрд. рублей (88% от плана) и составили 5,2% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений увеличились на 21,6%, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета выросла на 0,5 процентных пункта.

В то же время, как негативный момент наблюдается продолжающееся сокращение объема капитальных вложений за счет собственных средств бюджета города.

Перечень объектов и объемы финансирования на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2018 год, предусмотренные решением о бюджете, соответствует решениям комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений.

В то же время, в нарушение положений Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, в решении о бюджете города Новосибирска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (в том числе при внесении в него изменений) предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, на которые отсутствуют правовые акты мэрии о подготовке и реализации бюджетных инвестиций.

В 2018 году расходы на реализацию мероприятий 19 муниципальных и 2 ведомственных целевых программ составили 88% от общего объема расходов бюджета.

В результате нарушения порядка и сроков государственной регистрации документов стратегического планирования, изменения в муниципальные программы большинством разработчиков (ответственными исполнителями) не зарегистрированы и не размещены в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные законодательством сроки.

Анализ целей, задач, целевых индикаторов и мероприятий программ показал, что по ряду МП целевые индикаторы не позволяют оценить результат решения поставленной задачи и степень достижения цели, а фиксируют факт выполнения одного мероприятия, что свидетельствует о недостаточно объективном наборе целевых индикаторов, не отражающем результативность решения задач МП, некоторые программы не содержат методику расчета плановых и фактических значений целевых индикаторов.

Кроме того, установленное отсутствие взаимосвязи между затратами и ожидаемыми результатами реализации ряда программ, свидетельствует, либо о недостатках планирования значений показателей программ, либо о необъективном наборе целевых индикаторов.

Помимо этого, объемы финансирования по ряду муниципальных программ не соответствуют объемам бюджетных ассигнований на конец отчетного периода, утвержденных сводной бюджетной росписью, что приводит к некорректному расчету показателей, применяемых для оценки эффективности реализации муниципальных программ.

В 2018 году был обеспечен контроль за выделением и целевым использованием средств резервного фонда мэрии города Новосибирска.

Сложившийся по итогам исполнения бюджета дефицит не превысил плановых значений и составил 1,2 млрд. рублей, что обусловлено, в том числе, поступлением в конце декабря 2018 года на единый счет бюджета города межбюджетных трансфертов из областного бюджета в сумме свыше 200 млн. рублей и невозможностью их использования в отчетном периоде.

В 2018 году сохранилась тенденция роста долговых обязательств, объем муниципального долга на 1 января 2019 года составил 20,6 млрд.  рублей и увеличился на 1,4 млрд. рублей (7%), его доля в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на конец 2018 года составляет 90%.

Размер дефицита, объем муниципального долга и объем расходов на его обслуживание не превышают ограничений, установленных БК РФ.

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2014-2018 годов, показал, что использование кредитных линий с более низкой процентной ставкой, а также привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ, привели к снижению стоимости заемных ресурсов, при этом, не смотря на рост муниципального долга, коэффициент долговой нагрузки не изменился.

Дебиторская задолженность бюджета города на конец года увеличилась на 2,5 млрд. рублей (на 16%) и составила 18 млрд. рублей.

Из общей суммы дебиторской задолженности города 5 млрд. рублей (28%) является просроченной, основной причиной образования которой является несоблюдение сроков оплаты по договорам аренды и купли-продажи имущества и земельных участков.

Общий объем кредиторской задолженности на конец отчетного периода существенно уменьшился (на 20,5%) и составил 3,9 млрд. рублей.

Также отмечается значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности по сравнению с прошлым отчетным периодом – в 6,5 раза. Ее объем на конец 2018 года составил 46 млн. рублей.

Просроченная кредиторская задолженность образовалась у учреждений, подведомственных ДТиДБК мэрии и УЖВ мэрии.

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета за 2018 год Палатой внесен ряд предложений, касающихся формирования и представления бюджетной отчётности, составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, учета имеющийся дебиторской задолженности, повышения качества программно-целевого планирования, обеспечения реализации в полном объеме бюджетных полномочий главных администраторов бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

На сегодняшний день приказом первого заместителя мэра от 27.05.2019 № 0004-од утвержден план мероприятий по устранению замечаний, изложенных в заключении Палаты.

<< Вернуться к списку новостей