Новости

25.09.2019
Мониторинг исполнения бюджета города Новосибирска за 1 полугодие 2019 года

В соответствии с планом деятельности, контрольно-счетной палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2019 года.

Исполнение бюджета города Новосибирска в 1 полугодии 2019 года происходило в условиях сохранения положительных темпов роста основных показателей социального и экономического развития города и Новосибирской области.

По состоянию на 1 июля 2019 года бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 44% (поступления составили 21,0 млрд. рублей), по расходам – на 43% (выплаты из бюджета составили 21,5 млрд. рублей). По итогам полугодия бюджет города исполнен с дефицитом в размере 0,5 млрд. рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года доходы бюджета города увеличились на 2,2 млрд. рублей (11,9%), в равной мере за счет роста как налоговых доходов, так и безвозмездных поступлений – по 1,1 млрд. рублей.

В виду сложившейся динамики поступлений доходов в бюджет их структура практически не изменилась – собственные доходы составляют 53% от общего объема доходов.

Объем налоговых доходов составил 8,6 млрд. рублей (43,4% от плана). По сравнению с данными 2018 года налоговых доходов поступило больше на 1 139 млн. рублей (15,2%).

На росте налоговых доходов положительно сказалось установление с 2019 года для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с чем в бюджет города за 1 полугодие текущего года дополнительно поступило 520 млн. рублей.

Таким образом, в структуре поступивших налоговых платежей определяющими являются 4 налога – НДФЛ, земельный налог, единый налог на вмененный доход и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которые суммарно обеспечили 95,5% всех налоговых доходов бюджета.

Отмечается положительная динамика поступлений по всем видам налоговых доходов, за исключением единого налога на вмененный доход и земельного налога, которых перечислено в бюджет на 35 млн. рублей (1,8%) меньше, чем в первом полугодии 2018 года.

Поступления основного налога - налога на доходы физических лиц составили 5,8 млрд. рублей (43,1% от плана), рост – на 614 млн. рублей (11,8%). При этом рост фонда начисленной заработной платы по крупным и средним предприятиям города Новосибирска по данным Новосибирскстата за период с января по май 2019 года к аналогичному периоду прошлого года составил 7,2%. Больший рост поступлений НДФЛ по сравнению с ростом фонда оплаты труда обусловлен поздним сроком начала осуществления УФНС по НСО возвратов НДФЛ в связи с использованием налоговых вычетов (апрель 2019 года).

По сравнению с данными за аналогичный период 2018 года увеличились объемы поступлений по следующим налогам:

- акцизы по подакцизным товарам – на 12,5 млн. рублей (19,7%) –75,9 млн. рублей (48,4% от плана);

- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения – на 14,9 млн. рублей (21,9%) 82,9 млн. рублей (46,7% от плана);

- налог на имущество физических лиц – на 1,7 млн. рублей (3,0%) – 59,5 млн. рублей (10,8% от плана). В 1 полугодии 2019 года в бюджет города поступали суммы в погашении задолженности по налогу за прошлые налоговые периоды (по данным отчета № 65-н УФНС по НСО по состоянию на 01.07.2019 недоимка составила 163,1 млн. рублей);

- государственная пошлина – на 11,2 млн. рублей (7,3%) – 165,5 млн. рублей (49,8% от плана).

Объем неналоговых поступлений практически не изменился и составил 2,5 млрд. рублей (46,7% от плана), что на 0,5% (13 млн. рублей) меньше объема поступлений 2018 года.

В структуре поступлений неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечается существенное сокращение доли доходов от продажи материальных и нематериальных активов при одновременном росте удельного веса поступлений штрафов, санкциий, возмещения ущерба и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Изменение структуры неналоговых доходов бюджета явилось следствием разнонаправленной динамики поступлений по видам платежей. Снижение отмечается по доходам от продажи материальных и нематериальных активов – на 116,1 млн. рублей (28,2%) и платежам при пользовании природными ресурсами – на 12,9 млн. рублей (64,0%).По остальным видам неналоговых доходов отмечается их рост. Так, продолжается рост поступлений штрафов, санкций, возмещения ущерба - в первом полугодии 2019 года он составил 68,9 млн. рублей (40,1%), доходов от оказания платных услуг – на 15,5 млн. рублей (2,7%).

Общая задолженность перед бюджетом города по состоянию на 1 июля составляет 5,2 млрд. рублей, из которой 731 млн. рублей - задолженность по налоговым доходам (с начала года выросла на 37 млн. рублей или 5,4%, что обусловлено включением задолженности по новому источнику налоговых доходов - налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) и 4,5 млрд. рублей – просроченная дебиторская задолженность по неналоговым доходам (выросла на 57 млн. рублей или 1,3%). Таким образом, в целом общая задолженность перед бюджетом города увеличилась на 94 млн. рублей (1,8%).

Задолженность по доходам, администрируемым ДЗиИО мэрии, составляет 4,3 млрд. рублей или 83% всей задолженности, в том числе по доходам от арендной платы за земельные участки – 4,0 млрд. рублей.

Следует отметить, что по данным ДЗиИО мэрии, из общей суммы задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки нереальная к взысканию задолженность составляет 2,3 млрд. рублей или 57%.

Расходная часть исполнена на 21,5 млрд. рублей (43,0% от плана), что выше исполнения соответствующего периода 2018 года на 2,3 млрд. рублей или на 11,8%.

Как и в предыдущие годы, основная доля расходов в бюджете города (61%) приходится на образование.

По 5 разделам исполнение сложилось выше уровня исполнения бюджета в целом, в том числе по всем «социальным» разделам. Низкое исполнение сложилось традиционно по разделу 0600 «Охрана окружающей среды» (10%) и по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» (20%) основные расходы по которым предусмотрены во втором полугодии.

В 1 полугодии капитальные вложения в экономику города составили 1,3 млрд. рублей (6,1% от общего объема расходов), что больше на 550 млн. рублей (или на 72,7%) чем за соответствующий период 2018 года. Исполнение составило 22% при уточненном плане 6,0 млрд. рублей, в том числе исполнение за счет бюджета города – 32%, областного бюджета – 13%, за счет федерального бюджета – 29%.

Как и в 1 полугодии 2018 года, основную долю составили инвестиции, направленные на строительство, реконструкцию и приобретение зданий детских садов и школ – 1 040 млн. рублей при этом их удельный вес увеличился до 80%. На строительство автодорог и транспорт направлено 241 млн. рублей (17%) и на реконструкцию и приобретение жилья – 25 млн. рублей (3%).

В первом полугодии профинансированы мероприятия 21 МП в объеме свыше 19 млрд. рублей, что составляет 43,7% от плановых назначений.

В 1 полугодии уровень исполнения расходов на программные мероприятия за счет собственных средств бюджета города составил - 47%, за счет МБТ – 40,4%.

На уровне свыше 45% профинансированы мероприятия лишь 8 из 21 муниципальных программ.

Менее 10% профинансированы мероприятия:

- МП «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» - 0,4%;

- МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективностив городе Новосибирске» – 1,2%,;

- МП «Формирование современной городской среды» - 2,2%.

На обеспечение положений майских указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в первом полугодии направлено 6,7 млрд. рублей (54% от плана).

По данным ГРБС в январе-июне мероприятия, проводимые по повышению оплаты труда работников, позволили достигнуть установленные целевые индикаторы на 2019 год, предусмотренные «дорожной картой» всех категорий работников, за исключением следующих категорий работников ДКСиМП мэрии: педагогические работники дополнительного образования; врачи и работники медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги; средний медицинский персонал, обеспечивающий предоставление медицинских услуг.

В рамках исполнения Указа № 599 для обеспечения 100,0% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет в 2018 году планируется ввести 748 мест за счет ввода в эксплуатацию 8 зданий детских садов.

Фактическое значение показателя удовлетворенности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, на 1 июля по городу в целом составило 93,3%, однако по районам города он не одинаков и колеблется от 87,7% в Дзержинском районе до 100,0% в Советском районе.

В 2019 году мэрией города Новосибирска начата работа по  обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В бюджете города предусмотрено финансирование 4 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», а также «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Общий объем финансирования в рамках национальных проектов запланирован в сумме 4,4 млрд. рублей, что составляет лишь незначительную часть совокупных расходов бюджета города - 8,8%.

Исполнение бюджетных ассигнований за первое полугодие 2019 года составило 976 млн. рублей (22,2%).

На реализацию нацпроекта «Демография» на 2019 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 2,0 млрд. рублей, которые исполнены на 11,3%.

В рамках данного нацпроекта планируется приобретение, строительство и ввод в эксплуатацию 7 зданий яслей-детских садов в целях достижения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

По данным ДО мэрии показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 36,6% (в 2018 году 30,5%).

На реализацию нацпроекта «Образование» на 2019 год запланированы бюджетные ассигнования ДСА мэрии в сумме 490 млн. рублей для обеспечения ввода в эксплуатацию здания школы по ул. Титова в Ленинском районе на 1 100 мест.

Планируемое количество учреждений, ведущих занятие во вторую смену, в 2019-2020 учебном году останется на уровне прошлого учебного года – 149 из 204 или 73%. При этом, численность обучающихся во вторую смену составит 48 тыс. учащихся (26,6% от общего количества обучающихся).

Демографические тенденции увеличения численности детей школьного возраста, а также введение федерального образовательного стандарта общего образования и необходимость обучения школьников в одну смену требуют принятия мер по обеспечению ввода новых ученических мест.

На реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2019 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 911 млн. рублей, исполнение за первое полугодие составило 15%.

В рамках нацпроекта бюджетные ассигнования планируется направить:

- на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

- на благоустройство общественных пространств - Монумента Славы и Затулинского дисперсного парка;

- на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу;

- на строительство здания школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 1100 мест.

На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1,0 млрд. рублей на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог. Исполнение составило 22,7%.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге, муниципальный долг на 1 июля составляет 20 579,8 млн. рублей. С начала года за 6 месяцев муниципальный долг не изменился. Увеличение плановых показателей налоговых и неналоговых доходов, в том числе в связи с установлением для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при сохранении объема муниципального долга повлекло снижение доли муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов с 90% до 81% на 1 июля.

В городе сохранен диверсифицированный долговой портфель. По состоянию на 01.07.2019 неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета города и погашения муниципальных долговых обязательств составил около 13 млрд. рублей.

При запланированных расходах на обслуживание муниципального долга в объеме 1,5 млрд. рублей, исполнение за январь-июнь составило 757 млн. рублей или 49%. Плановые значения дефицита бюджета, объема муниципального долга и объема расходов на обслуживание муниципального долга не превышают ограничений, установленных статьями 92.1, 107 и 111 БК РФ соответственно.

<< Вернуться к списку новостей