Новости

26.09.2019
Эффективность использования средств на создание дополнительных мест в системе общего образования

Контрольно-счетной палатой проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на создание дополнительных мест в системе общего образования города Новосибирска за счет строительства новых зданий средних общеобразовательных учреждений: «Средней общеобразовательной школы №155», «Средней общеобразовательной школы №82», «Специальной (коррекционной) школы-интерната №37» и строительства пристройки к зданию «Средней общеобразовательной школы №183».

В целях ввода дополнительных площадей для осуществления учебного процесса и соглсно приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников», программ, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федераци и Новосибирской области было запланировано:

- реконструкция здания МБОУ «СОШ №155», с увеличением объема, сносом старого здания и строительством нового;

- строительство зданий, пристраиваемых к зданиям МБОУ «СОШ №183» и МБОУ «СОШ №82».

Оценка эффективности создания дополнительных мест выполнена по согласованным показателям и совокупности полученных баллов.

Критерий 1 – полнота обоснования расходов, произведенных за счет бюджетных средств.

Расходы на строительство новых зданий и строительство пристроек производились МКУ «УКС» на основании актов выполненных работ (форма №КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма №КС-3). Строительство осуществлялось в форме софинансирования расходов из раличных уровней бюджета, с большей долей средств бюджета города.

По результатам экспертизы проектной документации по всем объектам получено положительное заключение, просроченная кредиторская задолженность отсутствовала, текущая задолженность погашена. Фактов удорожания стоимости строительлства не установлено.

Приобретенное и переданное имущество к учету принято своевременно, без нарушений и используется в полном объеме.

Критерий 2 – наличие нарушений в ходе строительных работ, оснащения вводимого строительством объекта.

Управлением Федерального казначейства по Новосибирской области проверкой МКУ «УКС» (строительство МБОУ «СОШ №155») установлены нарушения Градостроительного, Гражданского и Бюджетного кодексов, в настоящее время между МКУ «УКС» и УФК ведется переписка, по согласованию разногласий по суммам и фактам установленных нарушений. В части закупочной деятельности МБОУ «СОШ №155», предыдущей проверкой Палаты выявлено нарушение Закона о контрактной системе.

В части капитального ремонта здания МБОУ «СОШ №183», проведенного МКУ «УКС», предыдущей проверкой Палаты выявлены факты скрытого авансирования, неучтенного возврата материалов от демонтажа металлоконструкций и завышение стоимости работ. Встречным контрольным мероприятием в МКУ «УКС» установлен факт неэффективного расходования бюджетных средств в результате необоснованного применения расценок. В части закупочной деятельности выявлено нарушение Закона о контрактной системе.

Предыдущей проверкой Палаты в МБОУ «СОШ №82» выявлено незначительное нарушение – не учтен возврат материалов от демонтажа стальных трубопроводов.

Установленные нарушения не повлекли за собой последствий отразившихся на количестве дополнительно введенных мест.

Критерий 3 – оценка степени достижения задач, поставленных распоряжением Правительства РФ №2145-р, в результате строительства.

Распоряжением Правительства определены 3 основные задачи:

- 1 – ввод дополнительных мест обучения;

- 2 – обеспечение односменного режима обучения, реализуется в 2 этапа: I этап – к 2021 году перевести 1-4 и 10-11 классы на обучение в одну смену, II этап – к 2025 обеспечить обучение в одну смену всех учащихся;

- 3 – перевод обучающихся в новые здания из зданий с износом 50% и более.

Строительством МБОУ «СОШ №155» введено 750 учебных мест, из них 500 дополнительных учебных мест. Строительством пристройки МБОУ «СОШ №183» введено 119 дополнительных учебных мест к имеющимся 625. После сдачи строительства пристройки МБОУ «СОШ №82» общая вместимость составила 700 человек, из них 249 – дополнителные места.

Обучение в МБОУ «СОШ №155» осуществлялось: в 2017/18 учебном году  в одну смену (896 человек) и в 2018/19 году удержано обучение в одну смену. Обучение МБОУ «СОШ №183» осуществляется в две смены, перевод учащихся начальной школы на обучение в одну смену осуществлен не полностью. В МБОУ «СОШ №82» обучение производилось в одну смену.

Износ старого здания МБОУ «СОШ №155» составлял более 60%, в результате строительства перевод обучающихся в новое здание осуществлен. В результате строительства пристройки МБОУ «СОШ №183» перевод обучающихся в здание с износом менее 50% не осуществлен, поскольку цель строительства была определена как ввод дополнительных площадей и перевод обучающихся в новое здание не предусматривался. В старом здании МБОУ «СОШ №82» проведен полноценный капитальный ремонт и к нему пристроены два дополнительных 4-х этажных учебных блока, то есть 100% обучающихся переведены в новое (обновленное) здание школы.

Критерий 4 – соблюдение сроков выполнения работ.

По всем внесенным изменениям в проектную документацию, если они не были внесены на этапе прохождения экспертизы, была пройдена повторная экспертиза. Фактов нарушения сроков сдачи объектов строительства не устанорвлено.

Критерий 5 – наполняемость классов.

Зачисление обучающихся проводится в соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании …».

В МБОУ «СОШ №155» и «СОШ №183» площадь одного учебного кабинета составляет от 56-71 м2, а фактическая площадь на одного учащегося не ниже 2,5 м² - норматива установленного требованиями СанПиН.

В МБОУ «СОШ №82» площадь классов в среднем 71-72 м2, при этом, в 2018/19 учебном году площадь на одного учащегося ниже установленного норматива.

Критерий 6 – доступность территории и здания школы для маломобильных категорий граждан, включая детей.

Технологическая часть проектов разработана, полностью или частично, с учетом требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В МБОУ «СОШ №155» и «СОШ №82» обеспечено   беспрепятственное передвижение по территории и доступность всех этажей здания, во всех кабинетах и классах предусмотрены мероприятия для обучения маломобильных учащихся.

В МБОУ «СОШ №183» обеспечены возможность передвижения маломобильных граждан по территории и доступ на первый этаж.

Критерий 7 – обеспечение безопасного пребывания детей в здании школы.

Проекты разработана с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Введенные объекты соответствуют требованиям предъявлемым к безопасности, Паспорта безопасности сформированы в соответствии с постановлением Правительства РФ №1235.

Физическая охрана зданий в часы работы школы обеспечена силами ЧОП, в ночное время и выходные дни – штатными сторожами, школы оборудованы охранной сигнализацией, АПС, системой видеонаблюдения.

Критерий 8 – экспертная оценка.

Ежегодно выпускались из школы по результатам итоговой аттестации 100% учащихся, составлялся Отчет о результатах самообследования и размещался в свободном доступе на сайте школы для родителей и законных представителей учащихся.

В октябре 2018 года в МБОУ «СОШ №82» произошло обрушение навесного шкафа на учащихся, на момент проведения контрольного мероприятия следственные действия продолжались, кабинет опечатан, виновные не установлены.

Критерий 9 – полнота обеспечения медицинского обслуживания во время учебного процесса, оснащение медикаментами.

Организация медицинского обслуживания учащихся, укладка медикаментов и аптечек первой помощи соответствует требованиям СанПиН, Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним и Перечню медикаментов для общеобразовательных учреждений города. Обслуживание производится лицензированными учреждениями здравоохранения.

Однако, в МБОУ «СОШ №183» полноценный прием учащихся в медицинском кабинете школы ведется только до 16:18, при наличии 2-ой смены, и только дважды в неделю. В МБОУ «СОШ №82» прием учащихся ведется только четыре дня в неделю, при 6-ти дневной неделе.

Критерий 10 – получение учащимися дополнительных компетенций за счет оснащения введенного строительством объекта.

В результате оснащения учебных кабинетов современным, в том числе высокотехнологичным, оборудованием учащиеся дополнительно получают следующие навыки: радиоэлектроника, фотография, пулевая стрельба, изготовление швейных изделий, обработки древесных материалов и прочее.

Социально-экономическая и бюджетная эффективность рассмотрена на примере МБОУ «СОШ №155» и «СОШ №183».

Критерий 11 – социально-экономическая эффективность ввода в эксплуатацию нового здания.

Строительством введены дополнительные учебные места, занятые обучающимися в полном объеме, увеличилась численность персонала, в том числе педагогического.

Критерий 12 – бюджетная эффективность ввода в эксплуатацию нового здания.

Удорожания работ не установлено, кассовые расходы составили 100% выделенных бюджетных средств, просроченная кредиторская задолженность в части строительства здания не числилась.

Однако, в МБОУ «СОШ №183» имеется потенциальный риск для бюджета города переплаты за выполненные работы сверх сметной стоимости на 12% в случае принятия Арбитражным судом решения в пользу ООО «Сибстрой» в полном объеме исковых претензий, так же установлен факт неэффективного использования бюджетных средств.

По итогам проведенной оценки и полученных баллов, степеннь достижения нормативной оценки МБОУ «СОШ №155» составила 92%, МБОУ «СОШ №183» - 75% и МБОУ «СОШ №82» - 77%, то есть использование бюджетных средств на создание дополнительных мест признано достаточно эффективным.

Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на строительство нового здания МКОУ «С(К)ШИ № 37» проведена индивидуально, с учетом индивидуальности учебного процесса и коррекционной работы с учащимися.

Социальная значимость строительство нового здания высокая, поскольку школа – единственная в городе, для слабослышащих, неслышащих и детей с кохлеарной имплантацией.

В целях реализации основной задачи Программы «Содействия созданию … новых мест в общеобразовательных организациях» 100% учащихся МКОУ «С(К)ШИ №37» переведены из здания с износом 50% и более, обеспечено односменное обучение, цели и задачи выполнены.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области выданы заключения о соответствии МКОУ «С(К)ШИ №37» требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Для маломобильных граждан обеспечена беспрепятственность движения по территории, доступность учебных и жилых помещений цокольного этажа (предусмотрен отдельный санузел) и помещений детского сада первого этажа.

Для обеспечения безопасности предусмотрены: система наружного видеонаблюдения, АПС, внутреннее оповещение, эвакуационное освещение, охранная сигнализация, кнопка тревожной сигнализации, дорожная безопасность.

Помещения использовались для организации учебного процесса в полном объеме.

Открыто дошкольное отделение на 20 мест, что обеспечило сквозное обучение от дошкольного до старшего звена.

С момента ввода в эксплуатацию нового здания МКОУ «С(К)ШИ №37» замечания со стороны надзорных органов и жалобы со стороны родителей (законных представителей) отсутствуют.

Однако, превышены сроки строительства более чем в 3 раза, удорожание работ на 26 416,3 тыс. рублей и установлены нарушения и недостатки при строительстве на сумму 61 031,2 тыс. рублей. Так же, установлены факты неэффективного использование бюджетных средств за период сентябрь 2018 года – март 2019 года в сумме 2 261,9 тыс. рублей и муниципального имущества на сумму 887,5 тыс. рублей.

По итогам проведенной оценки степень достжения нормативной оценки составила 85%, таким образом использование бюджетных средств на создание дополнительных мест в МКОУ «С(К)ШИ №37», признано достаточно эффективным.

По результатам контрольного мероприятия фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено.

Контрольным мероприятием установлено:

В нарушение Закона 44-ФЗ МБОУ «СОШ №183» превышен годовой объем закупок у единственного поставщика на 3 060,7 тыс. рублей – Палатой направлено Представление, во исполнение которого МБОУ «СОШ №183» проведено совещание сотрудников в целях недопущения в дальнейшей работе недостатков и недочетов.

Неэффективное расходование бюджетных средств МКУ «УКС» в сумме 162,4 тыс. рублей, в результате завышения стоимости работ из-за необоснованного применения расценок при пристрое к МБОУ «СОШ №183» – во исполнение Представления Палаты, МКУ «УКС» проведено совещание в целях выработки мер по недопущению в дальнейшем подобных нарушений, в возмещение 162,4 тыс. рублей приняты работы выполненные ООО ПКФ «Агросервис», которые ранее не были предъявлены.

В нарушение БК РФ, МКОУ «С(К)ШИ №37» неэффективно использованы бюджетные средства на приобретение оборудования и мебели, а также по содержанию неиспользуемого в деятельности учреждения старого здания школы, в сумме 2 261,9 тыс. рублей – в ответ на информационное письмо Палаты, ДО сообщено о частичной передаче мебели другим учреждениям образования и решении вопроса о передаче здания, в рамках рабочей группы.

В нарушение БК РФ, МКУ «УКС» неэффективно использовано муниципальное имущество при осуществлении строительства МКОУ «С(К)ШИ №37» на сумму 887,5 тыс. рублей – во исполнение Представления Палаты МКУ «УКС» инициирован вопрос и реализован постановлением мэрии №1739 о включении в состав муниципальной казны и передаче имущества в оперативное управление МКОУ «С(К)ШИ №37».

Осмотром выполненных работ по пристрою к МБОУ «СОШ №183» зафиксировано: в теплоузле сильный шум (гул) в месте установки расчетного конуса, который слышен в коридорах и кабинетах пристройки и тамбурная дверь на выходе из перехода при открывании цеплялась за порог, что могло привести к разрушению дверного полотна – в период проведения контрольного мероприятия дефекты были устранены в полном объеме.

Палатой обозначены факторы риска:

1) Прогнозируемый рост числа обучающихся на закрепленных за МБОУ «СОШ №155» и МБОУ «СОШ №82» микроучастках в результате продолжения строительства жилых домов на прилегающих к школам территориях в ближайшие годы может привести к введению второй смены обучения.

2) В случае принятия Арбитражным судом решения о взыскании с МКУ «УКС» задолженности за выполненные работы ООО «Сибстрой», расходы бюджета города на строительство пристройки МБОУ «СОШ №183» превысят первоначальную сметную стоимость на 11,7%.

3) Недостаточное финансирование строительства создает высокий риск не только удорожания стоимости выполненных работ из-за увеличения сроков окончания строительства, но и повышает вероятность применения штрафных санкций к заказчику из-за нарушения сроков оплаты выполненных работ, что, в свою очередь может повлечь излишние расходы средств бюджета города.

4) В связи с тем, что новое здание школы было введено в эксплуатацию и функционировало в полном объеме без оборудования переданного от МКУ «УКС» по Постановлению мэрии №1739, создан риск неэффективного использования муниципального имущества.

В целях снижения рисков, Палатой направлено информационное письмо в ответ на которое палата уведомлена департаментом образования о том, что факторы риска проанализированы и рассмотрены при реализации муниципальной программы «Развитие сферы образования города Новосибирска» на 2018-2021 годы.

<< Вернуться к списку новостей