Новости

26.09.2019
Проверка эффективности деятельности МУП «Новосибирская энергосетевая компания» за 2016-2018 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2019 год проведена проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирская энергосетевая компания» за 2016-2018 годы.

Основными видами деятельности предприятия в проверяемом периоде являлись:

- передача электрической энергии по собственным электрическим сетям, их обслуживание и содержание;

- обслуживание и содержание энергохозяйства МКП «Горэлектротранспорт».

Профильная деятельность, которая характерна предприятию в настоящее время началась в полном объёме только с середины 2017, с передачей имущества и персонала службы энергохозяйства МКП «ГЭТ».

В 2016 году доходы предприятия отсутствовали. В связи с отсутствием доходов предприятием были привлечены заемные средства на общую сумму 10 млн. рублей.

В 2017 году фактическая деятельность предприятия началась с середины года, что сказалось на неравномерности доходов и расходов предприятия по годам.

Первоначальная стоимость контракта на выполнение работ по обслуживанию и содержанию контактной сети была сформирована на основании расчета совокупных затрат МКП «ГЭТ» на содержание филиала №7 «Служба энергохозяйства» за 2016 год.

Проверкой деятельности предприятия установлен большой перечень недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, прямо влияющие на эффективность деятельности в проверяемом периоде, касаются следующих вопросов:

1. В течение проверяемого периода, связанного с деятельностью предприятия в качестве смежносетевой организации не были достигнуты цели, декларировавшиеся как цели создания организации:

- сокращение бюджетных расходов не произошло - в результате произведённой реорганизации и выделения сетевой организации расходы МКП «ГЭТ» в сравнительно одинаковых условиях под влиянием разнонаправленных факторов не изменились;

- выделить существенные денежные средства на ремонт или модернизацию оборудования тяговых подстанций у МУП возможности не было, т.к. построенная на стадии рассмотрения проекта модель финансовых взаимоотношений с МКП «ГЭТ» не учитывала влияние налоговых факторов. В результате этого дополнительно полученные от АО «РЭС» средства были перенаправлены на уплату вновь возникшего НДС в бюджет.

- за проверяемый период контроль за субабонентами/потребителями отсутствовал, возможность осуществления «серых» подключений не устранена.

2. Электроэнергия, фактически потреблённая на цели, не связанные с функционированием тяговых подстанций (в том числе потреблённая сторонними потребителями, подключенными к сетям МУП «НЭСКО») относится на расходы предприятия как «потери», что ухудшает финансовое состояние предприятия.

3. В проверяемом периоде отсутствовала системная работа по оценке технического состояния оборудования и выявления причин столь значительной величины потерь, в том числе по выявлению и легализации сторонних потребителей, подключенных к сетям МУП «НЭСКО» с целью сокращения «потерь».

4. Работа по регистрации прав на переданное на баланс МУП имущество проводится крайне медленно: право хозяйственного ведения не зарегистрировано по 9-ти объектам недвижимости из 52 переданных на баланс предприятия.

5. В пользовании МУП в течение проверяемого периода фактически находятся земельные участки, права по которым не переданы предприятию ни в какой форме. По состоянию на 01 января 2019 у предприятия отсутствуют правоустанавливающие документы (включая договоры аренды) на большинство земельных участков на которых расположены объекты недвижимости.

6. Договоры аренды производственных помещений со сторонними арендаторами заключались без заключения договоров возмещения затрат за коммунальные и эксплуатационные расходы.

7. В течение проверяемого периода на предприятии не оформлялись надлежащим образом:

- ни документы, раскрывающие необходимость ремонта (такие как дефектная ведомость, смета/калькуляция на проведение ремонта);

- ни документы, подтверждающие факт проведение ремонта и фиксирующие объёмные показатели проведения ремонта (т.е. акты приёмки выполненных работ, справки об объёме выполненных работ и т.п.),

- ни документы, подтверждающие соответствие заявленного объёма списываемых ТМЦ объёмам выполненных на объекте работ, которые могли бы позволить сравнить количество списываемого материала с нормативным значением.

В таких условиях можно говорить о том, что обоснованность списания ТМЦ в проверяемом периоде не подтверждается надлежащим образом.

8. На предприятии отсутствует система внутреннего контроля за достоверностью предоставления информации о пробеге и времени работы техники, поскольку существующая система обработки и группировки данных путевых листов не способна выявить и зафиксировать существующие превышения.

9. Отраженное в учете предприятия в течение проверяемого периода списание моторного топлива на работу техники выполняется на основании первичных путевых листов, содержащих частично искаженную информацию, что приводит к необоснованному списанию топлива на расходы в завышенных объёмах.

10. Списание запасных частей частично не подтверждается ремонтной документацией и определить обоснованность списания по таким ТМЦ именно на ремонт техники предприятия невозможно.

11. В ходе проверки исполнения Федерального закона регулирующего закупочную деятельность № 44-ФЗ установлены многочисленные нарушения, результатом которых явилось то, что закупочная деятельность, осуществляемая предприятием в проверяемом периоде, не соответствовала принципам, указанным в Федеральном законе.

12. Для деятельности в период 2016 года и первой половине 2017 года характерен набор нарушений, связанный с недостатками в учёте и обоснованностью расходования средств, например:

- выручка от оказанных услуг не отражена в бухгалтерском учете предприятия, в результате чего не выделен и не отражен в бухгалтерском учете  НДС по оказанным услугам, что влечет риск  применения штрафных санкций со стороны налоговых органов.

- премия руководителю и его заместителям выплачивалась без учета результатов выполнения предприятием показателей деятельности предприятия.

- при отсутствии приказа и дополнительного соглашения к трудовому договору оплачена работа по совместительству заместителю директора

- по ряду договоров ГПХ с физическими лицами отсутствуют документы, которые должны быть выполнены в соответствии с условиями договора.

Внутрихозяйственные факторы, характеризующие деятельность Предприятия в 2016–2018 годах и негативно влияющие на эффективность это:

  - недостижение целевых показателей деятельности организации;

  - некорректные управленческие решения, приводящие к череде бессмысленных реорганизаций т.к. в течение проверяемого периода предприятие занято было процессами реорганизации, времени на выполнение целевых задач деятельности не хватало;

  - низкая эффективность закупочной деятельности;

  - отсутствие эффективной системы внутреннего контроля;

  - наличие фактов неэффективного и необоснованного расходования средств.

Совокупность перечисленных факторов совместно с данными финансового анализа приводят к оценке эффективности деятельности предприятия в проверяемом периоде как недостаточной для достижения поставленных целей.

По результатам проведения проверки в адрес отраслевого департамента направленно информационное письмо, а в адрес Предприятия представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством Предприятия предоставлен ответ с подробным перечнем мероприятий направленных на устранение, часть из которых уже выполнена.

От департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса представлен ответ, отражающий мнение департамента по представленным вопросам.

<< Вернуться к списку новостей