Новости

21.11.2019
Проверка деятельности МУП «Новосибирский метрополитен» за 2016–2018 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2019 год проведена проверка деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Новосибирский метрополитен» за 2016 – 2018 годы.

Проверка показала, что Новосибирский метрополитен, это стабильно и результативно работающее предприятие, выполняющее необходимый объём работы для осуществления перевозок пассажиров. Предприятие выполняет социально значимый для города Новосибирска вид деятельности по регулируемым тарифам.

Деятельность Метрополитена в 2016-2018 годах осуществлялась за счет доходов, полученных от перевозки пассажиров и прочей деятельности, а также средств из городского бюджета, выделенных на возмещение затрат от перевозки льготных категорий пассажиров (студенты, школьники).

Основную долю в составе прочих доходов составляли доходы от аренды и рекламы, а также доходы от услуг по обслуживанию ВОЛС. В проверяемом периоде произошло снижение прочих доходов на 6 888,0 тыс. рублей или 2,2%.

В проверяемом периоде произошел общий рост расходов на 87 334,0 тыс. рублей или 4,6%.

Основную долю в расходах Метрополитена составляли расходы на оплату труда, так общая сумма расходов непосредственно на оплату труда и отчисления в 2016 году составила 46,2% от общей суммы расходов предприятия, и в 2018 году выросла до 50,3%.

Кроме того, следует отметить, что часть расходов на оплату труда отражена в составе прочих расходов, которые составляли в проверяемом периоде от 13,9% до 15,8% от общих расходов. Таким образом, фактические общие расходы на оплату труда превышают 60% общих расходов предприятия.

Предприятие имеет давние традиции социальной ответственности в отношении работников: на предприятии самый высокий уровень оплаты труда из предприятий и учреждений, подведомственных Департаменту транспорта. 

Проверкой деятельности предприятия установлен целый ряд недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, способные повлиять на эффективность деятельности, касаются следующих вопросов:

1. За проверяемый период Метрополитену не возмещено Департаментом транспорта мэрии недополученных доходов за перевозку льготных категорий граждан на общую сумму 548,7 млн. рублей (или 98% от начислений) по причине отсутствия утвержденных лимитов на указанные компенсации в бюджете города.

2. В действующих условиях заключения договоров на предоставление мест для размещения рекламы и предоставление в аренду производственных площадей происходит смещение части доходов Метрополитена в пользу компаний-посредников, чему способствует ряд факторов, таких как:

- заниженная оценка рыночной стоимости размещения рекламной информации и ставки арендной платы;

- заключение договоров по начальной минимальной цене с единственными участниками конкурсных процедур, которые не вступают в конкурентную борьбу;

- отсутствие конкурсных процедур при заключении договоров на размещении рекламы на внутренней и внешней поверхности вагонов.

- укрупнение лотов при проведении конкурсных процедур;

- перезаключение договоров аренды в соответствии требованием 135-ФЗ с компаниями, занимающимися сдачей в наем недвижимого имущества;

- недостаточный контроль со стороны Метрополитена за соблюдением условий договоров аренды в части передачи площадей третьим лицам.

КСП полагает, что существует значительный резерв по направлению коммерческой эффективности использования муниципального имущества через повышение доходов МУП от указанных видов деятельности.

Поскольку новосибирский метрополитен осуществляет социально-значимый вид деятельности по регулируемым тарифам на перевозки, то дополнительные поступления могли бы способствовать своевременному выполнению необходимого объёма ремонта подвижного состава без повышения тарифа на перевозки и выделения бюджетных субсидий на соответствующие цели.

3. При проверке операций рекламе, кроме оговоренного выше смещения, зафиксировано невыполнение условий договоров. Так, в ходе проверки установлено превышение фактической площади размещения рекламной информации на внутренней поверхности вагонов, площади, предусмотренной договором с ООО «Метролидер». В результате, недополученный доход Метрополитена по договору составил не менее 2,4 млн. рублей.

4. При проверке арендных операций установлены признаки субаренды торговых площадей, что является нарушением типового договора аренды производственных площадей МУП «Новосибирский метрополитен». В соответствии с условиями заключенных договоров несоблюдение условий договора влечет взыскание штрафа с арендатора, а также включает возможность расторжение договора по инициативе арендодателя, и приводит к отсутствию возможности перезаключения договора на новый срок по упрощённому механизму.

При этом внутренняя система контроля на предприятии за арендными отношениями не фиксировала в течение проверяемого периода подобных нарушений.

5. На предприятии действует Положение о фондах МУП, в котором указаны задачи фонда потребления - это финансовое обеспечение выполнения обязательств метрополитена, предусмотренных в коллективном договоре и других локальных актах метрополитена. Формирование фонда потребления в размере 60% чистой прибыли предусмотрено соответствующим пунктом Устава Предприятия. Согласно данных бухгалтерского учета на предприятии фонд потребления не создан, чистая прибыль отсутствовала, однако выплаты в соответствии с коллективным договором осуществляются.

Целесообразно пересмотреть систему оплаты труда на предприятии: в частности привести в соответствие закреплённые в Уставе источники осуществления дополнительных выплат, проводимых в соответствии с коллективным договором и другими локальными актами предприятия, с фактически используемыми источниками.

6. Существующая на предприятии в течение проверяемого периода система учёта не способна обеспечить необходимый уровень достоверности сведений о фактическом расходе топлива на работу моторельсового транспорта, что создаёт риски принятия к списанию топлива, которое фактически не было использовано на работу моторельсового транспорта.

7. В ходе проверки выявлены системные недостатки, свойственные закупочному процессу предприятия, которые способствуют возникновению ситуаций с осуществлением закупок на условиях, отличных от рыночных:

     - некорректное определение НМЦК при подготовке конкурентной процедуры, без учёта всех имеющихся и предусмотренных нормативными актами методов;

     - низкая эффективность конкурентных процедур не позволяет опустить неоправданно высокий уровень цен от НМЦК к реальному рыночному значению – в ряде случаев результатом формально считающихся состоявшимися конкурентных процедур явилось получение цен на материальные ценности существенно выше рыночных;

     - при заключении контрактов и последующем исполнении их не учитываются возможности, способствующие защите интересов предприятия.

Всего в Акте по итогам проверки зафиксировано 43 нарушения и недостатка касающиеся кроме перечисленных проблем вопросов по операциям с ТМЦ, оплатой труда, прочими расходами предприятия и т.д.

По результатам проведения проверки  в адрес заместителя мэра города, курирующего соответствующее направление деятельности, направленно информационное письмо, а в адрес Предприятия представление с требованием устранить выявленные нарушения и недостатки.

Руководством Предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение, часть из которых уже выполнена.

<< Вернуться к списку новостей