Новости

06.12.2019
Заключение на проект решения «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период

Экспертное заключение (далее - Заключение) контрольно-счетной палаты города Новосибирска (далее – Палата) на проект решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – проект бюджета) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Положением о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455, Положением о бюджетном процессе в городе Новосибирске, утверждённым решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750 и иными нормативными правовыми актами.

При подготовке Заключения Палата учитывала необходимость реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, разработанных Министерством финансов Российской Федерации (далее - МФ РФ), стратегических целей развития страны, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Проведен анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, одобренных распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.10.2019 № 412-рп, положений проекта Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», относящихся к планированию бюджета города Новосибирска, предварительных итогов социально-экономического развития города Новосибирска за истекший период 2019 года и ожидаемых итогов социально-экономического развития города Новосибирска за 2019 год, прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2020-2022 годов, основных направлений бюджетной и налоговой политики города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. Проанализированы показатели, формирующие доходную базу бюджета города и основные направления расходов бюджета.

В ходе экспертизы проекта бюджета Палатой проведен анализ основных характеристик проекта бюджета, проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей бюджета. Проведен анализ соответствия проекта бюджета документам стратегического планирования, принятым в городе Новосибирске.

Кроме того, для более полной и объективной оценки представленного проекта бюджета использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой.

Проект бюджета внесен мэром города на рассмотрение Совета депутатов города Новосибирска в срок, установленный статьей 9 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске.

Перечень и содержание документов и материалов, представленных одновременно с проектом бюджета, соответствует требованиям статьи184.2 БК РФ, статьи 9 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске.

 

Как и в предыдущие годы, основной целью бюджетной политики города Новосибирска на период 2020-2022 годов будет являться обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города, безусловное выполнение принятых обязательств, в первую очередь социальных.

Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений.

В 2019 году в городе Новосибирске, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами города Новосибирска завершено формирование системы документов стратегического планирования города Новосибирска:

утверждена стратегия социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года (решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 № 726) (далее – Стратегия);

утвержден план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года (постановление мэрии города Новосибирска от 10.07.2019 № 2515) (далее – план мероприятий по реализации стратегии);

утвержден прогноз социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2019-2021 годов (постановление мэрии города Новосибирска от 14.11.2018 № 4119);

реализуются мероприятия 21 муниципальной программы города Новосибирска.

Главной стратегической целью социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года признается стабильное повышение качества жизни населения города Новосибирска.

В качестве приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска на период до 2030 года выделены:

развитие человеческого капитала;

рост экономического потенциала;

формирование современной и безопасной городской среды.

Разработка прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2020-2022 годов (далее – Прогноз) осуществлялась в условиях сохранения стабильной социально-экономической ситуации, характеризующейся  умеренными темпами экономического роста, с учетом влияния на развитие города Новосибирска в среднесрочном периоде факторов и ограничений экономического роста.

В 2020-2022 годах по городу Новосибирску прогнозируется прирост значений по большинству показателей социально-экономического развития. По ряду показателей в среднесрочном периоде, экономическая ситуация в городе Новосибирске прогнозируется с более высокими темпами роста, чем в Российской Федерации в целом.

Сравнительный анализ параметров Прогноза, принятых за основу для составления Проекта бюджета на 2019-2021 годы и на 2020-2022 годы в части совпадающих периодов (2020 и 2021 годы) показывает, что сопоставимые показатели социально-экономического развития, используемые при составлении проекта бюджета города на 2020-2022 годы, отличаются от показателей, положенных в основу формирования бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В условиях ограниченных финансовых возможностей и сохранения умеренных темпов восстановления экономики города усилия органов местного самоуправления и средства бюджета города будут сосредоточены на обязательном исполнении социальных обязательств муниципалитета, продолжении работы по реализации указов Президента РФ от 7 мая 2012 года, указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», расширении возможностей привлечения доходов в бюджет города и максимально эффективном расходовании средств бюджета города Новосибирска.

Муниципальные программы города Новосибирска (далее – муниципальные программы) являются ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование  и содержат комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам реализации, исполнителям и ресурсам, и обеспечивают наиболее эффективное решение задач социально-экономического развития.

Одна из 2-х муниципальных программ, включенных в перечень муниципальных программ, планируемым к реализации с 2020 года и утвержденных в регламентированные сроки, не отражена в проекте бюджета города на 2020-2022 годы.

На момент подготовки заключения бюджетные ассигнования на реализацию 15 муниципальных программ, включенных в проект бюджета на 2020 год, не соответствуют объемам финансирования, утвержденным соответствующими муниципальными программами и подлежат приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска.

В соответствии с п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Стратегия, план мероприятий по реализации стратегии,   Прогноз и проекты всех муниципальных программ, планируемых к реализации с 2020 года, прошли процедуру общественного обсуждения, предусмотренную Положением об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования города Новосибирска и Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ, в соответствии с Порядком проведения общественных обсуждений, организуемых мэрией города Новосибирска.

В соответствии с Положением об определении последовательности и порядке разработки документов стратегического планирования города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 90 и Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 документы стратегического планирования города Новосибирска: Стратегия, план мероприятий по реализации стратегии,  Прогноз и проекты всех муниципальных программ, планируемых к реализации с 2020 года прошли процедуру государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные сроки.

Принцип сбалансированности системы стратегического планирования означает согласованность и сбалансированность документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

Сопоставительный анализ параметров документов стратегического планирования города Новосибирска выявил неполную степень сбалансированности данных документов:

направления социально-экономического развития города Новосибирска, включенные в  Прогноз, не в полной мере соответствуют приоритетам социально-экономической политики города Новосибирска, определенным в Стратегии, несмотря на совпадение периодов действия указанных документов стратегического планирования;

показатели и индикаторы, применяемые в системе документов стратегического планирования города Новосибирска, как для мониторинга и оценки достижения ожидаемых результатов реализации Стратегии,  прогнозирования социально-экономического развития города, так и определения степени достижения ожидаемых результатов и оценки эффективности  реализации муниципальных программ  не в полной мере взаимоувязаны и согласованы.

В качестве источников ресурсного обеспечения мероприятий плана мероприятий по реализации стратегии на втором и третьем этапе реализации Стратегии указаны документы, носящие исключительно плановый характер и не обуславливающие в том числе расходные обязательства.

В документах стратегического планирования города Новосибирска не прослеживается очевидная взаимосвязь направлений социально-экономического развития города с ориентирами и приоритетами, сформулированными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», что не позволяет осуществить мониторинг достижения соответствующих результатов реализации национальных проектов в городе Новосибирске.

Палата обращает внимание, что в условиях ограниченных финансовых возможностей бюджета города при обязательном исполнении всех социальных обязательств муниципалитета, выстраивание системы взаимоувязанных документов стратегического планирования города Новосибирска, согласованных со стратегическими приоритетами Российской Федерации и Новосибирской области является условием эффективного распоряжения ресурсами при формировании бюджета города, позволяющего повысить в плановом периоде уровень достигаемых результатов и обеспечить достойное качество жизни в городе Новосибирске.

Необходимо отметить, что в связи с увеличением доли программных расходов, вслед за федеральным бюджетом, проект областного бюджета Новосибирской области, начиная с бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, содержит приложение «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов».

Используемая в нем при распределении бюджетных ассигнований детализация целевой статьи расходов по программам, подпрограммам и основным мероприятиям программ позволяет обеспечивать увязку расходов бюджета с конкретными программными мероприятиями и целевыми показателями.

В целях реализации бюджетных полномочий муниципальных образований, установленных статьей 9 БК РФ, учитывая предложения Палаты, формирование проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов осуществлялось в соответствии с Порядком применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным приказом ДФиНП мэрии от 28.10.2019 № 250-од.

Следует отметить, что принимая во внимание предложения Палаты, мэрией города изменен подход к порядку формирования реестра расходных обязательств города Новосибирска с учетом требований статьи 87 БК РФ. В то же время, указанные в реестре полномочия города, как муниципального образования, не детализированы конкретными расходными обязательствами.

Прогнозируемые доходы бюджета сформированы с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве РФ и относящихся к прогнозному периоду 2020-2022 годов:

- окончание с 1 января 2022 года действия единого норматива отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 10%;

- установление с 1 января 2020 года единого норматива отчислений от транспортного налога в размере 20%;

- окончание с 1 января 2021 действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленной главой 26.3 Налогового кодекса РФ;

- применением с 1 января 2020 года нового порядка зачисления доходов от штрафов, в соответствии с которым средства будут поступать в те бюджеты, из которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности органов, выявивших правонарушение;

- введение коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц не более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Общий объем доходов бюджета города прогнозируется на 2020 год в сумме 49 146 491,0 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 51 065 475,0 тыс. рублей и на 2022 год - в сумме 49 925 660,7 тыс. рублей. Доходы запланированы с ростом в 2020-2021 годах на 2,0 и 3,9%, соответственно, и со снижением в 2022 году на 2,2%.

Прогнозирование доходной части бюджета осуществлялось главными администраторами доходов бюджета на основании утвержденных методик, разработанных в соответствии с общими требованиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574.

В абсолютном выражении рост объема доходов бюджета в 2020 году составит 956 290,4 тыс. рублей (2,0%) по сравнению с параметрами уточненного плана на 2019 год. Данное увеличение сложилось в связи с разнонаправленной динамикой изменения источников доходов бюджета: при росте налоговых платежей на 1 920 961,2 тыс. рублей (9,6%), неналоговые доходы и безвозмездные поступления планируются со снижением на 560 029,7 тыс. рублей (10,1%) и на 404 641,1 тыс. рублей (1,8%), соответственно.

В среднесрочном периоде в структуре доходов бюджета, доля собственных доходов составляет 54,7; 53,6; 53,6%, в 2019 году – 52,9%, соответственно, доля безвозмездных поступлений составляет 45,3; 46,4; 46,4%, в 2019 году – 47,1%. Зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой.

Динамика доходной части бюджета города на 2020-2022 годы характеризуется увеличением доли налоговых доходов бюджета с тенденцией незначительного снижения в плановом периоде, а также сокращением доли неналоговых доходов.

Палата обращает внимание, что, как и в предыдущие периоды, потенциальным резервом увеличения доходов является повышение эффективности администрирования задолженности. На 01.10.2019 задолженность перед бюджетом города Новосибирска по уплате налоговых и неналоговых платежей составляла 5 019 197,9 тыс. рублей. При снижении задолженности по налогам на 113,6млн. рублей (16,4%), по неналоговым платежам отмечается её незначительный рост - на 31,4 млн. рублей (0,7%).

Приоритетное значение в доходах бюджета в 2020-2022 годах, как и в предыдущем бюджетном цикле, сохраняется за поступлением налоговых доходов, объем которых прогнозируется в сумме 21 850 454,3 тыс. рублей, 22 525 000,6 тыс. рублей и 22 006 970,4 тыс. рублей, соответственно. Темпы роста к предыдущему году 109,6; 103,1 и 97,7%. Удельный вес в доходах бюджета составит 44,5; 44,1 и 44,1%.

Палата отмечает, что в сложившихся условиях с исполнением бюджета города (неисполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2015-2018 годах; продолжающийся рост объема муниципального долга), учитывая растущий удельный вес налоговых доходов в поступлениях собственных доходов бюджета города, особое значение приобретает увеличение налогового потенциала бюджета города, в том числе в части регулирования межбюджетных отношений.

В связи с отсутствием необходимых полномочий у муниципалитетов нет возможности существенно повлиять на рост налоговых поступлений в местные бюджеты. В то же время такие полномочия есть у субъектов Российской Федерации. Статьей 58 Бюджетного кодекса РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Проведенный Министерством финансов РФ мониторинг исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах РФ за 2017-2018 годы показал, что данным правом (без учета НДФЛ) воспользовались 54 субъекта в 2017 году и 73 субъекта в 2018 году. В результате, поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов РФ сверх закрепленных Бюджетным кодексом РФ, составили в 2017 году – 112,2 млрд. рублей или 10,0% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов, в 2018 году – 222,1 млрд. рублей или 13,2%. Таким образом, отмечается рост как самих дополнительных налоговых доходов - на 109,9 млрд. рублей (почти в 2 раза), так и их доли в налоговых доходах – на 3,2 процентных пункта.

Бюджету города Новосибирска установлены единые нормативы отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 10% (с 2019 года) и от транспортного налога в размере 20% (с 2020 года).

Прогнозируемые поступления по данным видам налогов в 2020 году составят 1 594 922,9 тыс. рублей или 7,3% от планируемых налоговых доходов, то есть их доля существенно ниже среднего общероссийского уровня за 2018 год (на 5,9 процентных пункта).

По итогам проведенной оценки качества управления региональными финансами за 2018 год Министерство финансов РФ рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации повысить качество организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем расширения перечня предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым нормативам отчислений.

Наряду с повышением качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов бюджета города и погашением недоимки по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет города, установление (увеличение) единых нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет Новосибирской области, будет способствовать улучшению ситуации с исполнением бюджета города Новосибирска.

Основной объем налоговых доходов бюджета города формируется за счет поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и земельного налога в совокупности, обеспечивающие около 80% налоговых доходов.

В проекте бюджета запланирован рост поступлений НДФЛ как в абсолютном выражении – с 14 781 165,5 тыс. рублей в 2020 году (с учетом взыскания недоимки в сумме 118,5 млн. рублей) до 16 922 956,3 тыс. рублей в 2022 году, так и его доли в доходах бюджета – с 30,1% до 33,9%.

В связи с наличием расхождений между данными проекта бюджета и сведениями главного администратора доходов (УФНС России по НСО), вызванных применением различных методик расчета (исходя из налоговой базы (общей суммы дохода) и на основании динамики поступления НДФЛ), Палата обращает внимание на возможные риски недостижения планируемых показателей по налогу на доходы физических лиц на сумму 274 061,4 тыс. рублей в 2020 году, на 420 038,4 тыс. рублей в 2021 году и на 434 045,3 тыс. рублей в 2022 году.

Поступление доходов в виде налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в 2020-2021 годах прогнозируется в объемах 1 229 755,4 тыс. рублей и 1 507 198,7 тыс. рублей. Темп роста составит в 2020 году 112,7%, в 2021 году – 122,6%.

В связи с окончанием с 01.01.2022 срока действия единого норматива отчислений от УСН в размере 10%, установленного законом Новосибирской области от 07.11.2011 № 132-ОЗ, поступления по данному виду доходов в проекте бюджета города на 2022 год не запланированы.

Расчет прогноза поступлений УСН произведен разработчиком проекта бюджета по методике министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, однако алгоритм расчета в пояснительной записке к проекту бюджета города не представлен.

Ввиду наличия расхождений между данными проекта бюджета и сведениями главного администратора доходов (УФНС России по НСО), принимая во внимание, что алгоритм расчета в пояснительной записке к проекту бюджета города не представлен, Палата обращает внимание на возможные риски недостижения планируемых показателей по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения на сумму 103 549,4 тыс. рублей в 2020 году и на 233 691,7 тыс. рублей в 2021 году.

Поступление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) в 2020-2021 годах прогнозируется в объемах 1 078 131,2 тыс. рублей и 305 911,0 тыс. рублей. В 2020 году планируется снижение поступлений налога на 7,4%.

В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса РФ и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отмена ЕНВД произойдет с 1 января 2021 года. В связи с этим в 2021 году в бюджет города прогнозируются лишь поступления налога, начисленного за 4 квартал 2020 года, что приведет к уменьшению доходной части бюджета в объеме свыше 700 млн. рублей.

По данному налогу Палатой произведен расчет поступлений по методике УФНС по НСО с применением повышенного коэффициента-дефлятора, установленного приказом Минэкономразвития России от 21.10.2019 № 684 на 2020 год.

По результатам расчета Палата полагает возможным увеличить плановые назначения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2020 году на 103 941,5 тыс. рублей.

Поступление доходов в виде налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, прогнозируется в 2020-2022 годах в объемах 229 249,2 тыс. рублей, 275 099,0 тыс. рублей, 330 118,8 тыс. рублей, с темпом роста 120,0% ежегодно.

Прогнозируемое поступление налогов на имущество в 2020-2022 годах – 4 006 124,5 тыс. рублей, 4 061 943,3 тыс. рублей и 4 161 055,7 тыс. рублей, темпы роста – 115,5; 101,4 и 102,4%, соответственно.

В проекте бюджета доля налогов на имущество в налоговых доходах составляет 18,3% в 2020 году, 18,0% - в 2021 году и 18,9% - в 2022 году.

Поступление налога на имущество физических лиц в 2020 году планируется в объеме 656 979,0 тыс. рублей, в 2021 году - в сумме 689 272,0 тыс. рублей, в 2022 году - в сумме 758 198,7 тыс. рублей с темпом роста 108,7; 104,9 и 110,0%, соответственно.

По налогу на имущество физических лиц Палатой произведен расчет поступлений по методике УФНС по НСО, исходя из объема исчисленного налога, скорректированного на сумму доначисленного налога за предыдущие годы по объектам торгово-офисного назначения (60,0 млн. рублей) и с учетом планируемого объема взыскания недоимки в сумме 30 368,0 тыс. рублей в 2020 году.

По результатам расчета Палата обращает внимание, что существуют риски недостижения планируемых показателей по налогу на имущество физических лиц на сумму 13 869,0 тыс. рублей в 2020 году, на 21 577,0 тыс. рублей в 2021 году и на 30 056,1 тыс. рублей в 2022 году.

В связи с установлением с 01.01.2020 единого норматива отчислений для бюджетов городских округов Новосибирской области от транспортного налога в размере 20% в проекте бюджета города на 2020-2022 годы предусмотрены поступления по данному виду налогов в сумме 365 147,5 тыс. рублей, 372 788,3 тыс. рублей и 380 589,0 тыс. рублей, соответственно.

Земельный налог на 2020-2022 годы планируется в объемах 2 983 998,0 тыс. рублей, 2 999 883,0 тыс. рублей и 3 022 268,0 тыс. рублей, с темпами роста 104,2%; 100,5% и 100,7%.

Поступление доходов в виде государственных пошлин прогнозируется в 2020-2022 годах в объемах 361 507,8 тыс. рублей, 381 963,9 тыс. рублей и 403 633,8 тыс. рублей, с темпами роста 105,1; 105,7; 105,7%. Палата обращает внимание на наличие имеющихся расхождений между данными проекта бюджета и сведениями главных администраторов доходов (УФНС России по НСО и ДПИиП мэрии).

Неналоговые доходы на 2020 год прогнозируются в объеме 5 010 613,5 тыс. рублей, что на 560 029,7 тыс. рублей (10,1%) меньше ожидаемого поступления в текущем году. Объем неналоговых доходов в 2021 году планируется в сумме 4 858 224,8 тыс. рублей и в 2022 году в сумме 4 777 906,1 тыс. рублей, что ниже на 152 388,7 тыс. рублей (3,0%) и 80 318,7 тыс. рублей (1,7%), к предыдущему периоду, соответственно.

Доля неналоговых доходов в доходной части бюджета на 2019-2021 годы постепенно снижается: 10,2; 9,5; 9,6%. В структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета неналоговые доходы составят 22,9; 21,6; 21,7%, соответственно.

К концу трехлетнего периода совокупный доход бюджета города от неналоговых доходов сократится на 232 707,4 тыс. рублей (4,6%).

Основными факторами снижения доли неналоговых доходов в доходной части бюджета в 2020-2022 годах являются:

- применение с 1 января 2020 года нового порядка зачисления доходов от штрафов, в соответствии с которым средства будут поступать в те бюджеты, из которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности органов, выявивших правонарушение;

- сокращение возможных к реализации муниципального имущества и земельных участков под объектами недвижимости, находящихся в государственной собственности до разграничения, в связи с выкупом значительной доли имущества и основного массива земельных участков в предшествующие периоды;

- уменьшение размера арендного фонда вследствие выбытия движимого имущества, продажи муниципального имущества в рамках Прогнозного плана приватизации, приватизации жилых помещений гражданами.

Основной объем поступлений в неналоговых доходах в 2020-2022 годы, как и в предыдущие периоды, составят доходы от использования муниципального имущества, хотя их доля в структуре неналоговых доходов незначительно снижается - с 58,7% в 2020 году до 56,5% в 2022 году.

Мониторинг исполнения бюджета за ряд лет показывает, что находящиеся в собственности города Новосибирска вклады в хозяйствующие субъекты не обеспечивают влияния органов местного самоуправления на принятие решений по ключевым вопросам хозяйственной деятельности этих юридических лиц и приносят незначительный доход в бюджет города.

В соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 05.12.2018 № 702 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2019-2021 годы» запланированы к реализации акции ПАО «Ростелеком», ХК ПАО «НЭВЗ-Союз» и ОАО «Сибирьгазсервис», находящихся в собственности города Новосибирска, о чем Палата неоднократно указывала по результатам проведенных экспертиз проектов решений о бюджете и исполнении бюджета города.

В 2019 году на момент проведения экспертизы проданы пакеты акций ХК ПАО «НЭВЗ-Союз» и ПАО «Ростелеком».

Проектом решения о бюджете ежегодные поступления арендной платы за землю в 2020-2022 годах прогнозируются в объемах 2 544 000,0 тыс. рублей; 2 468 700,0 тыс. рублей и 2 338 400,0 тыс. рублей, соответственно. Темпы снижения к предыдущему периоду –1,4; 3,0 и 5,3%.

По информации ДЗиИО мэрии расчет поступлений от арендной платы по действующим договорам аренды земельных участков на период 2020-2022 годов произведен с учетом оплаты начислений текущего периода, среднего уровня собираемости арендных платежей в предшествующие периоды, планируемого увеличения выбытия земель из арендных отношений в планируемом году (в связи с продажей земельных участков, расторжением договоров аренды в связи с вводом в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, переоформления прав аренды на иное право), без учета начислений по договорам, заключенным с организациями, по которым введена процедура банкротства, учитывая погашение дебиторской задолженности за счет претензионно-исковой работы, заключения мировых соглашений, предусматривающих согласованный график оплаты задолженности предшествующих периодов и с условием недопущения роста просроченной дебиторской задолженности.

Учитывая отрицательную динамику поступления доходов от продажи права аренды с торгов земельных участков за последние годы (415,0 млн. рублей в 2015 году, 193,8 млн. рублей в 2016 году, 115,5 млн. рублей в 2017 году и 111,4 млн. рублей ожидаемое поступление в 2018 году), Палата отмечает риски недостижения плановых показателей на 2019-2021 годы и предлагает администратору дохода уточнить расчеты поступления доходов от арендной платы за земельные участки, в части доходов от продажи права аренды с торгов земельных участков, в 2020-2022 годах.

В 2020-2022 годах планируемый объем поступления платы за наем муниципального жилищного фонда составит 62 653,0 тыс. рублей, 62 878,6 тыс. рублей и 63 104,9 тыс. рублей. При этом задолженность населения по данному виду неналоговых доходов без учета начисленной пени по платежу за 9 месяцев с начала 2019 года возросла на 4,2%, со 114 123,2 тыс. рублей до 118 906,4 тыс. рублей.

В связи с этим, Палата предлагает ДЭЖКХ города, администрациям районов (округа по районам) города усилить работу по взысканию с нанимателей задолженности по платежам за наем муниципальных жилых помещений.

В проекте бюджета доходы от реализации имущества на 2020 год запланированы в сумме 205 021,3 тыс. рублей, что на 27 153,5 тыс. рублей (11,7%) меньше по сравнению с предыдущим периодом, на 2021 год - 152 016,3 тыс. рублей (снижение на 53 005,0 тыс. рублей или 25,9%), на 2022 год - 130 016,3 тыс. рублей (снижение на 22 000,0 тыс. рублей или 14,5%).

Вместе с проектом бюджета представлен Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2019-2021 годы, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 05.12.2018 № 702, и проект решения Совета депутатов города Новосибирска «О внесении изменений в приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от 05.12.2018 № 702 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2019 – 2021 годы».

В связи с этим, Палата обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2.1 Положения о приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2009 № 1200 (далее – Положение о приватизации), прогнозный план приватизации муниципального имущества (далее - прогнозный план) разрабатывается ДЗиИО мэрии и утверждается Советом депутатов города Новосибирска на плановый период, который составляет три года.

Пунктом 2,3 Положения о приватизации установлено, что прогнозный план вносится мэром города Новосибирска на рассмотрение Совета одновременно с проектом решения Совета депутатов города Новосибирска о бюджете города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, внесение изменений в действующий прогнозный план на 2019-2021 годы противоречит требованиям вышеуказанных пунктов Положения о приватизации, так как на настоящий момент период 2019-2021 годов не является плановым.

Действующий порядок планирования приватизации муниципального имущества предполагает ежегодную разработку плана приватизации на новый трехлетний бюджетный цикл.

В связи с вышеизложенным, Палата отмечает необходимость разработки прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2020-2022 годы.

Существенное уменьшение планируемых поступлений дохода от реализации муниципального имущества с торгов (в 2022 году в 1,9 раза по сравнению с уточненным планом на 2019 год) по информации ДЗиИО мэрии связано с тем, что значительная доля запланированных к продаже объектов являются низколиквидными (невостребованные подвальные помещения; объекты большой площади), находящимися в неудовлетворительном состоянии и, как следствие, имеют невысокую стоимость продажи 1 кв. м муниципального имущества.

Кроме того, установление бессрочного льготного порядка приватизации арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ и срока рассрочки платежей до 5 лет по выкупу арендованного имущества, не способствует повышению активности покупателей.

В связи с уточнением главным администратором доходов (ДСП мэрии) объемов доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, Палата предлагает увеличить прогноз доходов по данному источнику в 2021 году - на 966,3 тыс. рублей, в 2022 году – на 966,4 тыс. рублей.

Учитывая сокращение возможных к реализации земельных участков под объектами недвижимости, находящихся в государственной собственности до разграничения, в связи с выкупом основного массива земельных участков в предшествующие периоды (носит заявительный характер), доходы от продажи земельных участков под объектами недвижимости прогнозируются с тенденцией к снижению: в 2020 году - 160 000,0 тыс. рублей, в 2021 году - 146 800,0 тыс. рублей, в 2022 году – 137 000,0 тыс. рублей.

Объем безвозмездных поступлений на 2020-2022 годы запланирован в сумме 22 285 423,2 тыс. рублей, 23 682 249,6 тыс. рублей и 23 140 784,2 тыс. рублей. Доля безвозмездных поступлений в общей сумме доходов бюджета города растет и составит в 2020 году – 45,3%, в 2021-2022 годах – 46,4%.

Относительно предыдущего бюджетного цикла прогноз доходов бюджета от безвозмездных поступлений в 2020 году уменьшен на 651 096,9 тыс. рублей (2,8%), в 2021 году увеличен - на 1 321 566,3 тыс. рублей (5,9%).

Безвозмездные поступления от других бюджетов на 2020-2022 годы запланированы в соответствии с проектом Закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», принятым Законодательным Собранием НСО в первом чтении 21.11.2019.

В общем объеме безвозмездных поступлений доля безвозмездных поступлений от юридических и физических лиц несущественна.

 

Расходы в проекте решения на 2020-2022 годы запланированы в объеме 50 346 491,0; 51 865 475,0; 49 925 660,7 тыс. рублей, соответственно. Темпы роста к предыдущему году – 100,0; 103,0; 96,3%.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет межбюджетных трансфертов составит в 2020 году 44,3%, в плановом периоде 2021 и 2022 годов – 45,7 и 46,3%, соответственно (в 2019 году – 45,5%).

Планирование бюджетных ассигнований бюджета города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов осуществлялось в соответствии с приказом начальника ДФиНП мэрии от 14.08.2013 № 240-од «Об утверждении порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период».

В соответствии с требованиями статьи 184.1 БК РФ, на 2021-2022 годы запланированы условно утвержденные расходы.

В среднесрочном периоде сохранена социальная направленность бюджета. Доля расходов на социальную сферу в 2020 году составит 71,6% от общего объема бюджета.

Наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета занимают расходы на образование - 58,6; 55,4; 55,9%.

Доля расходов по разделу «Национальная экономика» в 2020-2022 годах составит 12,7; 14,9; 14,6% от общего объема расходов бюджета, по разделу «Социальная политика» - 6,8; 6,7; 6,5%, по разделу «Общегосударственные вопросы» - 6,8; 6,3; 6,1%, по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 4,7; 5,2; 4,1%, соответственно. По остальным разделам расходы бюджета занимают в 2020-2022 годах 10,4; 11,5; 12,8% в общей сумме расходов, соответственно.

В 2020 году положительной динамикой к плану предыдущего года характеризуются 5 разделов из 11 - «Обслуживание государственного и муниципального долга» - 126,4%, Охрана окружающей среды» - 112,1%, «Общегосударственные вопросы» - 109,1%, «Социальная политика» - 104,2%, и «Образование» - 101,7%.

Наибольшее снижение плановых назначений наблюдается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» - на 15,7%.

Ведомственная структура расходов бюджета включает расходы 25 главных распорядителей бюджетных средств, наибольший удельный вес (49,5; 50,8; 53,4%) в общей сумме расходов, занимают расходы ДО мэрии.

Существенное снижение расходов в 2019 году по отношению к предыдущему году наблюдается у ДСА мэрии (на 17,7%), что в основном обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований за счет средств межбюджетных трансфертов.

Муниципальный дорожный фонд города Новосибирска, утвержден на 2020 год в сумме 4 906 859,5 тыс. рублей, на плановый период 2021 и 2022 годов - 5 457 238,6 тыс. рублей и 5 157 124,5 тыс. рублей, соответственно.

Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (далее - ПНО) запланирован на 2020-2021 год в сумме 413 551,0 тыс. рублей ежегодно, в 2022 году – 407 245,5 тыс. рублей и составляет в 2020-2022 годах по 0,8% от общего объема расходов бюджета города ежегодно.

Палата обращает внимание, что в проекте решения о бюджете города (приложения № 5-8) расходы на исполнение ПНО «Предоставление стипендии мэрии города Новосибирска для одаренных детей в области физической культуры и спорта за достижение высоких спортивных результатов» и «Предоставление единовременного денежного вознаграждения спортсменам и тренерам города Новосибирска, добившимся высоких спортивных результатов» отражены по коду вида расходов, не относящемуся в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденным приказом министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, к публичным нормативным обязательствам.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления запланированы в 2020-2022 годах в сумме 2 218 134,4; 2 118 087,3; 1 994 032,3 тыс. рублей, соответственно. Темпы роста к предыдущему году – 99,8; 95,5;94,1%.

Плановая штатная численность работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии на 01.10.2019 утверждена в количестве 2 590 единиц. На начало 2019 года штатная численность составляла 2 577 единиц.

Расходы на заработную плату аппарата управления запланированы в соответствии с действующими штатными расписаниями, решением Совета депутатов города Новосибирска от 06.02.2008 № 886 «О Положении об оплате труда в органах местного самоуправления, муниципальных органах города Новосибирска» и постановлением мэра города Новосибирска от 22.02.2008 № 122 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы» без учета индексации заработной платы на 4,3% с 01.10.2019.

Расходы на проведение выборов составят в 2020 году – 121 888,5 тыс. рублей, в 2021 году – 17 258,1 тыс. рублей, в 2022 году – 15 962,6 тыс. рублей, что связано с проведением выборов депутатов Совета депутатов города Новосибирска седьмого созыва в 2020 году, а также с формированием резерва на проведение дополнительных выборов депутата Совета депутатов города Новосибирска в 2021-2022 годах.

Резервный фонд запланирован на 2020-2022 годы в сумме  353 585,1; 351 243,6; 283 833,3 тыс. рублей, соответственно, что не превышает ограничений, установленных п. 3 ст.81 БК РФ. Резервный фонд на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий запланирован в 2020-2022 годах в сумме 30 000,0 тыс. рублей ежегодно.

Капитальные вложения в экономику города за счет всех источников финансирования запланированы на 2020 год в объеме 5 491 229,5 тыс. рублей, или 10,9% к общему объему расходов бюджета города, на плановый период 2021 и 2022 годов – 4 614 686,1 тыс. рублей (8,9%) и 3 789 673,1 тыс. рублей (7,6%), соответственно.

Капитальные вложения в 2020 году по отношению к 2019 году уменьшились на 533 770,9 тыс. рублей (на 8,9%). В 2020-2021 годах расходы на капитальные вложения планируются с отрицательной динамикой - темп роста составит 76,6 и 62,9% к уровню 2019 года. Инвестиционная составляющая в расходах бюджета снижается с 12,0% в 2019 году до 7,6% в 2022 году.

В 2020 году в структуре расходов на капитальные вложения по источникам финансирования произошли изменения. Доля средств областного бюджета в общих расходах на осуществление капитальных вложений увеличивается с 44,5% в 2019 году до 57,8% в 2020 году. При этом доля средств бюджета города и доля средств федерального бюджета уменьшается относительно предыдущего года на 2,3 и 7,9 процентных пункта, соответственно. В 2020 году расходы на капитальные вложения за счет средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» не планируются (в 2019 году – 2,9%).

Основную долю капитальных вложений в 2020 году составят расходы, направленные на строительство, реконструкцию детских садов и школ – 54,5%, на строительство станции «Спортивная» Ленинской линии метрополитена – 14,2%, на коммунальное строительство – 13,4%, на строительство автодорог – 12,7%.

В целях организации работы по осуществлению капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 утвержден Порядок осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2020-2022 годы в решении комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованный мэром города Новосибирска, соответствует перечню объектов и объемам финансирования, предусмотренному проектом решения о бюджете (приложения 11 и 12 к проекту).

В 2020 году и в плановом периоде 2021 и 2022 годов мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года (далее - Указы). Проектом решения о бюджете на обеспечение указов Президента РФ (далее - Указы) в 2020 году предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 14 746 568,5 тыс. рублей, в 2021 году – 15 149 811,8 тыс. рублей, в 2022 году – 15 690 193,7 тыс. рублей. Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета города составит 29,3; 29,6 и 32,3%, соответственно.

Пояснительная записка к проекту решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021 и 2020 годов» не содержит информации о бюджетных ассигнованиях, запланированных на реализацию Указов Президента РФ и факторах (решениях), оказавших влияние на их изменение.

Палата обращает внимание, что мэрией не ведется отдельный учет средств на реализацию указов, не осуществляется оценка необходимых затрат на их реализацию.

В 2020 году по отношению к 2019 году запланирован рост среднемесячной заработной платы по всем категориям работников.

Анализ запланированного размера среднемесячной заработной платы показал, что планируемый уровень среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений, подведомственных ДСП мэрии, ДКСиМП и ДО мэрии по всем категориям работников на 2020-2022 годы запланирован в соответствии с индикативными значениями, предусмотренными Правительством РФ и Правительством НСО.

Так же, в 2020-2022 годы мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Проектом бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов составляют 7,8; 5,8 и 4,5% совокупных расходов бюджета города, соответственно (в 2019 году – 8,8%).

Планируемый объем финансирования национальных проектов составляет в 2020 году - 3 940 435,5 тыс. рублей, в 2021 году – 2 968 179,1 тыс. рублей, в 2022 году – 2 186 312,9 тыс. рублей (в 2019 году - 4 419 244,9 тыс. рублей).

В бюджете города предусмотрено финансирование 5 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура».

Реализация национального проекта «Демография» предусматривается в рамках региональных проектов «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» и «Спорт – норма жизни».

По данным ДО мэрии, фактическое значение показателя удовлетворенности дошкольного образования в возрасте от трех до семи лет на 01.10.2019 года по городу в целом составляло 94,1% (при плановом показателе - 100,0%), однако по районам города уровень данного показателя различен. В Советском районе данный показатель составляет 100,0%, в Калининском, Ленинском, Кировском, Первомайском районах и Центральном округе - 98,4; 97,4; 94,8; 92,6%, 91,8%, соответственно. Самая проблемная ситуация сложилась в Дзержинском, Октябрьском районах, где показатель удовлетворенности составляет 88,3; 89,6%, соответственно.

Фактическое значение показателя удовлетворенности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в целом по городу составляет 40,5% (в 2018 - 34,1%).

В 2020 году будет продолжена работа по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет. Планируется построить и сдать в эксплуатацию 10 зданий детских садов на 2 135 мест, в том числе для детей раннего возраста (до 3-х лет) - на 625 мест.

В 2021 году планируется построить и сдать в эксплуатацию 2 здания детских садов на 530 мест, в том числе для детей раннего возраста - на 160 мест.

Реализация национального проекта «Образование» предусматривается в рамках региональных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда». Бюджетные ассигнования планируется направить на создание новых мест в общеобразовательных организациях (реализация приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников»).

В 2019-2020 учебном году в 157 из 203 общеобразовательных учебных заведений (77,3% от общего количества учебных заведений) обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 51 085 человек.

Палата отмечает, что из 203 образовательных учреждений, 3 находятся в аварийном состоянии: МБОУ СОШ № 51 и № 54 в Центральном круге и МБОУ СОШ № 57 в Дзержинском районе.

В 2020 году и в плановом периоде 2021-2022 годов мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по созданию дополнительных ученических мест. По прогнозам ДО мэрии в 2020-2021 годы планируется ввести в эксплуатацию здания двух школ: МАОУ СОШ № 217 (февраль 2020 года), МАОУ СОШ № 218 (январь 2021 года) на 1 100 мест в каждом.

Кроме того, проектом бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования, которые планируется направить на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях, создание центров цифрового образования детей.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» предусматривается в рамках региональных проектов «Жилье», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

В рамках нацпроекта бюджетные ассигнования планируется направить:

- на благоустройство дворовых территорий;

- на строительство зданий школ по ул. Тюленина в Калининском районе и по ул. Большевистской в Октябрьском районе;

- на благоустройство общественных пространств (Затулинский дисперсный парк);

- на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу (планируется улучшить условия проживания 136 человек, с предоставлением 661,9 кв. м).

Реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусматривается в рамках регионального проекта «Дорожная сеть НСО».

За счет средств выделенных на реализацию национального проекта планируется:

- увеличить протяженность дорожной сети города Новосибирска, соответствующей нормативным требованиям в 2020-2022 годах на 20,0; 22,5 и 3,8 км., соответственно;

- снизить количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Новосибирска по сравнению с 2017 годом в 2020-2021 годах на 4 и 2 единицы, соответственно.

Реализация национального проекта «Культура» предусматривается в рамках федерального проекта «Культурная среда».

Бюджетные ассигнования планируется направить на реализацию мероприятий по реновации учреждений отрасли культуры (реконструкция здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра).

Палата обращает внимание, что пояснительная записка к проекту решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» не содержит информации о бюджетных ассигнованиях, запланированных на реализацию национальных проектов и значениях целевых показателей.

Согласно Проекту бюджета, удельный вес программных расходов за счет средств бюджетов всех уровней в общих расходах бюджета города составит в 2020 году 89,7%. На реализацию мероприятий муниципальных программ предусмотрено 45 173 439,4 тыс. рублей, доля межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов на муниципальные программы – 48,9% (22 078 558,2тыс. рублей).

В соответствии с проектом бюджета, в 2020 году в городе Новосибирске запланировано финансирование 20 муниципальных программ. Сокращение программных расходов в 2022 году обусловлено окончанием срока реализации 16 муниципальных программ.

В 2020 году наибольший объем бюджетных средств от общего объема программных расходов 28 338 124,1 тыс. рублей или 62,7% запланирован по разделу 0700 «Образование» (из них 94,8% - МП «Развитие сферы образования города Новосибирска» на 2018–2021 годы).

Проект бюджета на 2020 год сформирован с дефицитом в размере 1 200 000,0 тыс. рублей, на 2021 год – 800 000,0 тыс. рублей, на 2022 год – без дефицита. Размер дефицита не превышает предельного значения, установленного пунктом 3 статьи 92.1 БК РФ (10,0%) и составляет от общего годового объема доходов бюджета города без утвержденного объема безвозмездных поступлений 4,5% в 2020 году и 2,9% - в 2021 году.

Расчет поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Новосибирска произведен в соответствии с методикой прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города Новосибирска, утвержденной приказом ДФиНП мэрии от 27.07.2016 № 194-од.

В 2020-2022 годах общий объем внутренних заимствований не превышает общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, и объемов погашения долговых обязательств города Новосибирска, что соответствует требованиям, установленным статьей 106 БК РФ.

Палата отмечает, что в источниках финансирования дефицита бюджета на 2020-2022 годы не предусмотрены поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, хотя в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 05.12.2018 № 702 «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2019-2021 годы» планируются к реализации акции ОАО «Сибирьгазсервис», находящиеся в собственности города Новосибирска.

В соответствии с проектом бюджета муниципальный долг на 1 января 2023 года достигнет 24 492 324,1 тыс. рублей, его рост в среднесрочном периоде по отношению к 2019 году на 2 000 000,0 тыс. рублей (8,9%).

Предусмотренные в проекте бюджета виды долговых обязательств соответствует требованиям статьи 100 БК РФ. В среднесрочном периоде сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2020-2022 годах в структуре муниципального долга задолженность по кредитам частично замещается долгом по заимствованиям, полученным от размещения муниципальных ценных бумаг. Как следствие, доля долговых обязательств по кредитам кредитных организаций снижается с 28,0% на начало 2020 года до 8,8% - на начало 2021 года. Однако, в связи с погашением остатка задолженности по бюджетным кредитам в 2021 году и новым привлечением кредитов от кредитных организаций доля последних на начало 2023 года увеличится до 11,8%. Объем муниципального долга, выраженного в муниципальных ценных бумагах к 2023 году увеличится на 7 600 000,0 тыс. рублей (54,3%) и составит 21 600 000,0 тыс. рублей или 88,2% всего объема муниципального долга.

В среднесрочном периоде более высокие темпы роста муниципального долга (108,9%) по сравнению с темпами роста налоговых и неналоговых доходов (105,0%) обусловили увеличение доли муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов с 88,2% в 2019 году до 91,4% в 2022 году. В то же время, доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города Новосибирска не превышает ограничений, установленных статьей 107 БК РФ.

Рост размера долговых обязательств, увеличение стоимости заемных ресурсов обуславливают рост расходов на обслуживание муниципального долга на 25,7% с 1 382 874,8 тыс. рублей в 2019 году до 1 737 980,0 тыс. рублей в 2021-2022 годах.

Расходы на обслуживание муниципального долга включают процентные платежи по кредитам коммерческих банков, процентные платежи по бюджетным кредитам, купонные выплаты по облигациям муниципального займа. Ожидается, что средневзвешенная ставка по привлеченным кредитам коммерческих банков на конец 2019 года составит 7,37% годовых, при ключевой ставке, установленной Банком России с 28.10.2019 - 6,50% годовых.

Несмотря на увеличение расходов на обслуживание муниципального долга их доля в общих расходах бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций в 2020-2022 годах (5,2; 5,0; 5,5%) не превышает нормативного значения (15,0%), установленного статьей 111 БК РФ.

Долговая политика на 2020-2022 годы обеспечивает сохранение объема долговых обязательств в пределах, установленных статьями БК РФ, стабильность обслуживания и погашения долговых обязательств. На конец 2022 года долговая нагрузка на 1 человека увеличится на 7,5% по сравнению с началом 2020 года и составит 14,9 тыс. рублей.

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2018-2022 годов показал увеличение стоимости заемных ресурсов в 2020 году до 7,38% и ее снижение до 7,10% в 2022 году.

 

На основании проведенной экспертизы проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Палата предлагает:

1. Принять проект решения «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» с учетом выводов и предложений.

2. Для отражения полной и достоверной информации в материалах и документах, предоставляемых одновременно с проектом бюджета, рассмотреть вопрос о включении в состав Пояснительной записки к проекту бюджета информации о бюджетных ассигнованиях, запланированных на реализацию Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и факторах (решениях), оказавших влияние на их изменение.

3. В целях обеспечения принципа сбалансированности системы стратегического планирования продолжить работу по согласованию разра

<< Вернуться к списку новостей