Новости

29.01.2020
Эффективности деятельности ДСиА мэрии по завершению строительства проблемных объектов

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2019 год проведена проверка по вопросу эффективности деятельности департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска по завершению строительства проблемных объектов жилищного строительства, расположенных на территории города Новосибирска в 2017-2018 годах.

  Решение вопросов, связанных с завершением строительства и ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов жилищного строительства в Новосибирской области осуществляется Правительством Новосибирской области с 2014 года в рамках государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Новосибирской области № 68-п от 20.02.2015.

   В целях реализации государственной программы Новосибирской области в городе разработан Порядок организации и проведения отбора объектов жилищного строительства, по которым требуется покрытие части расходов на оплату по договорам технологического присоединения к сетям водо-, тепло-, электроснабжения и канализации, на установку лифтового оборудования и благоустройство придомовой территории многоквартирных домов, участники долевого строительства, которых признаны пострадавшими от действий недобросовестных застройщиков. Порядок утвержден постановлением мэрии города Новосибирска № 4011 от 05.09.2016 года.

    Проверкой данного «Порядка ……», установлено, что объекты, отобранные для финансирования в проверяемом периоде соответствуют критериям отбора, определенным этим Порядком.

Освоение средств, направленных на решение проблем «обманутых дольщиков» за проверяемый период, составила 100,0%.

 Сумма соглашений, заключенных с Министерством Новосибирской области о субсидировании на покрытие части расходов по завершению строительства и ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов жилищного строительства, в 2017 году составила 112,8 миллиона рублей (112 835,9 тыс. рублей), в 2018 году - 54,2 миллиона рублей (54 202,1 тыс. рублей).

           Эффективность использования данных средств, также составила 100,0%.

   Фактов нецелевого и неэффективного использования средств бюджета города за 2018 год, предоставленных участникам долевого строительства, которые признаны пострадавшими от действия недобросовестных застройщиков, в целях покрытия части расходов на оплату по договорам технологического присоединения к сетям коммунальной инфраструктуры, не установлено. 

 

     Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 26.05.2017 года была утверждена обязанность субъектов Российской Федерации представлять в Минстрой России региональные планы-графики («Дорожные карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр обманутых дольщиков. Ответственными за их реализацию назначены заместители губернаторов.

  Первый планы-график был утвержден и направлен Департаментом мэрии в Минстрой НСО до утверждения Правительством формы, в декабре 2016 года.

  План-график («Дорожная карта») на территории города Новосибирска утверждается заместителем мэра – начальником ДСА мэрии города Новосибирска направляется в Минстрой НСО. План-график («Дорожная карта») обновляется ежеквартально.

Планом-графиком предусмотрены три вида мероприятий для каждого «проблемного» объекта:

Меры законодательного характера.

Меры организационного характера.

Меры финансового характера.

          Анализ «Дорожных карт» за 2017-2018 годы показал, что количество домов, в которых решены вопросы, уменьшается не значительно. Сроки ввода домов переносятся. В 2017 году в основном дома введены в эксплуатацию путем окончания строительства. В 2018 году из 5 объектов, которые поименованы в «Дорожных картах» и планируемых к вводу, введен в эксплуатацию один объект по ул. Вертковская, 5/3.

  Для весомой части домов, поименованных в «Дорожных картах», реализация мероприятий не прописана в связи с тем, что идет или планируется процедура банкротства, она может длится не один год.

          Меры и сроки, указанные в «Дорожной карте» не всегда совпадают с запланированными, в некоторой части по объективным причинам - существенное сокращение объема финансирования (на 2018 год). Но есть и субъективные причины, так, соглашение на финансирование ЖСК по ул. Кропоткина, 104 не заключены, в связи с тем, что ЖСК не предоставляет документы, необходимые для выделения и предоставления субсидий.

  Темпы ввода домов из числа «проблемных» низкие, за два года в среднем решены вопросы по 5 домам, то есть если в плане-графике «Дорожной карте» города Новосибирска по состоянию на 20.03.2019 года числится 47 объектов, для решения всех вопросов по «проблемным» домам при существующем темпе их разрешения потребуется около 9 лет.

     Анализ «Дорожных карт» показал также, что вопросы основной части «проблемных» объектов решается за счет реализации Масштабных инвестиционных проектов. Для обеспечения ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов в Новосибирской области разработан механизм предоставления земельных участков без торгов строительным организациям, при условии, что они направят денежные средства за право аренды земельным участком на завершение строительства определенного условиями договора аренды земельного участка «проблемного» объекта. Также предусмотрено восстановление нарушенных прав участников строительства путем передачи 2,5% от общей жилой площади планируемого к строительству на этом участке дома. Такие требования определены Законом Новосибирской области № 583-ОЗ от 01.07.2015 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения, (реализации) которых предоставляются земельные участки без проведения торгов …….».

     В городе Новосибирске организация работы со всеми участниками процесса, сроки и мероприятия определены постановлением мэрии № 3419 от 02.08.2016 «О порядке рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов …….».

    В проверяемом периоде в целях реализации данных Проектов в городе выделено 12 земельных участков:

            - 4 участка общей площадью 8,8 га предоставлено в 2017 году;

            - 8 участков общей площадью 26,7 га в 2018 году.

  Анализ срока проведения мероприятий по реализации Масштабных инвестиционных проектов показал, что в 2017 году с момента подачи ходатайства инициатором проекта, до заключения договора аренды уходило около 9,5 месяцев. В 2018 году имеет место положительная тенденция по сокращению срока проведения процедурных вопросов на 2 месяца.

            Проверка реализации масштабных инвестиционных проектов в городе выявила проблему предоставления земельных участков под строительство домов по стоимости, ниже кадастровой. Методика расчета стоимости права аренды при реализации данных проектов в городе отсутствует. Максимальный размер денежных средств не установлен и определяется инициатором проекта самостоятельно.

            По мнению палаты, стоимость права аренды не должна быть ниже кадастровой. Это позволит обеспечить прозрачность расчетов и осуществить покрытие дефицита средств для завершения строительства «проблемного» объекта без проведения повторного Проекта и выделения дополнительных земельных участков, а также исключить возможность предоставления права аренды по кадастровой стоимости одним инициаторам Проекта (МИП), а другим ниже кадастровой стоимости.

Анализ Реестра «пострадавших» граждан показал, что по состоянию на март 2019 года в реестре обманутых дольщиков числится 1 937 граждан, из них в домах, расположенных на территории города - статус «обманутых» граждан имели 1 791 человек. За пять лет исключено из Реестра 140 граждан, что составляет 7,8% от общего числа в Реестре.

              Анализ численности граждан показал, что в него ежегодно включается больше граждан, чем исключается, как результат, численность ежегодно увеличивается.

   В последние годы имеет место тенденция, когда граждан включают в Реестр «пострадавших» граждан на территории Новосибирской области, на основании постановления суда.

     В целом следует отметить, что анализ возможных проблем достройки «проблемных» объектов города показал, что основными причинами являются - недостаток финансирования окончания строительства, сложности в поиске инвестора и застройщика, а также несоответствии начатого строительства техническим требованиям градостроительного законодательства Российской Федерации.

  По итогам проверки в адрес заместителя мэра города - начальника департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска направлено информационное письмо для рассмотрения результатов и принятия управленческих решений.

            В данном письме палатой предложено разработать и принять муниципальный правовой акт, предусматривающий методику расчета стоимости права аренды при реализации данных масштабных инвестиционных проектов в городе.

            В настоящее время специалистами ДСА мэрии ведется работа по внесению изменений в Постановление мэрии города № 3419 от 02.08.2016 (ред. от 21.08.2019) «О порядке рассмотрения ходатайств юридических лиц о реализации масштабных инвестиционных проектов …….», в котором будет учтено предложение палаты по результатам данного контрольного мероприятия.

<< Вернуться к списку новостей