Новости

19.02.2020
Эффективность использования средств на реконструкцию МБУ Центр реабилитации "Олеся"

Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска проведена проверка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на реконструкцию и оснащение здания по адресу проспект Дзержинского, 21, предназначенного для организации деятельности муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».

Техническая часть контрольного мероприятия выполнена расчетным методом и методом фактической проверки, аналитическая часть – документальным и расчетным методами, оценка эффективности – по критериям, согласованным с «Олесей» и «Центром технадзора».

В период проведения контрольного мероприятия уставная деятельность МБУ «Олеся» осуществлялась на проспекте Димитрова, 14, в помещениях цокольного этажа. В новом здании, расположенном на проспекте Дзержинского, 21 производилось исполнение предписаний надзорных органов об устранении недоделок и нарушений, допущенных в процессе реконструкции, оформлялись детские площадки на прилегающей территории, помещения оснащались мебелью, инвентарем, оборудованием. Здание введено в эксплуатацию 30 декабря 2019 года.

Реконструировалось здание бывшего детского сада 1966 года постройки. По окончании реконструкции учредителем запланировано использование здания в качестве основной реабилитационной площадки, в помещениях по проспекту Димитрова, 14 предусмотрено открытие реабилитационного отделения для детей с первых дней жизни до трех лет.

Соглашением о взаимодействии, заключенным между департаментом по социальной политике, «Центром технического надзора и развития материально-технической базы муниципальных учреждений в сфере социальной политики» и «Олесей», «Центр технадзора» наделен функциями и полномочиями заказчика при проектировании и реконструкции здания, а также правом осуществления необходимых для реконструкции закупок, требующих строительного контроля, «Олеся» определена застройщиком.

Фактически исходя из функций, регламентированных Градостроительным кодексом, в отношении реконструируемого здания «Центр технадзора» исполнял функции и полномочия технического заказчика. Генеральным подрядчиком являлось ООО «АСК-1». В целом, стоимость работ, выполненных ген.подрядчиком, составила 98 652,7 тыс. рублей (около 86% затрат на реконструкцию здания).

В нарушение Градостроительного кодекса проектная документация на реконструкцию здания разрабатывалась до утверждения градостроительного плана земельного участка, нарушение допущено исполнителем работ ООО «ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС» по вине «Олеси» и «Центра технадзора», не выполнивших обязанность застройщика по своевременному предоставлению всех необходимых материалов и документов, повлекло системные последствия в виде удорожания стоимости реконструкции.

Финансовое обеспечение «Олеси» на реконструкцию и оснащение здания осуществлялось в форме целевых субсидий, с частичным дофинансированием субсидией на выполнение муниципального задания (в связи с недостаточностью целевой субсидии на приобретение изделий для медицинских кабинетов).

В нарушение Соглашения о взаимодействии «Олесей» осуществлены в закупки, требующие специальных знаний в области строительства и осуществления строительного контроля, всего 33 закупки совокупной стоимостью 10 533,6 тыс. рублей, отнесенные к полномочиям «Центра технадзора». Удельный вес неправомочно произведенных закупок составил 51% в совокупном объеме закупок.

Аналогично, принимались выполненные работы по 6-ти произведенным ООО «ПРОЕКТСТРОЙСЕРВИС» корректировкам рабочей документации, в отсутствие штатного сотрудника, обладающего необходимыми специальными знаниями для установления качества и полноты работ.

Аудитом закупок установлены нарушения Закона о контрактной системе:

- назначены контрактные управляющие, не имеющие высшего и (или) дополнительного профессионального образования в сфере закупок;

- в состав закупочной комиссии включались лица, не прошедшие профессиональную переподготовку;

- неэффективными признаны 10 контрактов, заключенных в результате искусственного дробления закупок однотипных работ, поскольку повлекли ограничение конкуренции, всего в сумме 802,3 тыс. рублей.

Отмечены недостатки:

- приемочная комиссия создана лишь в ноябре 2019 года – создание комиссии не является обязанностью учреждения, но ее отсутствие указывает на недостаточно эффективную организацию контроля исполнения контрактов;

- существенная доля неконкурентных закупок, в 2019 году – 24,0% от совокупного годового объема закупок.

Во исполнение Представления Палаты, МБУ «Олеся» приняло следующие меры:

- контрактный управляющий соответствует требованиям Закона №44-ФЗ;

- строго указано на недопустимость нарушений (дроблений, неконкурентных закупок) в дальнейшей деятельности;

- формирование закупочной комиссии и обеспечение соответствия выполняемых функций и полномочий взято под контроль директора.

По материалам, переданным Палатой, Прокуратурой Железнодорожного района ведется работа по инициированию административного производства по фактам нарушения Закона №44-ФЗ.

Определен перечень ожидаемых результатов, в том числе:

- повышение оснащенности реабилитационного процесса медицинским оборудованием – приобретено 85 единиц медицинского оборудования (на 1 935,8 тыс. рублей), оборудование в наличии, распределено по профильным кабинетам, подключение обеспечено;

- повышение оснащенности реабилитационным оборудованием – приобретено 32 единицы на 2 604,3 тыс. рублей, оборудование распределено по профильным кабинетам, монтаж и установка выполнены;

- организация питания детей оценена как неотъемлемый компонент оздоровления и реабилитации, в новом здании оборудована столовая полного цикла – пищеблок и обеденный зал, оснащение пищеблока составило 85 единиц техники и рестооборудования на 1 799,4 тыс. рублей. Оборудование позволяет производить все виды блюд. Для детей с ограничениями двигательных функций организована доставка горячего питания в гастроемкостях;

- реабилитационные площади увеличены с 36,0 м2 до 256,4 м2, в 6,1 раза;

- развивающие и обучающие площади увеличены с 136,0 м2 до 552,4 м2;

- на территории нового здания организованы и полностью оснащены игровые и развивающие зоны, прогулочные площадки с искусственным покрытием для каждой группы общей площадью, включая тактильные дорожки, 603,3 м2;

- увеличение пропускной способности с 21-го до 87-ми человек;

- будет обеспечено сокращение очереди на реабилитацию и «Олеся» предоставит в 2020 году услуги 513-ти детям против 123-х;

- со вводом в эксплуатацию нового здания услуги станут доступны большему количеству детей, дополнительно организован и оснащен кабинет домоводства, оборудованы сенсорные комнаты, кабинет кинезиотерапии, зона с кинетическим песком;

- новым штатным расписанием штат медицинских работников увеличен на 4,5 ставки (плюс 64,0%) и педагогического персонала – на 7,0 ставки (плюс 30,4%).

Стоимость одного введенного реконструкцией реабилитационного места составила 2020,0 тыс. рублей, что ниже планируемой стоимости на аналогичных объектах других городов, где перечень отделений и планируемых реабилитационных мероприятий идентичен и предусмотрено одновременное обслуживание 80-ти детей:

- в Центре реабилитации в Кировском районе Санкт-Петербурга стоимость одного реабилитационного места – 4 932,5 тыс. рублей, в 2,4 раза дороже;

- в Новокузнецком Центре реабилитации стоимость составит 2 700,0 тыс. рублей, на 33,7% дороже.

То есть, реконструкция как способ устройства здания для МБУ «Олеся» стала эффективным решением учредителя по критериям сопоставимости затрат на строительство нового здания и реконструкцию существующего объекта.

С учетом показателей рациональности, результативности и обоснованности бюджетных расходов на реконструкцию и оснащение, по итогам проведенной оценки использование бюджетных средств МБУ «Олеся» признано достаточно эффективным.

Фактические расходы по реконструкции здания через «Центр технадзора» составили 113 141,2 тыс. рублей. Фактическое финансирование превысило уточненный объем финансового обеспечения, утвержденный в составе Программы, на 3 234,4 тыс. рублей или 2,9%.

Палатой установлен ряд нарушений и недостатков при проведении реконструкции:

1) Нарушения Бюджетного кодекса – «Центром технадзора» допущено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 7 039,3 тыс. рублей (завышение стоимости выполненных работ, удорожание стоимости и прочее).

3) Неэффективными признаны 20 контрактов, заключенных в нарушение Закона №44-ФЗ с искусственным дроблением закупок (на общую сумму 3 171,3 тыс. рублей), в том числе 18 закупок произведены у единственного поставщика с необоснованным ограничением числа участников.

4) Нарушение Сводов Правил проектирования «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» и «Стоянки автомобилей» – площадка-паркинг не отгорожена и доступна для воспитанников, а приведение паркинга в соответствие с требованиями СП приведет к дополнительным расходам средств бюджета города.

5) Недостатки при проведении закупок и приемке выполненных работ:

- существенная доля неконкурентных закупок – в 2016 году – 10,6% годовых затрат на реконструкцию здания;

- не в полном объеме устранены недостатки и нарушения при производстве работ, выявленные палатой и Госстройнадзором НСО.

Осуществление МБУ «Олеся» и МКУ «ЦТНиРМТБМУССП» неуставных видов деятельности в отношении реконструкции здания, а, следовательно, и видов деятельности, не обеспеченных надлежащей подготовкой кадров, привело к нарушениям указанными учреждениями законодательства о контрактной системе закупок, Бюджетного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ. Высокая текучесть кадров по должностям работников, несущих ответственность за проведение реконструкции и оснащение нового здания и (или) оказывающих непосредственное влияние на качество и оперативность выполнения работ существенно повлияла на увеличение периода реконструкции и оснащения нового здания, на неоднократный перенос срока ввода объекта в эксплуатацию, длительное устранение нарушений по предписаниям надзорных органов в сфере строительства.

Аналогично, при оценке эффективности, определен перечень ожидаемых результатов:

- отсутствие нарушений при реконструкции и при расходовании бюджетных средств на реконструкцию – Госстройнадзором выявлено 142 нарушения, не устранено 8 нарушений (около 6%), Палатой выявлены нарушения на сумму 23 502,6 тыс. рублей (21% расходов учреждения на реконструкцию);

- отсутствие удорожания стоимости реконструкции – удорожание составило 21 133,6 тыс. рублей (19%);

- наличие завершенных результатов деятельности по реконструкции здания - объект физически создан, работы по реконструкции завершены;

- увеличение общей площади здания в результате реконструкции – площадь увеличена на 334 м2 или 17%;

- увеличение пропускной способности здания за счет конструктивных решений – обеспечена наполняемость до 100 детей в день;

- соблюдение срока ввода объекта в эксплуатацию - трижды пролонгировался, регламентный срок превышен в 2,4 раза;

- бюджетная эффективность - установлены факты неэффективного использования бюджетных средств на сумму 7 039,9 тыс. рублей (6% расходов учреждения на реконструкцию);

- социально-экономическая эффективность - создано 66 реабилитационных мест с потенциалом обслуживания до 100 детей в день;

- отсутствие бюджетных рисков – на момент окончания контрольного мероприятия установлены:

риск удорожания стоимости реконструкции в связи с пролонгацией,

риск «холостых» коммунальных и налоговых расходов, не обусловленных оказанием муниципальных услуг,

риск утраты для бюджета города суммы завышения стоимости выполненных работ (536,2 тыс. рублей),

потенциальный риск удорожания реконструкции за счет уплаты штрафов за выявленные нарушения.

По итогам проведенной оценки использование «Центром технадзора» бюджетных средств на реконструкцию здания для «Олеси» признано условно эффективным

В целях устранения выявленных нарушений и недостатков, снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления города Новосибирска, во исполнение Представлений и информационного письма Палаты:

«Центром технадзора»:

контрактный управляющий предупрежден о недопустимости нарушений Закона №44-ФЗ, запланировано повышение квалификации специалистов по закупкам;

излишние расходы (в сумме 536,2 тыс. рублей) учтены как дебиторская задолженность, ведется исковая работа по возмещению Подрядчиком суммы завышения строительно-монтажных работ;

устранение нарушений и недоделок, строительный контроль взяты под личный контроль руководителя учреждения;

на сооружение ограждения паркинга составлен локальный сметный расчет, изыскиваются бюджетные возможности для проведения работ.

Департаментом по социальной политики:

ведется сопровождение разработки изменений в устав «Центра технадзора», предусматривающих полномочия заказчика;

ведется работа по привлечению в отрасль специалистов, обладающих специальными знаниями и квалификацией.

<< Вернуться к списку новостей