Новости

17.03.2020
Анализ формирования, финансового обеспечения и исполнения муниципального задания

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен анализ формирования, финансового обеспечения и исполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями департамента образования мэрии города Новосибирска за 2017-2018 годы и текущий период 2019 года.

Согласно статье 11 Устава города Новосибирска в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Новосибирска обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Департамент образования мэрии города Новосибирска наделен полномочиями главного распорядителя средств бюджета города Новосибирска в соответствии с Положением о Департаменте и выполняет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений отрасли «Образования».

Реализация Департаментом основных задач, определенных Положением, осуществляется путем оказания муниципальными учреждениями отрасли «Образование» муниципальных услуг (выполнения работ) в рамках установленного Департаментом муниципального задания.

Сеть учреждений Департамента образования по состоянию на 1 октября 2019 года составляла 507 учреждений. Из них: 244 - дошкольных, 215 – общеобразовательных, 44 – дополнительного образования и 4 – прочих учреждений.

В ведении Департамента, как главного распорядителя бюджетных средств, находятся 258 муниципальных казенных учреждений.

Кроме того, ДО мэрии осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 44 муниципальных автономных и 205 муниципальных бюджетных учреждений.

Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществлялось Департаментом в соответствии с нормами, установленными Порядком, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 31.12.2015 № 7519.

Муниципальные задания формировались в отношении всех муниципальных автономных и бюджетных учреждений, а также муниципальных казенных учреждений, определенных распоряжением мэрии города Новосибирска от 07.10.2016 № 1034-р «О муниципальных казенных учреждениях города Новосибирска, в отношении которых осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)».

Муниципальные задания формировались Департаментом на трехлетний период – на очередной финансовый год и плановый период в отношении всех функционирующих муниципальных учреждений, за исключением 3 муниципальных казенных прочих учреждений отрасли «Образование», одновременно с формированием проекта бюджета города Новосибирска.

Муниципальные задания в анализируемом периоде формировались Департаментом:

- на 2017 год – в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг (работ);

- на 2018-2019 годы:

- в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;

- в соответствии с региональным перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг и работ.

Объемные показатели муниципальных заданий определяются в отношении образовательных учреждений дошкольного и общего образования на основании данных о комплектовании на 1 сентября текущего года в соответствии с установленными единицами измерения муниципальных услуг, в отношении учреждений дополнительного образования используются данные по каждой образовательной программе.

Ежегодно, в связи с началом 1 сентября нового учебного года в текущем финансовом году и изменением контингента обучающихся производилось уточнение объемных показателей муниципальных услуг, с учетом данных о комплектовании на новый учебный год и данных о фактическом объеме предоставленных услуг, путем утверждения Департаментом нового муниципального задания.

Палата отмечает, что метод расчета показателей объема муниципальных услуг (работ), используемый при формировании муниципальных заданий, не утвержден локальным документом ДО мэрии, и до учреждений не доведен.

В соответствии с Порядком формирования МЗ, муниципальное задание утверждается после официального опубликования решения о бюджете города.

Палата обращает внимание, что общая продолжительность процедуры утверждения муниципального задания согласно Порядку составляет до 15 рабочих дней, что приводит к фактическому утверждению МЗ после начала очередного финансового года.

Данное обстоятельство является препятствием для предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, так как наличие утвержденного муниципального задания, является одним из обязательных условий для предоставления субсидии.

Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания определялся Департаментом в соответствии с Порядком.

В отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений расчет объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания осуществлялся на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).

В отношении муниципальных казенных учреждений нормативные затраты не применялись.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, бюджетными и автономными учреждениями - путем предоставления субсидии на основании заключенного соглашения в соответствии с графиком ее перечисления.

В соответствии с Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения МЗ указанное соглашение определяет цели и условия предоставления субсидии, права, в том числе право учредителя на проведение проверок соблюдения бюджетными или автономными учреждениями условий соглашения, обязанности, ответственность сторон, объем и сроки перечисления субсидии, основания для приостановления предоставления, изменения объема и возврата субсидии в бюджет, периодичность предоставления и состав отчетности об использовании субсидии в течении финансового года, порядок и сроки возврата субсидии в бюджет.

По результатам выездных проверок в 6 учреждениях, в части финансового обеспечения выполнения муниципального задания, установлено:

- соглашениями о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не определен порядок и сроки возврата субсидий в бюджет;

- в анализируемом периоде проверок соблюдения учреждениями условий соглашений о предоставлении субсидии ДО мэрии не проводилось;

- не все дополнительные соглашения содержат информацию о причинах изменения объема финансового обеспечения;

- неправомерно заключено соглашение, предусматривающее уменьшение объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на предшествующий год;

- при изменении объема финансового обеспечения расчет суммы до учреждения ДО мэрии не доводился, изменения объема муниципальных услуг – муниципального задания и нормативных затрат ДО мэрии не осуществлялось;

- при наличии просроченной кредиторской задолженности по перечислению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и ее не погашении посредством предоставления субсидии на иные цели, Департаментом принята бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений за 2018 год с неправомерно отсутствующей задолженностью.

Отчеты об исполнении учреждениями муниципального задания формируются учреждениями.

По данным ДО мэрии при формировании отчета об исполнении муниципального задания используется методика определения среднегодового значения согласно статистическим формам отчетности. Однако, приказом ДО мэрии указанная методика не утверждена, до учреждений не доведена.

Согласно проведенному Палатой анализу показателей сводной информации ДО мэрии о выполнении муниципальными учреждениями Департамента муниципального задания за 2017-2018 годы установлено:

- в 2017 году свыше 30% муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги в сфере дошкольного образования, около 40% общеобразовательных учреждений и порядка 25% муниципальных учреждений, оказывающих услуги дополнительного образования, муниципальное задание выполнили не в полном объеме, отклонение фактических данных - показателей отчетов от плановых, установленных муниципальным заданием, составило от 0,5 до 100%, при этом, в пределах одного учреждения фактические значения показателей отчетов могли не достигать плановых значений, как по одной, так и по всем оказываемым учреждением муниципальным услугам;

- в 2018 году отрицательное отклонение фактических показателей – данных отчетов от плановых отмечено в отношении 45% дошкольных образовательных учреждений, 65% - общеобразовательных и свыше 6% - учреждений дополнительного образования, отклонение также колеблется в пределах от 0,5 до 100%.

Кроме того, установлены многочисленные факты перевыполнения объемных показателей муниципального задания.

Высокий удельный вес учреждений, не выполнивших муниципальное задание, обусловлен тем, что при формировании муниципальных заданий Департаментом не были установлены допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным.

Палата обращает внимание, что в анализируемом периоде в нарушение части 3 Порядка предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения МЗ ДО мэрии в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений, которые, согласно показателям отчетов, не выполнили муниципальное задание, не принял установленные меры по возврату субсидии в объеме, пропорциональном отношению размера фактически не достигнутых в отчетном финансовом году значений показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), использованных при расчете объема субсидии, и размера соответствующих показателей, установленных в муниципальном задании.

Анализ показателей отчетов о выполнении муниципальных заданий, осуществленный в ходе выборочных проверок в учреждениях показал:

- в отчетах о выполнении муниципального задания отражено отклонение фактических показателей от установленных муниципальным заданием (до 100% по отдельным муниципальным услугам);

- в отчетах о выполнении муниципального задания отсутствует информация о причинах отклонения, предусмотренная формой отчета;

- в отчете о выполнении муниципального задания отражены показатели, характеризующие фактический объем предоставления муниципальной услуги, не включенной в муниципальное задание;

- показатели отчета о выполнении муниципального задания не соответствуют данным бюджетной отчетности;

- каждое проверенное дошкольное образовательное учреждение производило расчет фактических показателей выполнения муниципального задания по собственной методике, отличной от указанной ДО мэрии, что повлекло за собой искажение отчетных данных.

Результаты выборочной проверки свидетельствуют об отсутствии должного контроля со стороны Департамента за выполнением муниципального задания.

По результатам проведенного аналитического мероприятия в целях устранения выявленных нарушений и недостатков и не допущения их впредь Палатой предложено:

утвердить методику расчета плановых и фактических показателей объема муниципальных услуг (работ) и довести ее до учреждений, в отношении которых формируется муниципальное задание;

при формировании муниципального задания устанавливать допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным;

обеспечить своевременное внесение необходимых изменений в показатели муниципального задания;

обеспечить выполнение требований, установленных Порядком предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения МЗ, в том числе в части соблюдения порядка возврата субсидий;

в полном объеме исполнять полномочия по контролю за выполнением муниципального задания в целях недопущения его неисполнения.

<< Вернуться к списку новостей