Новости

17.03.2020
Администрирование ДЗиИО поступлений платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведен анализ деятельности департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в части администрирования поступлений платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда в 2017-2018 годах и текущем периоде 2019 года.

Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета города Новосибирска в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.06.2007 № 656.

Поступления платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда закреплены за Департаментом, как за главным администратором доходов бюджета города на 2017-2019 годы, в соответствии с перечнем, утвержденным решениями о бюджете города Новосибирска на очередной финансовый год и плановый период.

В свою очередь, приказами Департамента, Департамент наделен полномочиями администратора доходов бюджета города в части данного вида доходов.

Бюджетные полномочия администратора доходов бюджета установлены статьей 160.1 БК РФ.

Основные из них, по которым проводился анализ деятельности Департамента, представлены на слайде. Это:

- начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

- взыскание задолженности по платежам в бюджет;

- формирование и представление бюджетной отчетности;

- принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Из данных, представленных на слайде видно, что доходы от поступлений платы за наём жилых помещений к концу анализируемого периода по сравнению с 2017 годом практически не изменились - рост на 1 млн. рублей или на 1,7%. Ежегодные поступления составляют 61-62 млн. рублей.

Расчет прогноза поступлений по данному виду доходов, представленный Департаментом в Палату в целях проведения экспертизы проектов бюджета города Новосибирска за анализируемый период, производился не в соответствии с утвержденной Методикой.

Палатой проведен анализ качества прогнозирования поступлений платы за наем, данные которого свидетельствуют о недостаточно высоком его уровне – отмечаются существенные отклонения уточненных и первоначальных плановых назначений (до 16,5%) и, соответственно, перевыполнение первоначального плана.

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за пользование жилым помещением (плата за наем) является частью платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Департамент осуществляет администрирование поступлений платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда.

При этом, функциями наймодателя при заключении договоров наделены:

- по договорам социального найма, договорам найма служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии - администрации районов (округа по районам) в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения МЖФ;

- по договорам найма жилых помещений маневренного фонда - ДЭЖКХ города в соответствии с Положением о предоставлении жилых помещений маневренного фонда муниципального специализированного жилищного фонда города Новосибирска по договору найма жилого помещения маневренного фонда, принятым решением Совета депутатов города Новосибирска от 16.03.2005 № 558.

По данным Департамента количество лицевых счетов по найму жилых помещений, по которым ведутся начисления по услуге «наем», за анализируемый период сократилось на 9% до 25 тысяч, а площадь жилых помещений муниципального жилищного фонда – на 11%.

Удельный вес лицевых счетов, по которым ведутся начисления, составляет около 40% от их общего количества.

Порядок расчета размера платы за наем жилого помещения определен соответствующим Положением (постановление мэрии от 27.12.2017 № 5754).

Плата за пользование жилым помещением (плата за наем) государственного и муниципального жилищного фонда устанавливалась в анализируемом периоде постановлениями мэрии города Новосибирска.

Начисление, учет и контроль за правильностью исчисления платы за наем, полнотой и своевременностью осуществления платежей и пеней по ним осуществляет Ассоциация некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система по обеспечению информационного обмена между участниками расчетов и другими организациями в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в рамках заключенных с Департаментом муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.

Перечень услуг, оказываемых АНП «ОРС» в рамках муниципального контракта, включает 11 видов услуг.

Приемка оказанных услуг осуществляется Департаментом ежемесячно и оформляется актом.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, проводилась Департаментом своими силами. Однако отметки о проведении экспертизы в актах отсутствуют.

Во всех актах оказанных услуг за анализируемый период указано, что услуги оказаны своевременно, в полном объеме и надлежащего качества.

Кроме того, в соответствии с муниципальными контрактами Департамент имеет право в любое время проверять порядок и качество оказываемых услуг АНП «ОРС», однако за период 2017-2019 годов проверок Департаментом не проводилось.

Ответственность за исполнение бюджетного полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления платы за наем, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет и пеней по ним лежит на Департаменте как администраторе данного вида доходов бюджета города.

Однако, по мнению Палаты, учитывая большое количество плательщиков, значительный объем обрабатываемых данных, без проведения выборочных проверок с документальным оформлением их результатов не возможно объективно охарактеризовать своевременность, полноту и качество оказываемых АНП «ОРС» услуг.

Таким образом, оценить уровень качества исполнения Департаментом бюджетного полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления платы за наем, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет и пеней по ним в текущих условиях затруднительно.

Взыскание задолженности по плате за наем жилых помещений и пеней является потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города.

Информация об объемах задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда представлена на слайде.

По сравнению с началом 2017 года просроченная задолженность в целом за 2 года и 10 месяцев увеличилась на 25 млн. рублей или на 24% и составила 128 млн. рублей, в том числе пени – 13 млн. рублей.

Количество лицевых счетов, по которым имеется задолженность, за анализируемый период сократилось на 4% и составило по состоянию на 1 ноября 2019 года – 32,5 тысячи. Из них доля лицевых счетов, по которым не ведется начисление в связи со сменой собственности, но имеется задолженность, составила 34%.

Деятельность по взысканию задолженности по платежам за наем жилых помещений включает в себя досудебную претензионную работу и судебную (исковую) работу.

В целях организации работы по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений в 2016 году выпущено распоряжение мэрии, обязывающее глав администраций районов (округа по районам) города обеспечить ведение претензионной работы и взыскание с нанимателей в судебном порядке задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, а ДЭЖКХ города – осуществлять контроль, методическое и информационное сопровождение ведения претензионной работы и судебных споров.

В рамках досудебной претензионной работы за анализируемый период должникам направлено свыше 28 тысяч уведомлений с требованием о погашении образовавшейся задолженности (в результате погашено задолженности на сумму 1,5 млн. рублей).

В рамках судебной (исковой) деятельности рассмотрены и удовлетворены судом иски администраций районов и Департамента о взыскании задолженности по плате за наем на общую сумму 2,4 млн. рублей.

Таким образом, отмечается недостаточность принимаемых мер по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда и жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенных к жилым помещениям в общежитиях, служебным жилым помещениям и невысокой ее эффективности. За анализируемый период общая сумма погашенной должниками задолженности составила 3,3 млн. рублей или лишь 2,6% от объема просроченной задолженности.

Палата обращает внимание, что бюджетное полномочие администратора доходов по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенного к жилым помещениям в общежитиях, служебным жилым помещениям, осуществляют администрации районов (округа по районам) города.

В то же время, пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ установлено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

Однако, администрации районов (округа по районам) города не находятся в ведении ДЭЖКХ города, Департамент, как главный администратор доходов в части платы за наем, в анализируемом периоде не наделял и не мог наделить их полномочиями администратора доходов бюджета.

Проведенный Палатой анализ деятельности Департамента по принятию решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по плате за наем в бюджет показал, что в анализируемом периоде данное бюджетное полномочие Департаментом не исполнялось.

Вместе с тем, несвоевременное списание задолженности по платежам в бюджет, признанной безнадежной к взысканию, не позволяет объективно оценить ситуацию с фактическим объемом просроченной дебиторской задолженности, реальной к взысканию.

По результатам проведенного анализа деятельности Департамента по формированию бюджетной отчетности установлены следующие нарушения.

В бюджетной отчетности за 2017 и 2018 годы не нашли отражения фактические суммы начисленной платы за наем в сумме 113 млн. рублей и 124 млн. рублей, соответственно.

В бюджетной отчетности за 9 месяцев 2019 года:

- не отражена просроченная задолженность в сумме 128 млн. рублей;

- отражено свернутое дебетовое сальдо вместо раздельного отражения данных о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности;

- суммы пени отражены по счету учета основных поступлений.

По результатам проведенного аналитического мероприятия в целях устранения выявленных нарушений и недостатков и не допущения их впредь Палатой предложено:

 организовать работу по повышению качества прогнозирования поступлений платы за наем в бюджет города, включая актуализацию Методики их прогнозирования и обеспечить ее безусловное применение;

 в целях обеспечения качественного исполнения Департаментом бюджетного полномочия по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления платы за наем, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет и пеней по ним, осуществлять выборочные проверки своевременности, полноты и качества оказываемых АНП «ОРС» услуг с документальным оформлением их результатов;

активизировать работу по взысканию просроченной дебиторской задолженности по плате за наем;

организовать работу по списанию задолженности по плате за наем, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию;

привести порядок администрирования платы за наем жилых помещений в соответствие с бюджетным законодательством, перераспределив полномочия с учетом требований подведомственности, установленных пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ;

вести бухгалтерский учет и формировать бюджетную отчетность в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу.

<< Вернуться к списку новостей