Новости

17.03.2020
Эффективность деятельности ДПИиП мэрии по заключению и исполнению муниципальных контрактов

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2019 год проведена проверка эффективности деятельности департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска по заключению и исполнению муниципальных контрактов в 2016–2018 годах.

Департамент для осуществления своей деятельности, а также с целью реализации муниципальных программ осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона №44-ФЗ.

По данным размещённым в ЕИС за проверяемый период Департаментом проведено 115 конкурентных процедур на сумму 101 млн. 009 тыс. рублей, по результатом которых заключено муниципальных контрактов на сумму 94 млн. 380 тыс. рублей.

В таблице представлена разбивка контрактов, осуществлённых Департаментом по объектам закупок. В таблице представлены контракты, заключенные по результатам конкурсных процедур, без учёта контрактов, заключённых с единственным поставщиком в соответствии со ст.93 Федерального закона 44-ФЗ.

Наибольшую долю по сумме занимают закупки, связанные с обеспечением функционирования городских социальных ярмарок, которые занимают 54% в общей сумме закупок департамента за проверяемый период. Наибольшую долю в количественном выражении занимают закупки, связанные с организационными мероприятиями по проведению тех или иных общественных мероприятий (конгрессы, форумы, конкурсы, выставки и т.п. мероприятия) – 75 закупок из 115, при том, что общая стоимость данных закупок составляет 31% от общего объёма. Незначительную долю закупок 5,3 % составляют изготовление презентационных материалов, 4,6 % услуги по демонтажу нестационарных объектов и 4,2% покупка программного обеспечения. Остальные закупки составляют менее 1% в общей сумме закупок.

По данным размещённым в единой информационной системе в 2016 году Департаментом проведено 26 конкурентных процедур на сумму 9,2 млн. рублей. Для определения поставщиков было объявлено 4 запроса котировок и 22 электронных аукциона. 15 из 26 проведённых процедур не состоялись, т.к. подана одна заявка и заключен контракт с единственным поставщиком.

В 2017 году было проведено 38 закупок на сумму 42 млн. 656 тыс. рублей, что в 4 раза выше, чем в 2016 году. Это связано с изменением в структуре Департамента: в 2017 году в состав Департамента вошло управление потребительского рынка, в силу этого количество и размер закупок в 2017 году значительно вырос, за счёт размещения закупок по программе «Развитие сферы потребительского рынка г. Новосибирска на 2017-2018 годы». Большая часть закупок не состоялась из-за отсутствия конкуренции, 21 контракт заключен с единственным поставщиком, принявшим участие в торгах, т.е. цена контракта была сформирована заказчиком на этапе определения НМЦК.

В 2018 год общая сумма размещённых закупок увеличилось на 15% (до 49,2 млн. рублей) при этом общее количество процедур выросло на 35% и составило 51 закупку. В отличие от предшествующих лет в 2018 году больше половины контрактов заключены по результатам конкурсных процедур, в результате чего в 2018 году удалось снизить НМЦК на 7,7% и получить экономию 3,7 млн. рублей.

Проверкой деятельности департамента установлен ряд недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные недостатки, способные повлиять на эффективность закупочной деятельности, касаются следующих вопросов:

 

1. В нарушение п. 4 ст. 38 Федерального закона №44-ФЗ контрактный управляющий несамостоятельно осуществляет подготовку документации о закупке: ответственные лица за проведение и исполнение закупок по муниципальным программам составляют закупочную документацию, осуществляют сбор информации для определения НМЦК и передают ее для размещения в единой информационной системе контрактному управляющему. Приказом на сотрудников управлений возложена фактически самая важная часть закупочного процесса, регулирующая ценообразование: запрос коммерческих предложений для формирование НМЦК, при этом в нарушение п.6 ст.38 Федерального закона №44-ФЗ работники не имеют образование в сфере закупок и не несут никакой ответственности за достоверность предоставленной информации, т.к. их участие в процессе формирования НМЦК никак не документируется. При этом, вся ответственность за не обоснование или неправильное обоснование НМЦК Федеральным законом №44-ФЗ и КоАП РФ возложена на контрактного управляющего.

   2. Отсутствие документа регламентирующего правила работы ответственных лиц при проведении экспертизы и приемки результатов муниципальных контрактов создаёт риски некачественного и/или неполного проведения экспертизы и приемки результатов муниципальных контрактов.

3. В нарушение ст.22 Федерального закона №44-ФЗ и Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком» Департамент в ряде случаев использовал недостоверные данные для обоснования НМЦК. Представленная к проверке информация не соответствует требованиям к информации, поименованным в п. 5 ст. 22 Федерального закона №44-ФЗ, что выражается в:

- использовании коммерческих предложений в которых невозможно определить дату;

- использовании предложения исполнителей, не осуществляющих данный вид услуг;

- использовании информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц;

- использовании поступившей информации от одних и тех же исполнителей, но с разными ценами;

- не использовании информации исполненных контрактов по однородным услугам.

При выявленных недостатках на этапе определения НМЦК, постоянно существует риск того, что если на процедуру определения поставщика не придёт несколько участников, заинтересованных в оказании услуги по рыночным ценам, то контракт может быть заключён на ценовом уровне, определённом в НМЦК, т.е. услуга будет куплена по изначально завышенной цене.

4. Высокий риск заключить контракт с поставщиком, который выполнит услугу/ поставит товар несоответствующего качества и как следствие риск низкой эффективности закупок, а также в ряде случаев низкая привлекательность закупочных процедур Департамента для контрагентов, обусловлены:

- неполным описанием объекта закупки - качество описания объекта закупки является одним из ключевых условий проведения эффективной закупки;

- отсутствием подробных финансовых обоснований: закупочной документацией, а в следствии, этого и спецификацией к контракту, не предусмотрены расчётные обоснования по предлагаемым/оказанным услугам.

5. В нарушение п. 2 ст.8 Федерального закона № 44-ФЗ и ст.16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях ухода от проведения конкурентных закупок, Департамент в 7 случаях применил искусственное дробление единого заказа на закупки до 100,00 тыс. рублей.

6. В нарушение ч.3 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, Департаментом не осуществлялась экспертиза исполнения муниципальных контрактов (договоров) до 100 тыс. в 2016-2018 годах.

7. В нарушение п.1 ч.9 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ, отчеты об исполнении контрактов с 2016 года по май 2018 года не содержат достоверной информации.

Несмотря на выявленные недостатки и нарушения результаты проверки деятельности Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства по заключению и исполнению муниципальных контрактов и оценка их по критериям совместно с результатами оценки достижения поставленных целей по муниципальным программам позволяют оценить эффективности деятельности департамента в 2016-2018 годах как «достаточно эффективная».

В то же время, устранение выявленных в ходе данной проверки системных недостатков в процессе закупочной деятельности Департамента позволит повысить эффективность использования выделяемых бюджетных средств через повышение эффективности проводимых закупочных процедур, а также повысит прозрачность ценообразования в закупках Департамента и приведёт к корректному распределению ответственности между фактическими исполнителями процесса.

По результатам проведения проверки в адрес департамента направленно представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством департамента подготовлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение.  

<< Вернуться к списку новостей