Новости

30.06.2020
Заключение на отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2019 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2019 год подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Заключение контрольно-счетной палаты города Новосибирска (далее – Палата) рассмотрено коллегией Палаты (протокол № 3 от 27 апреля 2020 года), утверждено Председателем контрольно-счетной палаты Новосибирска.

Для проведения внешней проверки в сроки, установленные статьей 20 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, в Палату представлены:

- бюджетная отчетность города Новосибирска за 2019 год (далее – Отчет об исполнении бюджета), иная бюджетная отчетность;

- формы годовой бюджетной отчетности всех главных администра-торов средств бюджета города Новосибирска (далее – ГАБС).

При подготовке Заключения использованы также материалы и результаты тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой. Кроме того, в работе над заключением использовались прочие документы и материалы, содержащие информацию и характеризующие исполнение бюджета города за 2019 год.

 

Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2019 году происходило в условиях сохранения положительных темпов роста основных показателей социального и экономического развития города и Новосибирской области.

По итогам 2019 года социально-экономическая ситуация в Новосибирске оценивается как стабильная, сохраняющая тенденцию умеренного роста и устойчивую положительную динамику 2018 года. В реальном секторе экономики города сохранилась положительная динамика промышленного производства, продолжился рост инвестиционной активности крупных и средних предприятий, сохранились положительные тенденции на потребительском рынке, уровень реальной заработной платы сохранил тенденцию роста.

Индекс промышленного производства по Новосибирской области за 2019 год составил по отношению к уровню 2018 года 102,4% (за 2018 год – 106,0%). По Российской Федерации индекс промышленного производства в 2019 году составил 102,0% (за 2018 год -102,9%).

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за 2019 год составили 96 015,1 млн. рублей. Индекс физического объема составил 124,0% по отношению к 2018 году (в 2018 году по отношению к 2017 году – 100,7%). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций были привлеченные средства – 50,7% общего объема инвестиций в основной капитал. Из них средства бюджетов всех уровней составили 28,8%. Основными факторами сдерживания инвестиционных процессов остаются ограничения источников финансирования (ограничения возможности заимствования российскими компаниями кредитных ресурсов за рубежом и высокие процентные ставки по кредитам отечественных банков) и существующие ограничения в материальных возможностях населения.

В строительной отрасли в 2019 году отмечается положительная  динамика, объем строительных работ за январь-декабрь 2019 года увеличился на 18,0% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2018 года. Несмотря на существенные изменения в федеральном законодательстве в части изменения финансовой модели долевого строительства объектов жилищного строительства, объем ввода в действие жилых домов сохранился на уроне близком к уровню 2018 года.

В 2019 году на территории города введено в эксплуатацию жилья с учетом индивидуального строительства общей площади жилых помещений 1 060,6 тыс. кв. метров, что составило 100,9 % к уровню 2018 года (1 050,6 тыс. кв. м).

Объем розничного товарооборота в 2019 году сложился в размере 226 433,6 млн. рублей, что на 4,2% выше уровня 2018 года.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2019 года работникам крупных и средних организаций, составила 50 247,0 рубля. По сравнению с январем-декабрем 2018 года она увеличилась на 7,8%.

Рост реальной заработной платы в 2019 году отмечен как по Новосибирской области (101,8%), так и по городу Новосибирску (103,3%). Уровень по городу Новосибирску превышает уровень, зафиксированный по Российской Федерации, на 0,8 процентных пункта.

Индекс потребительских цен в Новосибирской области в декабре 2019 года по отношению к декабрю 2018 года составил 102,9%, за период – декабрь 2018 года к декабрю 2017 года данный показатель составлял 103,5%, что свидетельствует о снижении на 0,6% инфляционной нагрузки.

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01.01.2020, суммарная задолженность составила 17,4 млн. рублей. По сравнению с данными на 01.12. 2019 она уменьшилась на 50,4%.

Уровень регистрируемой безработицы к концу декабря 2019 года составил 0,48% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Численность официально зарегистрированных безработных – 4 499 человек (конец декабря 2018 года – 3 747 человека, уровень регистрируемой безработицы - 0,43%).

По данным Новосибирскстата, численность населения города Новосибирска на 01.01.2020 составила 1 625,6 тыс. человек и по сравнению с данными на 01.01.2019 выросла на 7,6 тыс. человек, или на 0,5%. На долю новосибирцев приходится 73,2% всех горожан Новосибирской области.

Демографическая ситуация в городе Новосибирске в 2019 году характеризовалась снижением рождаемости и смертности, естественной убылью, миграционным приростом населения.

В 2019 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 98,9% (48 530 058,0 тыс. рублей), расходной части - на 98,3% (50 366 697,7 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 1 836 639,6 тыс. рублей.

Положительная динамика налоговых и неналоговых доходов отразилась на значении коэффициента бюджетной результативности, который вырос на 10,7%, по сравнению с уровнем 2018 года и составил 15 642,6 рубля/человека.

Коэффициент автономии продолжает снижаться, что свидетельствует о сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от средств бюджетов других уровней.

В 2019 году сохраняется рост коэффициента бюджетной обеспе-ченности, который составил 31 056,0 рубля/человека (в 2018 году – 26 374,9 рубля/человека), что обусловлено увеличением расходов бюджета города.

Исполнение бюджета города за 2019 год с большим, чем в предыдущем отчетном периоде дефицитом привело к снижению коэффициента бюджетного покрытия до 0,96.

Растущий в последние годы объем муниципального долга, в том числе в 2019 году – на 7,6%, при стабильном росте численности населения, обусловил увеличение долговой нагрузки на конец 2019 года еще на 7,3% до 13 657,5 рубля на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул Иркутск, Красноярск, Омск, Томск), в 2018 году город Новосибирск занимает четвертое место в рейтинге.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение долго-срочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города.

Палатой проведен анализ устойчивости и сбалансированности бюджета города Новосибирска за период 2015-2019 годов. В качестве способа оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджета была использована методика, утверждённая приказом Минфина РФ от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов» по группе индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов».

Анализ полученных данных свидетельствует об улучшении состояния сбалансированности и устойчивости бюджета. Суммарное количество баллов (19) является максимальным за период 2015-2019 годов.

Рост сбалансированности и устойчивости бюджета обусловлен отсутствием на конец отчетного периода просроченной кредиторской задолженности.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.12.2018 № 722 «О бюджете города на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города утвержден в сумме 48 931 715,3 тыс. рублей, расходов – 51 082 559,3 тыс. рублей, дефицит бюджета – 2 150 844,0 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2019 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 49 069 122,0 тыс. рублей, по расходам – 51 219 966,0 тыс. рублей, что больше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 137 406,7 тыс. рублей.

Сводная бюджетная роспись увеличена на 137 406,7 тыс. рублей за счет увеличения объема межбюджетных трансфертов, на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области.

В 2019 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 48 530 058,0 тыс. рублей или 98,9% от уточнённого плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 25 369 105,9 тыс. рублей, что составляет 99,7% от плана. Плановые назначения по доходам бюджета города Новосибирска на 2019 год не исполнены на 539 064,0 тыс. рублей (1,1%), главным образом, в результате неисполнения плана по безвозмездным поступлениям в объеме 459 213,0 тыс. рублей (1,9%).

По данным Отчета мэрии плановые назначения также незначительно не исполнены как по налоговым доходам - на 60 773,1 тыс. рублей (0,3%), так и по неналоговым - на 19 077,9 тыс. рублей (0,3%).

По сравнению с 2018 годом доходы бюджета города в 2019 году увеличились на 7 129 356,1 тыс. рублей (17,2%). Объем собственных доходов бюджета города в 2019 году продолжил рост – увеличение по сравнению с 2018 годом составило 2 533 278,5 тыс. рублей (13,3%). На положительную динамику собственных доходов в отчетном периоде основное влияние оказали два фактора: рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – на 1 019 359,0 тыс. рублей (8,3%) и установление для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поступления которого составили 990 922,9 тыс. рублей. В целом, это составляет 79,4% от объема увеличения собственных доходов. Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде также существенно возрос - на 4 596 049,6 тыс. рублей (24,8%) относительно 2018 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась на 2,9 процентных пункта и составила 52,3%. Сложившаяся в 2019 году динамика изменения объемов поступления доходов привела к снижению на 1,4 процентных пункта доли налоговых доходов (40,7% доходов бюджета) и на 1,5 процентных пункта неналоговых доходов - до 11,6%. Зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (47,7%).

В сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск) в 2019 году город Новосибирск занимает лишь 4-е рейтинговое место по объему поступлений доходов бюджета на одного жителя с показателем 29 923,6 рубля/чел (рост на 16,8%), а по аналогичному показателю в части собственных доходов бюджета – 2-е место (15 642,6 рубля/чел (рост на 10,7%).

Приказом ДФиНП мэрии от 31.12.2019 № 308-од «О распределении доходной части бюджета города по кварталам 2019 года» (далее – уточненный план) установлены плановые показатели по всем видам доходов по каждому главному администратору доходов бюджета.

Палатой проведен анализ соотношения уточненных плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам бюджета к фактическому исполнению за 2019 год, и вычислена средняя ошибка планирования доходов.

Среднеквартальная ошибка планирования поступлений в целом налоговых и неналоговых доходов в 2019 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом снизилась в 2 раза и составила 2,1%. Наряду с этим, в отчетном периоде точность прогнозирования показателей по основному источнику налоговых доходов – НДФЛ – незначительно выросла – до 3,6% (на 0,2 процентных пункта).

В то же время, анализ данных показал, что, не смотря на улучшение уровня планирования прогнозных показателей по неналоговым доходам (на 3,1 процентных пункта), средняя ошибка планирования данного вида поступлений в 2019 году составила 7,2%, то есть по-прежнему остается высокой.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2020 года составила 5 120 718,9 тыс. рублей, из которой 701 250,1 тыс. рублей (13,7%) - задолженность по налоговым доходам и 4 419 468,8 тыс. рублей (86,3%) - задолженность по неналоговым доходам.

Задолженность за 2019 год увеличилась как по налогам - на 7 746,2 тыс. рублей (1,1%), так и по неналоговым платежам - на 31 636,2 тыс. рублей (0,7%). Общий рост задолженности составил 0,8%. Рост задолженности по налогам обусловлен включением задолженности по новому источнику налоговых доходов - налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Сумма сложившейся дебиторской задолженности составляет 20,2% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2019 год. Относительно сумм поступлений за 2019 год, доля задолженности по налоговым доходам составляет 3,6% от общей суммы поступлений по налоговым доходам. В свою очередь, доля задолженности по неналоговым доходам составляет 78,6% от общей суммы поступлений по неналоговым доходам.

Следует отметить, что задолженность перед бюджетом по ряду доходов превышает сумму поступлений за 2019 год, в том числе: по арендной плате за землю - в 1,7 раза; по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда - в 2,0 раза.

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2019 году осуществлялось на более высоком уровне, из 57 главных администраторов доходов 41 администратор (71,9%) выполнили либо перевыполнили плановые показатели (в 2018 году 34 ГАДБ из 56).

Из утвержденных решением Совета депутатов города 24 ГАДБ (структурные подразделения мэрии, Новосибирская городская муниципальная избирательная комиссия) в 2019 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 6 ГАДБ (в 2018 году – 11 из 23).

Фактическое поступление налоговых доходов составило 19 745 964,7 тыс. рублей или 99,7% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2019 году - рост к уровню 2018 года составил 13,3%. В результате внесения изменений плановый показатель по налоговым платежам, уплачиваемым населением и юридическими лицами, увеличен на 978 870,9 тыс. рублей (5,2%).

В отчетном году, как и в предыдущих периодах, наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей составляет налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) (67,6%), доля которого не смотря на рост поступлений снизилась на 3,1 процентных пункта.

В отчетном периоде поступление от НДФЛ составило 13 341 820,4 тыс. рублей или 99,9% от уточненного плана. По сравнению с 2018 годом объем поступлений налога увеличился на 1 019 359,0 тыс. рублей (8,3%).

Темпа роста НДФЛ во все уровни бюджета в отчетном году немного снизился: прирост в 2019 году составил 8,3%, в 2018 году – 9,5%.

В то же время, в 2019 году темп роста НДФЛ больше на 1,7 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за январь – декабрь 2019 года по данным Новосибирскстата (106,6%).

Поступление в бюджет от уплаты земельного налога составило 100,4% к уточненному плановому показателю или в абсолютном выражении - 2 844 394,5 тыс. рублей. В течение отчетного периода плановые назначения сокращены на 118 537,1 тыс. рублей (4,0%), что подтверждает выводы Палаты, указанные в заключении на проект решения Совета депутатов «О бюджете города Новосибирска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», о наличии рисков неисполнения доходов в прогнозируемых объемах на 2019 год.

По данным отчета УФНС по НСО формы 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2018 год» сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из кадастровой стоимости земельных участков юридических и физических лиц, на территории города Новосибирска снизилась по сравнению с 2017 годом на 9,0%. Отмечается уменьшение количества налогоплательщиков – юридических лиц и рост числа налогоплательщиков - физических лиц, при соответствующем снижении (росте) количества принадлежащих им земельных участков.

В то же время, поступления земельного налога по сравнению с 2018 годом незначительно увеличились - на 17 155,4 тыс. рублей (0,6%).

Поступление единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) составило 1 197 464,7 тыс. рублей или 100,3%. После ежегодного снижения объемов поступлений ЕНВД в 2016-2018 годах в отчетном году отмечается рост поступлений на 29 748,7 тыс. рублей или на 2,5%.

В течение 2019 года плановые назначения скорректированы в сторону уменьшения на 109 069,0 тыс. рублей (8,4%), что подтверждает выводы Палаты, указанные в заключении на проект решения Совета депутатов «О бюджете города Новосибирска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», о наличии рисков неисполнения доходов в прогнозируемых объемах на 2019 год.

Плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выполнены в сумме 990 922,9 тыс. рублей (90,8% от уточненных плановых назначений).

Неисполнение плановых назначений обусловлено тем, что расчет прогноза поступлений УСН на 2019 год был произведен по методике министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, предусматривающей в том числе применение коэффициента корреляции за 2017-2018 годы (1,1876), учитывающего опережающие темпы роста поступлений налога к росту валового регионального продукта.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 663 413,7 тыс. рублей (103,5% от уточненных плановых назначений). По сравнению с 2018 годом поступление налога увеличилось на 179 422,5 тыс. рублей или на 37,1% в связи с ростом начисленной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением повышенного корректирующего коэффициента.

По информации УФНС по НСО недоимка по налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2020, значительно увеличилась (на 18,6%) относительно уровня 2018 года и составила 269 202,2 тыс. рублей. Взыскание задолженности является потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет города.

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составило 185 251,0 тыс. рублей или 102,9% от уточненных плановых назначений. Первоначальный план увеличен на 2 400,0 тыс. рублей, или на 1,4%. По сравнению с 2018 годом поступление налога увеличилось на 29 909,6 тыс. рублей, или на 19,3%, что обусловлено увеличением количества выданных патентов за 2019 год.

В совокупности доходы от пошлин поступили в сумме 355 659,2 тыс. рублей или 101,6% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2018 годом доходы от госпошлин увеличились на 33 712,6 тыс. рублей (10,5%).

Неналоговые доходы составили 5 623 141,2 тыс. рублей (99,7% от уточненного плана). Анализ исполнения доходной части бюджета показал, что из всех неналоговых доходов в течение последних четырех отчетных периодов ежегодно не выполняются плановые назначения по доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В 2019 году продолжился рост поступления неналоговых доходов - по сравнению с 2018 годом объем неналоговых доходов увеличился на 210 028,0 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет 3,9%. Источником роста объема неналоговых доходов явилось увеличение суммы доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 231 702,8 тыс. рублей (56,4%), от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 104 470,4 тыс. рублей (8,7%) и от продажи материальных и нематериальных активов – на 26 148,2 тыс. рублей (3,6%).

В то же время, отмечается снижение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – на 80 971,1 тыс. рублей (2,9%), прочих неналоговых доходов – на 57 088,2 тыс. рублей (22,2%) и платежей при пользовании природными ресурсами – на 14 234,1 тыс. рублей (56,7%).

В структуре неналоговых доходов в отчетном периоде доля основного бюджетообразующего источника неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, снизилась на 3,4 процентных пункта и составила 48,5%. В то же время, существенно выросла доля доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба в общем объеме неналоговых доходов - на 3,8 процентных пункта.

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 2 272 825,2 тыс. рублей и составили 98,7% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2018 годом доходы от аренды земли уменьшились на 85 104,3 тыс. рублей (3,6%).

Первоначальные плановые назначения на 2019 год уменьшены на 396 040,0 тыс. рублей или на 14,7%, что подтверждает выводы Палаты, указанные в заключении на проект решения Совета депутатов «О бюджете города Новосибирска на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», о наличии рисков неисполнения доходов в прогнозируемых объемах на 2019 год.

Необходимо отметить, что доходы бюджета города от аренды земли являются приоритетными при формировании доходов бюджета города относительно снижающихся доходов от использования и приватизации имущества, а также других видов неналоговых доходов.

В 2018 году произведено списание дебиторской задолженности, невозможной к взысканию по причине ликвидации должников, по 171 договору аренды в сумме 180 112,2 тыс. рублей (в 2018 году - по 372 договорам аренды в сумме 204 857,0 тыс. рублей).

Вследствие списания безнадежной задолженности и работе, проводимой администратором доходов по снижению задолженности, дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2020 снизилась на 37 869,6 тыс. рублей (1,0%) и составила 3 937 360,3 тыс. рублей.

По информации ДЗиИО мэрии по состоянию на 01.01.2020 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 40,8% от общей суммы задолженности. Нереальная к взысканию задолженность составляет 2 328 338,6 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 100,1%. В бюджет города поступило 177 941,5 тыс. рублей, что ниже уровня 2018 года на 9 754,7 тыс. рублей (5,2%).

Уменьшение поступлений обусловлено снижением арендного нежилого фонда в связи с приватизацией арендуемого имущества, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…», а также закреплением части площадей на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями, освобождением помещений под муниципальные нужды.

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 62 140,7 тыс. рублей (100,5%). По сравнению с уровнем 2018 года поступление данных доходов в 2019 году увеличилось на 782,8 тыс. рублей (1,3%).

Просроченная задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда (свыше 2 месяцев) с учетом начисленной пени по платежу по данным Ассоциации некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов, за 2019 год возросла на 1,8% до 125 065,9 тыс. рублей.

Это свидетельствует о недостаточном уровне проводимой претензионно-исковой работы, в том числе во исполнение распоряжения мэрии города Новосибирска от 26.12.2016 № 1163-р «Об обеспечении представления интересов муниципального образования города Новосибирска в судах по спорам о взыскании платы за содержание жилых помещений и задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска».

Доходы от реализации муниципального имущества, поступили в объеме 259 752,3 тыс. рублей или 100,1% от плановых назначений. По сравнению с 2018 годом в доход бюджета поступило средств от приватизации муниципального имущества меньше на 20 537,7 тыс. рублей (7,3%).

В 2019 году в бюджет города доходы от продажи земельных участков поступили в объеме 480 433,5 тыс. рублей, что составляет 100,0% от плановых назначений. По сравнению с 2018 годом доходов поступило больше на 47 020,6 тыс. рублей (10,8%).

В связи с низкой доходностью и незначительной величиной доли в уставном капитале, Палата предлагает продолжить работу по реализации акций хозяйствующих обществ, принадлежащих городу Новосибирску, которые включены в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2019-2021 годы, а именно АО «Сибирьгазсервис».

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 23 160 952,1 тыс. рублей (98,1%). В 2019 году темп роста безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней вырос до 125,2%.

Расходы бюджета города исполнены в 2019 году в объеме 50 366 697,6 тыс. рублей, что выше уровня 2018 года на 18,2% в номинальном выражении и на 15,3% - в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 98,3%, что выше уровня 2018 года на 0,7 процентных пункта.

Исполнение расходной части бюджета за счет средств бюджета города без межбюджетных трансфертов составило 98,5%, что выше на 1,4 процентных пункта по сравнению с 2018 годом; за счет межбюджетных трансфертов – на уровне 2018 года - 98,1%.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила в 2019 году 46,5%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне финансовой зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В 2019 году наблюдается незначительное уменьшение доли расходов «социальных» разделов до 70,3%. При этом, их уровень исполнения – 98,8% - превышает уровень исполнения расходной части бюджета в целом (98,3%).

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов, кроме расходов по разделам «Физическая культура и спорт» и «Обслуживание государственного и муниципального долга».

Исполнение ниже среднего уровня (98,3%) сложилось по разделам: 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 92,5%; 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 95,9%; 0100 «Общегосудар-ственные вопросы» - 96,7%; 0400 «Национальная экономика» - 97,5%; 0600 «Охрана окружающей среды» - 97,7%; 0800 «Культура, кинематография» - 98,2%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2019 году на обеспечение конкретных положений указов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 12 872 094,3 тыс. рублей, исполнение составило 12 801 012,3 тыс. рублей (99,4%).

Анализ исполнения Указов Президента РФ (по данным Новосибирскстата) показал, что мероприятия, проводимые по повышению оплаты труда работников в 2019 году, позволили достигнуть установленные целевые индикаторы, предусмотренные «дорожной картой» всем категориям работников, за исключением врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги.

Анализ исполнения Указов Президента РФ показал, что за январь-декабрь 2019 года, по данным ГРБС, по всем категориям работников муниципальных учреждений наблюдается достижение целевых индикаторов, установленных Правительством РФ, кроме индикативных значений соотношения средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования ДКСиМП к средней заработной плате учителей по региону; наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2018 годом.

В отчетном году мэрией города Новосибирска начата работа по обеспечению реализаций положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Общий объем финансирования национальных проектов составил 5 159 701,8 тыс. рублей (99,7%), в том числе за счет средств федерального бюджета – 2 799 119,8 тыс. рублей, областного бюджета – 1 939 359,7 тыс. рублей, за счет средств бюджета города – 421 222,3 тыс. рублей.

Из 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в бюджете города на 2019 год было предусмотрено финансирование 4 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По данным ГРБС в рамках национального проекта «Демография» в 2019 году введено в эксплуатацию 6 зданий яслей-детских садов, приобретено здание детского сада-яслей по ул. Междуреченской, 2/3 с общей наполняемостью 1 030 мест, из них ясельных – 442 места.

Показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 42,1%.

В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные средства направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В конце 2019 года введено в эксплуатацию здание школы по ул. Титова в Ленинском районе на 1 100 мест.

Кроме того, закончена реконструкция здания школы в Заельцовском районе с увеличением количества мест на 525 единиц.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что в 2019-2020 учебном году в 157 из 202 (77,7%) учебных заведениях обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 51 085 детей (27,2%), в 2018-2019 учебном году 74,1% учебных заведений занималось в две смены. Число детей, обучающихся во вторую смену, в 2019-2020 учебном году возросло на 3 934 учащихся (8,3%).

Палата отмечает, что из 202 общеобразовательных учреждений, 3 находятся в аварийном состоянии (МБОУ СОШ №№ 54, 57, 51).

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» бюджетные средства направлены на:

благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

благоустройство общественных пространств - Монумента Славы (благоустроено 149,0 тыс. кв. м);

строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу (планировалось улучшить условия проживания 885 граждан, фактически улучшены условия 531 человеку (60,0%);

строительство здания школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 1100 мест (завершение строительства и ввод в эксплуатацию планируется в 2020 году).

Одной из целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является увеличение доли автомобильных дорог города Новосибирска, соответствующих нормативным требованиям.

В течение 2019 года было отремонтировано 30,3 км автомобильных дорог, доля автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, составила 44,7% (223,8 км) при плановом показателе 44,6% (223,1 км).

Общее количество мест концентраций дорожно-транспортных происшествий (далее - МК ДТП) зафиксированных на начало отчетного периода, составило - 29 единиц. В течение 2019 года было ликвидировано 5 единиц МК ДТП (17,2%).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 6 272 523,0 тыс. рублей (96,2% от плана) и составили 12,5% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений увеличились более чем в 2,8 раза, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета выросла на 7,3 процентных пункта.

Основную долю капитальных вложений в 2019 году составляли расходы, направленные на строительство зданий детских садов; на строительство и реконструкцию зданий школ – 58,6%. На строительство автодорог и капитальные вложения в сфере транспорта, а также объекты коммунального строительства направлено 26,9% и 7,6%, соответственно. На приобретение жилья направлено 6,0% от общего объема капитальных вложений.

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет собственных средств бюджета города составило 95,9%, областного бюджета – 92,4%, федерального бюджета – 100,0%, средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 100,0%.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2019 год в решениях комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованных мэром города Новосибирска, соответствуют перечням объектов и объемам финансирования, предусмотренных решениями о бюджете на 2019 год.

В то же время, в нарушение положений раздела 3 и п. 2,9 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125, ДСА мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЭЖКХ города не подготовлены правовые акты мэрии города Новосибирска о подготовке и реализации в 2019 году бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и, соответственно, бюджетные инвестиции осуществлены при отсутствии вышеуказанных правовых актов.

Одним из инструментов стратегического планирования являются муниципальные программы, обеспечивающие повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей социально-экономического развития города.

В 2019 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 21 муниципальной программы (далее - МП).

Программные расходы бюджета в отчетном году составили 44 818 971,5 тыс. рублей (98,6% от плана) или 89,0% от общего объема расходов бюджета.

На реализацию мероприятий МП за счет средств бюджета города направлено 22 189 729,3 тыс. рублей (98,9% от плана), за счет межбюджетных трансфертов - 22 629 242,2 тыс. рублей (98,4% от плана).

В соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденного  постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 (далее – Порядок) муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Однако, в нарушение данных требований объемы финансирования МП «Формирование современной городской среды» не приведены в установленные сроки в 2019 году в соответствие с решением Совета депутатов от 24.12.2018 № 722 «О бюджете города Новосибирска на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».

По состоянию на 01.01.2020 по всем МП расходы, предусмотренные в решении о бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ в 2019 году, соответствуют объемам финансирования, утвержденным паспортами программ, кроме МП «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы и МП «Развитие сферы потребительского рынка города Новосибирска» на 2017 – 2020 годы, объемы финансирования которых приведены в соответствие с решением о бюджете города до 01.04.2020.

По МП: «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них» на 2016-2020 годы, «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы, «Развитие сферы образования города Новосибирска» на 2018-2021 годы объемы финансирования Программ не соответствуют объемам бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью по соответствующим МП по состоянию на 01.01.2020.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 90 «О стратегическом планировании городе Новосибирске и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска» принято Положение об определении последовательности и порядка разработки документов стратегического планирования города Новосибирска и их содержания (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.1.4 Положения документы стратегического планирования города Новосибирска подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и в сроки, установленные Правительством РФ, с учетом требований законодательства РФ о государ-ственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайне.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» утверждены Правила государственной регистрации докумен-тов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (далее - Правила).

Палата обращает внимание, что большинством разработчиков (ответственных исполнителей МП) нарушены порядок и срок государственной регистрации документов стратегического планирования, предусмотренные Правилами. Кроме того, изменения, вносимые в 2018 году в МП, большей частью разработчиков МП не зарегистрированы и не размещены в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные законодательством сроки.

В соответствии п. 3.1 Положения и п. 3.10 Порядка разработчиками муниципальных программ проведены общественные обсуждения проектов МП, со сроком реализации начиная с 2019 года.

Анализ реализации муниципальных программ показал, что в 2019 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0%) по 10 из 21 МП.

Кроме того, отмечено неравномерное исполнение расходов в разрезе программ в течение отчетного года, что увеличивает нагрузку на бюджет в IV квартале (10 МП из 21).

По результатам проведенных Палатой экспертиз реализации МП в 2019 году установлено:

по ряду МП отмечены недостатки планирования показателей, что выражается в перевыполнении плановых значений целевых индикаторов, занижении плановых значений целевых индикаторов, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе исходных данных для расчета показателей при установлении плановых значений, либо об отсутствии со стороны разработчика качественного управления Программой, в части своевременной корректировки плановых значений целевых индикаторов в соответствии с  текущей социально-экономической ситуацией;

по ряду МП в нарушение п. 3.4.3 Порядка, в разделе 3 «Цели, задачи, целевые индикаторы Программы» таблица 2 «Информация о порядке расчета значений целевых индикаторов муниципальной программы» не содержит методику расчета значений ряда целевых индикаторов, информация об источниках получения данных для определения целевых индикаторов в ряде случаев указана некорректно, без указания конкретного источника  получения данных и периода их предоставления, при этом информация о ходе реализации МП также не содержит указания на источники получения данных и методику их расчета;

по ряду МП целевые индикаторы не позволяют оценить результат решения поставленной задачи и степень достижения цели, а фиксируют факт выполнения одного мероприятия, что свидетельствует о недостаточно объективном наборе целевых индикаторов, не отражающем результативность решения задач МП, а также об отсутствии взаимосвязи между затратами и ожидаемыми результатами реализации программы;

в подавляющем большинстве случаев информация о ходе реализации муниципальных программ, представленная в Палату ответственными исполнителями МП, и включающая в себя, в том числе аналитическую записку к отчету о ходе реализации муниципальной программы не содержит аналитической информации, позволяющей оценить степень влияния фактических объемов выполнения мероприятий муниципальных программ на степень решения задач и уровень достижения целей или  на достижение фактических значений целевых индикаторов, кроме того, ответственными исполнителями Программ в большинстве случаев не проводится анализ причин отклонения фактических значений целевых индикаторов от установленных в Программах, аналитические записки дублируют в текстовом формате информацию, отраженную в отчетах о реализации МП;

по результатам сопоставительного анализа документов стратегического планирования города Новосибирска, включая муниципальные программы города Новосибирска, Стратегию социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года, План мероприятий по реализации Стратегии, выявлено отсутствие сбалансированности в полной мере документов стратегического планирования города Новосибирска по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, что противоречит принципу сбалансированности документов стратегического планирования, установленного статьей 7 Федерального закона от 28.06.2013 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

В целях совершенствования практики программно-целевого планирования ГРБС - ответственным разработчикам и исполнителям МП, срок реализации которых завершается в 2020 году, необходимо своевременно организовать работу по формированию проектов новых МП, с учетом актуальных приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска, определенных в Стратегии, обеспечив при этом соблюдение принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах бюджета города составил 38,7% (в 2018 году – 29,0%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2019 году составил 19 493 652,0 тыс. рублей, что на 55,3% выше аналогичного показателя 2018 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составляет 74,8% (14 581 827,0), закупок у естественных монополистов – 13,6% (2 647 060,0), закупок малого объема (до 100,0 тыс. рублей или до 400,0 тыс. рублей) – 11,5% (2 264 765,0).

В 2019 году отмечается рост объема конкурентных закупок, закупок у единственного поставщика и закупок малого объема на 70,5%, 9,8% и 42,6% к уровню 2018 года, соответственно.

Наряду с увеличением общего объема закупок наблюдался и рост на 7,9% количества заключенных контрактов.

Наиболее конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 4,0 заявки. На запрос котировок было подано в среднем 2,8 заявки. Наименее конкурентным являлся открытый конкурс, на который в среднем подавалась 2,6 заявки, однако по сравнению с уровнем прошлого года количество заявок увеличилось (в 2018 году-1,7 заявки).

В разрезе отраслевых департаментов, управлений и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДТиДБК мэрии, ДО мэриии и ДСА мэрии – 38,4%, 22,2% и 16,9% соответственно.

В 2019 году наиболее значительное увеличение объема закупок по сравнению с 2018 годом наблюдается у УЖВ мэрии - на 297,7%, ДТиДБК мэрии – на 185,7% и ДЗиИО мэрии - на 14,9%.

Кроме того, в связи меньшим объемом проведения аукционов по финансовым услугам комиссией по финансовому посредничеству удельный вес данного заказчика в общем объеме закупок сократился с 19,5% в 2018 году до 7,1% в 2019 году. 

В отчетном периоде размер снижения цены закупок в результате проведения конкурентных процедур уменьшился на 3,8% и составил 711 641,0 тыс. рублей. При этом эффективность закупок (среднее значение снижения цены) снизилась и составила 4,7%, что на 3,3 процентных пункта ниже показателя 2018 года.

Доля закупок с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 25,0% от совокупного годового объема закупок.

В 2019 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. В отчетном периоде размер резервного фонда мэрии не превышал ограничений, установленных п. 3 ст. 81 БК РФ.

Выделение и использование средств из резервного фонда мэрии осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии от 02.06.2015 № 3862, согласно решениям комиссии по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств из резервного фонда являлся правовой акт мэрии города Новосибирска.

В ходе исполнения бюджета города на основании решений Совета депутатов о внесении изменений в бюджет города происходило уточнение объема бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2019 году составили 2 051 613,7 тыс. рублей или 96,6% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2018 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления увеличились на 4,0%, что ниже темпов роста общих расходов бюджета города на 14,2 процентных пункта.

На 01.01.2020 общая численность работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии составила 2 498 человек, среднесписочная – 2 475 человек. Штатная численность на конец года увеличилась на 14 единиц и составила 2591 человек, а фактическая и среднесписочная численность уменьшились на 17 человек и 19 человек, соответственно.

Расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии в 2019 году составили 1 350 318,0 тыс. рублей (102,7% к 2018 году), средняя начисленная заработная плата составила 45,5 тыс. рублей на одного работника и выросла по сравнению с 2018 годом на 1,6 тыс. рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 422 864,4 тыс. рублей (99,8% от плана). По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 33 354,2 тыс. рублей.

За 2019 год поступили исполнительные документы на общую сумму 362 740,0 тыс. рублей, было взыскано 376 154,8 тыс. рублей, или 98,8% суммы, подлежавшей взысканию.

При плановом дефиците бюджета 2 150 844,0 тыс. рублей, бюджет 2019 года исполнен с дефицитом в сумме 1 836 639,6 тыс. рублей, его величина не превышает ограничений, установленных ст. 92.1 БК РФ.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2020 года составил 22 149 807,0 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2019 года на 1 570 000,0 тыс. рублей (7,6%), что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2019 год.

В отличии от 2018 года в отчетном году динамика изменения структуры долговых обязательств сменилась на противоположную. Так, рост общего объема долга по облигациям муниципального займа на 39,3% (3 950 000,0 тыс. рублей) повлек увеличение его доли в общем объеме муниципального долга с 48,8% на 01.01.2019 до 63,2% на 01.01.2020. В свою очередь, объем долга по кредитам коммерческих банков снизился на 28,6% (2 380 000,0 тыс. рублей), а его доля в общем объеме муниципального долга уменьшилась с 40,4% на 01.01.2019 до 26,8% на 01.01.2020. Объем долга по бюджетным кредитам не изменился, при этом их доля в общем объеме муниципального долга снизилась с 10,8% до 10,0%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2019 году мэрией города Новосибирска осуществлен выпуск муниципальных облигаций города Новосибирска в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга с регистрационным номером RU35010NSB1. Общее количество облигаций в данном выпуске - пять миллионов штук, общий объем эмиссии – 5 000,0 млн. рублей по номинальной стоимости. Срок обращения облигаций составляет 2 555 дней (7 лет) с 10.10.2019. По итогам проведения конкурса по купону утверждена ставка купона на уровне 7,30 % годовых. Кроме того, произведено погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа 2013 и 2016 годов в общей сумме 1 050,0 млн. рублей.

По итогам 2019 года средневзвешенная ставка по кредитам составила 6,86% годовых при средневзвешенном сроке около 5 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2020 составляет 87,3%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 331 729,6 тыс. рублей (100,0% от плановых назначений). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Использование остатков средств на расчетном счете, открытом для учета операций со средствами бюджетных и автономных муниципальных учреждений, в течение финансового года, в сумме 1 050 000,0 тыс. рублей, позволило минимизировать привлечение кредитов и сократить расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатков средств на счетах бюджета города по ставке 0,1% годовых, позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 120,8 млн. рублей.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 930,2 тыс. рублей. На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 1 650,0 тыс. рублей.

Активы и обязательства муниципального образования

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета и отчетность бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска за 2019 год сформирована в соответствии с действующим законодательством, формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности представлены в полном объеме.

Валюта баланса исполнения консолидированного бюджета города Новосибирска, как и Валюта консолидированного баланса муниципальных бюджетных и автономных учреждений на начало отчетного 2019 года по сравнению с концом 2018 года претерпела изменение. Сумма баланса города увеличилась на 32 685,0 тыс. рублей (на 0,01%) и составила 334 610 607,9 тыс. рублей. Сумма баланса учреждений с 57 181 611,7 тыс. рублей увеличилась до 57 814 331,0 тыс. рублей (на 632 719,3 тыс. рублей или на 1,1%). Изменения связаны с изменением типа учреждений.

На конец отчетного 2019 года консолидированный баланс города Новосибирска составил 350 732 870,7 тыс. рублей. По сравнению с началом года этот показатель увеличился на 16 122 262,8 тыс. рублей (4,8%). Увеличение валюты баланса, обусловлено увеличением стоимости нефинансовых активов на 6 800 857,2 тыс. рублей (2,6%) и стоимости финансовых активов на 9 321 405,7 тыс. рублей (12,5%).

Сумма баланса бюджетных и автономных учреждений на конец 2019 года составила 70 963 661,8 тыс. рублей, что на 13 139 330,9 тыс. рублей больше аналогичного показателя за 2018 год (на 22,7%).

Основным фактором, повлиявшим на увеличение валюты баланса бюджетных и автономных учреждений, явилось увеличение дебиторской задолженности по доходам с 10 112 146,8 тыс. рублей до 21 292 866,6 тыс. рублей (более чем в 2 раза). Данное увеличение обосновано применением Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Минфина РФ от 28.02.2018 № 32н (далее Стандарт Доходы).

Активы города Новосибирска состоят из нефинансовых и финансовых активов. На долю нефинансовых активов приходится 76%, финансовых – 24%.

Нефинансовые активы города на 01.01.2020 увеличились по сравнению с 2018 годом на 6 800 857,2 тыс. рублей (на 2,6%) и составили 266 672 293,1 тыс. рублей.

Нефинансовые активы муниципальных бюджетных и автономных учреждений увеличились с 47 423 120,3 тыс. рублей на начало 2019 года до 49 350 035,6 тыс. рублей на конец (на 1 926 915,4 тыс. рублей, на 4,1%).

В структуре нефинансовых активов города Новосибирска на конец 2019 года, как и на конец 2018 года, большую долю занимает имущество муниципальной казны (остаточная стоимость) - 114 412 764,1 тыс. рублей (42,9%). Доля непроизведенных активов (земельные участки учреждений) составила 113 047 145,2 тыс. рублей или 42,3%. Доля остаточной стоимости основных средств нефинансовых активов города в 2019 году составила 27 101 278,7 тыс. рублей или 10,2%. Вложения в нефинансовые активы (незавершенное капитальное строительство) занимают 10 521 224,4 тыс. рублей или 3,9%. Материальные запасы – 1 107 394,1 тыс. рублей или 0,4%. Прочие нефинансовые активы (остаточная стоимость нематериальных активов, права пользования активами, расходы будущих периодов) составили 482 486,6 тыс. рублей или 0,3%.

В структуре нефинансовых активов муниципальных бюджетных и автономных учреждений на конец 2019 года большую долю занимает кадастровая стоимость земельных участков – 30 567 833,7 тыс. рублей или 61,9%. Вторая по величине доля нефинансовых активов учреждений приходится на основные средства – 17 353 892,5 тыс. рублей или 35,2%. Прочие нефинансовые активы (нематериальные активы, материальные запасы, права пользования активами, вложения в нефинансовые активы и расходы будущих периодов) составили 1 428 309,3 тыс. рублей или 2,9%.

Финансовые активы города на 01.01.2020 увеличились с 74 739 171,9 тыс. рублей на конец 2018 года на 9 321 405,7 тыс. рублей (на 12,5%) и составили на конец 2019 года 84 060 577,6 тыс. рублей или 24% в валюте баланса.

Финансовые активы в балансе муниципальных бюджетных и автономных учреждений имеют значение 21 613 626,2 тыс. рублей. Данный показатель увеличился по сравнению с прошлым отчетным периодом на 11 222 415,5 тыс. рублей (более чем в 2 раза), его значительное изменение обусловлено применением Стандарта Доходы.

Финансовые вложения города в сумме 57 611 064,4 тыс. рублей составляют 68,5% всех финансовых активов баланса.

Дебиторская задолженность города в структуре финансовых активов составляет 31,3%. На конец года дебиторская задолженность увеличилась на 8 174 129,1тыс. рублей (на 45,1%) и составила 26 288 156,8 тыс. рублей. Увеличение показателя также произошло за счет применения Стандарта Доходы.

В структуре дебиторской задолженности 99,0% занимает задолженность по доходам, которая увеличилась в течение отчетного периода на 8 155 716,0 тыс. рублей и на 01.01.2020 составила 26 021 175,0 тыс. рублей.

Дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась на 5 940,2 тыс. рублей и составила 250 076,0 тыс. рублей (1,0% в структуре дебиторской задолженности).

Дебиторская задолженность по ущербу и иным доходам на конец 2019 года составила 1 607 441,8 тыс. рублей, это почти в 2 раза превышает аналогичный показатель 2018 года.

20% дебиторской задолженности города является просроченной, основной причиной образования которой является несоблюдение сроков оплаты по договорам аренды имущества и земельных участков, а также банкротства предприятий арендаторов.

Дебиторская задолженность муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2019 год составляет 21 320 223,3 тыс.  рублей. По сравнению с 2018 годом она увеличилась более чем в 2 раза. Значительное изменение показателя обусловлено применением Стандарта Доходы.

В составе дебиторской задолженности за счет средств, полученных на выполнение муниципального задания, значительную долю (99,9%) занимает задолженность учредителей по предоставлению субсидий в том числе: задолженность учредителей по субсидиям за 2019 год – 6 710,5 тыс. рублей, и 20 520 313,6 тыс. рублей - субсидий на выполнение муниципального задания на 2020 г

<< Вернуться к списку новостей