Новости

12.11.2020
Мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2020 года

В соответствии с планом деятельности, контрольно-счетной палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2020 года.

Исполнение бюджета города Новосибирска в 1 полугодии 2020 года происходило в условиях спада в мировой экономике и экономике Российской Федерации, продолжительность и масштабы которого определяются размерами пандемии коронавируса и ограничительных мер, введенных для борьбы с ней. Карантинные меры ведут к сворачиванию части бизнеса, снижению совокупного спроса, росту безработицы и числа банкротств, усилению проблем с ликвидностью на уровне компаний, банков и населения.

По состоянию на 1 июля 2020 года бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной и расходной части на 42% (поступления составили 21,3 млрд. рублей, выплаты из бюджета - 21,6 млрд. рублей). По итогам полугодия бюджет города исполнен с дефицитом в размере 355 млн. рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2019 года общий объем доходов бюджета города незначительно увеличился - на 276 млн. рублей (1,3%), при этом собственные доходы (налоговые и неналоговые платежи) сократились на 750 млн. рублей (6,7%), а безвозмездные поступления, в свою очередь, выросли на 1,0 млрд. рублей (10,5%).

Данный фактор отразился на снижении доли собственных доходов в структуре доходов бюджета города на 4 процентных пункта, которая составила 49%.

Снижение объема собственных доходов бюджета обусловлено ограничениями экономической активности, предоставлением отсрочек и льгот по уплате налогов, сборов и арендных платежей.

Объем налоговых доходов составил 8,4 млрд. рублей (38,9% от плана). По сравнению с данными 2019 года налоговых доходов поступило меньше на 207 млн. рублей (2,4%).

В структуре поступивших налоговых платежей определяющими являются 4 налога – НДФЛ, земельный налог, единый налог на вмененный доход и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которые суммарно обеспечили 94,4% всех налоговых доходов бюджета.

Отмечается отрицательная динамика по всем видам налоговых доходов бюджета города, за исключением незначительного роста поступлений по налогу на имущество физических лиц и по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.

Наибольшее снижение объемов поступлений в абсолютном выражении сложилось по основным источникам налоговых поступлений:

по налогу на доходы физических лиц – на 107 млн. рублей (1,8%);

по земельному налогу – на 82 млн. рублей (6,1%);

по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 57 млн. рублей (11,0%);

по единому налогу на вмененный доход – на 50 млн. рублей (8,6%).

Более значительно снизились неналоговые доходы бюджета города. Объем неналоговых поступлений составил 2,0 млрд. рублей (38,8% от плана), что на 543 млн. рублей (21,4%) меньше объема поступлений за аналогичный период 2019 года.

Отмечается снижение по всем подгруппам неналоговых доходов, в том числе наибольшее - по доходам от использования имущества – на 219 млн. рублей (16,8%) и доходам от оказания платных услуг (работ) – на 181 млн. рублей (31,3%).

В структуре поступлений неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечается сокращение доли доходов от оказания платных услуг (работ), а также прочих неналоговых доходов при одновременном росте удельного веса поступлений доходов от использования имущества и доходов от продажи материальных и нематериальных активов.

Общая задолженность перед бюджетом города по состоянию на 1 июля составляла 5,5 млрд. рублей, из которой 873 млн. рублей - задолженность по налоговым доходам (с начала года выросла на 172 млн. рублей или 24,5%, что обусловлено включением задолженности по новому источнику налоговых доходов – транспортному налогу) и 4,6 млрд. рублей – просроченная дебиторская задолженность по неналоговым доходам (выросла на 210 млн. рублей или 4,8%). Таким образом, в целом общая задолженность перед бюджетом города увеличилась на 382 млн. рублей (7,5%).

Задолженность по доходам, администрируемым ДЗиИО мэрии, составляет 4,5 млрд. рублей или 82% всей задолженности, в том числе по доходам от арендной платы за земельные участки – 4,1 млрд. рублей.

Следует отметить, что по данным ДЗиИО мэрии, из общей суммы задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки нереальная к взысканию задолженность составляет 2,4 млрд. рублей или 58%.

Расходная часть бюджета города исполнена на 21,6 млрд. рублей (42% от плана), что выше исполнения соответствующего периода 2019 года на 152 млн. рублей или на 0,7%.

Как и в предыдущие годы, основная доля расходов в бюджете города (63%) приходится на сферу образования.

По 6 разделам исполнение сложилось выше уровня исполнения бюджета в целом, в том числе по всем «социальным» разделам. Низкое исполнение традиционно сложилось по разделам «Охрана окружающей среды» (6%) и «Жилищно-коммунальное хозяйство» (20%), основные расходы по которым предусмотрены во втором полугодии.

В 1 полугодии 2020 года капитальные вложения в экономику города составили 1,2 млрд. рублей (5,8% от общего объема расходов), что меньше на 59 млн. рублей (или на 4,5%) чем за соответствующий период 2019 года. Исполнение составило 24% при уточненном плане 5,1 млрд. рублей, в том числе исполнение за счет бюджета города – 38%, областного бюджета – 25%, за счет федерального бюджета – 18%. При этом, более половины расходов на капитальные вложения (58%) произведены за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

Как и в 1 полугодии 2019 года, основную долю составили инвестиции, направленные на строительство и реконструкцию зданий детских садов и школ – 929 млн. рублей при этом их удельный вес составил 75%. На строительство автодорог и капитальные вложения в сфере транспорта направлено 244 млн. рублей (20%).

В первом полугодии профинансированы мероприятия 21 МП в объеме свыше 19,8 млрд. рублей, что составляет 43,3% от плановых назначений. Удельный вес программных расходов составил 92%.

Уровень исполнения расходов на программные мероприятия за счет собственных средств бюджета города составил - 46%, за счет МБТ – 41%.

На уровне свыше 45% профинансированы мероприятия лишь 7 из 21 муниципальной программы.

Полностью не исполнена МП «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» на 2018-2022 годы».

Менее 10% профинансированы мероприятия:

- МП «Формирование современной городской среды» - на 0,9%;

- МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011-2020 годы - на 3,6%;

- МП «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» на 2016 - 2020 годы - на 8,2%.

На обеспечение положений майских указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в первом полугодии направлено 7,2 млрд. рублей (51% от плана).

По данным ГРБС в январе-июне мероприятия, проводимые по повышению оплаты труда работников, позволили достигнуть установленные целевые индикаторы на 2020 год, предусмотренные «дорожной картой» всех категорий работников, за исключением следующих категорий работников ДКСиМП мэрии: педагогические работники дополнительного образования (82,5%); врачи и работники медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (196,8%).

В рамках исполнения Указа № 599 для обеспечения 100,0% доступности дошкольного образования для детей от трех до семи лет в 2020 году планируется ввести 1 510 мест за счет ввода в эксплуатацию 10 зданий детских садов.

Фактическое значение показателя удовлетворенности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, на 1 июля по городу в целом составило 93,0%, однако по районам города он не одинаков и колеблется от 88,3% в Дзержинском районе и Центральном округе до 99,9% в Советском районе.

В 2020 году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

В бюджете города предусмотрено финансирование 4 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», а также «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Общий объем финансирования в рамках национальных проектов запланирован в сумме 5,0 млрд. рублей, что составляет лишь незначительную часть совокупных расходов бюджета города – 9,7%.

Исполнение бюджетных ассигнований за первое полугодие 2020 года составило 1,2 млрд. рублей (24%).

На реализацию нацпроекта «Демография» на 2020 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1,9 млрд. рублей, которые исполнены на 41%.

В рамках данного нацпроекта планируется строительство 12 зданий яслей-детских садов, 10 из которых планируется к вводу в эксплуатацию в 2020 году в целях достижения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

По данным ДО мэрии показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 41,9% (в 2019 году 36,6%).

На реализацию нацпроекта «Образование» на 2020 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 903 млн. рублей на создание новых мест в общеобразовательных организациях - строительство корпуса школы для младших классов Лицея № 130 им. Академика М.А. Лаврентьева. В настоящий момент по данным ДО мэрии объект введен в эксплуатацию.

Планируемое количество учреждений, ведущих занятие во вторую смену, в 2020-2021 учебном году возрастет на 5 и составит 162 единицы из 204 или 79%. При этом, численность обучающихся во вторую смену составит 56 тыс. учащихся (29,2% от общего количества обучающихся).

Демографические тенденции увеличения численности детей школьного возраста, а также введение федерального образовательного стандарта общего образования и необходимость обучения школьников в одну смену требуют принятия мер по обеспечению ввода новых ученических мест.

На реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2020 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 498 млн. рублей, исполнение за первое полугодие составило 5%.

В рамках нацпроекта бюджетные ассигнования планируется направить:

- на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

- на благоустройство общественных пространств - Затулинского дисперсного парка;

- на строительство здания школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 1100 мест.

На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2020 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1,7 млрд. рублей на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог. Исполнение составило 16,8%.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге, муниципальный долг на 1 июля 2020 года составляет 21,9 млрд. рублей. С начала года за 6 месяцев муниципальный долг уменьшился на 250 млн. рублей. Увеличение плановых показателей налоговых и неналоговых доходов, в том числе в связи с установлением для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по транспортному налогу, при уменьшении объема муниципального долга повлекло снижение доли муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов с 87,3% до 81,5% на 1 июля.

В городе сохранен диверсифицированный долговой портфель. По состоянию на 01.07.2020 неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета города и погашения муниципальных долговых обязательств составил около 12 млрд. рублей.

При запланированных расходах на обслуживание муниципального долга в объеме 1,6 млрд. рублей, исполнение за январь-июнь составило 835 млн. рублей или 51%.

Плановые значения дефицита бюджета, объема муниципального долга и объема расходов на обслуживание муниципального долга не превышают ограничений, установленных статьями 92.1, 107 и 111 БК РФ соответственно.

<< Вернуться к списку новостей