Новости

12.11.2020
Проверка осуществления ГАБС внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита

В соответствии с планом деятельности, контрольно-счетной палатой проведена выборочная проверка осуществления главными администраторами бюджетных средств города Новосибирска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита за 2019 год.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в проверяемом периоде осуществлялся главными администраторами бюджетных средств в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением мэрии города Новосибирска от 06.05.2014 № 3777, разработанным во исполнение требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в проверяемом периоде также было обусловлено необходимостью учета методических рекомендаций, утвержденных приказами министерства финансов Российской Федерации.

Кроме того, организация внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита предполагает формирование и утверждение соответствующих порядков каждым главным администратором бюджетных средств.

Под внутренним финансовым контролем понимается непрерывный процесс, реализуемый руководителем (заместителями руководителя) и должностными лицами структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, направленный на:

соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, по расходам, по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;

подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении внутренних бюджетных процедур путем проведения контрольных действий в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля, а также принятия мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур, обеспечению достоверности бюджетной отчетности.

Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах их возникновения и о предлагаемых мерах по их устранению (результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в журналах внутреннего финансового контроля и в отчетности о результатах внутреннего финансового контроля.

Кроме того, в отношении подведомственных администраторов и получателей бюджетных средств проводится мониторинг качества финансового менеджмента, в ходе которого осуществляется сбор, анализ и оценка сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур объектами мониторинга.

Результаты внутреннего финансового контроля рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) главного администратора бюджетных средств для принятия, в случае необходимости, решений по совершенствованию организации и осуществления внутреннего финансового контроля с указанием сроков их выполнения.

При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля должна учитываться информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного (муниципального) финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю (заместителю руководителя) главного администратора средств бюджета.

Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора бюджетных средств в соответствии с распределением обязанностей, а также руководители структурных подразделений, выполняющих внутренние бюджетные процедуры.

Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, направленной:

на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

на подготовку предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в отношении структурных подразделений главного администратора бюджетных средств, подведомственных им администраторов бюджетных средств и получателей бюджетных средств посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств.

По результатам аудиторской проверки составляется акт, на основании которого формируется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки.

По результатам рассмотрения отчета руководитель главного администратора бюджетных средств вправе принять соответствующее решение.

Должностные лица главного администратора бюджетных средств, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, составляют годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, которая должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

Проведенный Палатой в рамках данного контрольного мероприятия мониторинг исполнения обязательных положений Порядка от 06.05.2014 № 3777 показал следующее:

наличие в 2019 году в полном объеме порядков, необходимых в целях организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, у всех главных администраторов бюджетных средств;

отсутствие уполномоченных должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, у департамента строительства и архитектуры мэрии и у департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии;

наличие утвержденного плана внутреннего финансового аудита на 2019 год у всех главных администраторов бюджетных средств, при этом у 2 ГАБС с нарушением сроков утверждения (департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии – от 15.02.2019; департамент по социальной политике мэрии – от 15.07.2019).

Выборочная проверка осуществления главными администраторами бюджетных средств города Новосибирска внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проведена в отношении 4 главных администраторов бюджетных средств: департамента образования мэрии, департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, департамента финансов и налоговой политики мэрии и администрации Центрального округа по Заельцовскому, Железнодорожному и Центральному районам.

Выявленные основные нарушения и недостатки в результате выборочной проверки осуществления внутреннего финансового контроля представлены на слайде.

Нарушения и недостатки выявлены у всех главных администраторов бюджетных средств, при этом более низкий уровень соблюдения установленных требований при организации и осуществлении внутреннего финансового контроля отмечается у департамента образования мэрии.

По результатам выборочной проверки осуществления внутреннего финансового аудита нарушения и недостатки выявлены у 2 главных администраторов бюджетных средств.

Наиболее существенные из них установлены в департаменте образования мэрии:

аудиторская проверка проведена должностным лицом структурного подразделения, выполняющего внутренние бюджетные процедуры, что не правомерно в связи с наличием конфликта интересов;

надежность внутреннего финансового контроля не подтверждена результатами проверок, так как программы проведенных проверок не включали вопросов оценки его надежности.

Кроме того, результаты аудиторских проверок, проведенных в департаменте образования мэрии и департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, противоречат установленным фактам недостоверности бюджетной отчетности, выявленным Палатой в ходе проведенных ранее экспертно-аналитических мероприятий.

Палата обращает внимание, что в 2019 году в статью 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены существенные изменения, применяемые с 1 января 2020 года.

Так, в частности, введено определение внутреннего финансового контроля.

Полномочия по осуществлению внутреннего финансового контроля распространены помимо главных администраторов бюджетных средств и на получателей бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль исключен в качестве самостоятельного бюджетного полномочия.

На должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, возлагается обязанность по подготовке предложений по организации внутреннего финансового контроля.

Одной из целей осуществления внутреннего финансового аудита определено повышение качества финансового менеджмента.

Установлены полномочия по проведению мониторинга качества финансового менеджмента и требования к порядку его проведения.

Определено, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Помимо этого, закреплена возможность передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Таким образом, отмечается все более возрастающая роль внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита как инструмента повышения эффективности использования бюджетных средств.

Следует отметить, что в настоящий момент результаты проводимых КСП города Новосибирска контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля свидетельствуют о недостаточной надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами (администраторами) и получателями средств бюджета города Новосибирска, недостаточности мер, принимаемых в целях совершенствования его организации и повышения качества, в том числе на основании выводов внутреннего финансового аудита.

По результатам проведенной проверки Палатой предложено главным администраторам бюджетных средств:

1. Разработать и утвердить Порядки организации и осуществления внутреннего финансового контроля, распространив данные полномочия на подведомственных получателей бюджетных средств;

2. Осуществлять методическое обеспечение подведомственных получателей бюджетных средств по вопросам осуществления внутреннего финансового контроля;

3. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля в обязательном порядке рассматривать информацию, указанную в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов муниципального финансового контроля, а также своевременно доводить ее до подведомственных получателей бюджетных средств  в целях устранения и недопущения впредь аналогичных выявленных нарушений и недостатков;

4. Обеспечить проведение мониторинга качества финансового менеджмента в отношении всех подведомственных получателей бюджетных средств;

5. Разработать и утвердить внутренние локальные акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

6. В полной мере реализовать бюджетное полномочие по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно его установленным целям.

<< Вернуться к списку новостей