Новости

25.11.2020
Проверка использования средств, выделенных на создание дополнительных мест в системе образования

Контрольно-счетной палатой проведена выборочная проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на создание дополнительных мест в системе общего образования города Новосибирска за счет строительства новых зданий средних общеобразовательных учреждений, введенных в эксплуатацию в 2019 году.

Контрольное мероприятие проведено на 4 объектах:

- муниципальных автономных общеобразовательных учреждениях «Средняя общеобразовательная школа №216» и «№215 имени Д. А. Бакурова»;

- муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №51»;

-  муниципальном казенном учреждении «Управление капитального строительства».

Проверяемым периодом определены 2016-2019 годы, когда осуществлялись проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию новых зданий, их оснащение, комплектование классов и организация учебного процесса.

В целях оценки эффективности использования бюджетных средств, определены согласованные показатели, для характеристики критериев применена балльная оценка, а оценка эффективности выполнена по совокупности полученных баллов.

 

Полнота обоснования бюджетных расходов.

Финансовое обеспечение строительства, реконструкции и оснащения зданий школ №215 и №51 осуществлялось за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов. Финансирование строительства школы №216 осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджета Новосибирской области, Заказчиком являлось государственное казенное учреждение Новосибирской области «Управление капитального строительства».

Градостроительные планы земельных участков утверждены постановлениями мэрии, получены разрешения на реконструкцию и строительство зданий школ. По итогу проверки проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости строительства объектов, Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» выданы Положительные заключения экспертизы.

Удорожание стоимости создания объекта за счет расходов МАОУ «СОШ №215» обусловлено решением учредителя о выделении дополнительных бюджетных субсидий на обеспечение полноценного, качественного оснащения и благоустройства объекта. Баллы присвоены по признакам наличия как фактов экономии, так и удорожания стоимости создания объекта.

 

Наличие нарушений в процессе создания и оснащения.

Выборочными проверками сметной документации и актов выполненных работ МКУ «УКС» по МАОУ «СОШ №215», установлено завышение стоимости фактически выполненных работ на сумму 209,5 тыс. рублей. Так же, в нарушение Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» и Инструкции №162н в МКУ «УКС» не учтена на соответствующих счетах бухгалтерского учета и не отражена в бюджетной отчетности за 2019 год дебиторская задолженность по доходам в виде неустойки АО «Строительный трест №43» в сумме 34 118,5 тыс. рублей.

Выборочной проверкой полноты и своевременности оприходования материально-технической базы МБОУ «СОШ №51» установлено несвоевременное принятие к учету объектов основных средств на общую сумму 1950,8 тыс. рублей. Проверкой в МКУ «УКС» установлено, что по актам выполненных работ за июль и август производилась корректировка ранее принятых объемов отделочных работ, то есть имел место недостаточный контроль со стороны технического надзора при закрытии актов выполненных работ, либо скрытое авансирование.

Проверкой эффективности использования бюджетных средств, выделенных на оснащение МАОУ «СОШ №216» установлены нарушения Инструкции №157н при формировании объектов основных средств всего на сумму 1159,9 тыс. рублей. В период проведения контрольного мероприятия нарушения были устранены в полном объеме.

 

Соблюдение сроков выполнения работ.

По МАОУ «СОШ №215» фактический срок строительства составил на 6 месяцев больше декларированного в проектно-сметной документации, по МБОУ «СОШ №51» завершение реконструкции и капитального ремонта старого здания осуществлено в сроки, установленные при заключении муниципальных контрактов на выполнение указанных работ.

 

Оценка достижения ожидаемых результатов по созданию учебных мест.

Распоряжением Правительства №2145-р определены 3 основные задачи:

- ввод дополнительных мест обучения в общеобразовательных учреждениях;

- обеспечение односменного режима обучения в 1–11 классах общеобразовательных организаций;

- перевод обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций.

По МАОУ «СОШ №215» строительством введено 1100 учебных мест, фактически обучается 1900, учебный процесс организован в две смены. Для обучающихся начальных классов и детей с ограниченными возможностями здоровья установлена пятидневная учебная неделя, для учащихся пятых – одиннадцатых классов введена шестидневная учебная неделя.

Реконструкцией здания МБОУ «СОШ №51» введено 1100 учебных мест в одну смену, из них 525 дополнительных, фактически обучение 1491 учащегося осуществлялось в одну смену.

По МАОУ «СОШ №216» обучение ведется: по среднему и старшему звену в одну смену, по начальному звену – в две смены. Нормативная численность 1100 человек, фактически обучается 2110 человек.

 

Наполняемость классов.

Площадь классов составляет от 45 до 63 м², наполняемость классов от 29 до 36 человек. Фактическая наполняемость превышает нормативную лишь в МБОУ «СОШ №51», однако данный показатель в перспективе будет сокращаться в связи с прогнозируемым приростом учащихся.

 

Безбарьерная среда.

Проектными решениями обеспечено беспрепятственное передвижение маломобильных граждан на всей территории.

 

Обеспечение безопасного пребывания детей в здании школы.

Технологическая часть проектов разработана с учетом требований СанПиН, объекты соответствуют требованиям, предъявляемым к безопасности, утверждены Паспорт безопасности, Паспорт дорожной безопасности, Паспорт доступности объекта, в том числе для маломобильных категорий граждан. Здания оборудованы охранной сигнализацией, АПС. Осуществляется лицензированная физическая охрана.

Однако, в МБОУ «СОШ №51», в связи с изменением площадей здания школы в результате реконструкции и, соответственно, путей перемещения по прилегающей к зданию территории, изменения в паспорт дорожной безопасности не вносились.

 

Экспертная оценка.

В первые месяцы эксплуатации здания МАОУ «СОШ №215» были выявлены недостатки выполненных работ, в связи с чем по каждому факту учреждением направлены в МКУ «УКС» уведомления, по состоянию на дату начала проведения контрольного мероприятия перечисленные недостатки и недоделки были устранены подрядчиками в полном объеме, по гарантии.

Здания школ введены в эксплуатацию, получены заключения о соответствии зданий и территории санитарным и техническим нормативам, обучение осуществляется с сохранением достаточного уровня обучения.

 

Полнота обеспечения медицинского обслуживания во время учебного процесса.

Организация медицинского обслуживания учащихся соответствует СанПиН и организовано в медицинских блоках, силами работников учреждений здравоохранения Новосибирской области.

Однако, проведенным анализом графиков работы медицинских блоков установлены факты неполноты обеспечения медицинским обслуживанием детей в учебное время. Графики работы врача устанавливаются главными врачами учреждений здравоохранения.

Кроме того, здание МАОУ «СОШ №216» на момент проведения контрольного мероприятия не было передано в собственность муниципалитета, то есть полномочий по распоряжению имуществом (медицинским блоком) у школы не было, соответственно обслуживание учащихся в здании школы не было возможно и предполагалось в помещениях поликлиники.

 

Получение учащимися дополнительных компетенций за счет оснащения введенного строительством объекта.

В связи с поставкой нового современного оборудования, в процессе учебной и внеурочной деятельности учащиеся получают дополнительные навыки, организована работа кружков спортивно-оздоровительного, общекультурного, духовно-нравственного, общеинтеллектуального и социального направлений.

 

Социально-экономическая эффективность ввода в эксплуатацию нового здания.

Строительством введены дополнительные учебные места, созданы рабочие места, в том числе для педагогических работников.

 

Бюджетная эффективность ввода учебных мест в результате создания объекта.

Кассовые расходы составили 100,0% выделенных бюджетных средств и субсидий. Нарушений целевого назначения расходов не выявлено. Просроченная кредиторская задолженность в части строительства здания не числилась. Бюджетные вложения высокорезультативные – фактическая стоимость одного введенного учебного места менее аналогичного показателя, введенного в эксплуатацию в 2017 году зданий школ.

 

По итогам проведенной оценки МАОУ «СОШ №215» и МБОУ «СОШ №51» использование бюджетных средств на создание дополнительных мест признано достаточно эффективным.

По МАОУ «СОШ №216» использование бюджетных средств так же, достаточно эффективно, но с учетом того, что здание школы построено за счет средств областного и федерального бюджетов, средства на оснащение на 84,7% – субсидии из областного бюджета, а также незначительность и своевременное исправление нарушений по формированию основных средств Палата оценивает использование средств бюджета города Новосибирска на создание дополнительных мест высоко эффективным.

 

Контрольным мероприятием установлены нарушения в части деятельности МКУ «УКС»:

- в нарушение Федерального стандарта «Доходы», Инструкции №162н, Закона №402-ФЗ и Инструкции №157н не учтена и не отражена в бюджетной отчетности за 2019 год дебиторская задолженность по доходам в виде неустойки АО «Строительный трест №43» в сумме 34118,5 тыс. рублей – бухгалтерской справкой от задолженность отражена в учете, протокол об административном правонарушении Палатой направлен мировому судье;

- в нарушение Бюджетного кодекса допущено неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в оплате АО «Строительный трест №43» выполненных работ по актам КС-2, содержащим завышенную стоимость фактически выполненных работ, на сумму 209,5 тыс. рублей;

- в нарушение Свода правил «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» не переданы МАОУ «СОШ №215» журналы контроля строительства.

Во исполнение Представления Палаты МКУ «УКС» рассмотрены факты нарушений на оперативном совещании с участием начальников отдела где были выработаны меры по недопущению подобных нарушений.

 

Выявлены нарушения в образовательных учреждениях:

МБОУ «СОШ №51» допущено нарушение Закона №402-ФЗ, выразившееся в несвоевременном отражении в бухгалтерском учете оснащения, приобретенного в целях организации образовательного процесса.

МАОУ «СОШ №216» в нарушена Инструкция №157н при формировании объектов основных средств, на общую сумму 1159,9 тыс. рублей.

В период проведения контрольного мероприятия нарушения устранены в полном объеме.

 

Обозначены следующие факторы риска, информация о которых изложена Палатой в информационных письмах:

Прогнозируемый рост числа обучающихся на закрепленных за образовательными учреждениями микроучастках в результате продолжения строительства жилых домов на прилегающих к ним территориях в ближайшие годы может привести не только к введению второй смены обучения, но и может превысить резерв наполняемости зданий от проектной мощности (в две смены).

МКУ «УКС» по муниципальному контракту на выполнение комплекса работ по реконструкции здания МБОУ «СОШ №51» по актам выполненных работ за июль и август производилась корректировка ранее принятых объемов отделочных работ, то есть имел место недостаточный контроль со стороны технического надзора при закрытии актов выполненных работ, либо имело место скрытое авансирование, что может повлечь неэффективное использование бюджетных средств.

Департаментом образования проанализированы факторы риска, и будут учтены при реализации муниципальной программы «Развитие сферы образования города Новосибирска» на 2018-2021 годы.

 

<< Вернуться к списку новостей