Новости

02.12.2020
Экспертиза проекта бюджета города Новосибирска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

В соответствии с действующим законодательством Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза проекта бюджета города Новосибирска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

В среднесрочном периоде по городу Новосибирску прогнозируются умеренные темпы роста по ряду основных макроэкономических показателей, характеризующих развитие промышленного производства и инвестиционного сектора, а также постепенное восстановление потребительского сектора, что соответствуют прогнозируемым трендам в целом по Российской Федерации и Новосибирской области.

В 2021-2023 годах бюджет города планируется дефицитным с отрицательной динамикой роста доходной и расходной части бюджета. Снижение значений основных параметров бюджета города обусловлено сложившейся экономической ситуацией, в том числе в результате введения ограничительных мер, направленных на недопущение распространения короновирусной инфекции, а также прогнозируемой в неполном объеме компенсации выпадающих доходов по единому налогу на вмененный доход.

В представленном проекте бюджета города Новосибирска в 2021-2023 годах прогнозируется рост собственных доходов бюджета при этом объем безвозмездных поступлений ежегодно снижается.

Не смотря на снижение удельного веса безвозмездных поступлений в общей сумме доходов бюджета до 42,5% к 2023 году, зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой.

Структура доходной части бюджета города на 2021-2023 годы характеризуется увеличением доли налоговых доходов бюджета с тенденцией роста, а также сокращением доли безвозмездных поступлений.

Палата обращает внимание, что несмотря на требования статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при прогнозировании доходов бюджета города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов не был применен ни один показатель прогноза социально-экономического развития города Новосибирска на среднесрочный период 2021-2023 годов.

В структуре собственных доходов определяющее значение занимают налоговые доходы с удельным весом более 80%. На формирование доходной части бюджета оказали влияние такие факторы как: увеличение с 1 января 2021 года единого норматива отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, отмена единого налога на вмененный доход с 2021 года, и ограничение ежегодного увеличения суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, и земельного налога с физических лиц не более чем на 10% по сравнению с прошлым годом.

В среднесрочном периоде, в связи с увеличением единого норматива отчислений, одним из основных источников доходов бюджета города от налоговых поступлений помимо налога на доходы физических лиц и земельного налога становится налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Данные налоги в совокупности обеспечивают около 90% налоговых доходов.

По результатам проведенного анализа расчетов прогноза поступлений по видам налоговых доходов, представленных разработчиком проекта бюджета и главным администратором доходов (УФНС по НСО), Палата обращает внимание на возможные риски недостижения прогнозируемых показателей на 2021-2023 годы по налогу на доходы физических лиц и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В связи с вышеизложенным, Палата предлагает разработчику проекта бюджета уточнить в ходе исполнения бюджета города в 2021 году прогноз поступлений по данным налогам, а также по налогу на имущество физических лиц.

В связи с отрицательной динамикой прогноза поступлений неналоговых доходов, их доля в доходной части бюджета имеет тенденцию к снижению: с 9,9% в 2021 году до 9,2% - в 2023 году.

Основными факторами снижения доли неналоговых доходов в доходной части бюджета в 2021-2023 годах являются:

- применение с 1 января 2020 года нового порядка зачисления доходов от штрафов, в соответствии с которым средства поступают в те бюджеты, из которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности органов, выявивших правонарушение;

- сокращение возможных к реализации муниципального имущества и земельных участков под объектами недвижимости, находящихся в государственной собственности до разграничения, в связи с выкупом значительной доли имущества и основного массива земельных участков в предшествующие периоды;

- уменьшение размера арендного фонда вследствие выбытия движимого имущества, продажи муниципального имущества в рамках Прогнозного плана приватизации, приватизации жилых помещений гражданами.

Основной объем поступлений в неналоговых доходах в 2021-2023 годах, составят доходы от использования имущества – более 50%.

По данному виду неналоговых доходов отмечается наибольший рост прогнозируемого объема доходов в абсолютном выражении на 2021 год – на 531 млн. рублей, с последующим его снижением в плановом периоде. Также положительная динамика наблюдается по доходам от оказания платных услуг.

В свою очередь, доходы от реализации имущества и штрафы, санкции, возмещение ущерба характеризуются снижением прогнозируемых объемов поступлений, что обусловлено тем, что значительная доля запланированных к продаже объектов являются низколиквидными (невостребованные подвальные помещения; объекты большой площади), находящимися в неудовлетворительном состоянии, а также применением с 1 января 2020 года нового порядка зачисления доходов от штрафов.

Рассмотрев представленные главными администраторами доходов расчеты прогноза поступлений по видам неналоговых доходов, Палата отмечает риски недостижения прогнозируемых показателей на 2021 год и предлагает администратору дохода уточнить расчеты поступления доходов от арендной платы за земельные участки по действующим договорам в ходе исполнения бюджета города в 2021 году.

Как и в предыдущие периоды, потенциальным резервом увеличения доходов является повышение эффективности администрирования задолженности. На 01.10.2020 совокупная задолженность перед бюджетом города Новосибирска по уплате налоговых и неналоговых платежей составляла 5,3 млрд. рублей и выросла по сравнению с началом года на 198 млн. рублей или на 3,9%. При этом, просроченная задолженность по неналоговым платежам составляет 86,5% всей задолженности. Палата обращает внимание, что по данным ДЗиИО мэрии, безнадежная к взысканию просроченная задолженность по доходам от арендной платы за земельные участки составляет 2,2 млрд. рублей.

В представленных расчетах к проекту бюджета только по данному виду доходов запланированы дополнительные поступления в результате сокращения задолженности.

В то же время, задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда продолжает расти, достигнув суммы 131 млн. рублей, в связи с чем, ДЭЖКХ города и администрациям районов (округа по районам) необходимо усилить работу по взысканию недоимки с нанимателей муниципальных жилых помещений.

Палата отмечает, что в сложившихся условиях с исполнением бюджета города (неисполнение доходной части бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2015-2019 годах; отмена единого налога на вмененный доход; продолжающийся рост объема муниципального долга), учитывая растущий удельный вес налоговых доходов в поступлениях собственных доходов бюджета города, особое значение приобретает увеличение налогового потенциала бюджета города, в том числе в части регулирования межбюджетных отношений.

По итогам проводимой оценки качества межбюджетных отношений в субъектах РФ Министерство финансов РФ неоднократно рекомендовало органам государственной власти субъектов Российской Федерации повысить качество организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем расширения перечня предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым и (или) дополнительным нормативам отчислений.

Данным правом (без учета НДФЛ) воспользовались 82 субъекта в 2019 году. В результате поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов РФ сверх закрепленных Бюджетным кодексом РФ, составили– 178,4 млрд. рублей или 13,3% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов.

Прогнозируемые поступления по единым нормативам отчислений от налогов (без учета НДФЛ) в проекте бюджета города на 2021 год составят 2,4 млрд. рублей или 11,2% от общего объема прогнозируемых налоговых доходов, то есть их доля ниже среднего общероссийского уровня за 2019 год.

Кроме того, Федеральным законом от 01.10.2020 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации…» дополнительно введено право субъекта Российской Федерации устанавливать помимо единых и дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Наряду с повышением качества администрирования налоговых и неналоговых доходов главными администраторами доходов бюджета города и погашением недоимки по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет города, установление (увеличение) единых (дополнительных) нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет Новосибирской области, будет способствовать улучшению ситуации с исполнением бюджета города Новосибирска.

Расходы бюджета на 2021 год планируются со снижением к уточненному плану 2020 года и составят 50,9 млрд. рублей. В плановом периоде 2022-2023 годов также наблюдается уменьшение объема расходов.

В структуре расходов отмечается снижение доли расходов за счет межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов бюджета города – с 46,0% в 2021 году до 41,9% в 2023 году.

Следует отметить, что не все расходные обязательства города Новосибирска на 2021-2023 годы обеспечены бюджетным финансированием в полном объеме.

В среднесрочном периоде сохранена социальная направленность бюджета. Доля расходов на социальную сферу в 2021 году составит 69,7% от общего объема бюджета.

Палата отмечает, что в целях обеспечения реализации предусмотренного статьей 37 БК РФ принципа достоверности бюджета, бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, учреждений, в полномочия которых входит управление гражданской обороной, а также на осуществление мероприятий в области гражданской обороны, необходимо отразить по коду подраздела классификации расходов бюджетов 0309 «Гражданская оборона».

Расходы бюджета на содержание аппарата управления запланированы в 2021-2023 годах в сумме 2,1 млрд. рублей, ежегодно (в 2020 году 2,2 млрд. рублей).

Динамика капитальных вложений за счет всех источников финансирования характеризуется ежегодным снижением - с 6,0 млрд. рублей в 2020 году до 4,1 млрд. рублей в 2021 году с последующим сокращением до 314 млн. рублей к концу планового периода. Соответственно, снижается инвестиционная составляющая в расходах бюджета с 11,2% в 2020 году до 8,1% в 2021 году и до 0,6% в 2023 году.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2021-2023 годы, предусмотренные проектом решения о бюджете, соответствуют перечню и объемам финансирования объектов в решении комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованному мэром города Новосибирска.

Палата обращает внимание, что по информации ДСА мэрии, представленной к экспертизе проекта бюджета, объект «Здание зала спортивного крытого универсального с устройством раздевалок по ул. 9-й Гвардейской Дивизии» отнесен к объектам незавершенного строительства. При этом бюджетные ассигнования в полном объеме предусмотрены на его охрану.

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации данные расходы следует учитывать по коду вида расходов классификации расходов бюджетов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование, выступают муниципальные программы города Новосибирска.

Согласно проекту бюджета, удельный вес программных расходов за счет средств бюджетов всех уровней в общих расходах бюджета города составит в 2021 году 88,6%. На реализацию мероприятий 24 муниципальных программ предусмотрено 45 млрд. рублей, доля межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов на муниципальные программы – 50%.

МП «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений на территории города Новосибирска» и внесение изменений о продлении срока реализации в МП «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» на 2018 – 2020 годы» не утверждены до внесения в Совет депутатов города Новосибирска проекта решения о бюджете города на 2021-2023 годы.

На момент подготовки заключения бюджетные ассигнования на реализацию 23 муниципальных программ, включенных в проект бюджета, не соответствуют объемам финансирования, предусмотренным соответствующими муниципальными программами, и подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете.

В среднесрочном периоде мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Проектом решения о бюджете на их обеспечение предусмотрено 14,5 млрд. рублей в 2021 году с последующим ростом до 15,4 млрд. рублей в 2023 году. Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета города составит около 30%.

Планируемый уровень среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений, подведомственных ДСП мэрии, ДКСиМП и ДО мэрии по всем категориям работников на 2021-2023 годы запланирован в соответствии с индикативными значениями, предусмотренными Правительством РФ и Правительством НСО.

Так же, в 2021-2023 годах мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В бюджете города предусмотрено финансирование в рамках 5 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура» с уменьшением общего объема финансирования с 3,6 млрд. рублей в 2021 году до 1,2 млрд. рублей в 2023 году.

Предусмотрены расходы на строительство зданий 2 детских садов, 1 школы, на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях, на благоустройство дворовых территорий и общественных пространств, на строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, на строительство автомобильных дорог и на реконструкцию здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра.

Проект бюджета на 2021-2022 годы сформирован с дефицитом в размере 800,0 млн. рублей ежегодно, на 2023 год – 700,0 млн. рублей. Размер дефицита не превышает предельного значения, установленного п. 3 ст. 92.1 БК РФ (10,0%) и составляет от общего годового объема доходов бюджета города без утвержденного объема безвозмездных поступлений в 2021-2023 годах 3,0; 2,9 и 2,5%, соответственно.

Муниципальный долг на 1 января 2024 года достигнет 25,6 млрд. рублей, его рост по отношению к 2020 году составит 2,3 млрд. рублей (9,9%).

В среднесрочном периоде сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В среднесрочном периоде темпы роста муниципального долга практически равны темпам роста налоговых и неналоговых доходов, что обуславливает незначительное изменение доли муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов - с 90,8% в 2020 году до 91,0% в 2023 году.

Рост размера долговых обязательств обуславливает рост расходов на обслуживание муниципального долга на 9,4% с 1,6 млрд. рублей в 2020 году до 1,8 млрд. рублей в 2021-2023 годах. Несмотря на увеличение расходов на обслуживание муниципального долга их доля в общих расходах бюджета за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций в 2021-2023 годах не превышает нормативного значения (15,0%), установленного статьей 111 БК РФ.

Долговая политика на 2021-2023 годы, направлена на обеспечение сохранения объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне, в пределах, установленных БК РФ, стабильности обслуживания и погашения долговых обязательств.

На основании проведенной экспертизы Палата предлагает:

внести изменения в проект бюджета в соответствии с замечаниями и предложениями Палаты, принять проект решения «О бюджете города Новосибирска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» с учетом выводов и предложений.

<< Вернуться к списку новостей