Новости

16.12.2020
Проверка деятельности МКП «Пассажирское автотранспортное предприятие №4»

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2020 год проведена проверка деятельности муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие №4» за 2018-2019 годы.

Доходы предприятия за проверяемый период составили 1 415 025,1 тыс. рублей, в том числе за 2018 год - 695 696,5 тыс. рублей, за 2019 год – 719 328,6 тыс. рублей.

В проверяемом периоде МКП «ПАТП №4» были получены субсидии в размере 579 769,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2018 году – 302 119,9 тыс. рублей,

в 2019 году – 277 801,1 тыс. рублей,

Несколько слов о результатах деятельности предприятия в проверяемом периоде.

В 2018 – 2019 годах убыточными являлись все городские и пригородные маршруты. Наибольшие убытки сложились по маршрутам №45 и № 23. При этом следует отметить, что по этим маршрутам в проверяемом периоде перевезено наибольшее количество пассажиров.

Средняя себестоимость перевозки одного пассажира по городским маршрутам в 2018 году составляла 40,5 рублей и превышала доходную ставку более чем в два раза. В 2019 году средняя себестоимость перевозки увеличилась на 5,9% и составила 42,9 рублей.

Основными факторами роста себестоимости являлись увеличение расходов на перевозку, в результате роста расходов на запасные части, услуги по ремонту подвижного состава и ГСМ.

Данные факты свидетельствует о низкой привлекательности обслуживаемых муниципальных городских маршрутов и необходимости дополнительного финансирования на покрытие убытков при действующем тарифе на перевозку пассажиров.

В 2018 году убыток от перевозки пассажиров по маршрутам междугороднего сообщения составил 63 225,5 тыс. рублей. Все обслуживаемые маршруты являлись убыточными. Наибольшие убытки сложились по межобластным маршрутам.

В 2019 году убыток от перевозки пассажиров по маршрутам междугороднего сообщения увеличился на 8,6% и составил 68 657,6 тыс. рублей. Все обслуживаемые маршруты также являлись убыточными, за исключением маршрута №505 «Новосибирск – Горно-Алтайск», прибыль по которому составила 58,2 тыс. рублей. Наибольшие убытки также сложились по межобластным маршрутам.

Факторами убыточности междугородних перевозок являлись:

- сокращение пассажиропотока на маршрутах;

- увеличение расходов на перевозку, в результате роста расходов на запасные части, услуги по ремонту подвижного состава и ГСМ;

Данные факты свидетельствует о неэффективном планировании и организации междугородней маршрутной сети Предприятия.

Проверкой деятельности предприятия установлен большой перечень недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Так в резолютивной части акта отмечено 57 отдельных пунктов Основные нарушения и несоответствия, прямо влияющие на эффективность деятельности, касаются следующих вопросов:

 

1. В нарушение пунктов Порядка предоставления субсидий в сфере транспортного обслуживания (утв. постановлением мэрии от 26.02.2010 №42) в течение проверяемого периода предприятию предоставлялись субсидии из муниципального бюджета при наличии просроченной задолженности по налогам, а также платежам в бюджет города Новосибирска.

В составе направленных пакетов документов для получения субсидии отсутствуют предусмотренные Порядком справки об отсутствии задолженности по налогам. В соответствии с п. 2.2.2.1 Порядка представление документов не в полном объёме также является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

2. В нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона №44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, предприятие, получая средства из бюджета города Новосибирска, не руководствуется требованиями закона № 44-ФЗ, а применяет Федеральный закон от № 223-ФЗ.

При этом, фактически закупочная деятельность, осуществляемая предприятием в проверяемом периоде, не соответствовала принципам, указанным в статьях 6 - 12 Федерального закона № 44-ФЗ и статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

В нарушение ст. 23 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и п. 3.7 Устава у предприятия по части сделок отсутствует согласие собственника на заключение крупных сделок.

Кроме того, в нарушение ст.16 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» Заказчик в основном заключал однообразные договоры, осуществляя  искусственное дробление единой закупки на множество мелких, с целью исключения публичных процедур. Раздробление на несколько договоров противоречит публичным интересам, поскольку нарушает порядок привлечения субъектов на торги  и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые не имели возможности предложить свои условия исполнения договора.

Отсутствие конкурентных способов закупок и проведение их с нарушением установленного законом порядка, привело к тому, что предприятием в течение проверяемого периода осуществлены закупки по всем направлениям деятельности на невыгодных для предприятия условиях, которые привели к дополнительным убыткам и неэффективному расходованию средств, в том числе:

- при осуществлении ремонтов зданий и сооружений установлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 8 243,9 тыс. рублей;

- при осуществлении ремонта техники подрядным способом установлены факты отсутствия детализации по видам выполненных ремонтных работ автотранспортной техники, а также применяемым расходным материалам, что не позволяет подтвердить обоснованность стоимости проведенного ремонта на сумму 281,7 тыс. рублей. Кроме того, выявлены ситуации некорректного составления актов, приводящих к необоснованному завышению стоимости работ;

- выбор поставщиков запасных частей также осуществляется без использования конкурентных процедур, анализ рынка фактически не проводился, выбор поставщиков экономически не обоснован, договоры на поставку запасных частей зачастую не содержат существенных условий договора поставки. Закупка запасных частей по завышенным ценам только в результате отношений с ООО «Глобал Сервис» привела к дополнительным необоснованным расходам предприятия на сумму 3 074,2 тыс. рублей.

- заключены договоры аренды 8 автобусов с повышенным износом и технически неисправных (при наличии в парке Предприятия аналогичных) на сумму 4 224,0 тыс. рублей, которые при этом в нарушение условий договоров были отремонтированы за счет предприятия, стоимость только запасных частей при проведении капитального ремонта узлов и агрегатов двигателя составила 671,6 тыс. рублей.

- дополнительные расходы по договорам аренды двух маршрутных такси за три года составила в сумме 1 256,0 тыс. рублей.

3. В проверяемом периоде при отсутствии деятельности на автовокзале МКП «ПАТП №4» систематически несло расходы по его содержанию. За проверяемый период расходы на охрану объекта незавершенного строительства и аренду земельного участка составили 1 701,5 тыс. рублей.

4. В нарушение п. 1 ст. 19 Закона о бухгалтерском учете на предприятии отсутствует система внутреннего контроля.

Так, совокупность представленных сведений показывает, что фактический контроль за расходом топлива на предприятии отсутствует, даже имеющиеся в распоряжении предприятия элементы контроля не используются. В течение всего периода времени, несмотря на наличие датчиков уровня топлива (ДУТ), списание топлива осуществлялось исходя из установленных норм расхода, без корректировки расчётных показателей на фактические значения потребления (по ДУТ). Пробег, заявленный в путевых листах, не сопоставлялся с данными навигации.

Анализ внутренних положений, регламентов и должностных инструкций на предприятии показал, что обязанность проводить контроль за достоверностью информации, представляемой водителями в путевых листах и сопоставление информации, представляемой в путевом листе с данными средств объективного контроля не возложена ни на одного сотрудника предприятия и фактически в проверяемом периоде не выполнялась.

Аналогичная ситуация с другими направлениями: так списание запасных частей частично не подтверждено ремонтной документацией, определить обоснованность списания по таким ТМЦ именно на ремонт техники предприятия невозможно.

Выборочный анализ представленных к проверке документов на списание запасных частей и сопоставление списываемых запасных частей с конструкцией транспортных средств и представленным обоснованием списания выявил факты списания запасных частей без достаточных оснований для этого на общую сумму 2 557,4 тыс. рублей.

При отсутствии транспортной работы декларируемые в учёте предприятия расходы на запасные части на ремонт подготавливаемых к списанию транспортных средств в сумме 1745,1 тыс. рублей являются неэффективными расходами.

5. В нарушение п. 260 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов на предприятии в течение проверяемого периода не ведётся учёт запасных частей обособленно по каждому наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам материальных ценностей, т.е. отсутствует сортовой учёт.

6. В нарушение п.10 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов осуществлялся складской учёт запасных частей, которые фактически отсутствуют на складе.

7. В нарушение п. 44 Методических указаний в организации не установлен / не выполняется порядок приёмки ТМЦ, т.к. невозможно проверить соответствие расчётных документов договорам поставки (ни по ассортименту, ни по ценам) поскольку такая информация отсутствует в договорах.

8. В нарушение Федерального закона № 54-ФЗ предприятием в авансовых отчётах принимались к учёту чеки контрольно-кассовых машин (ККМ) на приобретение запасных частей, не соответствующие требованию указанного закона, а также в нарушение п. 1 ст. 252 НК РФ такие документы неправомерно принимались к налоговому учёту расходов по авансовым отчётам.

По результатам проведения проверки:

-  подготовлен акт по результатам контрольного мероприятия от 18.09.2020;

- в адрес Предприятия направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения. Руководством Предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение, часть из которых уже выполнена, в том числе по некоторым выявленным несоответствиям излишне уплаченные денежные средства возвращены предприятию.

- информационное письмо в адрес мэра г. Новосибирска, ответ на которое пока не наступил;

-   сведения о выявленных нарушениях и несоответствиях в отношениях с контрагентами, переданы в ИФНС Новосибирской области и Федеральную антимонопольную службу; 

- материалы проверки направлены в правоохранительные органы для оценки выявленных нарушений с точки зрения.

<< Вернуться к списку новостей