Новости

11.01.2021
Анализ выполнения мерориятий по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2020 год проведен анализ деятельности и выполненных мероприятий мэрией города Новосибирска в период с 2008 по 2019 год, по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) и её элементов и «дорожно-транспортных моделей», направленных на оптимизацию дорожного движения в городе Новосибирске, с учётом их текущего применения.

Значительной глубина анализируемого периода, а фактически это более 11 лет, наложило свой отпечаток в виде того, что для анализа по разным причинам были доступны далеко не все документы, способные пролить свет на процесс подготовки и создания АСУДД в Новосибирске, выводы делались на основе тех документов, которые удалось изучить.

Сначала о проектировании. Для выполнения опытно-конструкторской работы по теме «Создание автоматизированной системы управления дорожным движением г. Новосибирска» Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Специализированное монтажно-эксплуатационное учреждение» (далее будем называть просто СМЭУ) заключило договор в декабре 2007 с Минским НИИ, согласно которому, исполнитель в несколько этапов выполняет работы, оговоренные в техническом задании. Первоначальная сумма договора составляла 2 млн. 400 тыс. рублей за первый этап работ, который включал в себя только подэтапы, связанные с обследованием условий дорожного движения в городе и разработкой проектной документации на 1-ю очередь АСУДД. Далее дополнительными соглашениями увеличивается количество этапов выполнения ОКР, обязанности исполнителя дополняются: участием в развертывании приобретённого Заказчиком оборудования программно-технического комплекса центрального управляющего пункта, проверка функционирования и ввод в опытную эксплуатацию 1-ой очереди АСУДД, проектированием 2-й и 3-й очереди, авторским надзором за созданием АСУДД. Соответственным образом увеличивается сумма договора.

Окончательная стоимость утверждена дополнительным соглашением от 01.04.2010 №11 и составила 16 млн. 716 тыс. рублей.

В результате выполнения работ по данному договору с 15-ю дополнительными соглашениями исполнитель сдал технический и рабочий проект на светофорные объекты.

Основной объём работ по физическому созданию системы АСУДД осуществлялся в период с 2008 по 2011 год.

Основными вехами являлись:

1) Договор № 41 от 04.03.2008 на выполнение работ по строительству АСУДД на сумму 162,8 млн. рублей. Заказчик – Муниципальное учреждение «ОКС ГУБО», подрядчик СМЭУ ГУВД НСО. Период выполнения работ 2008–2010 годы.

2) Муниципальный контракт № 56/10 от 21 апреля 2010 года на выполнение работ по созданию АСУДД на сумму 22,5 млн. рублей Заказчик и подрядчик те же.

Первичная документация об объемах выполненных работ и смонтированного оборудования для анализа оказалась недоступна.

14.12.2011 Постановлением мэрии № 12018 в связи с завершением работ по строительству АСУДД капитальные вложения в сумме 182,5 млн. рублей были переданы на баланс МКУ «Горсвет» с баланса МБУ «УДС» (являющегося правопреемником ОКС ГУБО).

В состав АСУДД в соответствии с постановлением входят 101 светофорный объект общей балансовой стоимостью 148,9 млн. рублей и 3 центральных управляющих пункта АСУДД общей балансовой стоимостью 33,5 млн. рублей.

Имеется обрывочная информация о проведении последующих работ (с 2012 по 2019 годы) по созданию системы АСУДД.

Так согласно справке о работе светофорных объектов на связи с ЦУП, предоставленной «СМЭУ» на дату проверки выполнены работы по монтажу АСУДД с кодовым названием «Ермак» на 42 перекрестках, основанной на беспроводной связи, в том числе на участках ранее созданной системы (по ул. Красный проспект, ул. Немировича-Данченко и т.д.). Проектно-сметная документация, договоры на выполнение работ, акты выполненных работ не предоставлены.

Основной вывод, который можно сделать из совокупности представленной информации: На первом этапе строительства АСУДД, не в полном объёме выполнены работы по монтажу периферийного оборудования (на 101 объекте, при плане 242) по причине недофинансирования, при этом использованы 58 комплектов оборудования из которых многие элементы установлены частично, что свидетельствует о значительных отклонениях в объемах выполненных работ от проектных.

К настоящему моменту часть светофорных объектов выведена в отдельную систему.

После этого начали осуществляться мероприятия и расходы на текущее содержание системы. Можно выделить 2 типа расходов:

1. Расходы на организацию дорожного движения с помощью светофорного регулирования на улицах города Новосибирска

Расходы МКУ «Горсвет» за период с 2011 года по 2018 год и МБУ «ГЦОДД» за 2019 год по содержанию светофорных объектов соответствии с заключенными муниципальными контрактами с СМЭУ составили в сумме 323,9 млн. рублей.

Светофорные объекты находятся на балансах двух организаций: МКУ «Горсвет» (он же «ГЦОДД») и СМЭУ, при этом более половины светофорных объектов находятся на балансе СМЭУ.

За период с 2011 года по 2018 год «Горсвет» осуществлял содержание всех светофорных объектов за счет средств бюджета города, в 2019 году – только собственных (находящихся на балансе).

Анализ показал, что расходы МКУ «Горсвет» по содержанию светофорных объектов в 4 квартале 2017 года и 4 квартале 2018 года осуществлены дважды, что привело к завышению расходов на сумму 50 млн. рублей.

Анализ текста контрактов и технических заданий к ним позволил сделать следующие выводы:

1. В составе расходов на текущее содержание светофорных объектов и элементов АСУДД значительная часть необоснованны и неэффективны, определить конкретную сумму без дополнительной информации (которая не предоставлена ответственными исполнителями) в рамках проверки не представилось возможным.

2. Техническими заданиями муниципальных контрактов на содержание ЦУПов предусмотрено обеспечение бесперебойной работы АСУДД в полном объеме. Изначально система АСУДД не функционировала полноценно, требования муниципальных контрактов не выполнялись СМЭУ, но акты выполненных работ подписывались Горсветом и ГОЦДДом в полном объёме без замечаний.

3. На участках ранее созданной системы, стоящей на балансе ГОЦДД» по улицам Красный проспект и Немировича-Данченко 21 светофорный объект отключён, по причине реконструкции данных участков в рамках Государственной программы БКД и перевода указанных участков на другую систему, при этом, сокращение расходов на содержание АСУДД не произведено.

4. В 2018 году на площади Энергетиков и пятикилометровом участке ул. Станционной запущен пилотный проект автоматической системы управления дорожным движением. Совместный пилотный проект мэрии Новосибирска и компании «Софтлайн Трейд» расходы по которому ГЦОДД не несет. На данном участке ранее функционировала и содержалась рассматриваемая система АСУДД. Смонтирована новая система, абсолютно не связанная с существующей АСУДД, которая в свою очередь на данном участке была отключена. Это так же должно было привести к сокращению расходов на содержание ЦУПа и в целом АСУДД, однако этого не произошло.

Вторая часть расходов на текущее содержание: это Расходы по содержанию центрального управляющего пункта автоматизированной системы управления дорожным движением города Новосибирска (сокращённо ЦУП АСУДД).

Расходы МКУ «Горсвет» за период с 2012 года по 2018 год и МБУ «ГЦОДД» за 2019 год на содержание ЦУП АСУДД в соответствии с заключенными муниципальными контрактами со СМЭУ составили в сумме 55,5 млн. рублей.

Из таблицы видно, что расходы на содержание ЦУП АСУДД за период с 2012 по 2018 годы не превышали 4,8 млн. рублей за 1 год, но 2019 году расходы на содержание ЦУП АСУДД составили 22,3 млн. рублей, т.е. возросли в 4,6 раза относительно 2018 года.

С целью определения причин многократного увеличения расходов ГЦОДД на содержание ЦУП АСУДД проведено сопоставление условий муниципальных контрактов 2018 и 2019 годов, а именно:

- перечней услуг в техническом задании;

- калькуляций к смете на обеспечение работы ЦУП АСУДД.

Подробный анализ показал, что какое либо экономическое основание под столь существенное увеличение стоимости содержания отсутствует.

Исходя из этого был сделан вывод, что расходы МБУ «ГЦОДД» за 2019 год на содержание ЦУП АСУДД необоснованно завышены на сумму 17,5 млн. рублей.

Общий вывод, который можно сделать по результатам анализа собранной информации:

Действующая система АСУДД не в полном объеме выполняет свои функции: не осуществляет режимы регулирования светофорных объектов в автоматическом режиме, предусмотренном проектом, так как изначально частично укомплектована детекторами транспорта и работающими указателями рекомендуемой скорости. Однако СМЭУ денежные средства для обеспечения бесперебойной работы АСУДД в заданных режимах управления получает в полном объеме. По нашему мнению необоснованно. В договорах на содержание АСУДД отсутствует калькуляция расходов по содержанию элементов системы, что не позволяет выделить объём расходов отдельно по направлениям: содержание ЦУПов и других элементов АСУДД (дорожных контроллеров, детекторов транспортных колонок светофорных и т.п.), так как отсутствуют расчеты фактически необходимых работ и расценок на них.

Предложения КСП по исправлению ситуации:

1. Установить единого балансодержателя всех светофорных объектов и элементов системы АСУДД, за которым закрепить функции по их содержанию и развитию.

2. Провести полную техническую инвентаризацию всего светофорного оборудования и трех ЦУП-ов.

3. По результатам инвентаризации разработать мероприятия (или проект) для дальнейшей реконструкции АСУДД.

4. С целью оптимизации расходов по текущему содержанию светофорных объектов и системы АСУДД калькуляцию затрат на их содержание осуществлять не на основании «фактических расходов» заявленных исполнителем в явно завышенном виде, а на основании подробного описания фактически необходимых работ и расценок на них. Для чего необходимо выполнить расчет нормативов численности работников и материальных затрат на содержание. На основании нормативов выполнить калькуляцию затрат на содержание светофорных объектов и системы АСУДД.

В отношении комплексной транспортная модель города Новосибирска всё просто.

Работы по созданию комплексной транспортной модели выполнены СГУПС в рамках государственного контракта от 30.09.2013, заказчиком выступило МКП «ГЭТ». Стоимость работ составила в сумме 16,7 млн. рублей, в том числе: за счет субсидии из бюджета города – 14,3 млн. рублей. В период с декабря 2013 по ноябрь 2014 года заказчиком работы приняты в полном объеме на общую сумму 16,7 млн. рублей.

Актом сдачи-приемки от 13.12.2016 исполнитель передал, а заказчик принял в собственность комплекс программных модулей в состав которого входят: программное обеспечение на цифровых носителях, документация, локальный ключ защиты.

Комплект программного обеспечения в декабре 2017 года был передан МУП «УЗСПТС».

В ходе аналитической процедуры КСП были направлены запросы в организации транспортной отрасли о том, как они использовали, используют или планируют использовать комплексную транспортную модель. Получены отрицательные ответы.

Таким образом, со дня приемки комплексной транспортной модели города Новосибирска прошло более трех лет, результаты которой не использованы по назначению и неизвестно о планируемых направлениях ее использования, что свидетельствует неэффективном расходовании средств бюджета города на сумму 16,7 млн. рублей.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия:

-  подготовлено заключение от 22.05.2020

- направлено информационное письмо в адрес мэра г. Новосибирска;

- поступил ответ от Департамента транспорта в котором по ряду моментов высказано несогласие с позицией, представленной в заключении, по мнению Департамента система АСУДД выполняет свой основной функционал: функцию регулирования дорожного движения и функцию первичной удалённой диагностики оборудования. При этом в качестве мероприятий по недопущению недостатков и несоответствий Департаментом:

  -  разработан проект постановления мэрии г. Новосибирска «О включении в состав муниципальной казны города Новосибирска имущества, передаваемого из государственной собственности Новосибирской области»

  - и запланировано проведение полной технической инвентаризации всего светофорного оборудования и трёх ЦУПов, по результатам которой планируется разработать мероприятия по реконструкции АСУДД.

Материалы проведённого анализа направлены в правоохранительные органы

<< Вернуться к списку новостей