Новости

17.02.2021
Эффективность деятельности муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Энергия»

  В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2020 год проведена проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Энергия» за 2017-2019 годы.

  Муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Энергия», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Постановлением мэрии города Новосибирска № 291 от 31.03.1998 в форме муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска.

  Учредителем Предприятия является муниципальное образование - город Новосибирск.

  Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться имуществом Предприятия, является Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в пределах предоставленных ему полномочий.

  Органом, уполномоченным согласовывать решения в отношении финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, является отраслевой Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города Новосибирска.

  В соответствие с Уставом и основным видом деятельности Предприятия в настоящее время является:

  - «обеспечение работоспособности тепловых сетей».

  - «обеспечение работы котельных и газораспределительных сетей».

   Помимо деятельности по обеспечению работоспособности объектов, Предприятие самостоятельно эксплуатирует котельные (которые не переданы эксплуатирующим организациям).

           Еще одним направлением деятельности Предприятия является деятельность по транспортировке тепловой энергии, на объектах, не переданных специализированным организациям.

   Предприятие самостоятельно осуществляется реконструкцию и строительство некоторых объектов, оно является членом Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) и имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт снос объектов капитального строительства.

   Анализ основных видов деятельности Предприятия показал, что начиная с 2018 года финансовым результатом от основной производственной деятельности (организация работы объектов муниципальной собственности теплотехнической и газораспределительной системы) является - «убыток». Основные причины:

  - несвоевременное подписание договоров и дополнительных соглашений об увеличении арендной платы со стороны ОАО «СИБЭКО»;

  - реализация тепловой энергии осуществляется по тарифу, утвержденному Департаментом по тарифам Новосибирской области, который не обеспечивает компенсации полного объема экономически обоснованных затрат.

    Анализ состояния имущественного комплекса, находящихся в хозяйственном ведении Предприятия показал, что количество объектов, ежегодно увеличивается.   МУП «Энергия» ежегодно принимает на баланс и оформляет в хозяйственное ведение трубопроводные сети и объекты на них (ЦТП). В большей массе, это безхозяйные объекты, но есть и имущество, построенное УКС мэрии города (объекты инженерной инфраструктуры к детским садам и т.п.).

  Обращает на себя факт увеличения количества котельных, Предприятие осуществляет их эксплуатацию независимо от экономической эффективности их работы. Тем не менее, основной причиной увеличения стоимости основных средств Предприятия является проведение реконструкции и введение в эксплуатацию новых объектов.

             Проведенной инвентаризацией установлено неэффективное использование муниципального имущества, в том числе:

  - 16 объектов оборудования, стоимостью 5 миллионов 787 тысяч рублей (5 786,7 тыс. рублей), числящиеся на балансе, но не используются в хозяйственной деятельности;

  - и 5 зданий общей площадью – одна тысяча двадцать восемь квадратных метра (1 028,1 кв. м), которые не переданы в аренду.

           Установлены расхождения данных Реестра муниципального имущества с данными бухгалтерского учета Предприятия (в отдельных случаях отсутствует количественная характеристика и информация о балансовой стоимости объектов; в подразделе «Нежилые здания, нежилые помещения» имеется расхождения данных по указанным площадям).

           В нарушение ст. 25 Земельного Кодекса РФ не оформлены права аренды земельных участков, на которых расположены 156 отдельно стоящих объекта (здания).

           В результате необоснованного применения расценок установлено завышение стоимости фактически выполненных работ при реконструкции объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения на сумму 299,0 тысяч рублей (298,7 тыс. рублей).

            Также в рамках проверки рассмотрены итоги реализации концессионных соглашений № 13 и № 14 от 28.11.2017 года, по объектам теплоснабжения переданных, во владение и пользование АО «СИБЭКО» (Концессионер). Во исполнение условий концессионных соглашений мэрией города передан АО «СИБЭКО» комплекс объектов теплосетевого хозяйства стоимостью два миллиарда 487 миллионов рублей (2 487 330,4 тыс. рублей). (Соглашения заключены в отношении 21 котельной и сетей тепло- и водоснабжение микрорайонов Пашино и ОбьГЭС. Срок действия соглашений с 21.11.2017 по 30.12.2023 включительно).

              Объекты, за исключением 3 локальных котельных (выведенных из технологического процесса АО «СИБЭКО»), находятся в работе. Имущественный комплекс передан ресурсоснабжающей организации без концессионной платы, то есть безвозмездно.

    Источником финансирования мероприятий по реконструкции объектов являются собственные средства РСО, которые поступают в составе платы потребителей за потребленную тепловую энергию, в сумме амортизационной платы, утвержденной Департаментом по тарифам Новосибирской области, в составе тарифа на тепловую энергию.

     В ходе выездных проверок установлено, что фактическую эксплуатацию объектов осуществляет не АО «СИБЭКО», а ООО «Новосибирская теплосетевая компания (НТСК)», организация, не являющейся стороной по концессионному соглашению, то есть имущество эксплуатируется не предусмотренной соглашениями организацией.

    АО «СИБЭКО» не выполняются условия соглашений:

    - в нарушение пункта 11.3 концессионных соглашений Концессионером не предоставлялась документация, относящаяся к осуществлению деятельности, указанной в п. 1 Соглашений;

    - в нарушение пункта 11.4 запрашиваемые Департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии документы и информация, относящаяся к исполнению обязательств по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения, не предоставляется в указанный срок. Так, на запрос Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска от 08.11.2019 № 19/01-15/04998 (вх. № 20/1-137300 от 08.11.2019) документы об исполнении не предоставлены;

       - проверки, проведенные Департаментом с привлечением специалистов других департаментов мэрии  показали, что АО «СИБЭКО», в нарушение ч. 5 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 27.12.2018 года), изменил целевое назначение для трех котельных, переданных по концессионному соглашению № 13, без согласия собственника вывел из технологического процесса три котельные, две из которых газовые, экономически эффективные. Имеется риск утраты муниципального имущества.

 Следует отметить, что мероприятия по реконструкции объектов, принятых в концессию, не выполнены в полном объеме, так:

   - по Соглашению № 13 освоено 1,3% от запланированной на этот период стоимости мероприятий. При плане на два года 147,0 миллионов рублей (147 041,0 тыс. рублей), выполнены работы на сумму 1,9 миллиона рублей (1 878,0 тыс. рублей);

          - по Соглашению № 14 степень освоения определить не возможно, в связи с отсутствием подтверждающих документов. План на два года был утвержден в сумме 54,0 миллиона рублей (54 141,0 тыс. рублей).

  В 2019 году ООО «Сибирская генерирующая компания» (управляющая компания АО «СИБЭКО») предложило расторгнуть заключенные в 2017 году концессионные соглашения № 13 и № 14 и заключить новое концессионное соглашение на все имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП «Энергия» города Новосибирска.

  12.12.2019 ДЭЖКХ города проведено организационное совещание «О разработке концессионного соглашения», на котором решался вопрос о рассмотрении возможности прекращения действия концессионных соглашений № 13 и № 14, прекращения договора аренды и заключения нового концессионного соглашения на весь теплосетевой комплекс города Новосибирска. Принято решение о проведении сверки муниципального имущества теплосетевого хозяйства города и созданию рабочей группы для решения вопросов о передаче имущества в концессию.

 По результатам проведенного совещания у Заместителя мэра города по вопросу передачи объектов теплоснабжения города Новосибирска по концессионному соглашению (протокол от 31.01.2020 года № 41/07/00004), структурным подразделениям мэрии выданы следующие поручения:

  - подготовить проект приказа по созданию рабочей группы для подсчета убытков в связи с неисполнением концессионных соглашений № 13 и № 14. (ДЭЖКХ города).

   - просчитать ущерб от невыполнения условий по заключенным концессионных соглашениям. (Департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии, Департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии с участием МУП «Энергия» и ООО «НТСК»).

  С учетом выполненных структурным подразделениям мэрии поручений, сумма предполагаемой компенсации, согласованная Заместителем мэра города Новосибирска, составила 808,0 миллионов рублей (808 091,7 тыс. рублей), в том числе:

  - невыполненные мероприятия по заключенным концессионным соглашениям (период 2018-2020) – в сумме 296,0 миллионов рублей (296 106,0 тыс. рублей);

  - компенсация рыночной стоимости ликвидированных котельных № 26, 30 и 33, самовольно выведенных АО «СИБЭКО» из эксплуатации, - в сумме 456,9 миллионов рублей (456 902,3 тыс. рублей);

          - компенсация стоимости оборудования закупленного для реконструкции котельной № 35 по ул. Софийская, 16 – в сумме 55,1 миллиона рублей (55 083,4 тыс. рублей).

  В письме ООО «СГК» от 18.05.2020 № 20/4 2.1. - 41545/20-0-0 «О компенсации в связи с расторжением концессионных соглашений» в адрес ДПИиП мэрии города, сказано, что: «компенсация произведена не будет, в связи с тем, что условиями заключенных концессионных соглашений от 28.11.2017 № 13 и № 14 такие обязательства не предусмотрены.

   Пунктом 8.8 концессионных соглашений предусмотрено обеспечение исполнения обязательств Концессионера в виде банковских гарантий. Концедент (ДПИиП мэрии) воспользовался своим правом получить указанное обеспечение и обратился к банку, выдавшему банковские гарантии, с требованием об уплате денежных средств в сумме банковских гарантий в связи с невыполнением Концессионером мероприятий (банком было уплачено Концеденту: по КС № 13 -  14,4 миллиона рублей (14 440,2 тыс. рублей), по КС № 14 - 5,2 миллиона рублей (5 214,3 тыс. рублей).

   По мнению специалистов Палаты, сумма причиненного Концессионером (АО «СИБЭКО») ущерба 808,0 миллионов рублей (808 091,7 тыс. рублей) не сопоставима с уплаченной банком суммой банковских гарантий в связи с невыполнением Концессионером мероприятий в сумме 19,6 миллионов рублей (19 654,5 тыс. рублей).

Палата считает, что вопрос о целесообразности заключения нового соглашения, на все муниципальные объекты теплоснабжения в городе в то время, как не подошел срок окончания действующих соглашений, Концессионером преждевременный, при том, что:

- концессионером (АО «СИБЭКО»), мероприятия по реконструкции и модернизации объектов не выполнены. Без согласования с собственником (мэрией города), без внесения изменений в КС № 13 из эксплуатации выведено 3 источника тепловой энергии, тем самым изменились технико-экономические характеристики переданных объектов;

- без согласования с собственником земли (мэрией города), без разрешительных документов на земельных участках котельных возведены новые объекты недвижимого имущества, которые в настоящее время используются в технологическом процессе передачи тепловой энергии потребителям этих котельных от ТЭЦ ООО «СГК».

         В случае разработки нового концессионного соглашения следует получить экономическое обоснование планируемой концессии от ООО «СГК». Необходимо, провести оценку эффективности проекта муниципально-частного партнерства и определить его преимущества по методике, утвержденной Приказом Минэкономразвития России № 894 от 30.11.2015, и определить, какой предполагается конечный социальный и экономический эффект от этого проекта.

 Проверкой также отмечено, что в городе существует проблема по строительству и выведению котельных из эксплуатации. Выведение крупных, экономически эффективных муниципальных котельных и перевод потребителей на централизованную систему теплоснабжения от ТЭЦ, предусмотренное Схемой теплоснабжения города, приведет к ситуации, когда в собственности муниципалитета останутся не эффективно работающие котельные. Для обеспечения принципа тарифообразования о доступности тарифа, появится необходимость выделять средства из бюджета города на погашение убытков.

  Разрешение на строительство котельных в городе должно быть связано с действующей в городе Схемой теплоснабжения, с целью исключения случаев строительства котельных в непосредственной близости от теплоцентрали или других локальных источников тепла и в последующем не расходовать средства потребителей на выведение их из эксплуатации и строительства новых теплоцентралей. 

По результатам проверки в адрес муниципального унитарного предприятия «Энергия» направлено представление об устранении установленных недостатков и нарушений.

            В адрес мэра города Новосибирска направлено информационное письмо о результатах контрольного мероприятия.

            Также материалы проверки направлены в Прокуратуру города.

  В части концессионных соглашений № 13 и № 14 от 28.11.2017 следует отметить, что 26.01.2021 года было заключено мировое Соглашение о расторжении данных концессионных соглашений и разработке и заключению нового соглашения на все имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП «Энергия» города Новосибирска. Согласно мирового Соглашения ООО СГК готова уплатить муниципалитету 305,0 миллионов рублей.

<< Вернуться к списку новостей