Новости

17.02.2021
Создание дополнительных мест в системе дошкольного образования города Новосибирска

Контрольно-счетной палатой г. Новосибирска проведена выборочная проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска на создание дополнительных мест в системе дошкольного образования города Новосибирска за счет строительства новых зданий детских садов, введенных в эксплуатацию в 2019 году.

Контрольное мероприятие проведено на 4 объектах:

- муниципальных казенных дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад №449 «Солнечный» и «Детский сад №32 комбинированного вида»;

- муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №81 «Дошкольная академия»;

- муниципальном казенном учреждении «Управление капитального строительства».

Проверяемым периодом определены 2018-2019 годы и истекший период 2020 года, когда осуществлялись проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию новых зданий, их оснащение, комплектование групп и организация воспитательного, образовательного процессов.

Застройщиками в отношении объектов капитального строительства определены детские сады, техническим заказчиком – МКУ «УКС». На дату начала контрольного мероприятия объекты введены в эксплуатацию.

В целях оценки эффективности использования бюджетных средств, определены согласованные показатели, для характеристики критериев применена балльная оценка, а оценка эффективности выполнена по совокупности полученных баллов.

 

Полнота обоснования бюджетных расходов.

Финансовое обеспечение строительства и оснащения зданий детских садов осуществлялось за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Градостроительные планы земельных участков утверждены постановлениями мэрии, получены разрешения на строительство зданий детских садов. По итогу проверки проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости строительства объектов, Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» выданы Положительные заключения экспертизы.

МКУ «УКС» осуществлено строительство детского сада №449 с увеличением площади здания. Отклонение параметров объекта от проектной документации допущено без внесения соответствующих изменений в проектную документацию, что повлекло излишние бюджетные затраты в сумме на 12 345,8 тыс. рублей.

Расходы бюджета города на строительство детского сада-ясли №32 уменьшились на 1 565,9 тыс. рублей за счет применения конкурсных процедур.

 

Наличие нарушений в процессе создания и оснащения.

1. В части деятельности МКУ «УКС»:

- в нарушение ст.34 БК РФ – МКУ «УКС» допущено неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в оплате выполненных работ по завышенной стоимости на сумму 209,3 тыс. рублей (60,1 тыс. рублей (МКДОУ «Д/с №449») + 149,2 тыс. рублей (МКДОУ «Д/с №32»);

- в нарушение ч.6, ч.7 ст.52 ГрК РФ – МКУ «УКС» осуществлено строительство объекта «Детский сад-ясли №449» с несоблюдением проектной документации в части площади здания;

- в нарушение п.п.4.10 СП 68.13330.2017 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» – МКУ «УКС» не переданы МКДОУ «Д/с №449» журналы контроля строительства.

- допущено формирование условных бюджетных потерь в сумме 23,5 тыс. рублей, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, регламентированному ст.34 БК РФ – МКУ «УКС» не воспользовалось своим правом заказчика на взыскание с подрядчика неустойки за нарушение сроков выполнения работ, неустойку не начисляло и не истребовало или неустойка начислялась, но претензионная работа не была эффективной, в результате чего сформировались условные бюджетные потери;

- в акте КС-2 (отделочные работы при строительстве детского сада №81) допущена корректировка ранее принятых видов работ, из чего следует, что имеет место недостаточный контроль со стороны технического надзора при закрытии актов выполненных работ, либо скрытое авансирование.

2. В части деятельности МКДОУ «Д/с №449»

В нарушение ст.34 БК РФ, п.8 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» – необоснованно применены неконкурентные способы определения поставщика и допущены факты разукрупнения муниципального заказа на сумму 4 324,6 тыс. рублей, повлекшие отсутствие экономии бюджетных средств.

 

Соблюдение сроков выполнения работ.

Завершение строительства всех зданий детских садов осуществлено в сроки, установленные при заключении муниципальных контрактов.

 

Оценка достижения ожидаемых результатов по созданию дополнительных мест.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 №576-п являлась доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет.

Строительством МКДОУ «Д/с №449» введено 120 мест, строительством здания детского сада №81 введено 220 дополнительных мест и МКДОУ «Д/с №32» – 80 мест.

 

Наполняемость групп.

Во всех введенных в эксплуатацию дошкольных учреждениях, в силу превышения нормативной численности воспитанников, обусловленного фактической необходимостью обеспечения детей от 1 года 6 месяцев до 7 лет дошкольным образованием, установлено нарушение п.п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 – не соблюдены нормы площади группового помещения на 1 ребенка.

 

Безбарьерная среда.

Проектными решениями обеспечено беспрепятственное передвижение маломобильных граждан на всей территории.

 

Обеспечение безопасного пребывания детей.

Технологическая часть проектов разработана с учетом требований СанПиН, объекты соответствуют требованиям, предъявляемым к безопасности, утверждены Паспорт безопасности, Паспорт дорожной безопасности, Паспорт доступности объекта, в том числе для маломобильных категорий граждан. Здания оборудованы охранной сигнализацией, АПС, системой видеонаблюдения.

Только в МАДОУ «Д/с №81» на момент проведения контрольного мероприятия паспорта безопасности находились на стадии согласования с уполномоченными организациями.

 

Экспертная оценка.

В период производства строительных работ на объекте – детский сад №449, Инспекцией государственного строительного надзора Новосибирской области проведены 2 внеплановые проверки, предписания, выданные Инспекцией выполнены.

Жалоб и обращений в результате деятельности детских садов не поступало.

 

Полнота обеспечения медицинского обслуживания во время учебного процесса.

Организация медицинского обслуживания воспитанников соответствует СанПиН и организовано в медицинских блоках, силами работников учреждений здравоохранения Новосибирской области.

Проведенным анализом графиков работы медицинских блоков установлены факты неполноты обеспечения медицинским обслуживанием детей.

Как уже отмечалось палатой, графики работы врача устанавливаются главными врачами учреждений здравоохранения.

 

Получение воспианниками дополнительных компетенций.

В связи с поставкой нового современного оборудования, внедряются новые парциальные программы, в процессе учебной деятельности воспитанники получают новые навыки.

Однако, визуальным осмотром помещений вновь построенного детского сада-ясли №32 установлено, что из помещений 2-го этажа оборудованы только центр робототехники, физкультурный и музыкальный залы. Остальные помещения, ввиду отсутствия мебели, оргтехники и прочего фактически не используются.

Также следует отметить, что в осенне-весенний период (3/4 времени года) проведение занятий в вышеназванных кабинетах для детей, воспитывающихся в «старом» корпусе не представляется возможным, Палата считает неэффективным использование данных помещений вновь построенного здания детского сада-ясли.

Для повышения эффективности использования помещений необходимо дополнительное финансирование на строительство перехода между зданиями детского сада, и оснащения кабинетов.

 

Социально-экономическая эффективность ввода в эксплуатацию нового здания.

Строительством введены дополнительные места, созданы рабочие места, в том числе для педагогических работников.

 

Бюджетная эффективность ввода учебных мест в результате создания объекта.

Кассовые расходы составили 100,0% выделенных бюджетных средств и субсидий. Нарушений целевого назначения расходов не выявлено. Просроченная кредиторская задолженность в части строительства здания не числилась.

Несмотря на экономию бюджетных средств достигнутую в результате применения конкурентных способов определения поставщика, МКУ «УКС» и МКДОУ «Д/с №449» допущены факты неэффективного использования бюджетных и условные бюджетные потери.

 

По итогам проведенной оценки МКДОУ «Д/с №449», МАДОУ «Д/с №81» и МКДОУ «Д/с №32» использование бюджетных средств на создание дополнительных мест признано достаточно эффективным.

 

Однако, палатой обозначены следующие факторы риска:

Время работы медблоков не обеспечивает воспитанников медицинским обслуживанием на протяжении всего нахождения в дошкольном учреждении, что формирует потенциальные риски излишних бюджетных расходов на возможную уплату штрафов, оплату иных санкций юридическим лицом в случае получения воспитанниками ущерба здоровью.

Микрорайон «Чистая Слобода» активно застраивается с 2007 года, в перспективе, на близлежащей к МАДОУ «Д/с №81» территории завершится строительство 2-х девятиэтажных и 2-х восемнадцатиэтажных жилых домов, что говорит о возможном притоке обучающихся после сдачи данных домов в эксплуатацию. Прогнозируемый рост числа детей, нуждающихся в услугах дошкольных учреждений, в целом по городу, может привести к невозможности полного удовлетворения потребности населения.

 

В целях устранения выявленных нарушений, недостатков и снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования, по результатам контрольного мероприятия, палатой направлены Представления и рекомендации, во исполнение которых:

- МКДОУ «Д/с №449» нарушения приняты во внимание, с целю их недопущения в дальнейшей деятельности;

- МКУ «УКС» проинформировало о рассмотрении фактов нарушений на оперативном совещании с участием начальников отдела где были выработаны меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем, проектной организацией ведутся работы по устранению технической ошибки, допущенной при проектировании, с внесением изменений в проектно-сметную документацию;

- департаментом образования запрошены объяснения руководителей образовательных организаций и проведена разъяснительная работа по вопросу неукоснительного соблюдения требований законодательства о закупочной деятельности, факторы риска проанализированы, и будут учтены при реализации муниципальной программы «Развитие сферы образования города Новосибирска» на 2018-2021 годы.

<< Вернуться к списку новостей