Новости

17.02.2021
Проверка деятельности МКП «Пассажирское автотранспортное предприятие №8»

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2020 год проведена проверка деятельности муниципального казенного предприятия города Новосибирска «Пассажирское автотранспортное предприятие №8» за 2017-2019 годы.

Деятельность «ПАТП 8» в 2017 - 2019 годах строилась вокруг предоставления в аренду помещений и предоставления места для отстоя автотранспортных средств.

Доля доходов от предоставления помещений в пользование и связанным с этой деятельностью возмещением эксплуатационных расходов составляла в проверяемом периоде от 83 до 89% общей величины доходов.

В проверяемом периоде произошел общий рост доходов на 1 557,0 тыс. рублей или 2,8%, в основном за счет увеличения доходов от аренды.

Общая площадь всех помещений предприятия составляет 24,4 тыс. кв.м, из них в течение проверяемого периода от 3,5 тыс кв. м до 4,7 тыс. кв.м использовалось предприятием для собственных нужд.

В 2017 – 2019 годах произошло увеличение общей площади, предназначенной для предоставления в аренду и отапливаемую стоянку на 1,3 тыс. кв.м. за счет выделения дополнительных площадей, не используемых для собственных нужд, а также перевода части площадей, используемых ранее под стоянку автотранспортной техники. Площадь, занимаемая арендаторами, также увеличилась на 1,8 тыс. кв.м.

Расходы предприятия по структуре отражают вид деятельности:

- основную долю составляют расходы на оплату труда с отчислениями, которые составляют от 43 до 47% всех расходов в разные годы;

- оплату коммунальных услуг, которые составляют от 22 до 26% всех расходов.

Амортизация имущественного комплекса составляет от 7 до 8 % в общей сумме расходов.

В проверяемом периоде произошел общий рост расходов на 586,8 тыс. рублей или 1,1%.

Часть расходов на оплату труда отражена в составе прочих расходов, которые составляли 7,4% от общих расходов в 2017 году, 4,7% - в 2018 году и 5,0% - в 2019 году.

По итогам работы в проверяемом периоде ПАТП 8 за 3 года получена прибыль в размере 10,0 млн. рублей.

В соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.06.2016 №239 предприятие несет обязательство перечисления части прибыли в размере 10% в бюджет города Новосибирска.

В проверяемом периоде сумма, подлежащая перечислению в бюджет, составила 1млн.001,7 тыс. рублей, в том числе:

за 2017 год – 277 тыс. рублей;

за 2018 год – 350 тыс. рублей;

за 2019 год – 374 тыс. рублей.

Проверкой деятельности предприятия установлен большой перечень недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, прямо влияющие на эффективность деятельности, касаются следующих вопросов:

 

1. В нарушении Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, заключённые с МУП «УЗСПТС» Договор безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01.10.2017, дополнительные соглашения к договору, а также соглашение о фактическом использовании имущества от 01.03.2018, не согласованы собственником муниципального имущества - ДЗиИО мэрии города Новосибирска.

В нарушение требований Федерального закона №135-ФЗ не проводились конкурентные процедуры на право заключения договора аренды объектов недвижимости, общей площадью 2,5 тыс. кв.м., занимаемые МУП «УЗСПТС», из которой

- 1975,4 кв.м. - в соответствии с соглашением о фактическом использовании имущества от 01.03.2018 №50/18, которое не согласовано с ДЗиИО мэрии;

- 561,1 кв.м. - при отсутствии каких-либо правовых оснований.

При этом в нарушение п. 5.3 Договора безвозмездного пользования объектом недвижимости от 01.10.2017 с МУП «УЗСПТС» объекты недвижимости переданы в пользование компании «РУСИЧ» без письменного согласия Ссудодателя и собственника имущества (т.е. МКП «ПАТП №8», ДЗиИО мэрии).

2. Утвержденный МКП «ПАТП №8» для арендаторов тариф на возмещение эксплуатационных расходов не покрывает расходы Предприятия на содержание предоставляемых в аренду помещений, в части расходов на теплоэнергию, в результате чего недополученный доход по возмещению эксплуатационных расходов составил 2,4 млн. рублей.

3. Анализ деятельности по заключению договоров аренды выявил ряд системных недостатков, следствие которых в том числе может стать недополучение доходов:

- в нарушение требований федерального закона №135-ФЗ и Порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом …, ПАТП 8 систематически в большом объеме (38,6%) заключались краткосрочные договоры аренды без проведения конкурентных процедур и согласования с ДЗиИО мэрии города Новосибирска;

- выявлены ситуации занижения арендной ставки, например:

А) в нарушение требований 135-ФЗ и п. 3.3 договора аренды в результате применения заниженной стоимости арендной платы по договору аренды заправочной станции, при наличии оценки рыночной стоимости арендной платы, недополученый доход Предприятия от предоставления оборудования в аренду составил 46,2 тыс. рублей.

Б) выборочной проверкой отражения в бухгалтерском учете расчетов по заключенным договорам аренды установлены нарушения аналитического учета договоров аренды, а также некорректное начисление арендной платы, в результате чего недополученный доход от аренды помещений составил 14,4 тыс. рублей.

В ходе проверки все нарушения по арендной плате были устранены, денежные средства поступили предприятию.

4. В нарушение Земельного кодекса РФ в течение проверяемого периода в пользовании предприятия фактически находились земельные участки, права по которым не переданы предприятию ни в какой форме, в том числе под объектами недвижимости, находящимися на балансе предприятия:

- земельный участок под производственной базой, по адресу НСО, п.Мичуринский, проезд Автомобилистов, 1 (площадка обособленного подразделения);

- земельный участок под базой отдыха в НСО, с.Береговое.

5. В нарушение Порядка списания муниципального имущества города Новосибирска списание 6 транспортных средств и механизмов, а также 2 контейнерных АЗС общей первоначальной стоимостью 1,6 млн. рублей выполнено без оформления Заключения о невозможности использования, и нецелесообразности восстановления (в представленных актах отсутствует указание ориентировочной стоимости ремонта и причины признания его нецелесообразным). Оценка возможности и целесообразности восстановления не проводилась.

6. В нарушение федерального закона «О бухгалтерском учете» к бухгалтерскому учёту приняты документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, отражающие списание и сдачу в металлолом контейнерной АЗС, размещённой по адресу п. Мичуринский, проезд Автомобилистов, 1 балансовой стоимостью 697 тыс. рублей.

7. При списании контейнерной АЗС, размещавшейся по адресу ул. Сибиряков-Гвардейцев, 49/4, количество лома чёрного металла занижено на 10,9 тонны. Недополученный доход составляет 114,7 тыс. рублей. В ходе проверки недополученная сумма дохода за сдачу металлолома в размере 114,7 тыс. рублей зачислена на расчётный счёт предприятия.

8. В нарушение федерального закона «О бухгалтерском учете» в бухгалтерском учёте отражены операции, не подтверждённые надлежащим образом первичными документами, а также осуществлена регистрация мнимого объекта учёта в виде объекта капитальных вложений «Холодный склад для размещения ТМЦ» стоимостью 119,2 тыс. рублей, строительство которого фактически не осуществлялось.

9. В течение проверяемого периода в некоторых случаях не оформляются ни документы раскрывающие необходимость ремонта (дефектная ведомость, смета/калькуляция на проведение ремонта), ни документы, подтверждающие факт проведения ремонта и объёмные показатели проведения ремонта (акты приёмки выполненных работ, справки об объёме выполненных работ и т.п.), ни документы, подтверждающие соответствие заявленного объёма списываемых ТМЦ объёмам выполненных на объекте работ (которые могли бы позволить сравнить количество списываемого материала с нормативным значением).

В нарушение федерального закона № 402-ФЗ к бухгалтерскому учёту приняты документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, в результате чего необоснованно списаны на затраты ТМЦ общей стоимостью 53,2 тыс. рублей

10. 2 из 3 легковых автомобилей предприятия, никак не связаны с его деятельностью и фактически используются для обеспечения деятельности различных подразделений мэрии г. Новосибирска. При этом все расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту данных транспортных средств, а также расходы по оплате труда водителей, несёт «ПАТП 8». Общие расходы предприятия, связанные с содержанием двух легковых автомобилей, фактически не используемых для нужд предприятия, составляют 4,4 млн. рублей, которые необходимо признать неэффективным расходованием средств предприятия.

Кроме того, в нарушение ПБУ 10/99 расходы предприятия на содержание легковых автомобилей, неиспользуемых в производственной деятельности, в сумме 3,2 млн. рублей отражены в учёте предприятия в качестве расходов по обычным видам деятельности.

11. В нарушение Закона о бухгалтерском учете система контроля за работой техники и списанием топлива на предприятии неработоспособна. Ежемесячно списание топлива осуществлялось в завышенных объёмах.

Выборочный анализ представленных к проверке путевых листов в совокупности с иными контрольными мероприятиями показал, что при их заполнении в данные путевых листов вносятся искажения, приводящие к завышению декларируемого объёма работы техники и приводящие к существенному завышению объёмов списания топлива.

12. В проверяемом периоде расходы на оплату труда работников, не принимающих участие в производственной деятельности в сумме 3 млн. рублей являются неэффективными расходами Предприятия.

По результатам проведения проверки:

-  акт по результатам контрольного мероприятия от 20.11.2020;

- в адрес Предприятия направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством Предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение, часть из которых уже выполнена, в том числе по некоторым выявленным несоответствиям недополученные денежные средства зачислены на счёт предприятия.

- материалы проверки направлены в правоохранительные органы: прокуратуру г. Новосибирска.

<< Вернуться к списку новостей