Новости

17.03.2021
Эффективности реализации концессионного соглашения в отношении муниципального имущества

Контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведена проверка эффективности реализации концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, расположенного в городе Новосибирске по ул. Вересаева, 2б и ул. 25 лет Октября, 19, с момента заключения по истекший период 2020 года.

В целях организации эффективного распоряжения муниципальным имуществом, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», на основании постановления мэрии от 27.06.2018 №2305 «О заключении концессионного соглашения…» департаментом промышленности инноваций и предпринимательства, как представителем города Новосибирска, было заключено концессионное соглашение от 04.10.2018 №18 с ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24».

Предметом Соглашения является передача ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24» банного комплекса, состоящего из двух объектов недвижимого имущества, и технологически связанного с ними движимого имущества, под реконструкцию и оказание банных услуг населению включая льготные категории граждан после ввода зданий в эксплуатацию. По условиям Соглашения Концессионер обязуется за свой счет реконструировать объекты и использовать их для предоставления банных услуг после ввода зданий в эксплуатацию в течение регламентированного срока.

Имущество принято Концессионером без претензий, в полном объеме, в день подписания Соглашения. Соглашением определено содержание работ, подлежащих выполнению Концессионером в рамках реконструкции зданий. Обязательный объем инвестиций в реконструкцию муниципального имущества рассчитан в ценах 2018 года в размере 60 000,0 тыс. рублей. Соглашение заключено сроком на 35 лет.

На момент передачи объектов Соглашения Концессионеру бани не являлись убыточными. По данным МБУ «Банное хозяйство «Сибирячка» за 2017 год финансовые результаты были положительными, доход до налогообложения:

- 1 586,5 тыс. рублей по Бане №23;

- 7 608,4 тыс. рублей по Бане №25.

Концессионеру были переданы объекты муниципальной собственности, обладающие потенциалом окупаемости инвестиций.

Итог реализации Соглашения, из расчета действующего размера концессионной платы, – ожидаемый валовый доход бюджета города – 10 695,6 тыс. рублей за весь срок действия Соглашения.

Прием заявок на участие в конкурсе осуществлялся с 10.08.2018г. по 21.08.2018г. Определены требования, предъявляемые к участникам конкурса, в том числе наличие опыта в реализации концессионных соглашений. Конкурсной документацией утвержден единственный критерий конкурса – это размер ежеквартальной концессионной платы.

Соглашение заключено путем проведения открытого конкурса. Ход конкурсной процедуры отражен в протоколе заседания конкурсной комиссии, которая создана приказом начальника департамента промышленности в составе 10-ти человек. В связи с представлением единственной заявки на участие в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся.  Был вскрыт конверт с единственной заявкой от ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24», заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации, стоимость концессионной платы повышена на 30 рублей в квартал и утверждена.

Конкурсной документации определено, что банный комплекс эксплуатируется с даты ввода в эксплуатацию до дня прекращения Соглашения. То есть, до заключения Соглашения ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24» был осведомлен об условии использования концессионного объекта только после ввода его в эксплуатацию и дал свое согласие.

Причина ввода в Соглашение условия об осуществлении целевой деятельности после проведения реконструкции и ввода в эксплуатацию – наличие заключений об ограниченной технической пригодности зданий бань, утвержденных директором МБУ «Банное хозяйство «Сибирячка».

По условиям Соглашения реконструкция концессионных объектов должна осуществляться в соответствии с утвержденной проектной документацией, в срок не позднее 12-ти месяцев со дня подписания Соглашения, то есть до 04.10.2019г. Фактически, по состоянию на 25.09.2020г. проектная документация в отношении реконструкции бань не была согласована.

В отношении муниципального имущества, расположенного по ул. Вересаева, 2б, на согласование были представлены, и согласованы, только разделы проектной документации по архитектурно-планировочному решению, управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии выдано Разрешение на реконструкцию, сроком действия до 30.09.2019г., который не продлялся. Разрешение на ввод в эксплуатацию здания Бани №23 не выдавалось.

В отношении имущества муниципальной казны, расположенного по ул. 25 лет Октября, 19, проектная документация на реконструкцию не согласована в связи с тем, что в ее составе не учтен ряд мероприятий, предусмотренных Соглашением, ДСА мэрии выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым №54:35:041975:2, разрешение на реконструкцию не выдавалось.

В соответствии с Соглашением Концессионер обязан ввести банный комплекс в эксплуатацию после реконструкции с выполнением перечня работ, указанного в Соглашении, и не позднее трех лет с даты заключения Соглашения, приступить к эксплуатации бань с даты ввода зданий в эксплуатацию. На дату завершения контрольного мероприятия объекты Соглашения в эксплуатацию не введены. Установленный Соглашением срок ввода банного комплекса в эксплуатацию – до 04.10.2021г. не истек.

Первичный выезд на объекты осуществлен 05.07.2020г. бани не работали в связи с введением на территории Новосибирской области режима повышенной готовности, выполнен осмотр территории и зданий снаружи. По объектам визуально установлены признаки замены окон, входных групп, отмосток, в Бане №23 – на улицу выведена новая труба системы вентиляции, устроен пандус, в Бане №25 – без видимых повреждений отделка фасада штукатуркой «под шубу».

Повторные выезды 05.09.2020г. и 13.09.2020г., бани предоставляли населению банные услуги.

Дополнительно осмотром установлено, что в Бане №23 выполнена комплексная отделка внутренних помещений и внутренние строительно-монтажные работы. Факт выполненных таких работ подтвержден результатами выездного контрольного мероприятия ДЗиИО мэрии от 02.07.2020г.

30.10.2020г. в 12-00 часов проведен плановый осмотр помещений Бани №25 в присутствии представителя ДПИиП мэрии. Осмотр проведен с согласия Концессионера и в присутствии сотрудника Бани, во время данного осмотра баня не работала. Осмотренные помещения общего отделения, парной, сауны, а также фойе, лестничной клетки находятся в состоянии, требующем ремонта и замены оснащения, отсутствует пандус (его устройство предусмотрено в рамках реконструкции).

31.10.2020г. осмотром вновь зафиксировано, что баня работает на прием посетителей и оказывает банные услуги в нарушение Соглашения. То есть, накануне, 30.10.2020г., баня не работала в связи с тем, что Концессионер был извещен о комиссионном осмотре здания за 3 рабочих дня до даты осмотра.

В сети «Интернет» содержатся сведения об оказании в зданиях Бань №23 и №25 банных услуг населению. Факт осуществления несанкционированной деятельности по оказанию банных услуг на не введенных в эксплуатацию объектах подтвержден и письмами заместителя главы администрации Первомайского и главой администрации Калининского районов.

По итогам выездных осмотров установлено, что Концессионер длительно использует переданное ему в распоряжение имущество муниципальной казны в целях извлечения прибыли и не исполняет условия Соглашения. Меры по проведению реконструкции здания Бани №25 и продолжению реконструкции либо вводу в эксплуатацию Бани №23 не принимаются, объект муниципальной собственности Баня №25 ветшает и риск его утраты повышается.

Согласно полученным фискальным документам, оплата за предоставление банных услуг поступала не Концессионеру. Так, при оплате услуг в Бане №23 получателем платежа указана ИП Загорулько, в Бане №25 – ИП Зайкова.

По запросу палаты получено уведомление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы о том, что ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24» контрольно-кассовую технику по адресам ул. Вересаева, 2б и ул. 25 лет Октября, 19 в налоговых органах не регистрировало и расчеты с ее применением в период действия Соглашения не производило, что указывает на передачу Концессионером объектов Соглашения в пользование третьим лицам для извлечения прибыли без ведома и согласия Концедента.

Согласно ГК РФ, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

За период действия Соглашения Концессионером вносилась лишь плата по договорам аренды земельных участков, поскольку концессионная плата за использование объектов Соглашения подлежит уплате с даты ввода объектов в эксплуатацию.

Концессионеру предоставлены в аренду земельные участки, на которых расположено концессионное имущество, на срок действия Соглашения. Расчет размера арендной платы за земельные участки произведен без нарушений, стоимость аренды земельных участков 121,2 тыс. рублей и 224,9 тыс. рублей.

Проверкой актов сверки арендных платежей по состоянию на 01.08.2020г. установлена задолженность Концессионера по арендной плате в общей сумме 90,0 тыс. рублей (из них пени 2,6 тыс. рублей). Также числилась задолженность по арендной плате и по состоянию на 21.01.2019г. в сумме 21,9 тыс. рублей. В связи с формированием задолженности и начислением неустойки ДЗиИО мэрии направлялись Концессионеру уведомления о необходимости погашения задолженности.

При том, что в настоящее время Концессионером не приняты меры по согласованию в установленном порядке проектной документации, в целом реконструкция объектов не осуществляется, действующие Разрешения на проведение реконструкции отсутствуют. В ходе проведения контрольного мероприятия, на основании обращения директора ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24», ДПИиП мэрии направлено в Управление Федеральной антимонопольной службы заявление о продлении сроков, регламентированных Соглашением. УФАС согласовал изменения условий Соглашения, а дополнительным соглашением продлены срок действия Соглашения с 35-ти до 36-ти лет, и срок реконструкции, ввода в эксплуатацию зданий бань с 04.10.2021г. до 04.10.2022г.

Решение о продлении сроков основано на обстоятельствах непреодолимой силы, к которым отнесена пандемия коронавируса. Однако, деятельность юридических лиц в сфере проектирования и строительства на территории России и, в частности, в Новосибирской области не была приостановлена, так же, как и торговая деятельность поставщиков оборудования.

Положением о департаменте промышленности закреплены за ним полномочия и функции по разработке, заключению, прекращению концессионных соглашений с участием города Новосибирска, а также контролю за их исполнением в пределах компетенции департамента.

Соглашением определено, что ДПИиП мэрии обязан осуществлять контроль за исполнением Концессионером обязательств по использованию объектов Соглашения в соответствии с целевым назначением, а также за соответствием объектов Соглашения установленным в нем показателям. За ДСА мэрии закреплена функция по обеспечению строительного контроля, несмотря на это в письме от 19.08.2020 №30/033/12992 ДСА мэрии уведомляет палату о том, что не правомочен осуществлять функции по строительному контролю в отношении объектов Соглашения. Администратором концессионной платы является ДЗиИО мэрии.

По состоянию на 20.10.2020г. в ДПИиП мэрии отсутствует информация об объемах произведенных Концессионером инвестиций в реконструкцию объектов несмотря на то, что фактически работы частично выполнены в Бане №23, то есть не осуществлен текущий контроль исполнения инвестиционного обязательства.

В виду отсутствия надлежащего контроля со стороны Концедента и подразделений мэрии за исполнением условия Соглашения допущен ряд нарушений при реализации концессии.

Нарушения, допущенные ООО «ОБЪЕДИНЕНИЕ 24»:

- своевременно не согласована с уполномоченными органами проектная документация – по Бане №23 не в полном объеме и по Бане №25, в принципе;

- здания бань эксплуатируются без Разрешения на ввод в эксплуатацию, без проведения реконструкции;

- эксплуатация зданий осуществлялась без внесения концессионной платы.

Нарушения, допущенные ДПИиП мэрии от имени города Новосибирска:

- не осуществлен контроль за соблюдением Концессионером условий Соглашения;

- не направлено, в установленный срок, требование Концессионеру об устранении нарушений, выявленных при рассмотрении проектной документации.

Выявлены бюджетные риски:

- Концессионер в виде действий и Концедент в форме бездействия по осуществлению контроля за исполнением Соглашения допустили использование зданий для оказания банных услуг населению без ввода в эксплуатацию, создав потенциальный риск финансовой ответственности для бюджета города в случае причинения ущерба жизни и здоровью граждан, получающих услуги в зданиях с документально зафиксированной ограниченной работоспособностью;

- в состав конкурсной документации ДПИиП мэрии принята меньшая стоимость концессионной платы, к проверке было представлено 2 отчета об оценке стоимости: на сумму 98 568,00 рубля и на 409 387,00 рубля в квартал. Согласно пояснениям ДПИиП отчет об оценке на 409 387,00 рубля – техническая ошибка.

По совокупности фактов Палатой установлен размер убытка, причиненного бюджету города Новосибирска, который составил 558,7 тыс. рублей, из расчета не полученной за 17 месяцев платы, предусмотренной Соглашением.

Окончательная сумма ущерба, подлежащая возмещению бюджету города, определяется судом, инициируется органом местного самоуправления. Согласно ГК РФ, Концедент имеет право требовать от Концессионера возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных доходов) в размере, не меньшем полученных Концессионером доходов от эксплуатации бань.

Критериями оценки эффективности реализации концессионного соглашения являются полнота достижения целей и выполнения условий соглашения, целевое и эффективное распоряжение предоставленным муниципальным имуществом. Определены 6 критериев, которые представляют собой пункты Соглашения, и оценена степень их выполнения.

Следует отметить, что нарушение Концессионером условий пунктов 11, 17, 47 Соглашения, отраженных в балльной оценке, а также нарушение им порядка использования (эксплуатации) переданных в концессию объектов отнесено к существенным нарушениям условий Соглашения, которые являются основанием для досрочного расторжения Соглашения.

По итогам комплексной оценки реализация концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, расположенного по ул. Вересаева, 2б и ул. 25 лет Октября, 19, с момента заключения по истекший период 2020 года признана не эффективной.

Имущество муниципальной казны используется с нарушениями условий Соглашения, прав и интересов Концедента, причинением убытка бюджету и созданием потенциального финансового риска. Цели реализации Соглашения, а именно реконструкция имущества муниципальной казны, надлежащее его содержание и использование по регламентированному назначению в установленные сроки и по определенным условиям, поступление доходов в бюджет города от концессионной платы не достигнуты.

В целях снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления города Новосибирска в сфере содействия развитию муниципально-частного партнерства, по результатам контрольного мероприятия, контрольно-счетной палатой направлено Представление в адрес ДПИиП мэрии, материалы проверки направлены в Прокуратуру.

ДПИиП мэрии проведено рабочее совещание с участием аудитора Палаты (протокол от 04.12.2020г.), на котором принято решение о составлении плана мероприятий по устранению нарушений.

Во исполнение Представления, ДПИиП мэрии разработан План по устранению нарушений, включающий:

усиление контроля за соблюдением концессионером требований концессионного соглашения в части соблюдения сроков согласования проектной документации с уполномоченными органами, в том числе с концедентом – в течении всего срока действия концессионного соглашения;

усиление контроля за соблюдением концессионером обязательств по концессионному соглашению в рамках полномочий по Соглашению, разработка графика осуществления концедентом контрольных мероприятий за соблюдением концессионером условий Соглашения, дополнительно в адрес ДЗиИО мэрии направлено обращение о принятии мер по взысканию неосновательного обогащения концессионеров за бездоговорную эксплуатацию объектов – в срок до 30.05.2021г.;

 усиление контроля документооборота во избежание предоставления непроверенной и потенциально вводящей в заблуждение информации – на постоянной основе.

Оснований для принятие мер прокурорского реагирования Прокуратурой города не усмотрено.

В III-IV квартале 2021 года Палатой будет проводиться проверка эффективности реализации концессионных соглашений, заключенных департаментом промышленности, инноваций и предпринимательства за 2018-2020 годы, инициированная постоянной комиссией по муниципальной собственности, в рамках которой будет рассмотрена полнота принятых мер по устранению нарушений и недостатков выявленных настоящей проверкой.

<< Вернуться к списку новостей