Новости

08.04.2021
Экспертиза исполнения МП «Праздничное и рекламное оформление города Новосибирска» на 2018–2020 годы

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведена финансово-экономическая экспертиза исполнения муниципальной программы «Праздничное и рекламное оформление города Новосибирска» на 2018–2020 годы за 2018-2019 годы.

Разработчиком и ответственным исполнителем Программы в проверяемом периоде являлся департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска.

Исполнителями мероприятий Программы в 2018-2019 году являлись:

- департамент промышленности в лице своего структурного подразделения - комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска;

- муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Городской центр наружной рекламы»;

- департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.

Паспортом Программы определена цель её реализации: Улучшение внешнего облика города Новосибирска с помощью его праздничного и рекламного оформления.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

Задача 1: «Праздничное оформление города Новосибирска с использованием современных конструкций различных типов»;

Задача 2: «Организация рекламного оформления города Новосибирска».

Палата отмечает, что Уставом города Новосибирска к вопросам местного значения города Новосибирска отнесены полномочия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

В сфере праздничного оформления вопросы местного значения Уставом города Новосибирска не определены.

Также в соответствии с Положением о Департаменте промышленности мэрии вопросы, связанные с улучшением внешнего облика города Новосибирска и праздничным оформлением города, не входили в перечень его основных задач и функций.

Целевые индикаторы, установленные Программой представлены на слайдах.

Палата обращает внимание, что данные целевые индикаторы не могут объективно отражать степень достижения цели Программы.

Так плановые значения целевых индикаторов по решению задачи праздничного оформления города не имеют положительной динамики, в то время как цель Программы предполагает увеличение значений целевых индикаторов в период реализации Программы. Кроме того, в качестве обоснования необходимости разработки Программы указана потребность в увеличении количества магистральных улиц и площадей города Новосибирска, оформленных к праздничным мероприятиям.

Целевой индикатор «Площадь рекламной поверхности демонтированных рекламных конструкций, размещенных с нарушением требований законодательства» характеризует только объем работ, являясь, по сути, количественным показателем соответствующего мероприятия Программы, при этом в Программе отсутствует информация об общей площади рекламных конструкций, подлежащих демонтажу по годам, что не позволяет, с помощью указанного целевого индикатора  объективно оценить степень достижения цели Программы - улучшение внешнего облика города.

Для достижения поставленной цели Программы в ходе её исполнения реализовывались 9 программных мероприятий.

Как показали результаты проведенной проверки абсолютное большинство мероприятий выполнены в полном объеме или реализованы с перевыполнением плановых показателей. Невыполненным является лишь одно мероприятие в 2019 году.

В целом на реализацию мероприятий муниципальной программы за 2 года было направлено 106 млн. рублей, финансирование осуществлялось за счет собственных средств бюджета города. Исполнение планового объема финансирования программы составило в 2018 году 95%, в 2019 году - 98%. Объем финансирования мероприятий программы характеризуется положительной динамикой, тем роста составил 110%.

Палата отмечает, что в структуре расходов на реализацию мероприятий программы за 2019 год три четверти всех расходов исходя из наименований мероприятий (оплата НДС и проведение мероприятий, связанных с заключением (сопровождением, расторжением) договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, то есть фактически осуществление бюджетных полномочий администратора доходов) не направлены на достижение цели и решения задач Программы.

Финансирование реализации мероприятий Программы главным распорядителем бюджетных средств Департаментом промышленности мэрии в полном объеме осуществлялось через МКУ «ГЦНР».

Штатная численность Учреждения в 2019 году увеличилась с 16 до 23 единиц, в основном за счет введения в штатное расписание монтажников каркасно-обшивочных конструкций (6 штатных единиц) в целях выполнения работ по монтажу/демонтажу своими силами. Среднегодовая укомплектованность штата составила в 2019 году 95%.

Среднемесячная начисленная заработная плата всего персонала на конец 2019 года составила 39,8 тыс. рублей, в том числе без учета директора и главного бухгалтера – 37,3 тыс. рублей, директора и главного бухгалтера – 65,5 тыс. рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата директора Учреждения не превышала 3,0 кратный размер среднемесячной начисленной заработной платы работников.

В структуре расходов Учреждения за 2019 год наибольший удельный вес занимают расходы на уплату налога на добавленную стоимость из сумм, начисленных по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций – 37%. Другим наиболее весомым направлением расходов являются расходы на оплату труда и начисления – 26%.

Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность в проверяемом периоде не числились.

Учреждение, согласно договорам безвозмездного пользования недвижимого имущества, использует помещения по адресу: ул. Вокзальная магистраль, 16 - общей площадью 236 кв. м.

В рамках проверки соблюдения требований законодательства о закупках выявлены следующие нарушения:

- не осуществлялась экспертиза исполнения муниципальных контрактов до 100 тыс. (300 тыс.) рублей;

- в 2019 году заключены контракты у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую допустимые два миллиона рублей в 2,2 раза;

- в целях ухода от проведения конкурентных закупок, учреждение в 7 случаях применило искусственное дробление единого заказа на закупки до 100,0 тыс. рублей;

- при заключении муниципальных контрактов на поставку бензина не была установлена формула цены контракта и максимальное значение цены контракта;

- информация в реестре контрактов размещена с нарушением нормативно установленного срока (пять рабочих дней).

В рамках решения задачи «Праздничное оформление города Новосибирска…» была предусмотрена реализация 4 программных мероприятий, исполнителями которых являлись Департамент промышленности и МКУ «ГЦНР».

Праздничное оформление города Новосибирска осуществлялось к основным праздникам: Новый год, День Победы, День города, а также в связи с празднованием Дня российского флага, Дня народного единства, в связи с посещением города Новосибирска делегаций и т.п.

Виды элементов праздничного оформления, используемых в ходе реализации мероприятий Программы, представлены на слайде.

Реализация мероприятий в рамках решения задачи в 2018 году осуществлялась путем проведения закупок МКУ «ГЦНР». В 2019 году, в связи с введением в штатное расписание монтажников каркасно-обшивочных конструкций и приобретением грузового автомобиля с крано-манипуляторной установкой, часть работ были выполнены силами Учреждения.

В ходе проверки реализации мероприятий в рамках решения задачи «Праздничное оформление города Новосибирска…» выявлены следующие нарушения и недостатки:

- затраты, связанные с выполнением работ по монтажу/демонтажу элементов праздничного оформления и ремонту элементов праздничного оформления силами Учреждения учтены в расходах на реализацию мероприятия, направленного на решение задачи «Организация рекламного оформления города Новосибирска»;

- была осуществлена закупка оборудования - 2-х интерактивных панелей для остановочных павильонов («Умные блоки») на сумму 549,1 тыс. рублей, что не относится к элементам праздничного оформления города Новосибирска и не может использоваться в рамках решения задачи;

- некорректное отнесение расходов по кодам целевых статей расходов бюджетов.

Исполнителем мероприятия «Разработка концепции архитектурного освещения и праздничного оформления города Новосибирска» являлся департамент строительства и архитектуры мэрии.

Согласно информации Департамента, необходимость разработки концепции архитектурного освещения обусловлена поручением мэра города Новосибирска.

В целях исполнения данного мероприятия Программы ДСА мэрии 15.07.2019 был заключен муниципальный контракт на сумму 1 240,0 тыс. рублей. Срок выполнения муниципального контракта – ноябрь 2019 года.

Границы проектирования, определенные техническим заданием, включали в себя: адресные перечни зданий и сооружений, расположенных вдоль гостевых маршрутов; перечень зон общего городского значения для размещения элементов праздничного оформления при проведении массовых мероприятий, а также перечень улиц, площадей, общественных территорий, требующих оснащения элементами светового и праздничного оформления.

Палата обращает внимание, что до момента завершения работ по разработке Концепции архитектурного освещения в ЕИС 21.10.2019 было размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки «Разработка концепции праздничной иллюминации улично-дорожной сети города Новосибирска» с НМЦК 1 256,6 тыс. рублей.

По результатам аукциона заключен муниципальный контракт от 19.11.2019, цена контракта составила 348,5 тыс. рублей, срок исполнения – 23.12.2019.

Палата отмечает, что сопоставительный анализ технического задания на выполнение работ по разработке Концепции архитектурного освещения и технического задания на разработку Концепции праздничной иллюминации не выявил существенных отличий целей и задач разработки указанных концепций, а также границ проектирования.

В качестве причин, объясняющих необходимость повторного осуществления затрат средств бюджета города на закупку аналогичных работ по разработке Концепции праздничной иллюминации, ДСА мэрии пояснил, что, по мнению Департамента, для реализации технических решений, предусмотренных Концепцией архитектурного освещения, требовались значительные объемы работ, суммы затрат и период реализации, что невозможно осуществить до начала проведения мероприятий, связанных с молодежным чемпионатом мира по хоккею в 2023 году. Кроме того, технические решения Концепции архитектурного освещения не предполагали возможности использования существующих опор освещения, а также Концепция не включала в себя документации на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в отношении отдельных объектов улично-дорожной сети, расположенных в центральной части города Новосибирска.

Палата обращает внимание на недоработку муниципального заказчика – ДСА мэрии - при подготовке технического задания на разработку Концепции архитектурного освещения, которое не содержало условия разработать в отношении центральной части города Новосибирска, в том числе, вариант организации праздничного освещения с использованием существующих опор освещения и разработать, для такого варианта, документацию на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Кроме того, ДСА мэрии не было реализовано право увеличения предусмотренного контрактом объема работ с изменением цены контракта пропорционально дополнительному объему работ (не более чем на десять процентов).

Обе концепции были рассмотрены на президиуме архитектурно-градостроительного Совета 04.12.2019. Согласно данным протокола заседания президиума были приняты решения:

- в отношении концепции архитектурного освещения - принять представленную концепцию за основу, а также дополнить её и внести дополнительную информацию в пояснительную записку;

- в отношении концепции праздничной иллюминации - принять к сведению представленную Концепцию, доработать, а также увязать с Концепцией архитектурного освещения в рамках гостевых маршрутов и повторно вынести на заседание президиума.

Проведенный Палатой анализ мероприятий муниципальных программ города Новосибирска, действующих в 2020 году, а также действие которых распространяется на период 2021-2023 годов, выявил отсутствие мероприятий, направленных на реализацию Концепции архитектурного освещения, а также Концепции праздничной иллюминации.

Учитывая изложенное выше, Палата делает вывод о низкой эффективности расходов, произведенных ДСА мэрии в рамках реализации Мероприятия Программы.

В рамках решения задачи «Организация рекламного оформления города Новосибирска» была предусмотрена реализация 4 программных мероприятий, исполнителями которых являлись Департамент промышленности и МКУ «ГЦНР».

Изготовление рекламных материалов, содержащих социальную рекламу, осуществлялась путем проведения МКУ «ГЦНР» закупок соответствующих услуг.

Их размещение осуществлялось на основании договоров, заключенных до 05.12.2018 по результатам конкурса, цена которых, рассчитывалась с учетом коэффициента в размере 0,5, применявшегося в случае, если конкурсное предложение победителя конкурса (единственного участника) содержало обязательство о безвозмездном размещении социальной рекламы в период не менее 120 дней в году.

В 2018 году демонтаж рекламных конструкций, размещенных с нарушением требований законодательства, осуществлялся путем проведения МКУ «ГЦНР» закупок услуг. С 2019 года данные работы выполняются силами учреждения. Часть работ по демонтажу, требующих наличия специальной техники и оборудования, была выполнена в 2019 году сторонними организациями в соответствии с муниципальными контрактами.

Реализация мероприятия «Оплата налога на добавленную стоимость из сумм, начисленных по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» заключалась в перечислении начисленных сумм налога на добавленную стоимость.

Реализация мероприятия «Проведение мероприятий, связанных с заключением (сопровождением, расторжением) договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» фактически выражалась в осуществлении деятельности МКУ «ГЦНР» в соответствии с уставными целями создания Учреждения, согласно которым МКУ «ГЦНР» создано, в первую очередь, в целях обеспечения исполнения запланированной части доходов бюджета города Новосибирска от размещения рекламных конструкций и обеспечения полноценного участия города Новосибирска в гражданско-правовом обороте в сфере наружной рекламы.

По результатам проверки реализации мероприятий в рамках решения задачи «Организация рекламного оформления города Новосибирска» выявлены следующие нарушения и недостатки:

- затраты, связанные с выполнением работ по демонтажу рекламных конструкций, размещенных с нарушением требований законодательства, силами МКУ «ГЦНР» учтены в расходах на реализацию другого мероприятия;

- некорректное отнесение расходов по кодам целевых статей расходов бюджетов;

- оплата налога на добавленную стоимость из сумм, начисленных по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не может рассматриваться в качестве отдельного мероприятия Программы, так как не имеет целевой направленности и также как проведение мероприятий, связанных с заключением (сопровождением, расторжением) договоров, относится к полномочиям администратора доходов бюджета, определенных Бюджетным Кодексом РФ.

Анализ реализации мероприятий Программы, в контексте решения задачи «Организация рекламного оформления города Новосибирска», направленной на достижение цели Программы «Улучшение внешнего облика города Новосибирска…» показал следующее:

решение задачи имеет целевую направленность на обеспечение соблюдения норм Федерального закона «О рекламе», при обеспечении эффективного использования имущества и пополнения доходной части бюджета города;

улучшение внешнего облика города не относится к сфере действия Федерального закона «О рекламе»;

Правилами распространения наружной рекламы установлено требование к рекламораспространителям о необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Новосибирска в соответствии с архитектурно-художественным регламентом размещения информационных и рекламных конструкций в городе Новосибирске.

Исходя из вышесказанного Палата делает вывод, о некорректном выборе в качестве задачи, направленной на достижение цели – улучшение внешнего облика города Новосибирска, задачи «Организация рекламного оформления города Новосибирска».

Анализ данных отчетов о ходе реализации Программы, аналитических записок, расчетов уровня достигнутых значений целевых индикаторов и информации об оценке эффективности реализации Программы за 2018 и 2019 годы показал:

значения целевых индикаторов по задаче «Праздничное оформление города….», отраженные в отчетах о ходе реализации Программы, не могут быть использованы при оценке степени достижения ожидаемого результата реализации Программы так как, методика, примененная для их расчета при составлении отчетов о ходе реализации Программы (исходя из протяженности) не соответствует методике, предусмотренной Программой (исходя из количества единиц);

Программой не предусмотрен целевой индикатор, с помощью которого возможно оценить степень решения задачи и уровень достижения цели Программы за счет реализации мероприятия «Разработка концепции архитектурного освещения»;

в отчете о ходе реализации Программы за 2019 год, а также в аналитической записке к отчету не отражены данные о разработке в рамках реализации вышеуказанного мероприятия Концепции праздничной иллюминации;

в расходы на реализацию мероприятия «Проведение мероприятий, связанных с заключением (сопровождением, расторжением) договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций» включены все расходы на обеспечение деятельности МКУ «ГЦНР», в том числе расходы на достижение одной из уставных целей создания Учреждения - «обеспечение запланированной части доходов бюджета города Новосибирска от размещения рекламных конструкций», что является некорректным и оказывает негативное влияние на объективность оценки эффективности реализации Программы;

показатели объема по данному мероприятию, указанные в Программе и в отчетах о ходе реализации Программы, не соответствуют данным, представленным МКУ «ГЦНР» в ходе проверки.

Учитывая:

проведенный анализ выполнения программных мероприятий,

степень решения поставленных в Программе задач,

утвержденное отчетом об исполнении Программы фактическое значение целевых индикаторов Программы,

существующую методику оценки эффективности муниципальных программ города Новосибирска

Палата оценивает эффективность реализации Программы на уровне – эффективная. Оценку эффективности Программы, утвержденную отчетом об исполнении программы «Высоко эффективная» Палата считает необъективной.

По результатам экспертизы Палата предлагает:

1. Рекомендовать департаменту строительства и архитектуры мэрии при реализации муниципальной программы, действующей с 2021 года:

- включать в план мероприятий программы исключительно мероприятия, имеющие направленность, соответствующую цели программы – улучшение внешнего облика города Новосибирска, либо установить отдельные цели программы, связанные с праздничным и рекламно-информационным оформлением города;

- исключить из состава программы мероприятия, финансовое обеспечение которых составляют расходы на обеспечение исполнения МКУ «ГЦНР» полномочий администратора доходов бюджета;

- провести инвентаризацию целевых индикаторов в части отражения не только факта выполнения мероприятий программы, но и степени достижения цели (целей), а также предусматривающих динамику (изменение) плановых значений целевых индикаторов программы.

2. Департаменту строительства и архитектуры мэрии усилить контроль за деятельностью подведомственного МКУ «ГЦНР»» в рамках осуществления внутреннего финансового аудита и ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

3. Предусмотреть в бюджете города бюджетные ассигнования в рамках муниципальных программ на финансовое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию концепции архитектурно-художественного освещения, а также концепции праздничной иллюминации.

<< Вернуться к списку новостей