Новости

22.04.2021
Эффективность использования средств на выполнение мероприятий по уборке дорог категории 2Б

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2019 год проведена проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных администрациям Кировского и Ленинского районов города Новосибирска на выполнение мероприятий по уборке дорог категории 2Б, за период 2018-2020 годов

Администрации Ленинского и Кировского районов города Новосибирска осуществляют полномочия мэрии по решению вопросов местного значения в соответствии с предоставленными полномочиями на территории соответствующих районов, в т.ч. участие в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории района. Для обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления города Новосибирска в сфере организации благоустройства территории и осуществления дорожной деятельности в части содержания улично-дорожной сети: в Ленинском районе создано МКУ «Центральное», в Кировском районе МКУ «Кировское».

Основным видом деятельности подведомственных учреждений является осуществление функций муниципального заказчика на проведение работ (оказание услуг) с целью обеспечения и организации содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Категория 2Б это улицы и дороги регулируемого движения, дороги районного значения без наличия маршрутов общественного транспорта. С 2019 года в соответствии с введением новой классификации дороги категории 2Б, стали примерно соответствовать 3 категории.

В Кировском районе за проверяемый период площадь территорий категории 3 практически не изменилась, которая на 01.01.2020 составила 265,9 тыс.кв.метров. Доля категорий категории 3 (или по старой классификации 2Б) на 01.01.2020 составила 6,9 % от общей площади, снизилась на 1,6% за счет увеличения площади газонов на 726,8 тыс. кв.метров.

Общая площадь территорий Ленинского района обслуживаемых администрацией Ленинского района утверждена главой администрации Ленинского района и согласована с Департаментом транспорта мэрии и на 01 января 2020 составляет 3 302 тыс. кв. м.

Доля дорог категории 3 составляет 2,9% от общей площади. В 2019 -2020 на обслуживании администрации находилось только 5 дорог категории 3. Остальные переданы на обслуживание в ДЭУ №3.

В Ленинском районе схема работы подведомственного МКУ несколько отличается от остальных районов города: т.к. это единственное МКУ, в котором на аутсорсинг подрядчику передаётся только механизированная уборка, а все необходимые работы по ручной уборке выполняются собственными силами.

Финансирование на выполнение мероприятий по уборке дорог категории 2Б/3, находящихся на обслуживании районных администраций, осуществлялось в рамках муниципальной программы «Создание условий для осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Новосибирска и обеспечения безопасности дорожного движения на них» на 2016 - 2020 годы»

Администрациями бюджетные ассигнования, утвержденные на текущее содержание автомобильных дорог по данному коду в полном объеме переданы подведомственным учреждениям.

Анализ исполнения утвержденных бюджетных ассигнований, выделенных подведомственным учреждениям в 2018-2020 годах отражен в таблице, представленной на слайде.

Как видно из представленных данных, рост бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели составил за 3 года более 20%.

Использование бюджетных средств осуществлялось на основании Федерального Закона № 44-ФЗ через соответствующую закупочную деятельность созданной в МКУ контрактной службы.

В рамках настоящей проверки проведены контрольные мероприятия в соответствующих администрациях и МКУ, по результатам которых составлены самостоятельные акты. Все выявленные в ходе проведённых контрольных мероприятий недостатки и нарушения подробно описаны в соответствующих актах.

По результатам проведённых контрольных мероприятий и при взаимном сопоставлении условий выполнения работ по уборке дорог категории 2Б (или 3 по новой классификации) в период 2018-2020 годов на основе собранной информации можно сделать следующие Выводы:

 

1. В 2018 году приказом заместителя мэра от 16.04.2018 № 0009-од утверждён Технический регламент по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новосибирска, в части производства работ по комплексной уборке, который, несмотря на его недостатки, формально является обязательным к исполнению подразделениями мэрии (районными администрациями) и подведомственными им МКУ.

Однако деятельность районных администраций так и не приведена в соответствие с данным Техническим регламентом т.к. требования Технического регламента в ряде случаев не исполняется, что как раз и порождает значительные неравномерности и различия как по составу работ, так и по ценовым параметрам на оказываемые фактически услуги.

2. С 2019 года постановлением мэрии города Новосибирска № 289 утверждены нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска с 1 по 5 категории дорог, однако:

- величина нормативов, включённых в документ рассчитана некорректно, без связи с другими нормативными актами, с тем же Техническим регламентом;

- к утверждённым нормативам отсутствует какая-либо расшифровка их состава или инструкция по применению.

Фактически это приводит к тому, что утверждённые нормативы не могут быть применены по главному своему назначению – на основании данных нормативов не производится выделение денежных средств учреждениям, осуществляющим ремонт и содержание. Следствием этого является то, что в ряде районных администраций (как ГРБС), несмотря на наличие единого норматива мэрии, разрабатываются и утверждаются собственные нормативы затрат на отдельные виды работ, которые также значительно разнятся от района к району. С другой стороны, выделение средств без учёта фактически выполняемой работы (одним сравнительно больше, другим сравнительно меньше) создаёт условия для неэффективного расходования бюджетных средств.

3. По рассмотренным районам города и в сопоставлении с другими районами, наблюдаются значительные различия в услуге по уборке дорог как по составу, так и по ценовым параметрам. Иными словами: однообразные по сути услуги в районах города имеют разные наименования, состав, кратность, денежную оценку. Существенные различия и в условиях оказания услуг и ценовых параметрах создают условия (и являются индикатором) для неэффективного расходования выделенных бюджетных средств.

Например, при сопоставлении состава, объемов и стоимости выполняемых работ за текущий период 2020 года с другими районами установлено, что в Кировском районе значительно завышены цены по некоторым видам услуг, например: механизированной посыпке дорог, тротуаров пескосмесью и по механизированной расчистке тротуаров, в соответствии с п.34 бюджетного кодекса РФ неэффективные расходы в 2020 году составили в сумме 971 тыс. рублей.

4. Анализ представленной документации и условий функционирования фактически существующих в администрациях и подведомственных им МКУ систем внутреннего контроля не позволяет сделать вывод, что контроль осуществляется полностью эффективно. Недостатки, способные повлиять на эффективность расходования средств выявляются на всех этапах подготовки и проведения работ, начиная с этапа подготовки закупочной документации и заканчивая этапом приёмки работ у исполнителей.

Например, на стадии закупочной деятельности: в результате не использования МКУ «Кировское» имевшихся в его распоряжении возможностей для экономии бюджетных средств при заключении договора на оказание услуг по ручной уборке улично-дорожной сети и озелененных территорий Кировского района в 2019 году, нарушены принципы, закреплённые ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств в сумме 2 929,0 тыс. рублей.

Выявленные и описанные в соответствующих актах по результатам контрольных мероприятий замечания и несоответствия свидетельствуют о недостаточном контроле при приемке оказанных услуг, вследствие чего объёмные показатели, характеризующие выполнение работ, могут включатся в акты приёмки выполненных работ в завышенном объеме.

Например, в Кировском районе установление двойной суточной кратности и выполнение работ по механизированной уборке дорог и тротуаров при отсутствии необходимости (при отсутствии осадков) по муниципальному контракту на 2018 год привело к завышению стоимости услуг на сумму 399,8 тыс. рублей.

5. Отсутствие документального подтверждения о проведении администрациями районов ежедневной оценки качества уборки и состояния улично-дорожной сети района на предмет соответствия нормативным требованиям приводит к невозможности подтвердить выполнение требований постановлений мэрии от № 6455 и № 3035 которыми закреплена обязанность выполнения ежедневного контроля.

Отсутствие формализованной системы, описанной в каком-либо локальном нормативном акте администраций или МКУ по работе с обращениями жителей (в том числе их регистрация, передача поручений на их выполнение и проверка фактического их выполнения) приводит к невозможности подтвердить фактическое выполнение обращений граждан и свидетельствует о недостатках в работе системы внутреннего контроля администрации районов и МКУ.

Совокупность перечисленных факторов совместно с результатами оценки по критериям эффективности приводят к оценке эффективности расходования бюджетных средств в проверяемом периоде

для Ленинского района как «средняя»

для Кировского района как «низкая»

 

С целью повышения эффективности расходования бюджетных средств целесообразным является участие единого организационного центра в лице мэрии города Новосибирска в разработке:

   - нормативных требований (в т.ч. нормативов затрат на уборку (применимых в работе), требований к кратности и качеству уборки)

    - единых требований к системе контроля за исполнением услуги и минимальных требований к документальному оформлению – так, для повышения эффективности системы контроля целесообразно включить в качестве обязательного требования наличие на технике подрядчиков системы ГЛОНАСС-мониторинга за перемещением техники, т.к. наличие доступа к таким данным позволит резко повысить уровень контроля: позволит в сплошном (в отличие от выборочного при осмотрах) режиме проверять посещение техникой подрядчика тех или иных предусмотренных договором улиц (контроль качества уборки проводить уже выборочным способом на основании осмотров);

- требований к процедуре реагирования, отработки и обратного информирования по поступающим обращениям граждан.

По результатам проведения проверки в адрес каждой администраций направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Администрациями предоставлены ответы с перечнями мероприятий, направленных на устранение.

<< Вернуться к списку новостей