Новости

02.06.2021
Анализ использования провайдерами опор контактной сети МКП "ГЭТ" и линий электропередач МБУ "ГЦОДД"

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2021 год проведен анализ поступления финансовых средств от использования провайдерами опор контактной сети муниципального казенного предприятия г.Новосибирска «Горэлектротранспорт» и линий электропередач муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Городской центр организации дорожного движения» за 2019-2020 годы

Основными нормативно–правовыми актами, регулирующими размещение сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска являлись:

Порядок согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 28.09.2011, №8998;

Административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества, утвержденный Постановлением мэрии от 09.01.2019 г. №28;

А также документы конкретных организаций:

Это Регламент размещения на опорах контактной сети наземного электрического транспорта узлов крепления подвески оборудования, не относящегося к элементам контактной сети, и его последующей эксплуатации,  утвержденный приказом директора МКП «ГЭТ» от 06.11.2018 №1087;

Технический регламент на размещение узлов ВОЛС на опорах контактной сети наземного транспорта и опорах городского освещения, совместно утвержденный МКП «ГЭТ» и МБУ «Горсвет» в 2009 году.

История установления тарифов на указанную услугу для ГЭТ и ГЦОДД схожи, но при этом имеют некоторые отличия:

Так для МКП «ГЭТ» в период с 06 мая 2014 по 23 января 2017 стоимость услуги по содержанию одного места крепления на одной опоре была определена в соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска от № 3724, но в соответствии с Постановлением от 23.01.2017 №237, вышеуказанное Постановление утратило силу.

С 03.06.2019 в соответствии с предписанием УФАС МКП «ГЭТ» утвержден тариф 527,53 рубля в месяц без учёта НДС.

В период с 23.01.2017 по 03.06.2019 тариф не был утвержден ни МКП «ГЭТ» ни мэрией города Новосибирска, и предусмотрен только договором оказания услуг по содержанию одного места крепления.

Для МКУ «Горсвет», до момента реорганизации в МБУ «ГЦОДД» постановлением мэрии города Новосибирска от 24.06.2013 № 5880 установлен тариф в размере 5 813,79 рублей без НДС в год. Приказом Департамента транспорта мэрии в 2015 году тариф увеличен с 01.01.2016 на 10%. В связи с реорганизацией МБУ «ГЦОДД» в форме присоединения к нему МКУ «Горсвет» с 01.01.2019 произошло увеличение тарифа на сумму НДС (20%), в результате чего с учётом НДС тариф составил 7 674,2 рублей с НДС в год, что соответствует значению 639,52 рублей в месяц за одно крепление.

Сопоставление действовавших в анализируемом периоде тарифов на размещение кабелей на опорах в МКП «ГЭТ» и МБУ «ГЦОДД» с другими организациями, оказывающими подобные услуги на территории города, показало примерную сопоставимость тарифов.

Ежегодный доход МКП «ГЭТ» в анализируемом периоде колеблется незначительно и находится в интервале 171 – 173 млн. рублей

По состоянию на 01.01.2021 дебиторская задолженность составила 11,5 млн. рублей.

На примере операций за 2020 год видно, что 96,4% отражённой в учёте выручки сформировано в результате начислений 9-ти основным телекоммуникационным операторам связи. Наибольший объём выручки в разрезе отдельных операторов формируется от операций с ООО «Новотелеком»: в 2020 году им формируется 25,3% общего объёма выручки предприятия по данному направлению деятельности.

 

Ежегодный доход МБУ «ГЦОДД» в анализируемом периоде также примерно постоянен находится в интервале 68 – 69 млн. рублей

Основной объем доходов МБУ «ГЦОДД» формируется за счет восьми операторов (из общего количества 44), доходы по которым в 2020 году составили в сумме 64,6 млн. рублей или  93,4% от общей суммы доходов

По состоянию на 01.01.2021 дебиторская задолженность составила 13,3 млн. рублей.

Теперь от описания условий функционирования перейдём к результатам анализа, которые не утешительные.

1. Результаты сопоставления информации о линиях связи согласованных к размещению в соответствии с утверждённым Порядком согласования размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска с выполнением технических условий и составлением рабочего проекта в необходимом формате с фактическим размещением линий связи на опорах МКП «ГЭТ» и МБУ «ГЦОДД» показывает, что значительное количество размещений выполнено с нарушением указанного Порядка и Административного регламента.

2. В нарушение п. 3.1 Порядка, используемая в течение анализируемого периода информационная система «Учет размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества» не способна осуществлять корректный учет размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества, поскольку в данной системе отсутствует: перечень муниципального имущества, информация о используемом количестве опор и креплений по каждой линии связи в отдельности и совокупно каждым из операторов.

3. В нарушение п.1 постановления мэрии города Новосибирска от 17.06.2016 № 2565 муниципальная информационная система «Единая геоинформационная система учета размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска» не была создана, не введена в эксплуатацию и не используется для корректного учета размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска.

Несмотря на то, что в Отчете об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2016 год который утверждён решением Совета депутатов №455 МИС «Единая геоинформационная система учета размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска» отмечена как внедрённая в целях автоматизированного ведения учета, контроля качества и сроков проведения работ на территории города, фактически система не создана в надлежащем виде, и не внедрена в работу.

4. Расходы на разработку МИС в сумме 1 953,0 тыс. рублей, осуществлённые в 2016 году по муниципальному контракту с подрядчиком необходимо признать неэффективными расходами бюджета города Новосибирска в соответствии с принципами ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Анализ показал, что ни МБУ «ГЦОДД» ни МКП «ГЭТ» не проводят эффективных мероприятий по взысканию накопившейся дебиторской задолженности, в том числе: не осуществляет регулярное подтверждение задолженности подписанием актов-сверок, проведение досудебной претензионной работы по взысканию задолженности, подача иска в арбитражный суд по взысканию дебиторской задолженности и неустойки за несвоевременную оплату оказанных услуг. Практика непринятия действенных мер по взысканию дебиторской задолженности приводит к ее росту и дальнейшему списанию на убытки.

Так, в течение анализируемого периода без достаточных оснований списано на убытки в «ГЦОДД» дебиторской задолженности в сумме 1,9 млн. рублей, в «ГЭТ» - 4,4 млн. рублей

Кроме того, в ходе анализа зафиксированы факты недоначиления платежей по действующим договорам, например:

- в «ГЦОДД» за анализируемый период доходы занижены на 3,3 млн. рублей по долевым договорам за размещение линий на опорах по Бердскому шоссе;

- установлены факты осуществления начислений ниже утвержденного тарифа и действующего договора на общую сумму 1 млн. 046 тыс. рублей;

- в «ГЭТ» недополученный доход по действующим на момент проверки договорам, по состоянию 01.01.2021 составляет 2,2 млн. рублей.

6. По результатам контрольных осмотров сделан вывод, что ГЦОДД не проводится, а ГЭТ проводится в недостаточном объёме, работа по выявлению незаконно размещённых ВОЛС и дальнейшая работа по их договорному оформлению (или демонтажу) в рамках действующего законодательства.

7. Отсутствие системной работы и эффективного контроля за размещением сооружений связи на муниципальном имуществе приводит к тому, что:

- МБУ «ГЦОДД» и МКП «ГЭТ» (в явном виде) и муниципальный бюджет (косвенно, как источник финансирования данных организаций) недополучают значительную часть причитающихся им законно доходов, за использование сторонними лицами муниципального имущества. Общая оценочная величина недополучаемого ежегодно дохода исходя из существующих на момент анализа фактических объёмов размещения ВОЛС составляет по разным оценкам для «ГЦОДД» более 57,3 млн. рублей, для  от 70 до 121 млн. рублей;

- при этом внешний вид и благоустройство общественных пространств значительно ухудшается. В условиях, когда в городе инициирована серьёзная работа, направленная на приведение в порядок внешнего вида улиц, в том числе в качестве подготовки к приёму международных соревнований, работа по сокращению и рационализации размещения кабелей фактически не проводится.

- необходимо отметить и негативный фактор для бизнеса: безвозмездное использование определёнными операторами опор дает им неоправданные преференции по сравнению с операторами, добросовестно заключившими договор и осуществляющими оплату, и способствует дискриминации других участников рынка.

- по результатам аналитического мероприятия можно заключить, что данное направление деятельности по использованию муниципального имущества в том виде, как оно реализовано в момент проведения экспертно-аналитического мероприятия, содержит в себе значительное количество коррупциогенных факторов на большинстве этапов взаимоотношений представителей мэрии, а также МКП «ГЭТ» и МБУ «ГЦОДД» с операторами связи.

По результатам проведённого анализа были сформулированы рекомендации, направленные на исправление ситуации, которые условно можно разделить на три группы:

1. «Стратегические» (направленные на долгосрочную перспективу и реализуемые в основном на уровне мэрии:

- обозначить данное направление деятельности по использованию муниципального имущества, как одно из приоритетных, следствием чего должно стать вовлечение в данную деятельность дополнительных ресурсов;

- реализовать создание и внедрение МИС «Единая геоинформационная система учета и размещения сооружений связи на объектах муниципального имущества города Новосибирска», активно задействовать её в рабочем процессе и «ГЦОДД» и «ГЭТ» (как и планировалось), довнести в неё необходимую информацию, и обязать своевременно обновлять её;

- рассмотреть вопрос о централизации доходов за использование муниципального имущества;

- мэрии города, при планировании и выполнении работ по благоустройству (например, в рамках БКД) имеет смысл обязательным условием включить необходимость прокладки кабельной канализации между опорами, или под тротуарами, с целью убрать массив кабелей, размещённый вдоль проезжей части из поля зрения.

- в документах регламентирующих размещение кабелей, предусмотреть штрафные санкции за размещение несогласованных ВОЛС на опорах, находящихся в муниципальной собственности;

2-ю группу рекомендаций условно можно назвать. «Совершенствование уже существующих взаимоотношений с операторами связи»:

- изменить систему финансовых взаимоотношений при выполнении услуг «по подготовке и выдаче технических условий» и «по размещению и согласованию проектов»: выполнение работы осуществлять только после поступления оплаты;

- изменить юридическую конструкцию заключаемых договоров таким образом, чтобы их расторжение (или заключение допсоглашений на уменьшение количества креплений) было возможно только после фактического демонтажа линии;

- разработать чёткую систему требований и ограничений – на каких опорах возможно размещение / на каких невозможно, какое количество креплений максимально допустимо по отношению к каждому типу опор (при этом отдельно для креплений линий и отдельно шкафов или мотков), которую использовать при выдаче согласований и отказов;

- дополнительно предусмотреть плату за размещение на опорах ремонтно-монтажных шкафов и резервных мотков кабеля с муфтой, поскольку данные объекты занимают большее количество места, чем само крепление, требуют гораздо больше затрат при обслуживании, и гораздо сильнее ухудшают внешний облик опоры, чем непосредственно размещение кабеля.

3-я группа рекомендаций относится к работе самих организаций-балансодержателей опор:

- уделить больше внимания рассмотренному виду деятельности и увеличить трудовые и материальные ресурсы, выделяемые на работу по рассматриваемому вопросу, в т.ч. обеспечить:

а) системную работу по выявлению и документированию фактических подвесов, выяснению собственников линий, внесения информации в МИС;

б) юридическую и претензионную работу по отстаиванию интересов балансодержателей опор (и муниципального бюджета косвенно) - и по работе по взысканию задолженности и по понуждению к определённым действиям (например, демонтажу кабеля и креплений или понуждению к заключению договора, в ситуации, когда кабель фактически размещён, но договор отсутствует и т.п. действия).

- в МБУ «ГЦОДД» и МКП «ГЭТ» провести развёрнутую инвентаризацию всех опор, линий и фактических подвесов.

<< Вернуться к списку новостей