Новости

05.07.2021
Заключение на отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2020 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2020 год подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Заключение контрольно-счетной палаты города Новосибирска (далее – Палата) рассмотрено коллегией Палаты (протокол № 3 от 28 апреля 2021 года), утверждено Председателем контрольно-счетной палаты Новосибирска.

Для проведения внешней проверки в сроки, установленные статьей 20 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, в Палату представлены:

- бюджетная отчетность города Новосибирска за 2020 год (далее – Отчет об исполнении бюджета), иная бюджетная отчетность;

- формы годовой бюджетной отчетности всех главных администра-торов средств бюджета города Новосибирска (далее – ГАБС).

При подготовке Заключения использованы также материалы и результаты тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой. Кроме того, в работе над заключением использовались прочие документы и материалы, содержащие информацию и характеризующие исполнение бюджета города за 2020 год.

 

Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2020 году происходило в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019, объявленной Всемирной организацией здравоохранения в марте 2020 года. В целях сдерживания распространения вируса на территории города на деятельность организаций накладывались административные ограничения (вплоть до остановки деятельности), а потребительская активность сдерживалась мерами социального дистанцирования. Отсрочки по уплате налоговых и неналоговых платежей с одной стороны, поддержали предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в наиболее пострадавших сферах экономики, с другой стороны, привели к снижению доходов бюджета города в отчетном году.

По итогам 2020 года социально-экономическая ситуация в Новосибирске оценивается как стабильная.

В реальном секторе экономики города сохранилась положительная динамика оборота крупных и средних предприятий промышленного производства, продолжился рост инвестиционной активности крупных и средних предприятий, вырос оборот розничной торговли, уровень реальной заработной платы сохранил тенденцию роста. В сфере услуг и сервисных отраслях произошло снижение темпов роста, в сфере общественного питания зафиксировано снижение оборота. Значительно пострадала рынок пассажирских перевозок.

Индекс промышленного производства по Новосибирской области за 2020 год составил по отношению к уровню 2019 года 99,5% (за 2019 год – 102,4%). По Российской Федерации индекс промышленного производства в 2020 году составил 97,4% (за 2019 год – 103,4%).

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за 2020 год составили 103 888,4 млн. рублей. Индекс физического объема составил 103,0% по отношению к 2019 году (в 2019 году по отношению к 2018 году – 124,0%). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций были привлеченные средства – 54,2% общего объема инвестиций в основной капитал. Из них средства бюджетов всех уровней составили 33,5%.

В строительной отрасли в 2020 году отмечается отрицательная динамика, объем строительных работ за январь-декабрь 2020 года снизился на 11,3% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2019 года.

В 2020 году на территории города введено в эксплуатацию жилья с учетом индивидуального строительства общей площади жилых помещений 1 323,1 тыс. кв. метров, что составило 124,7% к уровню 2019 года (1 060,6 тыс. кв. м).

Оборот розничной торговли в 2020 году сложился в размере 245 236,7 млн. рублей (81,4% областного оборота), что на 8% больше, чем в соответствующем периоде 2019 года.

Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними организациями в 2020 году, составил 80 463,8 млн. рублей, что на 2,5% меньше уровня 2019 года.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2020 года работникам крупных и средних организаций, составила 52 952,1 рубля. По сравнению с январем-декабрем 2019 года она увеличилась на 5,7%. Рост реальной заработной платы в 2020 году составил 102,3%.

Сводный индекс потребительских цен в Новосибирской области в декабре 2020 года по отношению к декабрю 2019 года составил 104,4%, за период – декабрь 2019 года к декабрю 2018 года данный показатель составлял 102,9%, что свидетельствует о повышении на 1,5 процентных пункта инфляционной нагрузки.

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 01.01.2021, суммарная задолженность составила 52,0 млн. рублей. Из общей суммы задолженности 50,7 млн рублей (97,5%) приходится на строительные организации.

Численность официально зарегистрированных безработных к концу декабря 2020 года составила 42 296 человек, уровень регистрируемой безработицы - 4,6% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, что в 9,4 раза больше, чем в соответствующем периоде 2019 года (конец декабря 2019 года – 4 499 человека, уровень регистрируемой безработицы – 0,48% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте).

Численность населения города Новосибирска на 01.01.2021 составила 1 620,2 тыс. человек и по сравнению с данными на 01.01.2020 снизилась на 5,5 тыс. человек, или на 0,3%. На долю новосибирцев приходится 73,4% всех горожан Новосибирской области.

Малочисленность поколения родившихся в 1990-х годах, старение населения, а также пандемия коронавирусной инфекции оказали негативное влияние на демографическую ситуацию в городе Новосибирске в 2020 году, которая характеризовалась снижением рождаемости, ростом смертности, естественной убылью и незначительным миграционным приростом населения.

В 2020 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 99,1% (51 158 449,1 тыс. рублей), расходной части - на 97,7% (51 638 717,6 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 480 268,5 тыс. рублей.

Отрицательная динамика налоговых и неналоговых доходов в 2020 году привела к снижению коэффициента бюджетной результативности на 0,6%, по сравнению с уровнем 2019 года, который составил 15 553,6 рубля/человека.

Коэффициент автономии продолжает снижаться, что свидетельствует о сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от средств бюджетов других уровней.

В 2020 году сохраняется рост коэффициента бюджетной обеспеченности, который составил 31 818,8 рубля/человека (в 2019 году – 31 056,0 рублей/человека), что обусловлено увеличением расходов бюджета города в 2020 году.

Исполнение бюджета города за 2020 год с меньшим, чем в предыдущем отчетном периоде дефицитом привело к росту коэффициента бюджетного покрытия до 0,99.

Растущий в последние годы объем муниципального долга, в том числе в 2020 году – на 3,3%, при стабильном росте численности населения, обусловил увеличение долговой нагрузки на конец 2020 года еще на 3,2% до 14 091,9 рубля на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул Иркутск, Красноярск, Омск, Томск, Кемерово), в 2020 году город Новосибирск занимает пятое место в рейтинге.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение долго-срочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города.

Палатой проведен анализ устойчивости и сбалансированности бюджета города Новосибирска за период 2016-2020 годов. В качестве способа оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджета была использована методика, утверждённая приказом Минфина РФ от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов» по группе индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов».

Анализ полученных данных свидетельствует о повышении уровня сбалансированности и устойчивости бюджета. Суммарное количество баллов (20) является максимальным за период 2016-2020 годов.

Положительная динамика оценки сбалансированности и устойчивости бюджета обусловлена сокращением дефицита бюджета.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2019 № 902 «О бюджете города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города утвержден в сумме 51 687 862,6 тыс. рублей, расходов – 52 934 238,3 тыс. рублей, дефицит бюджета – 1 246 375,7 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2020 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 51 604 249,1 тыс. рублей, по расходам – 52 850 624,7 тыс. рублей, что меньше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 83 613,5 тыс. рублей.

Показатели плановых назначений по доходам и сводной бюджетной росписи уменьшены на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, перераспределены бюджетные ассигнования в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ без внесения изменений в решение о бюджете.

В 2020 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 51 158 449,1 тыс. рублей или 99,1% от уточнённого плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 25 241 927,2 тыс. рублей, что составляет 100,6% от плана. Плановые назначения по доходам бюджета города Новосибирска на 2020 год не исполнены на 445 800,0 тыс. рублей (0,9%), главным образом, в результате неисполнения плана по безвозмездным поступлениям в объеме 590 057,2 тыс. рублей (2,2%).

По данным Отчета мэрии плановые назначения также незначительно не исполнены по неналоговым доходам - на 36 795,4 тыс. рублей (0,9%), и перевыполнены по налоговым доходам - на 181 052,6 тыс. рублей (0,9%).

По сравнению с 2019 годом доходы бюджета города в 2020 году увеличились на 2 628 391,1 тыс. рублей (5,4%). Объем собственных доходов бюджета города в 2020 году после роста в предыдущие отчетные периоды незначительно снизился – на 127 178,7 тыс. рублей (0,5%). При этом налоговые доходы выросли на 1 221 655,0 тыс. рублей (6,2%), а неналоговые доходы, в свою очередь, уменьшились на 1 348 833,7 тыс. рублей (24,0%). На положительную динамику налоговых доходов в отчетном периоде основное влияние оказали два фактора: рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – на 868 026,8 тыс. рублей (6,5%) и установление для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по транспортному налогу, поступления которого составили 374 505,0 тыс. рублей. В то же время отмечается снижение поступлений по всем видам неналоговых доходов. Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде существенно возрос - на 2 755 569,8 тыс. рублей (11,9%) относительно 2019 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась на 3,0 процентных пункта и составила 49,3%. Сложившаяся в 2020 году динамика изменения объемов поступления доходов привела к росту на 0,3 процентных пункта доли налоговых доходов (41,0% доходов бюджета) и снижению на 3,3 процентных пункта неналоговых доходов - до 8,3%. Зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (50,7%).

В сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск) в 2020 году город Новосибирск занимает 3-е рейтинговое место по объему поступлений доходов бюджета на одного жителя с показателем 31 522,9 рубля/чел (рост на 5,3%), а по аналогичному показателю в части собственных доходов бюджета – 2-е место (15 553,6 рубля/чел (снижение на 0,6%).

Приказом ДФиНП мэрии от 31.12.2020 № 312-од «О распределении доходной части бюджета города по кварталам 2020 года» (далее – уточненный план) установлены плановые показатели по всем видам доходов по каждому главному администратору доходов бюджета.

Палатой проведен анализ соотношения уточненных плановых назначений по налоговым и неналоговым доходам бюджета к фактическому исполнению за 2020 год, и вычислена средняя ошибка планирования доходов.

Среднеквартальная ошибка планирования поступлений в целом налоговых и неналоговых доходов в 2020 году по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросла в 5 раз и составила 10,4%. Точность прогнозирования показателей по основному источнику налоговых доходов – НДФЛ – также снизилась – до 9,6% (на 6,0 процентных пункта). Данное снижение обусловлено сложностью прогнозирования доходов бюджета в 2020 году, что в значительной степени связано с введением карантинных мер, направленных на борьбу с пандемией коронавируса и предотвращение ее распространения, реализацией правительственных мер по поддержке отраслей, наиболее пострадавших от пандемии и установлением льгот и отсрочек по налоговым и неналоговым платежам, списанием начислений за второй квартал 2020 года.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2021 года составила 5 372 497,9 тыс. рублей, из которой 822 049,1 тыс. рублей (15,3%) - задолженность по налоговым доходам и 4 550 448,8 тыс. рублей (84,7%) – просроченная задолженность по неналоговым доходам.

Задолженность за 2020 год увеличилась как по налогам - на 120 799,0 тыс. рублей (17,2%), так и по неналоговым платежам - на 110 927,7 тыс. рублей (2,5%). Общий рост задолженности составил 4,5%. Рост задолженности по налогам обусловлен включением задолженности по новому источнику налоговых доходов – транспортному налогу.

Сумма сложившейся дебиторской задолженности составляет 21,3% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2020 год. Относительно сумм поступлений за 2020 год, доля задолженности по налоговым доходам составляет 3,9% от общей суммы поступлений по налоговым доходам. В свою очередь, доля задолженности по неналоговым доходам составляет 106,5% от общей суммы поступлений по неналоговым доходам.

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2020 году осуществлялось на более высоком уровне, из 60 главных администраторов доходов 58 администраторов (96,7%) выполнили либо перевыполнили плановые показатели (в 2019 году 41 ГАДБ из 57).

Из утвержденных решением Совета депутатов города 21 ГАДБ (структурных подразделений мэрии) в 2020 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 2 ГАДБ (в 2019 году – 6 из 22).

Фактическое поступление налоговых доходов составило 20 967 619,7 тыс. рублей или 100,9% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2020 году - рост к уровню 2019 года составил 1 221 655,0 тыс. рублей или 6,2%. В результате внесения изменений плановый показатель по налоговым платежам, уплачиваемым населением и юридическими лицами, уменьшен на 1 063 887,2 тыс. рублей (4,9%).

Перевыполнение уточненного плана по налоговым доходам составляет 181 052,6 тыс. рублей (0,9%). Уточненный план перевыполнен по всем видам налоговых поступлений, наибольший объем перевыполнения отмечается по налогу на доходы физических лиц - на 142 107,1 тыс. рублей (1,0%) и по земельному налогу – на 31 105,2 тыс. рублей (1,1%).

В отчетном году, как и в предыдущих периодах, наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей составляет НДФЛ (67,8%), доля которого практически не изменилась по сравнению с 2019 годом.

В отчетном периоде поступления от НДФЛ составили 14 209 847,2 тыс. рублей или 101,0% от уточненного плана. По сравнению с 2019 годом объем поступлений налога увеличился на 868 026,8 тыс. рублей (6,5%). Первоначальный план в течение года был уменьшен на 713 425,4 тыс. рублей или на 4,8%.

Темп роста НДФЛ во все уровни бюджета в отчетном году снизился: прирост в 2020 году составил 6,5%, в 2019 году – 8,3%.

В то же время, в 2020 году темп роста НДФЛ меньше на 2,0 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за январь – декабрь 2020 года по данным Новосибирскстата (108,5%).

Поступление в бюджет от уплаты земельного налога составило 101,1% к уточненному плановому показателю или в абсолютном выражении - 2 815 423,2 тыс. рублей. В течение отчетного периода плановые назначения сокращены на 199 680,0 тыс. рублей (6,7%).

По данным отчета УФНС по НСО формы 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2019 год» сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из кадастровой стоимости земельных участков юридических и физических лиц, на территории города Новосибирска выросла по сравнению с 2018 годом на 4,3%. Отмечается рост как количества налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и количества принадлежащих им земельных участков.

В то же время, поступления земельного налога по сравнению с 2019 годом незначительно уменьшились - на 28 971,3 тыс. рублей (1,0%).

В отчетном периоде в бюджет города поступило 1 044 868,1 тыс. рублей от единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) или 100,0% к уточненному плановому показателю. В течение 2020 года плановые назначения скорректированы в сторону уменьшения на 33 598,7 тыс. рублей (3,1%). После незначительного роста объема поступлений ЕНВД в 2019 году в отчетном году отмечается его снижение на 152 596,6 тыс. рублей или на 12,7%.

Уточненные плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выполнены в сумме 1 042 915,1 тыс. рублей или на 100,2%.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города уменьшен на 188 438,7 тыс. рублей (на 15,3%).

По сравнению с 2019 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений на 51 992,2 тыс. рублей или на 5,2%.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 758 722,7 тыс. рублей (100,3% от уточненных плановых назначений). По сравнению с 2019 годом поступление налога увеличилось на 95 309,0 тыс. рублей или на 14,4% в связи с ростом начисленной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением повышенного корректирующего коэффициента.

В течение 2020 года плановые назначения скорректированы в сторону увеличения на 99 621,0 тыс. рублей (15,2%).

При этом, по информации УФНС по НСО недоимка по налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2021, увеличилась относительно уровня 2019 года и составила 272 683,8 тыс. рублей. Взыскание задолженности является потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет города.

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составило 204 458,0 тыс. рублей или 100,6% от уточненных плановых назначений. Первоначальный план уменьшен на 25 982,4 тыс. рублей, или на 11,3%. По сравнению с 2019 годом поступление налога увеличилось на 19 207,0 тыс. рублей, или на 10,4%, что обусловлено увеличением количества выданных патентов за 2020 год.

В совокупности доходы от пошлин поступили в сумме 373 193,6 тыс. рублей или 100,5% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2019 годом доходы от госпошлин увеличились на 17 534,4 тыс. рублей (4,9%).

Неналоговые доходы составили 4 274 307,5 тыс. рублей (99,1% от уточненного плана). Первоначальный план по неналоговым доходам уменьшен на 699 510,6 тыс. рублей или на 14,0%.

В 2020 году отмечается значительное снижение поступления неналоговых доходов - по сравнению с 2019 годом объем неналоговых доходов уменьшился на 1 348 833,7 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет 24,0%. Снижение поступлений наблюдается по всем видам неналоговых доходов: доходы от использования имущества – на 341 661,0 тыс. рублей (12,5%), от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 375 864,0 тыс. рублей (28,9%), от продажи материальных и нематериальных активов – на 209 100,0 тыс. рублей (28,1%), от штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 314 529,9 тыс. рублей (48,9%), прочие неналоговые доходы – на 106 211,6 тыс. рублей (53,2%) и платежи при пользовании природными ресурсами – на 1 467,2 тыс. рублей (13,5%).

В структуре неналоговых доходов в отчетном периоде доля основного бюджетообразующего источника неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, выросла на 7,3 процентных пункта и составила 55,8%. По всем остальным видам неналоговых доходов отмечается снижение их удельного веса, наиболее существенно уменьшилась доля доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба в общем объеме неналоговых доходов - на 3,7 процентных пункта.

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 1 934 164,6 тыс. рублей и составили 99,9% от уточненных плановых назначений. Первоначальные плановые назначения на 2020 год уменьшены на 607 870,0 тыс. рублей или на 24,0%. По сравнению с 2019 годом доходы от аренды земли уменьшились на 338 660,6 тыс. рублей (14,9%).

Неисполнение годового плана обусловлено заключением соглашений об отсрочке и отмене арендных платежей, а также низкой платежной дисциплиной по договорам аренды земельных участков, в том числе предоставленных для жилищного строительства, из-за ухудшения экономической ситуации.

В 2020 году произведено списание дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию, по 88 договорам аренды в сумме 273 733,7 тыс. рублей (в 2019 году - по 171 договору аренды в сумме 180 112,2 тыс. рублей).

В связи с заключением соглашений по предоставлению отсрочки по погашению арендной платы по договорам аренды земельных участков, в связи с введением режима повышенной готовности на территории города Новосибирска, несмотря на списание безнадежной к взысканию задолженности и работе, проводимой администратором доходов по снижению задолженности, просроченная дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2021 увеличилась на 139 297,5 тыс. рублей (3,5%) и составила 4 076 657,8 тыс. рублей, в том числе пени – 672 751,4 тыс. рублей.

По данным ДЗиИО мэрии по состоянию на 01.01.2021 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 46,4% от общей суммы задолженности. Нереальная к взысканию задолженность составляет 2 183 238,0 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 100,5%. В бюджет города поступило 128 113,2 тыс. рублей, что ниже уровня 2019 года на 48 841,1 тыс. рублей (27,6%).

Уменьшение поступлений обусловлено снижением арендного нежилого фонда в связи с приватизацией арендуемого имущества, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…», а также закреплением части площадей на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями, освобождением помещений под муниципальные нужды.

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 62 380,2 тыс. рублей (101,2%). По сравнению с уровнем 2019 года поступление данных доходов в 2020 году увеличилось на 239,5 тыс. рублей (0,4%).

Просроченная задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда (свыше 2 месяцев) с учетом начисленной пени по платежу по данным Ассоциации некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов, за 2020 год возросла на 1,4% до 147 155,4 тыс. рублей.

Это свидетельствует о недостаточном уровне проводимой претензионно-исковой работы, в том числе во исполнение распоряжения мэрии города Новосибирска от 26.12.2016 № 1163-р «Об обеспечении представления интересов муниципального образования города Новосибирска в судах по спорам о взыскании платы за содержание жилых помещений и задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска».

Доходы от приватизации муниципального имущества, поступили в объеме 189 981,6 тыс. рублей или 100,5% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2019 годом в доход бюджета поступило средств от приватизации муниципального имущества меньше на 69 770,7 тыс. рублей (26,9%).

В 2020 году в бюджет города доходы от продажи земельных участков поступили в объеме 337 854,1 тыс. рублей, что составляет 100,5% от плановых назначений. В отчетном году доходов поступило меньше на 142 579,4 тыс. рублей (29,7%) по сравнению с 2019 годом.

Утвержденные бюджетные назначения по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства выполнены в сумме 923 003,2 тыс. рублей (95,3%).

Основной объем запланированных доходов от оказания платных услуг не дополучен от учреждений, находящихся в ведении ДО мэрии – 51 056,6 тыс. рублей, что вызвано ограничительными мерами в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Поступления по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба составили 328 259,3 тыс. рублей (100,25).

В 2020 году доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба по сравнению с 2019 годом поступило меньше на 314 529,9 тыс. рублей (в 2 раза). Данное значительное снижение объемов поступлений обусловлено применением с 1 января 2020 года нового порядка зачисления доходов от штрафов, в соответствии с которым средства поступают в те бюджеты, из которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности органов, выявивших правонарушение.

Основная часть доходов, зачисленных в бюджет города, приходится на доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году – 137 802,2 тыс. рублей (100,2% от плана) и иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением – 115 634,2 тыс. рублей (100,1% от плана).

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 25 916 521,9 тыс. рублей (97,8%). В 2020 году темп роста безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней составил 111,7%.

Расходы бюджета города исполнены в 2020 году в объеме 51 638 717,6 тыс. рублей, что выше уровня 2019 года на 2,5% - в номинальном выражении и ниже на 1,9% в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 97,7%, что ниже уровня 2019 года на 0,6 процентных пункта.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила в 2020 году 50,0%, что свидетельствует о высоком и постоянно растущем уровне финансовой зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля расходов «социальных» разделов уменьшилась по сравнению с 2019 годом - на 1,7 процентных пункта и составила 68,6% в общих расходах бюджета (в 2019 году – 70,3%). Из всех «социальных» разделов только по разделу «Образование» уровень исполнения расходов (97,2%) сложился ниже уровня исполнения расходной части бюджета в целом (97,7%), в основном по расходам за счет субвенций из вышестоящих бюджетов, при этом все обязательства по выплате заработной платы, финансированию учебных расходов и обеспечению школьников начальных классов горячим питанием выполнены в полном объеме.

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов, кроме расходов по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга».

Исполнение ниже среднего уровня (97,7%) сложилось по разделам: 0600 «Охрана окружающей среды» - 92,0%; 0100 «Общегосударственные вопросы» - 95,3%; 0700 «Образование» - 97,2%; 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 97,6%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2019 году на обеспечение конкретных положений указов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 14 143 236,1 тыс. рублей, исполнение составило 13 569 256,8 тыс. рублей (95,9%).

Анализ исполнения Указов Президента РФ (по данным Новосибирскстата) показал, что мероприятия, проводимые по повышению оплаты труда работников в 2020 году, позволили достигнуть установленные целевые индикаторы, предусмотренные «дорожной картой» всем категориям работников, за исключением врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги.

За январь-декабрь 2020 года, по данным ГРБС, наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2019 годом, за исключением педагогов дополнительного образования (снижение составило 0,1%).

В то же время, не удалось достичь установленных целевых индикаторов по следующим категориям работников:

- отношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования к средней заработной плате учителей по региону (ДКСиМП);

- отношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющие медицинские услуги к средней заработной плате по региону (ДСП мэрии, ДКСиМП и ДО мэрии);

- отношение средней заработной платы среднего медицинского персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг к средней заработной плате по региону (ДКСиМП, ДО мэрии).

По данным ГРБС при начислении заработной платы для обеспечения сохранения достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячной заработной платы в регионе применялись прогнозные значения показателя «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» на 2020 год, указанные в письмах заместителя губернатора НСО от 23.06.2020 № 302- 09/5-ВН, «О прогнозных значениях среднемесячного дохода от трудовой деятельности» и первого заместителя министра труда и социального развития НСО от 01.12.2020 № 10325-01-01/40 «Об исполнении Указов Президента РФ» в размере 35 009,5 рубля (ДКСиМП, ДО мэрии) и 35 786,2 рубля (ДСП мэрии), соответственно.

В отчетном году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализаций положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

Общий объем финансирования национальных проектов составил 6 946 567,7 тыс. рублей (99,0%), в том числе: за счет средств федерального бюджета – 3 760 557,3 тыс. рублей, областного бюджета – 2 502 145,3 тыс. рублей, за счет средств бюджета города – 683 865,1 тыс. рублей.

Из 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в бюджете города на 2020 год было предусмотрено финансирование 5 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Культура», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

По данным ГРБС в рамках национального проекта «Демография» в 2020 году введено в эксплуатацию 10 зданий яслей-детских садов с общей наполняемостью 2 135 мест, из них ясельных – 625 мест.

Кроме того, в 2020 году Министерством строительства НСО завершено строительство детского сада и передано в муниципальную собственность города здание по ул. Краузе на 160 мест, в том числе для детей раннего возраста - 40 мест.

Показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 48,5%.

В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные средства направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2020 году введены в эксплуатацию: корпус школы для младших классов с бассейном и лабораториями «Лицея № 130 им. Академика М.А. Лаврентьева» в Советском районе на 525 мест, здание школы по ул. Шевелева в Кировском районе на 1100 мест.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что в 2020-2021 учебном году в 79,9% (в 163 из 204) учебных заведениях обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 60 833 детей (31,9%), в 2019-2020 учебном году 77,7% учебных заведений занималось в две смены. Число детей, обучающихся во вторую смену, в 2020-2021 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом возросло на 9 748 учащихся (16,0%).

Палата отмечает, что из 204 общеобразовательных учреждений, 3 находятся в аварийном состоянии (МБОУ СОШ №№ 57, 51, 167). Закрыто на капитальный ремонт здание МБОУ СОШ № 167 в Октябрьском районе.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» бюджетные средства направлены на:

благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

благоустройство общественных пространств – Затулинского дисперсного парка;

выплату возмещения за изъятые жилые помещения в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащих сносу (16 жилых помещений, в котором проживало 37 человек; кроме того, за счет средств, выделенных в 2019 году, в отчетном году переселили 277 человек);

завершение строительства и ввод в эксплуатацию здания школы по ул. Тюленина в Калининском районе на 1100 мест;

строительство автомобильной дороги общего пользования по ул. Титова в Ленинском районе от ул. Бийская до ул. Дукача (2 этап);

строительство автомобильной дороги общего пользования по ул. Петухова от железнодорожного переезда до земельного участка ООО «Дискус-Строй» в Кировском районе.

Одной из целей национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является увеличение доли автомобильных дорог города Новосибирска, соответствующих нормативным требованиям.

По данным ДТиДБК мэрии в 2020 году выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции 44,97 км. автомобильных дорог и по состоянию на 01.01.2021 в нормативном состоянии находится 265,28 км автомобильных дорог, что составляет 52,8% от общей протяженности автомобильных дорог, входящих в национальный проект (502,36 км).

В течение 2020 года было ликвидировано 2 места концентраций дорожно-транспортных происшествий.

В рамках нацпроекта «Культура» в отчетном году начата реконструкция здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра, а также переоснащена по модульному стандарту МКУК ЦБС Ленинского района.

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 6 225 921,8 тыс. рублей (99,4% от плана) и составили 12,1% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений незначительно уменьшились, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета снизилась на 0,4 процентных пункта.

Основную долю капитальных вложений в 2020 году составляли расходы, направленные на строительство зданий детских садов; на строительство и реконструкцию зданий школ, а также и на строительство автодорог – 44,0 и 40,4%, соответственно. На капитальные вложения в сфере транспорта, а также в объекты коммунального строительства направлено 5,8% и 5,6% от общего объема капитальных вложений. На приобретение жилья направлено 2,0% от общего объема капитальных вложений. Доля капитальных вложений, направленная на реконструкцию зданий учреждений культуры, составила 1,8%.

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет собственных средств бюджета города составило 96,0%, областного и федерального бюджетов – 99,8%.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2020 год в решениях комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованных мэром города Новосибирска, соответствуют перечням объектов и объемам финансирования, предусмотренных решениями о бюджете на 2020 год.

В то же время, в нарушение положений раздела 3 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 (далее – Порядок осуществления капитальных вложений), бюджетные инвестиции в отдельные объекты капитальных вложений в 2020 году осуществлены ДСА мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЭЖКХ города, ДСП мэрии при отсутствии подготовленных правовых актов мэрии.

Одним из инструментов стратегического планирования являются муниципальные программы, обеспечивающие повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей социально-экономического развития города.

В 2020 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 21 муниципальной программы (далее - МП).

Программные расходы бюджета в отчетном году составили 46 501 390,1 тыс. рублей (98,0% от плана), или 90,1% от общих расходов бюджета города.

На реализацию мероприятий МП за счет средств бюджета города направлено 21 576 147,7 тыс. рублей (98,7% от плана), за счет межбюджетных трансфертов – 24 925 242,4 тыс. рублей (97,3% от плана).

В соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденного  постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Однако, в нарушение данных требований объемы финансирования МП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2017 – 2020 годы не приведены в установленные сроки в 2020 году в соответствие с решением Совета депутатов от 23.12.2019 № 902 «О бюджете города Новосибирска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».

По состоянию на 01.01.2021 по всем МП расходы, предусмотренные в решении о бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ в 2020 году, соответствуют объемам финансирования, утвержденным паспортами программ.

Палата обращает внимание, что в разделе 6 «Финансовое обеспечение муниципальной программы» МП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» на 2017 – 2020 годы (в редакции от 30.12.2020 № 4284) по строке «Внебюджетные источники» указана сумма 1 385,0 тыс. рублей, при этом, в разделе 2 «Перечень мероприятий Программы» указанная сумма включена в сумму расходов по мероприятию 1.3.6.1 «Реализация социального проекта «Курс на семью», в качестве источника средств указано – «внебюджетные источники - средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». При этом, в приложении 13 «Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ на 2020 год» к решению Совета депутатов от 23.12.2019 № 902 расходы в сумме 1 385,0 тыс. рублей учтены в общей сумме затрат по Программе. Кроме того, указанная сумма отражена в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503317) как безвозмездные поступления от негосударственных организаций (код дохода 00020400000000000000) (средства гранта для реализации социального проекта «Курс на семью»).

Оценка эффективности Программ за 2020 год, в части финансового обеспечения проведена на основании данных сводной бюджетной росписи, за исключением МП «Развитие транспорта и дорожно - благоустраительного комплекса на территории города Новосибирска».

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» утверждены Правила государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования (далее - Правила).

Палата обращает внимание, что разработчиками (ответственными исполнителями МП) в отношении МП «Развитие сферы культуры города Новосибирска» на 2017 – 2020 годы, МП «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» на 2017 – 2020 годы, МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» на 2011 – 2020 годы нарушены порядок и срок государственной регистрации документов стратегического планирования, предусмотренные Правилами, в части регистрации и  размещения в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в установленные законодательством сроки, изменений вносимых в 2020 году в МП.

Анализ реализации муниципальных программ показал, что в 2020 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0%) по 12 из 21 МП.

Кроме того, отмечено неравномерное исполнение расходов в разрезе программ в течение отчетного года, что увеличивает нагрузку на бюджет в IV квартале (12 МП из 21).

По результатам проведенных Палатой экспертиз реализации МП в 2020 году установлено:

по некоторым МП отмечается недостижение плановых значений отдельных целевых индикаторов, что связано, по информации представленной разработчиками и ответственными исполнителями Программ, ограничительными мерами в период пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией (в том числе, отмена массовых мероприятий, приостановление деятельности муниципальных учреждений и организаций);

по ряду МП отмечено отсутствие очевидной взаимосвязи между ресурсным обеспечением, и степенью выполнения мероприятий Программ и фактическими значениями целевых индикаторов,  отражающих степень решения задач и достижения целей соответствующей Программы, при этом, в аналитических записках к отчетам о ходе реализации Программ не приводится пояснений наличия указанного выше противоречия,  что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе данных при  формировании набора целевых индикаторов при разработке проекта Программы, а также об отсутствии взаимосвязи между затратами и ожидаемыми результатами реализации Программы;

в отношении отдельных МП отмечены недостатки планирования значений  показателей, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе исходных данных для их расчета при установлении плановых значений, либо об отсутствии со стороны разработчика качественного управления Программой, в части своевременной корректировки плановых значений показателей мероприятий Программы и целевых индикаторов в соответствии с  текущей социально-экономической ситуацией;

по ряду МП информация об источниках получения данных для определения целевых индикаторов указана в общем, без указания конкретного источника  и периода их предоставления, при этом информация о ходе реализации МП также не содержит указания на источники получения данных и методику их расчета;

по результатам сопоставительного анализа документов стратегического планирования города Новосибирска, включая муниципальные программы города Новосибирска, Стратегию социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года, План мероприятий по реализации Стратегии, выявлено отсутствие сбалансированности в полной мере документов стратегического планирования города Новосибирска по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, что противоречит принципу сбалансированности документов стратегического планирования, установленного статьей 7 Федерального закона от 28.06.2013 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В целях совершенствования практики программно-целевого планирования ГРБС - ответственным разработчикам и исполнителям МП, срок реализации которых завершается в 2021 году, необходимо своевременно организовать работу по формированию проектов новых МП, с учетом актуальных приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска, определенных в Стратегии, обеспечив при этом соблюдение принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах бюджета города составил 38,0% (в 2019 году – 38,7%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2020 году составил 19 642 715,0 тыс. рублей, что на 0,8% выше аналогичного показателя 2019 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составляет 77,0% (15 136 437,0 тыс. рублей), закупок у естественных монополистов – 12,2% (2 389 644,0 тыс. рублей), закупок малого объема (до 600,0 тыс. рублей) – 10,8% (2 116 634,0 тыс. рублей).

В 2020 году отмечается рост объема конкурентных закупок, осуществляемых путем проведения аукционов на 16,6% к уровню 2019 года.

Наряду с увеличением общего объема закупок наблюдалось снижение на 21,9% общего количества заключенных контрактов.

Наиболее конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 4,3 заявки. На запрос котировок было подано в среднем 2,1 заявки. Наименее конкурентным являлся открытый конкурс, на который в среднем подавалась 1,8 заявки.

В разрезе отраслевых департаментов, управлений и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДТиДБК мэрии, ДСА мэрии и ДО мэрии – 41,6%, 19,8% и 19,4%, соответственно.

В 2020 году наиболее значительное уменьшение объема закупок по сравнению с 2019 годом наблюдается в ДЗиИО мэрии – на 86,5%, ДПИиП мэрии - на 32,8%, и ДО мэрии - на 11,8%.

Кроме того, в связи меньшим объемом проведения аукционов по финансовым услугам комиссией по финансовому посредничеству удельный вес данного заказчика относительно показателей 2019 года в общем объеме закупок сократился на 10,8%.

В отчетном периоде размер снижения цены закупок в результате проведения конкурентных процедур увеличился на 44,2% и составил 1 026 521,0 тыс. рублей. При этом эффективность закупок (среднее значение снижения цены) увеличилась и составила 6,3%, что на 1,6 процентных пункта выше показателя 2019 года.

Доля закупок с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 25,6% от совокупного годового объема закупок.

В 2020 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. В отчетном периоде размер резервного фонда мэрии не превышал ограничений, установленных п. 3 ст. 81 БК РФ.

Выделение и использование средств из резервного фонда мэрии осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии от 02.06.2015 № 3862, согласно решениям комиссии по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств из резервного фонда являлся правовой акт мэрии города Новосибирска.

В ходе исполнения бюджета города на основании решений Совета депутатов о внесении изменений в бюджет города происходило уточнение объема бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2020 году составили 2 101 600,2 тыс. рублей или 96,0% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2019 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления увеличились на 2,4%, что практически на уровне темпа роста расходов бюджета города (2,5%).

На 01.01.2020 общая численность работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии составила 2 492 человека, среднесписочная – 2 474 человека. Штатная численность на конец года уменьшилась на 1 единицу и составила 2590 человек, фактическая и среднесписочная численность - на 6 человек и 1 человека, соответственно.

Расходы на оплату труда работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии в 2020 году составили 1 402 377,0 тыс. рублей (103,9% к 2019 году), средняя начисленная заработная плата составила 47,2 тыс. рублей на одного работника и выросла по сравнению с 2019 годом на 1,7 тыс. рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 444 518,0 тыс. рублей (99,2% от плана). По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 21 653,6 тыс. рублей.

За 2020 год поступили исполнительные документы на общую сумму 264 055,7 тыс. рублей, было взыскано 254 730,6 тыс. рублей, или 98,5% суммы, подлежавшей взысканию.

При плановом дефиците бюджета 1 246 375,7 тыс. рублей, бюджет 2020 года исполнен с дефицитом в сумме 480 268,5 тыс. рублей, его величина не превышает ограничений, установленных ст. 92.1 БК РФ.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2021 года составил 22 869 807,0 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2020 года на 720 000,0 тыс. рублей (3,3%), что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2020 год.

В отличии от 2019 года в отчетном году динамика изменения структуры долговых обязательств сменилась на противоположную. Так, снижение общего объема долга по облигациям муниципального займа на 11,4% (1 600 000,0 тыс. рублей) повлекло уменьшение его доли в общем объеме муниципального долга с 63,2% на 01.01.2020 до 54,2% на 01.01.2021. В свою очередь, объем долга по кредитам коммерческих банков вырос на 39,0% (2 320 000,0 тыс. рублей), а его доля в общем объеме муниципального долга увеличилась с 26,8% на 01.01.2020 до 36,1% на 01.01.2021. Объем долга по бюджетным кредитам не изменился, при этом их доля в общем объеме муниципального долга снизилась с 10,0% до 9,7%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2020 году мэрией города Новосибирска произведено погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа 2013, 2015, 2016 и 2019 годов в общей сумме 1 600,0 млн. рублей.

По итогам 2020 года средневзвешенная ставка по кредитам составила 5,19% годовых при средневзвешенном сроке около 3 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2021 составляет 90,6%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 551 175,1 тыс. рублей (100,0% от плановых назначений). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Использование остатков средств на расчетном счете, открытом для учета операций со средствами бюджетных и автономных муниципальных учреждений, в течение финансового года, в сумме 600 000,0 тыс. рублей, позволило минимизировать привлечение кредитов и сократить расходы бюджета города на обслуживание муниципального долга.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатков средств на счетах бюджета города по ставке 0,1% годовых, позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 37,1 млн. рублей.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 172,0 тыс. рублей. На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 1 120,0 тыс. рублей.

В соответствии с приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 14.09.2020 № 75-НПА город Новосибирск отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Активы и обязательства муниципального образования

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета и отчетность бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска за 2020 год сформирована в соответствии с действующим законодательством, формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности представлены в полном объеме.

Валюта баланса исполнения консолидированного бюджета города Новосибирска, как и Валюта консолидированного баланса муниципальных бюджетных и автономных учреждений на начало отчетного 2020 года по сравнению с концом 2019 года претерпела изменение. Сумма баланса города уменьшилась на 44 454 219,9 тыс. рублей (на 12,6%) и составила 306 278 650,9 тыс. рублей. Сумма баланса учреждений с 70 963 661,8 тыс. рублей увеличилась до 73 916 625,0 тыс. рублей (на 2 952 963,2 тыс. рублей или на 4,2%). Изменения связаны с изменением типа учреждений, внедрением новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета и исправлением ошибок прошлых лет.

На конец отчетного 2020 года консолидированный баланс города Новосибирска составил 308 775 086,3 тыс. рублей. По сравнению с началом года этот показатель увеличился на 2 496 435,4 тыс. рублей (0,8%). Увеличение валюты баланса, обусловлено уменьшением стоимости нефинансовых активов на 799 178,9 тыс. рублей (0,36%) и увеличением стоимости финансовых активов на 3 295 614,3 тыс. рублей (3,9%).

Сумма баланса бюджетных и автономных учреждений на конец 2020 года составила 79 290 365,1 тыс. рублей, что на 5 373 740,1 тыс. рублей больше аналогичного показателя за 2019 год (на 7,3%).

Основным фактором, повлиявшим на увеличение валюты баланса бюджетных и автономных учреждений, явилось как увеличение нефинансовых активов учреждений (на 4 289 060,8 тыс. рублей или на 8,6%) и финансовых активов (на 1 084 679,3 тыс. рублей или на 4,5%), так и увеличение обязательств (на 6 203 149,7 или на 7,7%).

Активы города Новосибирска состоят из нефинансовых и финансовых активов. На долю нефинансовых активов приходится 71,5%, финансовых – 28,5%.

Нефинансовые активы города на 01.01.2021 уменьшились по сравнению с 2019 годом на 799 178,9 тыс. рублей (на 0,4%) и составили 220 630 095,0 тыс. рублей.

Нефинансовые активы муниципальных бюджетных и автономных учреждений увеличились с 50 009 159,2 тыс. рублей на начало 2020 года до 54 298 220,0 тыс. рублей на конец (на 4 289 060,8 тыс. рублей или 8,6%).

В структуре нефинансовых активов города Новосибирска на конец 2020 года большую долю занимают непроизведенные активы (земельные участки учреждений), их стоимость – 105 368 729,6 тыс. рублей или 47,8% всех нефинансовых активов. Доля имущества муниципальной казны (остаточная стоимость) составляет 33,4% – 73 665 062,8 тыс. рублей. Доля остаточной стоимости основных средств нефинансовых активов города в 2020 году составила 27 364 211,9 тыс. рублей или 12,4%. Вложения в нефинансовые активы (незавершенное капитальное строительство) занимают 12 687 271,8 тыс. рублей или 5,8%. Материальные запасы –1 197 540,4 тыс. рублей или 0,5%. Прочие нефинансовые активы (остаточная стоимость нематериальных активов, права пользования активами, расходы будущих периодов) составили 347 278,5 тыс. рублей или 0,1%.

В структуре нефинансовых активов муниципальных бюджетных и автономных учреждений на конец 2020 года большую долю занимает кадастровая стоимость земельных участков – 31 897 387,5 тыс. рублей или 58,7%. Вторая по величине доля нефинансовых активов учреждений приходится на основные средства – 20 932 787,5 тыс. рублей или 38,6%. Прочие нефинансовые активы (нематериальные активы, материальные запасы, права пользования активами, вложения в нефинансовые активы и расходы будущих периодов) составили 1 468 045,1 тыс. рублей или 2,7%.

Финансовые активы города на 01.01.2021 увеличились на 3 295

<< Вернуться к списку новостей