Новости

17.09.2021
Мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2021 года

В соответствии с планом деятельности, контрольно-счетной палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2021 года.

Исполнение бюджета города Новосибирска в 1 полугодии 2021 года происходило в условиях сохранения сдерживающего влияния на социально-экономическое развитие как Новосибирской области, так и Российской Федерации в целом, неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Однако, благодаря реализации принятого пакета федеральных и региональных антикризисных мер поддержки экономики и граждан, удалось локализовать экономический спад в отдельных отраслях и не допустить его разрастания на все сферы жизнедеятельности. В результате экономика Новосибирской области пострадала меньше, чем оценивалось в начале эпидемии.

По состоянию на 1 июля 2021 года бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной и расходной части на 45,6 и 41,8%, соответственно (поступления составили 24,2 млрд. рублей, расходы бюджета – 22,5 млрд. рублей). По итогам полугодия бюджет города исполнен с профицитом в размере 1,7 млрд. рублей.

Меньший уровень исполнения расходной части бюджета обусловлен осуществлением в значительном объеме выплат на погашение долговых обязательств города.

По сравнению с аналогичным периодом 2020 года общий объем доходов бюджета города увеличился на 3 млрд. рублей (14,0%), при этом выросли как собственные доходы (налоговые и неналоговые платежи) - на 2,3 млрд. рублей (21,9%), так и безвозмездные поступления - на 0,7 млрд. рублей (6,4%).

Опережающие темпы роста собственных доходов привели к увеличению их доли в структуре доходов бюджета города на 3,4 процентных пункта, которая составила 52,5%.

Сложившаяся в первом полугодии 2021 года динамика собственных доходов бюджета позволила увеличить планируемый объем поступлений, утвержденный решением Совета депутатов 30 июня, на 1,2 млрд. рублей.

Объем налоговых доходов составил 10,2 млрд. рублей (46,8% от плана). По сравнению с аналогичными данными 2019 и 2020 годов налоговых доходов поступило больше на 1,5 млрд. рублей (17,6%) и на 1,7 млрд. рублей (20,5%), соответственно.

В структуре поступивших налоговых платежей определяющими являются 3 налога – НДФЛ, земельный налог и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, которые суммарно обеспечили 91% всех налоговых доходов бюджета.

Отмечается положительная динамика по всем видам налоговых доходов бюджета города, за исключением снижения поступлений по земельному налогу и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в связи с его отменой с 01.01.2021).

Наибольший рост объемов поступлений в абсолютном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2020 года сложился:

по налогу на доходы физических лиц – на 1 млрд. рублей (17,4%);

по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – на 837 млн. рублей (в 2,8 раза), что обусловлено как увеличением единого норматива отчислений (с 10,0% до 16,5%), так и ростом числа налогоплательщиков в связи с отменой ЕНВД;

по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения – на 116 млн. рублей (в 2,3 раза), что вызвано ростом количества выданных патентов.

Более значительно в относительном выражении выросли неналоговые доходы бюджета города. Объем неналоговых поступлений составил 2,6 млрд. рублей (48,7% от плана), что на 553 млн. рублей (27,7%) больше объема поступлений за аналогичный период 2020 года.

Отмечается рост по большинству подгрупп неналоговых доходов, в том числе наибольший - по доходам от оказания платных услуг (работ) – на 178 млн. рублей (45%) в основном за счет доходов МКУ, подведомственных ДО мэрии, и штрафам, санкциям, возмещению ущерба – на 160 млн. рублей (82%) в связи с поступлением штрафных санкций от АО «СИБЭКО» в соответствии с мировым соглашением по делу о расторжении концессионных соглашений.

В структуре поступлений неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечается сокращение доли доходов от использования имущества и, в свою очередь, рост доли по остальным видам неналоговых доходов, наибольший из которых по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба.

Общая задолженность перед бюджетом города по состоянию на 1 июля составляла 5,2 млрд. рублей, из которой 727 млн. рублей - задолженность по налоговым доходам (с начала года уменьшилась на 95 млн. рублей или 11,6%) и 4,5 млрд. рублей – просроченная дебиторская задолженность по неналоговым доходам (сократилась на 93 млн. рублей или 2,1%). Таким образом, в целом общая задолженность перед бюджетом города уменьшилась на 188 млн. рублей (3,5%).

Задолженность по доходам, администрируемым ДЗиИО мэрии, составляет 4,3 млрд. рублей или 83% всей задолженности, в том числе по доходам от арендной платы за земельные участки – 4 млрд. рублей.

Следует отметить, что по данным ДЗиИО мэрии, из общей суммы задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки нереальная к взысканию задолженность составляет 2,2 млрд. рублей или 56%.

Расходная часть бюджета города исполнена на 22,5 млрд. рублей (41,8% от плана), что выше исполнения соответствующего периода 2020 года на 916 млн. рублей или на 4,2%.

Как и в предыдущие годы, основная доля расходов в бюджете города (64%) приходится на сферу образования.

По 5 разделам исполнение сложилось выше уровня исполнения бюджета в целом, в том числе по всем «социальным» разделам. Низкое исполнение отмечается по разделам «Охрана окружающей среды» (12%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (24%) и «Национальная экономика» (27%), основные расходы по которым предусмотрены во втором полугодии.

В 1 полугодии 2021 года капитальные вложения в экономику города составили 0,9 млрд. рублей (3,9% от общего объема расходов), что меньше на 358 млн. рублей (или на 29%) чем за соответствующий период 2020 года. Исполнение составило 18% при уточненном плане 5 млрд. рублей. При этом, значительная часть расходов на капитальные вложения (93%) произведены за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

В 1 полугодии 2021 года, основную долю составили инвестиции, направленные на строительство автодорог и капитальные вложения в сфере транспорта – 420 млн. рублей при этом их удельный вес составил 47%.

В первом полугодии профинансированы мероприятия 22 МП в объеме 20,6 млрд. рублей, что составляет 43% от плановых назначений. Удельный вес программных расходов составил 92%.

Уровень исполнения расходов на программные мероприятия за счет собственных средств бюджета города составил - 45%, за счет МБТ – 41%.

На уровне свыше 45% профинансированы мероприятия лишь 9 из 24 муниципальных программ.

Полностью не исполнены МП «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» на 2018-2022 годы» и МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске».

Менее 10% профинансированы мероприятия МП «Формирование современной городской среды» - на 5,0% и МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы - на 8,3.

На обеспечение положений майских указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в первом полугодии направлено 7,2 млрд. рублей (51% от плана).

За январь-июнь 2021 года, по данным ГРБС, наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2020 годом.

В то же время, по некоторым категориям работников не удалось достичь установленных целевых индикаторов.

В рамках исполнения Указа № 599 в 2021 году проводится работа по материально-техническому оснащению новой сети дошкольных учреждений.

Фактическое значение показателя удовлетворенности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, на 1 июля по городу в целом составило 96,0%, однако по районам города он не одинаков и колеблется от 93,1% в Кировском районе и Центральном округе до 99,9% в Советском районе.

В 2021 году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.

В бюджете города предусмотрено финансирование 5 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», а также «Культура».

Общий объем финансирования в рамках национальных проектов запланирован в сумме 4,6 млрд. рублей, что составляет лишь незначительную часть совокупных расходов бюджета города – 8,6%.

Исполнение бюджетных ассигнований за первое полугодие 2021 года составило 373 млн. рублей (8%).

На реализацию нацпроекта «Демография» на 2021 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 561 млн. рублей, которые исполнены на 31%.

В рамках данного нацпроекта планируется строительство 2 зданий яслей-детских садов в целях достижения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

По данным ДО мэрии показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 54,8% (в 2020 году – 41,9%).

На реализацию нацпроекта «Образование» на 2021 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1,1 млрд. рублей на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию корпус школы по проезду Детскому, 10 в Советском районе на 1 100 мест.

Планируемое количество учреждений, ведущих занятия во вторую смену, в 2021-2022 учебном году составит 162 единицы из 202 или 80%. При этом, численность обучающихся во вторую смену составит 63 тыс. учащихся (32% от общего количества обучающихся).

Демографические тенденции увеличения численности детей школьного возраста, а также введение федерального образовательного стандарта общего образования и необходимость обучения школьников в одну смену требуют принятия мер по обеспечению ввода новых ученических мест.

На реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2021 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 608 млн. рублей, исполнение за первое полугодие составило 6,3%.

В рамках нацпроекта бюджетные ассигнования планируется направить:

- на выплату возмещения за изъятые жилые помещения;

- на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

- на благоустройство общественных пространств.

На реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» на 2021 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 2,1 млрд. рублей на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог. Исполнение составило 0,8%.

В рамках нацпроекта «Культура» в 2021 году продолжена реконструкция здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра, а также запланировано переоснащение библиотек по модульному стандарту.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге, муниципальный долг на 1 июля 2021 года составляет 20,6 млрд. рублей. С начала года за 6 месяцев муниципальный долг уменьшился на 2,3 млрд. рублей. Увеличение плановых показателей налоговых и неналоговых доходов, в том числе в связи с увеличением для бюджетов городских округов Новосибирской области единого норматива отчислений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при уменьшении объема муниципального долга повлекло снижение доли муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов с 90,6% до 76,3% на 1 июля.

В городе сохранен диверсифицированный долговой портфель. По состоянию на 01.07.2021 неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета города и погашения муниципальных долговых обязательств составил свыше 8 млрд. рублей.

При запланированных расходах на обслуживание муниципального долга в объеме 1,7 млрд. рублей, исполнение за январь-июнь составило 741 млн. рублей или 43%.

Плановые значения дефицита бюджета, объема муниципального долга и объема расходов на обслуживание муниципального долга не превышают ограничений, установленных БК РФ.

Проведенный Палатой мониторинг исполнения местных бюджетов за 1 полугодие 2021 года городов Сибирского федерального округа, а также Екатеринбурга и Ростова-на-Дону свидетельствует об общей тенденции существенного роста собственных доходов бюджетов (от 14,3% по Екатеринбургу до 60,5% по Красноярску), а также исполнения бюджета с профицитом (за исключением бюджетов Томска и Омска).

<< Вернуться к списку новостей