Новости

06.10.2021
Эффективность использования средств направленных на оплату труда тьюторов в ресурсных классах

Проведенной выборочной проверкой использования средств бюджета города Новосибирска, направленных на оплату труда тьюторов в ресурсных классах за 2018-2020 годы, установлено следующее.

Законом Новосибирской области от 06.12.2013 №394-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по организации получения образования указанными обучающимися.

Согласно ст. 6 названного Закона, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов Новосибирской области субвенций из областного бюджета Новосибирской области.

Проверка использования бюджетных средств, направленных на оплату труда тьюторов в ресурсных классах за 2018-2020 годы, проведена в МБОУ СОШ «Перспектива»; МБОУ СОШ №77; МБОУ СОШ №155 и МАОУ ОЦ «Горностай».

Открытие ресурсных классов в общеобразовательных учреждениях осуществлялось на основании соответствующего приказа руководителя учреждения.

На момент проверки функционировали:

- в МБОУ СОШ «Перспектива» 2 ресурсных класса с общей численностью 9 учащихся;

- в МБОУ СОШ №77 - 2 ресурсных класса с общей численностью 10 учащихся;

- в МБОУ СОШ №155 - 1 ресурсный класс, в котором обучаются 5 чел.;

- в МАОУ ОЦ «Горностай» - 1 ресурсный класс, в котором в 2020-2021 учебном году обучалось 13 учащихся.

Согласно заключениям ПМПК, всем обучающимся в ресурсных классах указанных общеобразовательных учреждений рекомендовано сопровождение тьюторов. Принятыми в учреждениях Положениями о ресурсном классе и штатными расписаниями предусмотрено количество тьюторов из расчета 1 ставка на каждого учащегося, посещающего ресурсный класс в постоянном режиме.

За проверяемом периоде в МБОУ СОШ №77 все тьюторы были приняты на работу на 0,5 ставки, что по информации учреждения обусловлено недостатком финансирования.

При изучении кадровых документов тьюторов ресурсных классов установлено, что со всеми тьюторами заключены трудовые договоры, однако в нарушение ч.1 ст.68 Трудового кодекса РФ некоторые приказы о приеме на работу в МБОУ СОШ «Перспектива», МБОУ СОШ №77 и МАОУ ОЦ «Горностай» по содержанию не соответствовали условиям заключенного трудового договора.

Условия оплаты труда работников общеобразовательных учреждений регламентировались соответствующими Положениями.

Согласно Положениям, система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений включает:

- должностные оклады (оклады), ставки заработной платы;

- выплаты компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера.

К выплатам компенсационного характера, согласно Положениям, помимо прочих и применительно к тематике данной проверки, относятся доплаты за особенности деятельности отдельных видов учреждений и отдельных категорий работников.

Данный вид выплат закреплен в Положениях МБОУ СОШ №77 и МАОУ ОЦ «Горностай». В Положении МБОУ СОШ №155 такой вид выплаты компенсационного характера не закреплен. В Положении МБОУ СОШ «Перспектива» выплата, связанная с особенностями деятельности Учреждения и отдельных категорий работников, также не закреплена, но предусмотренная нормативными документами доплата в проверяемый период производилась.

К выплатам стимулирующего характера, помимо прочего, и надбавка за качество выполняемых работ, качественные показатели эффективности учреждений

Данная надбавка устанавливается в соответствии с критериями оценки качества работы тьюторов, которые предусмотрены Положениями МАОУ ОЦ «Горностай», МБОУ СОШ №77, МБОУ СОШ №155.

Критерии оценки качества работ тьюторов Положением МБОУ СОШ «Перспектива» не установлены, однако результативность и качество выполняемой ими работы тоже оценивались по критериям, которые не закреплены локальным нормативным актом учреждения.

Конкретные размеры надбавки определяются решением комиссии по распределению стимулирующих выплат, созданной в каждом общеобразовательном учреждении.

Проверкой установлено, что размеры окладов тьюторов общеобразовательных учреждений в проверяемый период соответствовали действующим муниципальным правовым актам:

В нарушение п. 2.2. Положения о системах оплаты труда работников муниципальных учреждений города Новосибирска, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 29.08.2013 №8204, и  п. 2.5. Положения об установлении системы оплаты труда работников, условий оплаты  труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений города Новосибирска, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент образования мэрии города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от  17.02.2020 №557, штатными расписаниями МБОУ СОШ «Перспектива» и МАОУ ОЦ «Горностай» предусмотрены оклады тьюторов, установленные указанными выше правовыми актами мэрии для работников с высшей квалификационной категорией. В проверяемый период 2018-2020 годов тьюторов с такой категорией в ресурсных классах, названных учреждения не работало.

Однако при сравнении размера средней заработной платы тьюторов в разрезе учреждений отмечена существенная ее разница, в основном, по причине разных финансовых возможностей учреждений, так, например, в 2020 году средняя заработная плата тьютора в МБОУ СОШ «Перспектива» почти в 2,2 раза выше, чем  в МБОУ СОШ №155.

При проверке правильности начисления оплаты труда тьюторам выявлены следующие нарушения:

1) в МБОУ СОШ «Перспектива» выявлены многочисленные арифметические ошибки при расчетах оплаты труда при неполностью отработанном месяце. Причиной тому явилась неправильно настроенная бухгалтерская программа 1С. Таким образом, в 2018 - 2020 годах выявлено 26 случаев по указанным выше причинам недоначисления тьюторам оплаты в общей сумме 16 870,78 руб.; 13 случаев излишнего начисления в общем размере 8 476,82 руб.;

2) в МБОУ СОШ №77 установлено отсутствие компенсационных выплат за работу с детьми РАС в октябре-декабре 2020 года у 5 тьюторов. Общая сумма недоначислений составила 4 240,54 руб.;

3) в МБОУ СОШ №155 в нарушение ч.ч.1,3 ст.285 Трудового кодекса РФ, оплата труда 2 тьюторов, работавших по совместительству, производилась не пропорционально отработанному времени, а как за работу на полную ставку. Общая излишне начисленная сумма за сентябрь-декабрь 2020 года составила 60 305,4 руб.

В МАОУ ОЦ «Горностай» оплаты труда тьюторов при замещении отсутствующего по болезни (или другим причинам) педагогического работника производится из расчетной стоимости образовательного часа, что целесообразно отразить в Положении об оплате труда работников учреждения.

Учитывая результаты настоящей проверки, палата поддерживает предложения автономных некоммерческих организаций, оказывающих помощь людям и детям с РАС, а также общеобразовательных учреждений (высказанные в ходе проверки) о необходимости повышения поправочного коэффициента для обучающихся с РАС, нуждающихся в тьюторском сопровождении, применяемого к фонду оплаты труда в размере 4,84, согласно постановлению Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 №572-п «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

По результатам настоящей проверки палатой направлено 4 представления объектам проверки об устранении выявленных нарушений и информационное письмо начальнику департамента образования мэрии города Новосибирска. Письмом от 27.09.2021 Департамент образования мэрии обратился в Министерство образования Новосибирской области с просьбой рассмотреть возможность увеличения поправочных коэффициентов.

<< Вернуться к списку новостей