Новости

17.11.2021
Использование средств бюджета на демонтаж незаконно установленных нестационарных торговых объектов

             В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2021 год проведена проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, направленных на выполнение работ (оказание услуг) по демонтажу незаконно установленных нестационарных торговых объектов за 2019-2020 годы.

             Сложившаяся в городе система учета, контроля и демонтажа нестационарных объектов не позволяет вычленить из общего объема мероприятий объем финансирования, направленный только на нестационарные торговые объекты, в связи с чем, в рамках данной проверки рассматриваемый вопрос несколько расширен, для освещения объективной картины по сложившейся ситуации с демонтажем нестационарных объектов.

     По результатам контрольного мероприятия было установлено, что  для выполнения мероприятий в сфере размещения и демонтажа нестационарных объектов в проверяемом периоде, в той или иной степени были задействованы различные структурные подразделения мэрии города Новосибирска: департамент земельных и имущественных отношений, департамент промышленности, инноваций и предпринимательства, департамент строительства и архитектуры, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, департамент связи и информатизации мэрии города Новосибирска, администрации всех районов и округа города Новосибирска, подведомственные департаментам мэрии учреждения: МКУ «Городской центр наружной рекламы», МБУ «Городской центр организации дорожного движения» и МУП «Сибирское гостеприимство», межведомственные и административные комиссии.

     Наличие значительного количества задействованных структур приводит к размыванию ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Так, например, при хищении имущества с мест хранения (в учреждении, подведомственном департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии) претензии собственников объектов направляются в адрес департамента строительства и архитектуры мэрии или администрации районов города, как инициаторов и исполнителей демонтажа нестационарных объектов.

     В проверяемом периоде были перераспределены полномочия по демонтажу нестационарных объектов между департаментами мэрии, в связи с чем, из-за отсутствия надлежащего взаимодействия возникали многочисленные нарушения и проблемы с размещением нестационарных демонтированных объектов на хранение, их возвратом, взысканием оплаты за их демонтаж, обеспечение сохранности объектов на охраняемых территориях.

      В настоящее время хранение демонтированных нестационарных объектов осуществляется на земельных участках, выделенных бюджетному учреждению «Городской центр организации дорожного движения». Демонтаж таких объектов в 2020 и 2021 годах осуществляется, в основном, силами казенного учреждения «Городской центр наружной рекламы», материальная база которого не в полной мере готова для наращивания объемов работ по демонтажу данных объектов.

     Палатой отмечен слабый контроль департаментов мэрии за деятельностью подведомственных учреждений.

     По результатам контрольного мероприятия, установлены нарушения действующего на момент проверки законодательства в сфере закупок, невыполнение всех требований нормативной документации, регламентирующей деятельность по нестационарным объектам, ошибки и недочеты в бухгалтерском учете. Во всех проверенных объектах проверки, установлены факты неэффективного использования бюджетных средств, выполнение работ (услуг) без учета возможных рисков дополнительных расходов бюджета. Установлены факты оплаты работ (услуг) по завышенным ценам, а также оплата за невыполненный объем работ (не оказанных услуг).

    Кроме того, в результате применения неправомерно завышенной информации о площади мест хранения нестационарных объектов (по адресу ул. Полякова) муниципальные задания в 2018-2020 утверждались с нарушением постановления мэрии города Новосибирска № 7519 от 31.12.2015 «О Порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Новосибирска …….». Указанное нарушение привело в свою очередь к излишнему выделению бюджетному учреждению «Городской центр организации дорожного движения» субсидий в 2019-2020 годах на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в размере 3 584,0 тысяч рублей.

По информации, предоставленной департаментом земельный и имущественных отношений мэрии земельный участок площадью 13 952,0 кв. м., находящийся в муниципальной собственности города, еще в 2018 году в соответствии с постановлением мэрии № 1232 от 06.04.2018 был предоставлен Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску в постоянное (бессрочное) пользование для организации стоянки.

Проведенным осмотром мест хранения нестационарных объектов установлено, что переданный земельный участок площадью 13 952,0 кв. м (с кадастровым номером 54:35:013100:2) на момент проверки не используется и выглядит заброшенным.

   Не получены также доходы от оказания платных услуг (собственные доходы бюджетного учреждения «Городской центр организации дорожного движения») в части, касающейся нестационарных объектов, на общую сумму 653,0 тысяч рублей, в том числе:

   - не предъявлена стоимость за услуги хранение нестационарных объектов за 2019-2020 годы на сумму 251,0 тысяч рублей;

   - из-за неприменения штрафных санкций за невыполнение условий заключенных контрактов и договоров, недополучены доходы на сумму 402,0 тысяч рублей.

   Затягивание уполномоченными структурами мэрии вопроса по передаче невостребованных нестационарных объектов в муниципальную собственность, приводит к захламлению мест хранения, необходимостью содержать под эти объекты земельные участки за счет средств муниципального бюджета. Утилизация нестационарных объектов зачастую осуществляется не по рыночным ценам, так в результате заключения бюджетным учреждением «Городской центр организации дорожного движения» договоров на реализацию лома черных металлов по ценам ниже рыночных не поступило денежных средств на сумму 1 373,0 тыс. рублей.

   В целом по результатам контрольного мероприятия Палата считает, что в проверяемом периоде хорошие результаты достигнуты при выявлении незаконных нестационарных объектов (администрации районов), своевременности принятии решений комиссией и оповещении собственников о необходимости принятия мер по нестационарным объектам на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

     В тоже время, отмечено недостаточно скоординированное взаимодействие и многочисленные нарушения на этапе выполнения работ, перемещения демонтированных объектов на места хранения и само обеспечение сохранности объектов на охраняемых территориях, своевременное проведение мероприятий по оформлению нестационарных объектов (бесхозяйного имущества) в муниципальную собственность, утилизация при невозможности другого использования.

           В связи с этим, Палатой было рекомендовано усилить работу по взаимодействию структурных подразделений мэрии на всех этапах выполнения работ, связанных с нестационарными объектами.

   Также по результатам проведенного контрольного мероприятия, Палатой установлены пробелы в правовом регулировании вопросов, связанных с размещением и демонтажем незаконно установленных нестационарных объектов. В целях выполнения мероприятий по созданию комфортной городской среды, а также в преддверии чемпионатов мира по волейболу и хоккею, требуется принятие правовых актов города Новосибирска, регламентирующих:

    - первое - соответствие (несоответствие) нестационарного торгового объекта внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Новосибирска, отсутствие нормативного акта о требованиях к внешнему облику (дизайн-регламент) нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания приводит к различным вариантам исполнения нестационарных объектов, которые редко соответствуют внешнему архитектурному облику сложившейся застройки;

   - второе - порядок, методику расчета затрат по демонтажу нестационарных объектов, что позволит достоверно рассчитать сумму расходов, предъявляемую владельцу объекта для возмещения расходов бюджета, в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска № 1336 от 29.04.2015 года;

   - третье - порядок процесса утилизации при демонтаже нестационарных объектов, который позволит сократить: количество находящихся на хранении нестационарных объектов; потребность в площадках для их хранения и соответственно сократить расходы бюджета города, а также позволит получать дополнительные доходы.

      Кроме того, Палатой предложено разработать нормативный документ или внести изменения в Правила благоустройства на территории города Новосибирска и в Положение о нестационарных объектах, установив параметры, по которым допускается (не допускается) размещение нестационарных объектов на территории многоквартирных домов, а также определить алгоритм действий при установлении фактов размещения таких объектов на земельных участках многоквартирных домов (либо находящихся в собственности юридических лиц) с нарушением действующего законодательства.

  По результатам контрольного мероприятия в адрес мэра города направлено информационное письмо.

  В адрес департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, муниципальное казенное учреждение «Городской центр наружной рекламы», муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр организации дорожного движения» направлены представления об устранении установленных недостатков и нарушений.

    Также материалы проверки направлены в Прокуратуру города Новосибирска.

<< Вернуться к списку новостей