Новости

24.02.2022
Обследование деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным внутренним долгом

В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой проведено обследование деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным внутренним долгом города Новосибирска за 2020 и 2021 годы.

В соответствии со статьями 92.1, 107, 111, 114 БК РФ, с соблюдением ограничений, установленных данными статьями, решениями Совета депутатов о бюджете города ежегодно утверждаются: дефицит бюджета, верхний предел муниципального внутреннего долга, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям; устанавливается предельный объем размещения муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости; объем расходов на обслуживание муниципального долга.

В 2020 году бюджет города исполнен с дефицитом в сумме 480 млн. рублей при плане 1 246 млн. рублей, в 2021 году – с профицитом в сумме 350 млн. рублей при запланированном дефиците в сумме 700 млн. рублей.

С целью финансирования дефицита бюджета ежегодно разрабатывается программа муниципальных внутренних заимствований на соответствующий финансовый год.

По итогам 2020 года общая сумма привлечения средств превысила общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, и объемов погашения долговых обязательств. В связи с этим, в соответствии с пунктом 4 статьи 106 БК РФ, образовавшиеся на 1 января 2021 года остатки средств бюджета в сумме указанного превышения направлены на цели, предусмотренные ст. 96 БК РФ (финансирование дефицита бюджета), с сокращением предельного объема заимствований на текущий финансовый год.

Исполнение бюджета за 2020 год характеризуется снижением темпов роста долговых обязательств и ослаблением зависимости бюджета города от заимствований. С начала 2020 года муниципальный долг увеличился на 720 млн. рублей (3,3%) и на 1 января 2021 года составил 22,9 млрд. рублей. За 2021 год объем муниципального долга не изменился.

Объем муниципального долга не превышает ограничений, установленных статьей 107 БК РФ.

В анализируемом периоде муниципальный долг включал долг по муниципальным ценным бумагам, кредитам кредитных организаций и бюджетным кредитам, что свидетельствует о диверсификации долгового портфеля. Основным источником заимствований города являлись возобновляемые кредитные линии от коммерческих банков со сроками от 3 до 5 лет.

По итогам 2020 года средневзвешенная ставка по кредитному портфелю составляла 5,19% при средневзвешенном сроке около 5 лет.

По итогам 2021 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 6,95% годовых при средневзвешенном сроке около 3 лет.

В структуре муниципального внутреннего долга по видам заимствований отмечается рост доли задолженности по кредитам коммерческих банков при соответствующем снижении удельного веса долговых обязательств по муниципальным облигациям.

Расходы на обслуживание муниципального долга включают процентные платежи по кредитам коммерческих банков, по бюджетным кредитам, купонные выплаты по муниципальным облигациям и составили в 2020 году – 1 551 млн. рублей, в 2021 году - 1 711 млн. рублей, и не превышают ограничений, установленных статьей 111 БК РФ.

В анализируемом периоде департаментом финансов и налоговой политики проводилась работа по сокращению расходов на обслуживание муниципального долга.

Так, осуществлялось временное привлечение остатков средств со счетов муниципальных бюджетных и автономных учреждений, в 2020 году в общей сумме 600,0 млн. рублей, в 2021 году – 700,0 млн. рублей.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2020 и 2021 годах позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 37 млн. рублей и 65 млн. рублей, соответственно.

Для получения дополнительной ликвидности в анализируемом периоде проведены электронные аукционы на предоставление кредитных ресурсов для города.

По результатам проведённых электронных аукционов на предоставление кредитных ресурсов для бюджета города заключено 35 муниципальных контрактов с ПАО «Сбербанк» в общей сумме 17,5 млрд. рублей; 3 контракта с ПАО «Промсвязьбанк» в общей сумме 1,9 млрд. рублей и 1 контракт с Банком «Левобережный» на сумму 250,0 млн. рублей.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено методом сопоставимых рыночных цен. Все 39 аукционов признаны несостоявшимися по причине подачи одной заявки и муниципальные контракты заключены с единственным поставщиком на основании статьи 55 Федерального закона № 44-ФЗ.

По состоянию на 1 января 2022 года неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов составил 10 972 млн. рублей.

В 2020-2021 годах произведено погашение амортизационных частей облигаций муниципального займа в общей сумме 3,1 млрд. рублей.

В 2021 году Минфин Российской Федерации зарегистрировал условия эмиссии и обращения муниципальных облигаций города Новосибирска 2021 года, дающие право размещать ценные бумаги на сумму до 7,0 млрд. рублей на срок до 10 лет с амортизацией долга.

В связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой на финансовых рынках размещение муниципальных облигаций в 2021 году было признано нецелесообразным и перенесено на 2022 год.

Проведенный анализ относительных показателей, характеризующих долговую нагрузку бюджета города Новосибирска за период 2017-2021 годов, показал, что проводимые мэрией города мероприятия, привели к снижению коэффициента долговой нагрузки, его значение в 2021 году составило 0,83 – самое низкое за весь период.

В то же время, проводимая мэрией города Новосибирска долговая политика позволила достичь сначала замедления темпов роста, а по итогам исполнения бюджета города за 2021 год не допустить увеличения объема муниципального долга, что указывает на эффективность системы управления муниципальным долгом.

В соответствии со статьей 107.1 БК РФ с 2020 года министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области осуществляется оценка долговой устойчивости муниципальных образований Новосибирской области.

В анализируемом периоде в соответствии с приказами МФ и НП НСО город Новосибирск отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

При этом, по итогам исполнения бюджета за 2021 год город Новосибирск по двум показателям относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости, а по одному показателю – к группе с высоким уровнем долговой устойчивости.

Анализ динамики муниципального долга за 2020-2021 годы крупных городов Сибирского федерального округа – Новосибирска, Красноярска, Омска, Томска, Кемерово и Иркутска - показал следующее.

В половине группы анализируемых городов, за исключением Красноярска, Томска и Новосибирска отмечается рост муниципального долга в абсолютном выражении. При этом объем муниципального долга города Новосибирска за 2021 год не изменился.

У двух городов – Новосибирска и Красноярска – в 2021 году отмечается существенное снижение уровня муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов.

Таким образом, в условиях нестабильного финансового рынка осуществление строгого контроля за соблюдением ограничений, установленных бюджетным законодательством, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города, диверсификация структуры муниципального долга и оптимизация расходов на его обслуживание, поддержание высоких кредитных рейтингов городу Новосибирску и муниципальным ценным бумагам по международной и национальной шкалам, свидетельствует об эффективной деятельности мэрии города Новосибирска по управлению муниципальным долгом в анализируемом периоде.

По результатам проведенного обследования Палата предлагает мэрии города Новосибирска продолжить работу по сдерживанию роста муниципального долга и снижению расходов на его обслуживание.

<< Вернуться к списку новостей