Новости

24.02.2022
Использование средств бюджета города на информационное освещение деятельности ОМСУ

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палатой проведена проверка использования средств бюджета города Новосибирска, направленных на информационное освещение деятельности органов местного самоуправления, за 2018-2020 годы.

В соответствии с требованиями закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности … органов местного самоуправления» и согласно Уставу города, органы местного самоуправления обязаны обеспечить для населения доступ к информации о своей деятельности посредством опубликования в средствах массовой информации.

Информационное освещение осуществлялось за счет средств бюджета города и региональных субвенций. Бюджетные затраты составили 108,8 млн. рублей в 2018 году, 124,8 млн. рублей в 2019 году, 102,0 млн. рублей в 2020 году, с сокращением в проверяемом периоде на 6,4%.

Расходы в целях информационного освещения осуществляли 9 бюджетополучателей, в отношении которых и проведены контрольные мероприятия.

 

Сверкой платежных поручений с условиями контрактов, первичной учетной документацией, нормативными правовыми актами и регламентирующими документами нарушений не установлено.

Проверкой соблюдения целевого назначения платежей установлено нарушение в администрации Дзержинского района: в 2020 году оплачено 45,0 тыс. рублей за услуги обновления системы администрирования и технического сопровождения официального сайта администрации за счет субвенций из регионального бюджета на опеку и попечительство, обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних. В силу статьи 306.4 БК РФ, оплата расходов по организации работы сайта администрации является нецелевым использованием бюджетных средств, так как не соответствует целям, установленным в правовых актах и соглашении.

Проверкой контрактов нарушений в части установления условий не выявлено. Акты оказанных услуг, выполненных работ без нарушений, проверкой готовой продукции (результатов работ) и сверкой с актами оказанных услуг (выполненных работ) несоответствий не выявлено.

Установлено, что в администрациях Дзержинского, Октябрьского и Первомайского районов отсутствуют документы (переписка, коммерческие предложения) и материалы (скриншоты, фотографии, ссылки на сайты), обосновывающие установление цен контрактов, заключенных с единственным поставщиком. Цены не обоснованы, что не полностью соответствует ч.4 ст.93 Закона о закупках, поскольку заказчик обязан обосновать цену контракта и исходя из содержания контрактов, мог быть применен только метод сопоставимых рыночных цен.

 

Сравнительный анализ абсолютных и относительных значений объемов расходов показал, что данные расходы детально планировались и в течение трех лет расходы ежегодно составляли 49,5 млн. рублей, это 23,0% в совокупных кассовых расходах.

Охват Советом депутатом средств массовой информации при осуществлении закупок информационных услуг составил 26 организаций-контрагентов, это 93,5% СМИ-резидентов Новосибирска.

Удельный вес закупок, проведенных с применением конкурентных способов определения поставщика более 99%. В результате применения конкурентных способов и расторжений контрактов из-за меньшей фактической потребности, ежегодно присутствовала экономия бюджетных средств, с тенденцией к снижению.

Отмечена высокая степень дисциплины в экономическом документообороте, учете и внутреннем контроле.

 

Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссией осуществлялись расходы на освещение деятельности органов местного самоуправления, направленные на стимулирование избирательной активности граждан, посредством информационного наполнения официального сайта и выпуска тематических радиопрограмм «Территория права» в эфире радиоканала «Новосибирская городская волна».

Расходы осуществлялись за счет средств бюджета города, на основании контрактов, заключенных с единственным поставщиком, с тенденцией роста от 155,0 до 199,3 тыс. рублей, обусловленной проведением выборов различного уровня. Экономия бюджетных средств не формировалась.

 

Наибольший удельный вес в расходах департамента информационной политики на освящение деятельности органов местного самоуправления имели расходы на телевидение, с тенденцией роста. Так же, увеличились расходы на размещение информации в сети Интернет и в радиоэфире. Отмечено снижение расходов на информационное освещение как в целом на 12,4%, с 55,4 млн. рублей в 2018 году до 53,3 млн. рублей в 2019 году и до 48,5 млн. рублей в 2020 году, так и в части затрат на размещение информации в печатных изданиях, публикацию Бюллетеней. То есть деятельность ДИП мэрии осуществляется с учетом тенденций на медиарынке и, как следствие, привела к росту информированности населения.

В структуре закупок преобладали конкурентные способы определения поставщиков, около 98,0% с ростом доли конкурентных закупок. Отмечена экономия бюджетных средств в результате применения конкурентных способов определения поставщика и уменьшения объемных и стоимостных показателей ряда контрактов, с тенденцией к снижению.

 

МКУ Информагентство «Новосибирск» работает по трем основным направлениям: производство и размещение видеоконтента; вещание на радио; обеспечение работы и информационное наполнение сайта с дублированием в социальных сетях.

Расходы осуществлялись за счет средств бюджета и из поступлений от оказания платных услуг, 1/3 за счет бюджетной сметы к 2/3 за счет платных услуг в 2018 и 2019 годах, и обратная пропорция в 2020 году. Затраты, по сравнению с уровнем 2018 года снизились на 11,3%. Расходы осуществлялись на основании программ производственных работ, утвержденных ДИП мэрии и выполнялась в полном объеме, по всем направлениям.

Преобладали неконкурентные способы определения поставщика. Экономия не формировалась из-за выхода на торговую площадку только одного поставщика.

К началу проверяемого периода посещаемость сайта «Новосибирские новости», по данным Яндекс.Метрика, находилась на нижней точке спада, что было обусловлено, в том числе, переходом на новую концепцию, которая исключила размещение на сайте негативно эмоционально окрашенного контента, сделав акцент на информирования о деятельности ОМСУ и актуальных событиях. В 2019 году посещаемость активизирована и в 2020 году читательский интерес удержан, что указывает на эффективность мероприятий по популяризации собственных информационных продуктов.

 

Расходы МКУ «ХозУ» в части информационного освещения осуществлялись за счет средств бюджета города и включали 2 направления:

 1 – организация создания информационных брошюр и сопутствующей полиграфической продукции для собраний общественности об итогах работы мэрии, мэра, Совета депутатов – оплачены услуги по созданию дизайн-макетов и изданию брошюр, приглашений на городские собрания, календарей настольных, пакетов с символикой Новосибирска, закупки осуществлялись неконкурентным способом – у единственного поставщика, экономия бюджетных средств не формировалась. В целях проверки обоснованности цен, палатой были направлены обращения поставщикам о предоставлении пояснений причин изменения цен и получена консультация независимого специалиста, проведенные мероприятия подтвердили, что повышение стоимости обусловлено ростом рыночных цен;

2 – конкурентным способом определения поставщика проведено приобретение оборудования для модернизации аппаратно-студийного комплекса мэрии для производства качественных новостных программ, проведения интервью, дебатов, обсуждений вопросов горожан, комплекс размещен и используется в здании мэрии – загрузка около 5 часов ежедневно.

 

Расходы администраций районов и округа на информационное освещение производились в целях разработки, технической поддержки, сопровождения сайтов; производства теле- и видеопрограмм; издания газет, буклетов; организаций выставок и размещения информационных материалов в СМИ.

Расходы в проверяемом периоде:

- по администрации Дзержинского района возросли в 2,7 раза;

- по администрации Октябрьского района уменьшились на 23,0%;

- по администрации Первомайского района сократились в 8,1 раза;

- по администрации Центрального округа увеличились в 2,1 раза.

Увеличение расходов обусловлено увеличением объемов работ, услуг.

 

Для информирования задействованы все 4 вида СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Обеспечен максимальный информационный охват горожан с учетом сфер интересов и предпочтений, задействовано 99,1% медиарынка Новосибирска. Ожидаемый результат достигнут, доступность для горожан обеспечена.

Проведенной оценкой эффективности использования бюджетных средств в целях информационного освещения, расходы Совета депутатов, Муниципальной избирательной комиссии, департамента информационной политики и Информагентства «Новосибирск» признаны эффективными; расходы МКУ «ХозУ», администраций Октябрьского, Первомайского районов и Центрального округа – умеренно эффективными; эффективность расходов администрации Дзержинского района признана неудовлетворительной.

 

Палатой был проведен сравнительный анализ затрат на информационное освещение в городах-миллионниках.

Новосибирск имеет наибольшую численность населения, наибольшая доля затрат отмечена в Перми – 0,6%, наименьшая в Красноярске – 0,1%, в Новосибирске – 0,2% в расходах бюджета города в год выборов. Оценка по уровню расходов, приведенных через применение коэффициентов инфляции, показала, что затраты Новосибирска выше расходов на информосвещение Воронежа, Екатеринбурга, Красноярска, Омска, Ростова-на-Дону и на 53,0% ниже, чем в Перми. Распределение расходов Новосибирска наиболее сбалансированно, затраты осуществлялись практически в равных долях на освещение деятельности представительных и исполнительных ОМСУ. Распределение затрат, идентичное опыту Новосибирска, отмечено в Перми. Новосибирск является единственным городом, обеспечивающим информирование население посредством всех СМИ.

Расходы Новосибирска являлись непрограммными, осуществлялись по 6 подразделам бюджета, с тенденцией сокращения в проверяемом периоде на 6,4%.

 

В целях снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере информационного освещения деятельности, по результатам контрольного мероприятия, палатой направлены:

- Уведомление о применении бюджетных мер принуждения в адрес ДФиНП мэрии, во исполнение которого департаментом направлена заявка в УФК по НСО на возврат остатков прошлых лет, в размере 45,0 тыс. рублей на счет Минтруда и соцразвития Новосибирской области;

- Представление в адрес администрации Дзержинского района, во исполнение которого должностным лицам администрации строго указано на усиление внутреннего финансового контроля и недопустимость нарушений БК РФ;

- Информационное письмо на имя мэра города Новосибирска, в котором отмечена необходимость оценки эффективности расходов посредством установления индикаторов эффективности.

<< Вернуться к списку новостей