Анализ эффективности функционирования структуры мэрии города Новосибирска проводился Контрольно-счетной палатой за 2021 год.
Результативность деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, зависит от множества факторов (численности населения, структуры экономики, уровня социально-экономического развития, структуры местных администраций, точного разграничения полномочий между структурными подразделениями, исключения дублирования функций, полноты исполняемых функций, уровня квалификации муниципальных служащих и прочее).
Для мэрии характерна структура, состоящая из пяти направлений, каждое из которых, обеспечивает реализацию полномочий и решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ. Это:
- Экономика и финансы;
- Жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и благоустройство;
- Социальная политика;
- Безопасность;
- Организационное обеспечение деятельности мэрии, местного самоуправления.
Структура мэрии, в разрезе главных администраторов бюджетных средств, представлена 11 департаментами, 2 управлениями и 8 администрациями районов (округа по районам). Суммарный кадровый состав подразделений мэрии составляет 2 433,75 должности (из них 420,75 (17,3%) – должности немуниципальной службы), в том числе: 9% (218) – высшие и главные должности, 38% (926) – ведущие должности и 53% (1289,75) – старшие и младшие должности
Одним из показателей результативности работы муниципальной исполнительной власти является качество жизни в муниципальном образовании. Ежегодно институтом социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ проводится исследование качества жизни в 75 городах с населением более 250 тыс. человек, которое основывается на мнении горожан о различных сторонах их жизни, социологических исследованиях, данных Росстата и сведений из различных открытых баз данных.
В 2021 году, из 10 городов-миллионеров Новосибирск показывает средний уровень качества жизни и делит с Уфой 6-7 место. Наиболее проблемными отраслями, по мнению жителей являются:
- функционирование городского дорожного хозяйства (наибольшее недовольство вызывает качество автомобильных дорог и организация транспортного обслуживания)
- качество образования (на показатель повлияла, в том числе, недостаточная сеть образовательных учреждений);
- состояние экологической среды в городе (на показатель повлияла, в том числе, критическая ситуация с наличием несанкционированных свалок и утилизацией отходов);
- уровень дохода населения.
Данные исследования качества жизни подтверждаются и ежегодно проводимым Правительством Новосибирской области опросом жителей города в рамках реализации Постановления Правительства РФ № 1317 и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента РФ № 601.
Деятельность оценивается по трем критериям:
- удовлетворенность населения организацией транспортного обслуживания;
- удовлетворенность населения качеством автомобильных дорог;
- удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами: уровнем организации теплоснабжения (снабжения населения топливом), водоснабжения (водоотведения), электроснабжения, газоснабжения.
Кроме того, наибольшее количество обращений граждан в мэрию города Новосибирска, с устойчивой отрицательной тенденцией роста, отмечается по вопросам содержания и ремонта дорог (с 68% в 2019 году до 85% в 2021 году). Отмечен рост обращений граждан по вопросам охраны общественного порядка (прирост на 49,5%).
Проведенным анализом Палатой отмечен как негативный, так и позитивный опыт в деятельности мэрии города Новосибирска. Так, например, к позитивному можно отнести:
- Укрупнение аппарата управления административных единиц внутригородского деления – создание администрации Центрального округа путем слияния администраций Железнодорожного, Заельцовского и Центрального районов (1 января 2013), что позволило сократить штатную численность и, как следствие, расходы на содержание и оптимизировать использование муниципального имущества.
- Вывод отделов в администрациях районов из территориального подчинения в подчинение по отраслевому признаку – реализовано на примере отделов образования администраций районов и округа, переподчиненных департаменту образования мэрии. (Сентябрь 2021 года).
Данная оптимизация позволила сократить в целом штатную численность на 15%, 39 единиц (30%) низкооплачиваемых специалистов переведены на более высокооплачиваемые должности, без увеличения ФОТ.
Кроме того, реорганизация позволила устранить разрыв в вертикали управления муниципальной системой образования и улучшило качество предоставляемых муниципальных услуг.
Палата считает целесообразным, основываясь на позитивном опыте оптимизации отрасли «образование», рассмотреть вопрос о возможности реорганизации других сфер социальной направленности и на примере создания администрации Центрального округа – возможность объединения других администраций районов города в округа.
Как негативный фактор отмечено «размывание» ответственности за конкретные вопросы или объекты между несколькими ответственными, причем задействованы и департаменты мэрии и администрации районов (округа), что требует одновременного выделения и наличия ресурсов и финансирования сразу по двум направлениям: через ответственный департамент и через администрации.
Кроме того, отсутствие надлежащего контроля и правовых актов, детально регламентирующих взаимодействие между администрациями и структурными подразделениями мэрии, приводит как к длительному рассмотрению вопросов, так и к проведению одной и той же работы двумя подразделениями одновременно.
Так, например, функционал учреждений ДТиДБК мэрии дублирует функционал МКУ администраций, в части контроля за содержанием и уборкой улично-дорожной сети, а уход за зелеными насаждениями на территории города распределен между несколькими несвязанными между собой подразделениями мэрии и администрациями районов (округа).
В администрациях районов (округа) отмечен недостаток в работе системы внутреннего контроля – отсутствует формализованная система (закрепленная в локальном нормативном акте) по работе с сообщениями и жалобами жителей, нет закрепленного алгоритма регистрации, передачи поручений на их выполнение и проверки фактического их выполнения, что приводит к невозможности подтвердить факт реагирования и устранения негативных факторов.
Кроме того, среди функций администраций существуют профилактические беседы, разъяснения законодательства, рассмотрение жалоб, однако нет полномочий по принятию конкретных мер и эта работа не приносит ожидаемого результата.
Недостатки, связанные с исполнениями подразделениями администраций, возложенных на них полномочий, в том числе, приводят к дополнительным расходам бюджета города на выплаты пеней и штрафов, осуществляемые по решениям контролирующих органов или по решению суда.
По состоянию на 31.12.2021 мэрией осуществлялось оказание 75 муниципальных услуг, предоставление которых, в соответсвии с ФЗ, должно осуществляться в соответствии с административными регламентами, утверждаемыми постановлениями мэрии.
- в сфере образования – 2 услуги;
- в сфере социальной защиты населения – 20 услуг;
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 8 услуг;
- в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности – 40 услуг;
- в сфере транспорта и дорожного хозяйства, связи – 5 услуг.
По состоянию на 07.10.2022 не было утверждено 6 административных регламентов предоставления муниципальных услуг (2 в ДСА мэрии и по 1 в ДИПРИП, ДЧСиВАО мэрии и администрациях Первомайского и Октябрьского районов), а проведенными Палатой контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями установлены факты несоблюдения подразделениями мэрии утвержденных административных регламентов.
Всего за 2020-2021 годы рассмотрено 378,5 тысяч заявлений (запросов) о предоставлении муниципальных услуг, по которым принято 347,3 тысяч (91,8%) положительных решений (выданных документов, совершенных действий) по результатам предоставления муниципальной услуги (отказано по 25,8 тыс. заявлениям, поступило жалоб – 1445)
Анализ расходов мэрии на исполнение своих функций из расчета на одного работника в разрезе подразделений мэрии показал, что в среднем по всем подразделениям сумма расходов в год составила 962,5 тыс. рублей, в том числе расходы на оплату труда и страховые взносы – 898 тыс. рублей, или 93%.
Палатой проведена оценка эффективности деятельности подразделений мэрии города Новосибирска в соответствии с Методикой, разработанной совместно с кафедрой экономики труда и управления персоналом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Результаты деятельности районных администраций и мэрии рассмотрены в рамках четырех перспектив: финансовой, клиентской, процессной и ресурсной, соответственно и результаты деятельности районных администраций и мэрии разделены на четыре группы:
- К финансовым результатам деятельности отнесены: объем использованных бюджетных средств, покрытие расходов структурного подразделения фактически поступившими доходами, объем поступивших доходов (за исключением штрафов, санкций, возмещения ущерба), администрируемых районной администрацией и мэрией.
- К клиентским результатам деятельности отнесены: качество и своевременность предоставления муниципальных услуг, удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления.
- К процессным результатам деятельности отнесены: интенсивность труда, использование информационных ресурсов в процессе оказания муниципальных услуг, качество городской среды.
- К ресурсным результатам отнесены: ответственность должностных лиц, профессиональное развитие и дополнительное обучение сотрудников, заинтересованность сотрудников в качестве выполнения должностных обязанностей.
Были сформированы частные показатели эффективности деятельности структурных подразделений по каждой перспективе и совокупный итоговый показатель.
Для структурного подразделения, отнесенного по совокупной итоговой оценке к категории низкой и средней эффективности деятельности, проведен анализ частных показателей эффективности, а также показателей результатов деятельности, характер изменения которых может повысить итоговую оценку.
По финансовой перспективе слабым моментом в администрациях Октябрьского, Кировского и Ленинского районов, в ДИПРИП, ДЗиИО и ДСА мэрии является показатель полноты освоения бюджетных средств. Палатой рекомендовано проанализировать причины неполного освоения утвержденного объема бюджетных ассигнований: если причины отклонений связаны с неточностями планирования расходов, то принять меры по более точному составлению бюджета на плановый период; если причина в невыполнении плана мероприятий, то выработать управленческие решения, направленные на недопущение подобной ситуации.
В администрации Советского района, в ДСА и ДКСиМП мэрии наблюдается невыполнение плана по формированию доходной части бюджета, при исключении неточностей планирования, необходимо продумать мероприятия, направленные на увеличение поступления доходов, администрируемых соответствующими подразделениями.
По клиентской перспективе выявлена проблема с оценкой удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления. Подразделения мэрии не осуществляют сбор подобных оценок, однако это важно с точки зрения получения обратной связи от населения и характеристики качества муниципальных услуг. Кроме того, этот показатель входит в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента № 607. Проблема подтверждена и анализом поступающих в мэрию обращений – увеличилось количество обращений по тематике «государство, общество, политика» на 98,6%, в основном за счет вопросов по порядку рассмотрения поступающих жалоб и обращений.
Палатой рекомендовано обеспечить сбор данных в разрезе клиентских показателей в целях оценки удовлетворенностью населения качеством предоставления муниципальных услуг.
По процессной перспективе Палатой рекомендованы управленческие мероприятия, по повышению эффективности организации деятельности департаментов (управления) – активизировать участие сотрудников в процессе совершенствования информатизации и обеспечить документальную фиксацию данных предложений.
Мероприятия для администраций районов (округа):
- организовать широкое информирование сотрудников о необходимости участвовать в процессе совершенствования информатизации в администрации;
- организовать систему документальной фиксации предложений сотрудников;
- активизировать вовлечение сотрудников в совершенствование информационных процессов;
- усилить активность в направлении создания благоприятной городской среды на закрепленных территориях.
По ресурсной перспективе, по итогу анализа оплаты труда муниципальных служащих, Палата считает целесообразным рассмотрение вопроса о повышении уровня оплаты труда по ведущим, старшим и младшим должностям муниципальной службы. Кроме того, необходимо инициирование проведения мероприятий по профессиональному развитию и дополнительному обучению работников всех подразделений мэрии и выявления прочих причин текучести персонала с целью разработки управленческих решений, направленных на стабилизацию кадрового состава.