Экспертиза отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2022 год

Экспертиза отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2022 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2022 год (далее – Заключение) подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Для проведения внешней проверки в соответствии со статьей 19 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, в Палату представлены:

  • бюджетная отчетность города Новосибирска за 2022 год (далее – Отчет об исполнении бюджета), иная бюджетная отчетность;
  • формы годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов средств бюджета города Новосибирска (далее – ГАБС).
При подготовке Заключения использованы также материалы и результаты тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой. Кроме того, в работе над заключением использовались прочие документы и материалы, содержащие информацию и характеризующие исполнение бюджета города за 2022 год.

Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2022 году происходило под влиянием изменившихся внешних и внутренних условий развития экономики (санкционное давление со стороны «недружественных стран», значительное ограничение по внешнеэкономической деятельности, резкое повышение ключевой ставки Центрального банка в период марта - мая 2022 года). Для нивелирования негативных последствий ухудшения экономической ситуации Правительством РФ был принят комплексный пакет мер по стабилизации экономической ситуации в стране, для поддержки бизнеса, снижения социальной напряженности.

По итогам 2022 года социально-экономическая ситуация в Новосибирске оценивается как устойчивая.

Большинство основных показателей социально-экономического развития города по итогам 2022 года сохранили положительную динамику.

Индекс промышленного производства по Новосибирской области за 2022 год составил по отношению к уровню 2021 года 100,3% (за 2021 год – 113,7%). По Российской Федерации индекс промышленного производства в 2022 году составил 99,4% (за 2021 год – 106,3%).

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за 2022 год составили 107 591,0 млн. рублей. Индекс физического объема составил 86,4% по отношению к 2021 году (в 2021 году по отношению к 2020 году – 96,8%). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций были собственные средства – 51,1% общего объема инвестиций в основной капитал. В объеме привлеченных средств средства бюджетов всех уровней составили 32,1%.

В строительной отрасли в 2022 году отмечается положительная динамика, объем строительных работ за январь-декабрь 2022 года вырос на 24,0% к уровню аналогичного периода 2021 года в сопоставимой оценке.

В 2022 году на территории города введено в эксплуатацию общей площади жилых помещений с учетом индивидуального строительства 1 298,2 тыс. кв. м, что составило 103,1% к уровню 2021 года (1 259,4 тыс. кв. м).

Оборот розничной торговли в 2022 году сложился в размере 329 177,8 млн. рублей, что на 5,3% больше, чем в соответствующем периоде 2021 года.

Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними организациями в 2022 году, составил 97 970,0 млн. рублей, что на 3,1% больше уровня 2021 года.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2022 года работникам крупных и средних организаций, по предварительным данным составила 67 034,7 рубля. По сравнению с январем-декабрем 2021 года она увеличилась на 13,9%. Реальный размер заработной платы (с учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению) увеличился на 0,1%.

Сводный индекс потребительских цен в Новосибирской области в декабре 2022 года по отношению к декабрю 2021 года составил 110,4%, за период – декабрь 2021 года к декабрю 2020 года данный показатель составлял 109,2%, что свидетельствует о повышении на 1,2 процентных пункта инфляционной нагрузки.

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате, по состоянию на 01.01.2023 суммарная задолженность составила 7,3 млн. рублей. Вся сумма задолженности приходится на строительные организации.

Численность официально зарегистрированных безработных к концу декабря 2022 года составила 4 789 человек, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,51% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, в 2021 году аналогичный показатель составлял 1,1%.

Численность населения города Новосибирска на 1 января 2023 года составила 1 635,3 тыс. человек (с учетом данных Всероссийской переписи населения).

Демографическая ситуация в городе Новосибирске в январе-декабре 2022 года характеризовалась общей убылью населения на фоне естественной убыли и сокращением миграционного прироста.

В 2022 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 97,5% (67 307 835,4 тыс. рублей), расходной части - на 96,6% (67 688 474,3 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 380 638,9 тыс. рублей.

Положительная динамика налоговых и неналоговых доходов в 2022 году привела к увеличению коэффициента бюджетной результативности на 9,9%, по сравнению с уровнем 2021 года, который составил 20 134,1 рубля/человека.

Снижение коэффициента автономии свидетельствует о сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от средств бюджетов других уровней.

В 2022 году сохраняется рост коэффициента бюджетной обеспеченности, который составил 41 392,1 рубля/человека (в 2021 году – 35 384,4 рубля/человека), что обусловлено увеличением расходов бюджета города.

Рост объема муниципального долга на 1,4% обусловил увеличение долговой нагрузки на 0,5% до 14 187,0 рублей на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск), в 2022 году город Новосибирск занимает третье место в рейтинге.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города.

Палатой проведен анализ устойчивости и сбалансированности бюджета города Новосибирска за период 2018-2022 годов. В качестве способа оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджета была использована методика, утверждённая приказом Минфина РФ от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов» по группе индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов».

Анализ полученных данных свидетельствует о сохранении уровня сбалансированности и устойчивости бюджета. Суммарное количество баллов (20) осталось на уровне 2020 и 2021 годов и является максимальным за период 2018-2022 годов.

Стабильность оценки сбалансированности и устойчивости бюджета обусловлена низким объемом дефицита бюджета в 2020 и 2022 годах и исполнением бюджета города с профицитом в 2021 году, а также отсутствием просроченной кредиторской задолженности.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.12.2021 № 246 «О бюджете города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города утвержден в сумме 69 064 032,1 тыс. рублей, расходов – 70 075 415,4 тыс. рублей, дефицит бюджета – 1 011 383,3 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2022 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 69 034 239,2 тыс. рублей, по расходам – 70 045 622,5 тыс. рублей, что меньше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 29 792,9 тыс. рублей.

Показатели плановых назначений по доходам и сводной бюджетной росписи уменьшены на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, перераспределены бюджетные ассигнования в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ без внесения изменений в решение о бюджете.

В 2022 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 67 307 835,4 тыс. рублей или 97,5% от уточнённого плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 32 925 271,3 тыс. рублей, что составляет 100,2% от плана. Плановые назначения по доходам бюджета города Новосибирска на 2022 год не исполнены на 1 726 403,8 тыс. рублей (2,5%), в том числе по безвозмездным поступлениям - в объеме 1 807 427,2 тыс. рублей (5,0%) и по неналоговым доходам - на 26 642,7 тыс. рублей (0,4%). При этом, по данным Отчета мэрии плановые назначения перевыполнены по налоговым доходам - на 107 666,0 тыс. рублей (0,4%).

По сравнению с 2021 годом доходы бюджета города в 2022 году увеличились на 9 609 931,2 тыс. рублей (16,7%). Объем собственных доходов бюджета города в 2022 году, как и в предыдущем отчетном периоде, существенно вырос – на 3 234 084,3 тыс. рублей (10,9%). При этом выросли как налоговые доходы - на 2 630 333,2 тыс. рублей (10,8%), так и неналоговые доходы - на 603 751,1 тыс. рублей (11,2%). На положительную динамику налоговых доходов в отчетном периоде основное влияние оказал рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – на 2 739 376,7 тыс. рублей (16,7%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 450 800,0 тыс. рублей (17,7%). Наибольший рост поступлений неналоговых доходов отмечается по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – на 624 623,3 тыс. рублей (46,3%). Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде значительно возрос - на 6 375 846,8 тыс. рублей (22,8%) относительно 2021 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом уменьшилась на 2,6 процентных пункта и составила 48,9%. Сложившаяся в 2022 году динамика изменения объемов поступления доходов привела к снижению как доли налоговых доходов - на 2,1 процентных пункта (40,0% доходов бюджета), так и доли неналоговых доходов – на 0,5 процентных пункта (8,9%). При этом, зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (51,1%).

В сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск) в 2022 году город Новосибирск занимает 3-е рейтинговое место как по объему поступлений доходов бюджета на одного жителя с показателем 41 159,3 рубля/чел (рост на 15,6%), так и по аналогичному показателю в части собственных доходов бюджета – 20 134,1 рубля/чел (рост на 9,9%).

Приказом ДФиНП мэрии от 30.12.2022 № 314-од «О распределении доходной части бюджета города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – уточненный план) установлены плановые показатели по всем видам доходов по каждому главному администратору доходов бюджета.

На основании данных об исполнении кассового плана Палата вычислила среднюю ошибку планирования налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Среднемесячная ошибка планирования поступлений в целом налоговых и неналоговых доходов в 2022 году составила 8,3%. Точность прогнозирования показателей по основному источнику налоговых доходов – НДФЛ – при этом ниже - среднемесячная ошибка планирования поступлений - 14,3%.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2023 года составила 4 350 175,2 тыс. рублей, из которой 790 927,6 тыс. рублей (18,2%) - задолженность по налоговым доходам и 3 559 247,6 тыс. рублей (81,8%) – просроченная задолженность по неналоговым доходам.

Задолженность за 2022 год по налогам выросла - на 31 536,2 тыс. рублей (4,2%), а по неналоговым платежам уменьшилась - на 674 975,7 тыс. рублей (15,9%). Общее снижение задолженности составило 643 439,5 тыс. рублей (12,9%).

Сумма сложившейся просроченной дебиторской задолженности составляет 13,2% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2022 год. Относительно сумм поступлений за 2022 год, доля задолженности по налоговым доходам составляет 2,9% от общей суммы поступлений по налоговым доходам. В свою очередь, доля задолженности по неналоговым доходам составляет 59,3% от общей суммы поступлений по неналоговым доходам.

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2022 году осуществлялось на чуть менее высоком уровне, из 44 главных администраторов доходов 38 администраторов (86,4%) выполнили либо перевыполнили плановые показатели (в 2021 году 50 ГАДБ из 56).

Из 22 ГАДБ (структурных подразделений мэрии) в 2022 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 3 ГАДБ (в 2021 году – 2 из 21).

Фактическое поступление налоговых доходов составило 26 918 772,2 тыс. рублей или 100,4% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2022 году - рост к уровню 2021 года составил 2 630 333,2 тыс. рублей или 10,8%.

В результате внесения изменений плановый показатель по налоговым платежам, уплачиваемым населением и юридическими лицами, увеличен на 2 019 531,1 тыс. рублей (8,1%) и составил 26 811 106,2 тыс. рублей.

Перевыполнение уточненного плана по налоговым доходам составляет 107 666,0 тыс. рублей (0,4%). Уточненный план перевыполнен по всем видам налоговых поступлений, за исключением транспортного налога (недовыполнение на 48,8 тыс. рублей или на 0,01%).

Наибольший объем перевыполнения отмечается по налогу на доходы физических лиц – на 94 504,0 тыс. рублей (0,5%) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 8 946,0 тыс. рублей (0,3%).

В отчетном году, как и в предыдущих периодах, наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей составляет НДФЛ (71,2%), доля которого выросла по сравнению с 2021 годом на 3,6 процентных пункта.

В отчетном периоде поступления от НДФЛ составили 19 159 260,8 тыс. рублей, в том числе НДФЛ в части суммы налога, превышающей 650 тыс. рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 млн. рублей – 2 314 949,6 тыс. рублей, или 100,5% от уточненного плана. По сравнению с 2021 годом объем поступлений налога увеличился на 2 739 376,7 тыс. рублей (16,7%). Первоначальный план в течение года был увеличен на 1 462 560,0 тыс. рублей или на 8,3%.

Темп роста НДФЛ во все уровни бюджета в отчетном году остался на высоком уровне – 116,7% (в 2021 году – 115,6%).

Так же, в 2021 году темп роста НДФЛ выше на 2,0 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за январь – декабрь 2022 года по данным Новосибирскстата (114,7%).

Кроме того, отмечается существенный рост поступлений НДФД в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, - на 963 599,4 тыс. рублей (71,3%).

Согласно информации УФНС по НСО (отчет 65-н) сумма задолженности перед бюджетом города по НДФЛ по состоянию на 01.01.2023 составляет 151 957,1 тыс. рублей, что выше аналогичных показателей 2021 года на 60,1%. Рост недоимки обусловлен, в том числе увеличением предельных сроков направления требования об уплате налогов на 6 месяцев; запретом на применение мер принудительного исполнения по задолженности предыдущих периодов до 01.10.2022; запретом на взыскание задолженности за счет денежных средств сумм равных прожиточному минимуму.

Уточненные плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выполнены в сумме 2 992 146,0 тыс. рублей или на 100,3%.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города увеличен на 194 626,2 тыс. рублей (на 7,0%).

По сравнению с 2021 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений - на 450 800,0 тыс. рублей или на 17,7%, что обусловлено переходом налогоплательщиков с ЕНВД на УСН.

Поступления в бюджет от уплаты земельного налога составили 100,0% к уточненному плановому показателю или в абсолютном выражении - 2 326 873,5 тыс. рублей, в том числе земельный налог с организаций – 2 093 712,9 тыс. рублей, с физических лиц – 233 160,6 тыс. рублей. В течение отчетного периода плановые назначения увеличены на 312 615,5 тыс. рублей (15,5%).

Поступления земельного налога по сравнению с 2021 годом значительно уменьшились - на 482 448,8 тыс. рублей (17,2%), что обусловлено снижением налоговой базы ввиду изменения кадастровой стоимости.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 981 571,5 тыс. рублей (100,1% от уточненных плановых назначений). По сравнению с 2021 годом поступление налога увеличилось на 108 382,7 тыс. рублей или на 12,4% в связи с ростом начисленной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением повышенного корректирующего коэффициента.

В течение 2022 года плановые назначения скорректированы в сторону увеличения на 38 600,0 тыс. рублей (4,1%).

Согласно информации УФНС по НСО недоимка по налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2023, увеличилась относительно уровня 2021 года на 4,7 % и составила 293 263,3 тыс. рублей. При этом, за 2022 год удельный вес недоимки к объему начисленных платежей снизился на 1,8 процентных пункта и составил 28,3%. Взыскание задолженности является потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет города.

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее – ПСН), составило 475 267,6 тыс. рублей или 100,0% от уточненных плановых назначений. Первоначальный план уменьшен на 15 222,0 тыс. рублей, или на 3,1%. По сравнению с 2021 годом поступление налога увеличилось на 44 141,4 тыс. рублей, или на 10,2%, что обусловлено увеличением количества выданных патентов за 2022 год, в том числе, связанного с переходом налогоплательщиков с ЕНВД на ПСН.

Уточненные плановые назначения по транспортному налогу выполнены в сумме 416 351,8 тыс. рублей или на 100,0%, в том числе по транспортному налогу с организаций – в сумме 102 080,5 тыс. рублей, с физических лиц – в сумме 314 271,2 тыс. рублей.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города увеличен на 26 945,6 тыс. рублей (на 6,9%).

По сравнению с 2021 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений - на 30 652,8 тыс. рублей или на 7,9%.

При этом, по информации УФНС по НСО, недоимка по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2023 составила 157 131,1 тыс. рублей. По сравнению с недоимкой по состоянию на 01.01.2022 произошло ее снижение на 11 378,8 тыс. рублей, или на 6,8%.

В совокупности доходы от пошлин поступили в сумме 366 418,9 тыс. рублей или 100,0% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2021 годом доходы от госпошлин уменьшились на 1 464,4 тыс. рублей (0,4%).

Поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в 2022 году составило 193 698,4 тыс. рублей, или 101,4% от уточненных плановых назначений.

Плановые назначения представлены Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области исходя из протяженности автодорог 3 298,3 км и норматива отчислений в бюджет города от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в областной бюджет, на 2022 год в размере 2,23652%.

В 2022 году в бюджет города поступило 9 925,3 тыс. рублей единого сельскохозяйственного налога, уточненные плановые назначения исполнены на 100,0%. По сравнению с 2021 годом отмечается рост поступлений в 2,7 раза.

В отчетном периоде в связи с отменой единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года из бюджета города в отчетном периоде возвращена излишне уплаченная сумма налога в объеме 2 880,8 тыс. рублей.

Неналоговые доходы составили 6 006 499,1 тыс. рублей (99,6% от уточненного плана). Первоначальный план по неналоговым доходам увеличен на 449 709,6 тыс. рублей или на 8,1%.

В 2022 году отмечается значительный рост поступления неналоговых доходов - по сравнению с 2021 годом объем неналоговых доходов увеличился на 603 751,1 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет 11,2%. При этом, отмечается разнонаправленная динамика поступлений - рост наблюдается по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 624 623,3 тыс. рублей (46,3%), доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 312 501,4 тыс. рублей (63,9%) и платежам при пользовании природными ресурсами – на 51 594,8 тыс. рублей (в 3,4 раза), в тоже время, поступления сократились по доходам от использования имущества – на 368 023,1 тыс. рублей (13,5%) и от продажи материальных и нематериальных активов – на 12 398,3 тыс. рублей (1,5%).

В структуре неналоговых доходов в отчетном периоде доля основного бюджетообразующего источника неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, снизилась на 11,2 процентных пункта и составила 39,3%. Также снизился удельный вес доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 1,7 процентных пункта до 13,3%. По всем остальным видам неналоговых доходов отмечается рост их удельного веса в общем объеме неналоговых доходов: наиболее существенно выросла доля доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – на 7,9 процентных пункта и доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба - на 4,2 процентных пункта.

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 1 749 356,3 тыс. рублей и составили 96,6% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2021 годом доходы от аренды земли уменьшились на 444 054,6 тыс. рублей (20,3%), что обусловлено выбытием земельных участков из арендных отношений.

Поступления в бюджет города составили по действующим договорам аренды – 1 520 483,5 тыс. рублей и право аренды с торгов – 228 557,6 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом доходы от аренды земли по действующим договорам уменьшились на 505 759,4 тыс. рублей (25,0%), а доходы бюджета от продажи права на заключение договоров аренды земли выросли на 61 389,6 тыс. рублей (36,7%).

Количество действующих договоров аренды земельных участков по состоянию на 01.01.2023 уменьшилось на 113 единиц относительно соответствующего периода 2021 года, и составило 15 657 единиц. Площадь аренды составляет 2 945 га, что составляет 12,1% земельных ресурсов города Новосибирска, находящихся в пользовании и владении юридических и физических лиц.

За 2022 год предоставлено 25 земельных участков путем проведения торгов площадью 19,3 га (в 2021 году – 26 земельных участков площадью 16,4 га).

В 2022 году произведено списание дебиторской задолженности в сумме 375 116,9 тыс. рублей, в том числе: признанной безнадежной к взысканию, по 64 договорам аренды в сумме 234 206,5 тыс. рублей (в 2021 году - по 77 договорам аренды в сумме 158 968,8 тыс. рублей), а также сомнительной задолженности по 49 договорам в сумме 140 910,4 тыс. рублей (в 2021 году - по 129 договорам в сумме 245 631,9 тыс. рублей).

Просроченная дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2023 уменьшилась на 546 775,5 тыс. рублей (14,3%) и составила 3 264 810,0 тыс. рублей, в том числе пени – 545 264,0 тыс. рублей.

По данным ДЗиИО мэрии по состоянию на 01.01.2023 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 46,1% от общей суммы задолженности. Нереальная к взысканию задолженность составляет 1 760 157,5 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 101,0%, фактически поступило в бюджет города 134 827,1 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 5 655,9 тыс. рублей (4,4%).

По данным ДЗиИО мэрии, являющегося администратором доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну, в 2022 году арендный нежилой фонд составлял 77,9 тыс. кв. м. Снижение арендного нежилого фонда (на 24,8%), доходы от которого поступают в бюджет города, объясняется приватизацией арендуемого имущества, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…», а также закреплением части площадей на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями и учреждениями, освобождением помещений под муниципальные нужды.

За 2022 год по результатам аукционов заключено 33 договора аренды муниципальных помещений площадью 3,8 тыс. кв. м, что больше, чем в 2021 году на 1,0 тыс. кв. м. Средний размер арендной платы за 1 кв. м в 2022 году увеличился на 2,4% относительно уровня 2021 года и составил 1 485,0 рублей.

Концессионная плата по заключенным соглашениям поступила в 2022 году в сумме 11 713,4 тыс. рублей, или 100,1% от уточненных плановых назначений.

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 67 896,1 тыс. рублей (100,2%). По сравнению с уровнем 2021 года поступление данных доходов в 2021 году увеличилось на 3 442,7 тыс. рублей (5,3%).

Просроченная задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда (свыше 2 месяцев) с учетом начисленной пени по платежу по данным Ассоциации некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов, за 2022 год возросла на 7 744,6 тыс. рублей (5,0%), до 161 932,5 тыс. рублей.

Это свидетельствует о недостаточном уровне проводимой претензионно-исковой работы, в том числе во исполнение распоряжения мэрии города Новосибирска от 26.12.2016 № 1163-р «Об обеспечении представления интересов муниципального образования города Новосибирска в судах по спорам о взыскании платы за содержание жилых помещений и задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска».

За 2022 год в бюджет поступило доходов от размещения рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, администрируемых ДСА мэрии, в размере 151 642,0 тыс. рублей (100,0% от утвержденного плана), что ниже уровня 2021 года на 12 864,3 тыс. рублей (7,8%).

Доходы от приватизации муниципального имущества, администрируемые ДЗиИО мэрии, поступили в объеме 220 673,1 тыс. рублей или 110,3% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2021 годом в доход бюджета поступило средств от приватизации муниципального имущества меньше на 133 956,2 тыс. рублей (на 37,8%).

По итогам приватизации было продано 56 объектов, включая 1 долю города Новосибирска в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости, на общую сумму дохода в бюджет 280 855,1 тыс. рублей. При этом в 2022 году площадь проданных объектов увеличилась на 5,2 тыс. кв. м (в 1,5 раза), а средняя стоимость 1 кв. м проданных объектов уменьшилась на 23,8% относительно прошлого отчетного периода и составила 20,5 тыс. рублей.

В 2022 году в бюджет города доходы от продажи земельных участков поступили в объеме 538 724,6 тыс. рублей, что составляет 104,9% от уточненных плановых назначений. В отчетном году доходов от продажи земельных участков поступило больше на 91 134,3 тыс. рублей (20,4%) по сравнению с 2021 годом.

Утвержденные бюджетные назначения по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства выполнены в сумме 1 974 643,4 тыс. рублей (99,3%).

Основной объем запланированных доходов от оказания платных услуг не дополучен от учреждений, находящихся в ведении ДО мэрии, – 18 948,0 тыс. рублей, в связи с фактическим поступлением средств от реализации путевок в оздоровительные лагеря МАУ «Форус» и за питание сотрудников в детских дошкольных учреждениях.

Доходы от компенсации затрат поступили в размере 861 087,7 тыс. рублей, что выше прошлогодних показателей на 574 362,5 тыс. рублей (в 3 раза). Рост поступлений по данному виду неналоговых доходов обусловлен большим периодом поступления выручки от перевозки пассажиров МКП ГЭТ в соответствии с муниципальным контрактом.

Поступления по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба составили 801 867,2 тыс. рублей (99,8%).

В 2022 году доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба по сравнению с 2021 годом поступило больше на 312 501,4 тыс. рублей (на 63,9%), что обусловлено поступлением платежей в целях возмещения ущерба, причиненного муниципальному имуществу, по иску о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка в сумме 560,5 млн. рублей в рамках уголовных дел или 69,9% всех поступлений.

Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами, запланированные в объеме 72 449,4 тыс. рублей, исполнены в сумме 73 203,0 (101,0%), в том числе: плата за негативное воздействие на окружающую среду – 72 720,4 тыс. рублей, плата за использование лесов – 482,6 тыс. рублей.

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 34 382 564,0 тыс. рублей (95,0%). В 2022 году темп роста безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней составил 123,0%.

Расходы бюджета города исполнены в 2022 году в объеме 67 688 474,3 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 18,0% - в номинальном выражении и на 7,6% - в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 96,6%, что выше уровня 2021 года на 0,9 процентных пункта.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила в 2022 году 51,0%, что свидетельствует о высоком уровне финансовой зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля расходов «социальных» разделов уменьшилась по сравнению с 2021 годом на 3,3 процентных пункта и составила 64,4% в общих расходах бюджета (в 2021 году – 67,7%), в основном за счет снижения доли расходов на «Образование». Исполнение всех «социальных» разделов выше уровня исполнения расходной части бюджета в целом, при этом все обязательства по выплате заработной платы, финансированию учебных расходов и обеспечению школьников начальных классов горячим питанием выполнены в полном объеме.

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов за исключением раздела 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга».

Исполнение ниже среднего уровня (96,6%) сложилось по разделам: 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 91,9%; 0400 «Национальная экономика» - 96,5%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2022 году на обеспечение конкретных положений указов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 18 258 981,5 тыс. рублей, исполнение составило 17 409 263,0 тыс. рублей (95,3%).

Анализ исполнения Указов Президента РФ (по данным Росстата) показал, что мероприятия, проводимые в целях повышения оплаты труда работников в 2022 году, позволили достигнуть по всем категориям работников установленные целевые индикаторы, предусмотренные «дорожной картой», за исключением социальных работников (99,9% при установленном значении 100,0%), работников учреждений культуры (97,5% при установленном значении 100,0%), педагогических работников учреждений, оказывающих социальные услуги детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей (97,4% при установленном значении 100,0%) и врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (при установленном значении 200,0% фактические значения показателя у ДСП мэрии, ДКСиМП и ДО мэрии составили – 199,4; 178,9 и 196,6%, соответственно).

По данным ГРБС в 2022 году начисление среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников производилось в соответствии с целевыми ориентирами, доведенными письмами заместителя губернатора НСО от 16.06.2022 № 169-08/5-Вн «О прогнозных значениях показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности» и министерством труда и социального развития НСО от 11.11.2022 № 12046-03-01-11/40, где значение показателя на 2022 год «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)» установлено в размере 44 203,0 рубля. Данный размер среднемесячной начисленной заработной платы достигнут по всем категориям работников, за исключением врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги, учреждений, подведомственных ДКСиМП.

За январь-декабрь 2022 года, по данным ГРБС, наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2021 годом.

По данным ДО мэрии, фактическое значение показателя удовлетворенности местами в ДДОУ детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на 01.01.2023 составляет 97,1%, для детей в возрасте от трех до семи лет – 100,0%.

В отчетном году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Общий объем финансирования национальных проектов составил 4 842 934,0 тыс. рублей (94,9%), в том числе: за счет средств федерального бюджета – 1 987 161,4 тыс. рублей, областного бюджета – 1 699 165,8 тыс. рублей, за счет средств ГК «Фонда содействия реформирования ЖКХ» – 859 873,5 тыс. рублей, за счет средств бюджета города – 296 733,3 тыс. рублей.

Из 13 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в бюджете города предусмотрено финансирование 5 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Культура».

Для создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет в рамках национального проекта «Демография» в 2022 году ДСА мэрии выделены бюджетные ассигнования для строительства здания детского сада по ул. Гребенщикова, 4 в Калининском районе с наполняемостью 320 мест, который планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 году.

Показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 85,1% (в 2021 году – 61,1%).

В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные средства направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2022 году введено в эксплуатацию здание школы по проезду Детскому, 10 в Советском районе на 1 100 мест. Кроме того, начато строительство здания школы с бассейном по ул. Тургенева, 84 в Октябрьском районе на 975 мест. Плановый срок сдачи объекта - 2023 год.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что в 2022-2023 учебном году в 167 из 200 (83,5%) учебных заведений обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 72 013 детей (34,9%), в 2021-2022 учебном году таких учебных заведений было 82,8%. Число детей, обучающихся во вторую смену, в 2022-2023 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом возросло на 3 408 учащихся (5,0%).

Палата отмечает, что из 200 образовательных учреждений, на капитальный ремонт в 2022 году были закрыты 4 общеобразовательных учреждения: МБОУ СОШ № 167 по ул. Добролюбова, 233; МБОУ СОШ № 146 по ул. Аксенова, 54; МАОУ «Лицей № 159» по ул. Северная, 31; МБОУ СОШ № 61 по ул. Иванова, 9.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» бюджетные средства направлены на:

благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

благоустройство общественных пространств - работы по сохранению естественной экосистемы парка культуры и отдыха «Заельцовский парк»;

переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу (расселили 805 человек, которые проживали в жилых помещениях площадью 11 825,9 кв. м);

на строительство ливневого коллектора по ул. Порт-Артурская до очистных сооружений для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и «Ереванский».

Одной из целей национального проекта «Безопасные качественные дороги» является увеличение доли автомобильных дорог города Новосибирска, соответствующих нормативным требованиям.

По данным ДТиДБК мэрии по состоянию на 01.01.2023 в нормативном состоянии находится 63,36% от общей протяженности автомобильных дорог, входящих в национальный проект.

В рамках нацпроекта «Культура» в отчетном году продолжена реконструкция здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра (объект сдан), выполнен капитальный ремонт дополнительного помещения для МБУДО ДМШ № 5 по адресу: ул. Дмитрия Донского, 11/1, произведено оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами МБУДО ДМШ № 1, а также выполнено переоснащение муниципальных библиотек по модульному стандарту.

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 6 253 753,0 тыс. рублей (93,4% от плана) и составили 9,2% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений выросли на 30,1%, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета увеличилась на 0,8 процентных пункта.

Основную долю капитальных вложений в 2022 году составляли расходы, направленные на строительство и реконструкцию зданий школ и детских садов; на строительство (приобретение) жилья, на строительство автодорог и капитальные вложения в сфере транспорта – 26,5; 21,9; 21,1 и 18,8%, соответственно. Расходы, направленные на капитальные вложения в объекты коммунального строительства и на реконструкцию (строительство) зданий учреждений культуры составили 6,9% и 4,7% от общего объема капитальных вложений, соответственно. Доля капитальных вложений, направленных на приобретение нежилого помещения для муниципальных нужд, составила 0,1%.

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет собственных средств бюджета города составило 83,9%, ГК «Фонда содействия реформирования ЖКХ» - 94,7%, областного и федерального бюджетов – 93,6% и 100,0%, соответственно.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2022 год в решениях комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованных мэром города Новосибирска, соответствуют перечням объектов и объемам финансирования, предусмотренных решением бюджете на 2022 год.

В то же время, в нарушение положений раздела 3 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 (далее – Порядок осуществления капитальных вложений), бюджетные инвестиции в отдельные объекты капитальных вложений в 2022 году осуществлены ДСА мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЭЖКХ города при отсутствии подготовленных правовых актов мэрии.

Программные расходы бюджета в отчетном году составили 59 935 539,5 тыс. рублей (96,7% от плана), или 88,5% от общих расходов бюджета города. На реализацию мероприятий муниципальных программ (далее – МП, Программы) за счет средств бюджета города направлено 27 793 769,0 тыс. рублей (98,8% от плана), за счет межбюджетных трансфертов – 32 141 770,5 тыс. рублей (95,0% от плана).

В 2022 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 24 МП.

Анализ реализации муниципальных программ показал, что в 2022 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0%) по 11 из 24 МП.

В соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 (далее – Порядок) муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Однако, в нарушение данных требований объемы финансирования МП «Профилактика правонарушений на территории города Новосибирска» не приведены в установленный срок (до 01.04.2022) в соответствие с решением Совета депутатов от 22.12.2021 № 246 «О бюджете города Новосибирска на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».

Палата отмечает отсутствие единообразного подхода при определении планового объема финансового обеспечения реализации мероприятий МП, в случае, когда объемы бюджетных ассигнований, утвержденные в решении о бюджете, отличаются от установленных сводной бюджетной росписью.

Так, объемы финансирования МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы, МП «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» за 2022 год по состоянию на 01.04.2023 соответствуют объему бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью (по состоянию на 01.01.2023) и не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в решении о бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ в 2022 году.

В свою очередь, объемы финансирования МП «Развитие транспорта и дорожно-благоустраительного комплекса на территории города Новосибирска», МП «Формирование современной городской среды», МП «Жилищно–коммунальное хозяйство города Новосибирска» приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в решении о бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ в 2022 году и не соответствуют объему бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2023. Также при проведении оценки эффективности и формировании отчета о ходе реализации данных МП (в части финансового обеспечения) показатели сводной бюджетной росписи не использованы, что оказало негативное влияние на объективность оценки эффективности реализации МП.

Кроме того, Палата отмечает, что в случае, когда при проведении оценки эффективности реализации МП не используются показатели сводной бюджетной росписи, данные отчета о ходе реализации МП не соответствуют данным решения об исполнении бюджета города Новосибирска в части показателей уточненного плана.

По результатам проведенных Палатой экспертиз реализации МП в 2022 году установлено:

  • из 24 МП, реализация которых осуществлялась в 2022 году, 21 программа оценена разработчиками (ответственными исполнителями) на уровне «высокая эффективность»;
  • эффективность реализации МП «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» и МП «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» оценена на уровне «средняя эффективность»;
  • оценка эффективности реализации МП «Формирование современной городской среды» на уровне «средняя эффективность, с необходимостью корректировки МП» не объективна и недостоверна, так как при определении коэффициента финансового обеспечения МП использованы данные объема бюджетных ассигнований, утвержденные решением о бюджете, тогда как в случае применения показателей сводной бюджетной росписи оценка эффективности МП определяется на уровне «высокая эффективность»;
  • МП «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» (срок реализации 2021 – 2025 годы) признана утратившей силу с 01.01.2023, мероприятия по поддержке деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска включены в состав МП «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка инновационной деятельности в городе Новосибирске» со сроком реализации 2023 – 2025 годы, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 08.11.2022 № 4079;
  • отчеты о ходе реализации МП и аналитические записки к отчетам Программ: «Формирование современной городской среды»; «Развитие транспорта и дорожно-благоустраительного комплекса на территории города Новосибирска»; «Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска» содержат данные о плановых объемах финансового обеспечения МП, не соответствующие бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию мероприятий МП в 2022 году сводной бюджетной росписью;
  • аналитические записки к отчетам о ходе реализации МП в отношении большего числа МП не содержат информации, позволяющей определить фактический объем и перечень работ, выполненных в рамках мероприятий Программ, которые имеют обобщенные и укрупненные формулировки, отчеты о ходе реализации муниципальных программ и аналитические записки к отчетам не содержат информацию об исполнении планов реализации муниципальных программ, разработка которых предусмотрена п.п. 4.1.1 Порядка;
  • в отношении отдельных МП отмечены недостатки планирования значений показателей, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе исходных данных для их расчета при установлении плановых значений, либо об отсутствии со стороны разработчика качественного управления Программой, в части своевременной корректировки плановых значений показателей мероприятий Программы и целевых индикаторов в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией;
  • по ряду МП отмечено отсутствие очевидной взаимосвязи между ресурсным обеспечением, и степенью выполнения мероприятий Программ и фактическими значениями целевых индикаторов, отражающих степень решения задач и достижения целей соответствующей Программы, при этом, в аналитических записках к отчетам о ходе реализации Программ не приводится пояснений наличия указанного выше противоречия, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе данных при формировании набора целевых индикаторов при разработке проекта Программы, а также об отсутствии взаимосвязи между затратами и ожидаемыми результатами реализации Программы;
  • по ряду МП информация об источниках получения данных для определения целевых индикаторов указана в общем, без указания конкретного источника и периода их предоставления, при этом информация о ходе реализации МП также не содержит указания на источники получения данных и методику их расчета.
В целях совершенствования практики программно-целевого планирования ДСА мэрии - ответственному разработчику и исполнителю МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы, срок реализации, которой завершается в 2023 году необходимо своевременно организовать работу по формированию проекта новой МП, с учетом актуальных приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска, определенных в Стратегии, обеспечив при этом соблюдение принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах бюджета города составил 36,9% (в 2021 году – 37,6%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2022 году составил 25 825 604,0 тыс. рублей, что на 19,9% выше аналогичного показателя 2021 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составляет 62,5% (16 139 097,0 тыс. рублей), закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 22,5% (5 810 730,0 тыс. рублей), закупок малого объема (до 600,0 тыс. рублей) – 15,0% (3 875 777,0 тыс. рублей).

Электронный аукцион является доминирующей процедурой в структуре конкурентных способов проведения закупок, доля стоимостного объема закупок этим способом составляет 70,6% от общего объема конкурентных закупок. При этом в 2022 году наблюдается снижение объема закупок данным способом на 24,3% по сравнению с предыдущим годом. Количество контрактов уменьшилось на 7,6%.

В связи с внесением изменений в федеральное законодательство отмечается значительный рост объемов закупок, осуществленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - в 3,6 раза (установлены дополнительные случаи осуществления таких закупок), а также способом запроса котировок – в 13,6 раза (расширены возможности проведения запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан).

Также, в отчетном периоде наблюдается увеличение муниципальных закупок, осуществленных способом открытого конкурса - в 5 раз. Данный вид закупок позволяет определять большой набор критериев отбора для поставщиков. Расходы в 2022 году в основном направленны на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, в том числе на выполнение работ по разработке проектной документации.

Наиболее конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 4,2 заявки. На запрос котировок было подано в среднем 2,7 заявки. Наименее конкурентным являлся конкурс, на который в среднем подавалась 2,3 заявки. По сравнению с уровнем прошлого года общее количество заявок увеличилось на 6,1%.

В разрезе отраслевых департаментов, управлений и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДТиДБК мэрии, ДСА мэрии и ДО мэрии – 42,1; 25,0 и 20,5%, соответственно.

В отчетном периоде размер снижения цены закупок в результате проведения конкурентных процедур увеличился на 3,4% и составил 840 416,0 тыс. рублей. При этом эффективность закупок (среднее значение снижения цены) составила 4,9%, что на 0,1 процентного пункта выше показателя 2021 года.

Доля закупок с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 34,7% от общего числа конкурентных закупок, при нормативном значении – 25,0%.

В 2022 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. В отчетном периоде размер резервного фонда мэрии не превышал ограничений, установленных п. 3 ст. 81 БК РФ.

Выделение и использование средств из резервного фонда мэрии осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии от 02.06.2015 № 3862, согласно решениям комиссии по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств из резервного фонда являлся правовой акт мэрии города Новосибирска.

В ходе исполнения бюджета города на основании решений Совета депутатов о внесении изменений в бюджет города происходило уточнение объема бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2022 году составили 2 603 274,4 тыс. рублей или 97,2% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2021 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления увеличились на 14,1%, что ниже уровня темпа роста расходов бюджета города (118,0%).

На 01.01.2023 общая численность работников органов местного самоуправления составила 2 328 человек, среднесписочная – 2 349 человек. Штатная численность на конец года уменьшилась на 122 единицы (4,8%) и составила 2 441 человек, фактическая и среднесписочная численность - на 100 человек (3,9%) и 63 человека (2,5%), соответственно.

Расходы на оплату труда работников аппарата управления в 2022 году составили 1 762 673,0 тыс. рублей или 116,9% к 2021 году, средняя начисленная заработная плата составила 62,5 тыс. рублей на одного работника и выросла по сравнению с 2021 годом на 10,4 тыс. рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 461 598,4 тыс. рублей (99,8%). По сравнению с 2021 годом расходы уменьшились на 1 156,2 тыс. рублей (0,2%), что, в основном, обусловлено снижением объема выплат единовременной материальной помощи при рождении детей.

За 2022 год поступили исполнительные документы на общую сумму 534 209,4 тыс. рублей, было взыскано 492 169,4 тыс. рублей, или 96,4% суммы, подлежавшей взысканию. По всем судебным решениям по денежным обязательствам, не исполненным по состоянию на 1 января 2023 года, не превышен максимальный срок исполнения, установленный Бюджетным кодексом РФ (3 месяца с момента предъявления в финансовый орган).

Сумма денежных обязательств по исполнительным документам, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе, связанное с отзывом указанных документов, пересмотром решений судов, в иных аналогичных ситуациях, в 2022 году составила 43 669,7 тыс. рублей.

При плановом дефиците бюджета 1 011 383,3 тыс. рублей, бюджет 2022 года исполнен с дефицитом в сумме 380 638,9 тыс. рублей.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2023 года составил 23 200 000,0 тыс. рублей и по сравнению с 1 января 2022 года вырос на 330 193,0 тыс. рублей (1,4%), что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2022 год.

В структуре муниципального внутреннего долга по видам заимствований отмечается существенный рост (в 2,1 раза) доли задолженности по бюджетным кредитам - с 9,1% до 18,9%. В свою очередь, снижение общего объема долга по муниципальным облигациям на 21,1% (2 300 000,0 тыс. рублей) повлекло уменьшение его доли в общем объеме муниципального долга с 47,7% на 01.01.2022 до 37,1% на 01.01.2023. При этом, доля задолженности по кредитам коммерческих банков незначительно выросла – с 43,2% до 44,0%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2022 году мэрией города Новосибирска произведено погашение амортизационных частей муниципальных облигаций 2015, 2016, 2017 и 2019 годов в общей сумме 2 300,0 млн. рублей.

По итогам 2022 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 7,25% годовых при средневзвешенном сроке около 3 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2023 составляет 70,5%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 409 207,4 тыс. рублей (100,0% от плановых назначений). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Следует отметить, что, как и в предыдущие периоды в течение 2022 года, в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга ДФиНП мэрии осуществлял временное привлечение остатков средств со счетов муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска в сумме 2 750 000,0 тыс. рублей.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2022 году позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 149,5 млн. рублей.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 160,0 тыс. рублей. На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 550,0 тыс. рублей.

В соответствии с приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 22.09.2022 № 49-НПА город Новосибирск отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Активы и обязательства муниципального образования

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета и отчетность бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска за 2021 год сформирована в соответствии с действующим законодательством, формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности представлены в полном объеме.

Валюта баланса исполнения консолидированного бюджета города Новосибирска, как и Валюта консолидированного баланса муниципальных бюджетных и автономных учреждений на начало отчетного 2022 года по сравнению с концом 2021 года претерпела изменение. Сумма баланса города увеличилась на 266 582,6 тыс. рублей (на 0,1%) и составила 319 445 708,7 тыс. рублей. Сумма баланса учреждений с 101 875 968,7 тыс. рублей увеличилась до 102 722 469,2 тыс. рублей (на 134 421,6 тыс. рублей или на 0,2%). Изменения связаны с изменением типа учреждений и исправлением ошибок прошлых лет.

На конец отчетного 2022 года консолидированный баланс города Новосибирска составил 298 583 559,6 тыс. рублей. По сравнению с началом года этот показатель уменьшился на 20 892 148,6 тыс. рублей (6,5%). Уменьшение валюты баланса, обусловлено уменьшением стоимости нефинансовых активов на 43 054 753,1 тыс. рублей (19,9%) и увеличением стоимости финансовых активов на 22 192 604,4 тыс. рублей (21,5%).

Сумма баланса бюджетных и автономных учреждений на конец 2022 года составила 131 839 651,9 тыс. рублей, что на 29 117 182,6 тыс. рублей больше аналогичного показателя за 2021 год (на 28,3%).

Фактором, повлиявшим на увеличение валюты баланса бюджетных и автономных учреждений, в основном, явилось как увеличение начисленной дебиторской задолженности по субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания (на 20 593 435,0 тыс. рублей), так и непроизведенных активов (на 5 468,8 тыс. рублей).

Активы города Новосибирска состоят из нефинансовых и финансовых активов. На долю нефинансовых активов приходится 58%, финансовых – 42%.

Нефинансовые активы города на 01.01.2023 уменьшились по сравнению с 2021 годом на 43 054 753,1 тыс. рублей (на 19,9%) и составили 173 102 801,8 тыс. рублей.

Нефинансовые активы муниципальных бюджетных и автономных учреждений увеличились с 62 673 371,6 тыс. рублей на начало 2022 года до 70 680 898,2 тыс. рублей на конец (на 8 007 526,6 тыс. рублей или 12,9%).

В структуре нефинансовых активов города Новосибирска на конец 2022 года большую долю занимают нефинансовые активы имущества казны, их остаточная стоимость – 75 442 066,5 тыс. рублей или 43,6% всех нефинансовых активов. На долю непроизведенных активов (земельные участки учреждений) приходится 57 023 538,4 тыс. рублей или 32,9%. Доля остаточной стоимости основных средств нефинансовых активов города в 2022 году составила 23 239 515,3 тыс. рублей или 13,4%. Вложения в нефинансовые активы (незавершенное капитальное строительство) занимают 15 266 482,8 тыс. рублей или 8,8%; материальные запасы – 1 386 289,4 тыс. рублей или 0,8%. Прочие нефинансовые активы (остаточная стоимость нематериальных активов, права пользования активами, расходы будущих периодов) составили 744 909,4 тыс. рублей или 0,4%.

В структуре нефинансовых активов муниципальных бюджетных и автономных учреждений на конец 2022 года большую долю занимает кадастровая стоимость земельных участков – 39 080 188,3 тыс. рублей или 55,3%. Вторая по величине доля нефинансовых активов учреждений приходится на основные средства – 28 760 649,0 тыс. рублей или 40,7%. Прочие нефинансовые активы (нематериальные активы, материальные запасы, права пользования активами, вложения в нефинансовые активы и расходы будущих периодов) составили 2 840 060,9 тыс. рублей или 4,0%.

Финансовые активы города на 01.01.2023 увеличились на 22 192 604,4 тыс. рублей (на 21,5%) и составили на конец 2022 года 125 480 757,8 тыс. рублей или 42% в валюте баланса.

Финансовые активы в балансе муниципальных бюджетных и автономных учреждений имеют значение 61 158 753,7 тыс. рублей. Данный показатель увеличился по сравнению с прошлым отчетным периодом на 21 109 656,1 тыс. рублей (на 52,7%).

Финансовые вложения (с учетом вложения в финансовые активы) в сумме 88 454 433,7 тыс. рублей составляют 70,5% от структуры всех финансовых активов города.

Дебиторская задолженность города в структуре финансовых активов составляет 29,0%. На конец года дебиторская задолженность увеличилась на 12 731 363,8 тыс. рублей (на 53,9%) и составила 36 625 898,7 тыс. рублей.

В структуре дебиторской задолженности 85,2% занимает задолженность по доходам, которая увеличилась в течение отчетного периода на 9 437 235,1 тыс. рублей и на 01.01.2023 составила 30 885 070,8 тыс. рублей.

Дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась на 2 868 934,7 тыс. рублей и составила 3 355 247,5 тыс. рублей (9,2% в структуре дебиторской задолженности).

Дебиторская задолженность по ущербу и иным доходам на конец 2021 года составила 2 067 131,9 тыс. рублей, этот показатель больше аналогичного показателя предыдущего года на 26,6%.

14,5% дебиторской задолженности города является просроченной, основной причиной образования которой является несоблюдение сроков оплаты по договорам аренды имущества и земельных участков.

Дебиторская задолженность муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2022 год составляет 59 968 916,0 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом она увеличилась на 20 5760875,6 тыс. рублей или на 52,2%.

В составе дебиторской задолженности за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, значительную долю (99,99%) занимает дебиторская задолженность учредителей по предоставлению субсидий на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в сумме 58 980 762,9 тыс. рублей, (взаимосвязанный показатель учредителей и учреждений).

Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по всем источникам по состоянию на 01.01.2023 составляет 11 428,8 тыс. рублей, что на 6,4% меньше предыдущего года.

Обязательства города увеличились на 9 795 037,6 тыс. рублей (21,8%) и составили 54 761 178,0 тыс. рублей (18,3% от общей суммы баланса).

Существенную часть обязательств (42,4%) составила задолженность по долговым обязательствам.

Кредиторская задолженность структурных подразделений мэрии и муниципальных казенных учреждений города на конец отчетного периода уменьшилась на 1 062 791,0 тыс. рублей (на 27,1%) и составила на 01.01.2023 2 854 173,8 тыс. рублей (5,2% в структуре обязательств).

Большая часть кредиторской задолженности сложилась по расчетам с плательщиками налоговых доходов в сумме 1 714 94,7 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность по расчетам по принятым обязательствам составила 222 224,9 тыс. рублей (на 277 743,9 тыс. рублей или 55,5% меньше, чем на конец предыдущего года). Наиболее крупная из них приходится на задолженность по приобретению основных средств – 131 781,4,6 тыс. рублей, задолженность по приобретению материальных запасов – 37 553,5 тыс. рублей, задолженность по оплате труда – 33 473,8 тыс. рублей (текущая задолженность по зарплате за декабрь 2022 года); задолженность за коммунальные услуги – 12 588,2 тыс. рублей и др.

Кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 433 217,6 тыс. рублей является текущей и подлежит оплате в 2023 году.

По данным сводной бюджетной отчетности города Новосибирска по состоянию на 01.01.2023 просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

Сумма кредиторской задолженности учреждений по состоянию на 01.01.2023 увеличилась по сравнению с 2021 годом на 357 747,7 тыс. рублей и составила 1 250 021,5 тыс. рублей. Кредиторская задолженность учреждений состоит из задолженности за счет субсидий на выполнение муниципального задания – 264 865,9 тыс. рублей (21,2%), за счет субсидий на иные цели –168 243,2 тыс. рублей (31,3%), за счет собственных средств – 565 355,0 тыс. рублей (45,2%) и за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений – 28 319,6 тыс. рублей (2,3%).

Кредиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений города, возникшая за счет средств, выделенных на выполнение муниципального задания, по состоянию на 01.01.2023 увеличилась по сравнению с прошлым отчетным годом на 90 658,4 тыс. рублей (на 52,0 %).

Просроченная кредиторская задолженность по субсидиям, выделяемым учреждениям на выполнение муниципального задания, на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений на конец 2022 года отсутствует.

Структура субъекта бюджетной отчетности состоит из 23 главных администраторов доходов бюджета, 24 главных распорядителей бюджетных средств и 2 главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Новосибирска.

Количество главных распорядителей бюджетных средств города Новосибирска по сравнению с 2021 годом не изменилось.

Количество муниципальных учреждений на конец отчетного периода по сравнению с началом года уменьшилось на 10 единиц и составило 628, из них 269 казенных, 274 бюджетных и 85 автономных учреждений.

Анализ отчетности ГАБС

Представленные отчеты ГАБС об исполнении бюджета за 2022 год по структуре и содержанию соответствует нормам ст. 264.5 и 264.6 БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 191н и п. 6 Инструкции № 33н отчетность ГАБС за 2022 год сформирована на 01.01.2023 и предоставлена в финансовый орган в срок, установленный приказом ДФиНП мэрии от 19.12.2022 № 295-од.

Бюджетная (бухгалтерская) отчетность ПБС и не участников бюджетного процесса сформирована в соответствии с письмами ГАБС, в которых предусмотрен состав, сроки предоставления отчетности, порядок и особенности заполнения отчетности.

Годовая отчетность ГАБС и отчетность их подведомственных учреждений, предоставлена в полном объеме в соответствии с требованиями Инструкции № 191н и Инструкции № 33н.

Проведенная внешняя проверка выявила следующие факты неполноты, недостоверности, и иные недостатки годовой отчетности ГАБС и подведомственных учреждений.

Допущены нарушения при заполнении разделов Пояснительной записки, в том числе: раздела 4 у ГАБС – ДСА мэрии, ДСП мэрии, УОС мэрии; раздела 5 - у отдельных ПБС, подведомственных ДСП мэрии, ДИП мэрии, УОС мэрии и администрациям Дзержинского, Калининского, Кировского, Ленинского и Октябрьского районов города.

Также выявлены нарушения при заполнении форм 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» и 0503175 «Сведения об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурсных способов» у ДИПРИП мэрии, ДИП мэрии и администрации Калининского района.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ на основании приказов ГАБС и руководителей учреждений проведена инвентаризация активов и обязательств. Однако, УОС мэрии проведена только инвентаризация финансовых обязательств, инвентаризация активов в 2022 году не производилась.

Соблюдение бюджетных полномочий ГАБС

В соответствии со ст. 38.1 и п. 2 ст. 158 БК РФ, в целях соблюдения принципа подведомственности расходов бюджета, на 2022 год приказами ГРБС утверждены перечни подведомственных муниципальных казенных учреждений, работающих по бюджетной смете.

Составление и ведение бюджетной росписи производилось ГРБС в соответствии со ст. 219.1 БК РФ и Порядками составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Новосибирска и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, утвержденными приказами ДФиНП мэрии от 23.12.2020 № 209-од и от 15.09.2022 № 204-од. (далее – Порядок ДФиНП мэрии).

Приказами ГРБС за исключением ДЭЖКХ города, утверждены порядки составления и ведения бюджетной росписи. В тоже время, ГРБС: ДСА мэрии, ДСП мэрии, ДИП мэрии, администрациями Калининского, Кировского районов, актуализация порядка составления и ведения бюджетной росписи не произведена.

Палата обращает внимание, что утвержденный порядок УОС мэрии сформирован без учета отдельных требований, установленных в п. 6.1. Порядка ДФиНП мэрии.

Бюджетные ассигнования, доведенные до подведомственных получателей бюджетных средств, соответствуют бюджетной росписи ГРБС.

В соответствии со ст. 158, 221 БК РФ бюджетные сметы ГРБС и казенных учреждений составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном ГРБС.

Однако, соответствующий порядок ДСА мэрии, ДКСиМП сформирован без учета отдельных требований, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставлялись в соответствии с требованиями, установленными ст. 78 БК РФ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ГРБС.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ приказами всех ГАБС за исключением администрации Кировского района, утверждены порядки (положения) осуществления внутреннего финансового аудита.

Палата обращает внимание, что администрацией Кировского района внутренний финансовый аудит в 2022 году не осуществлялся.

В соответствии с п. п. «б» п. 3 ФС № 237н ДЧСиВАО, ДФиНП мэрии, ДИП мэрии принято решение о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА (упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита).

Кроме того, в нарушение п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществлялся с нарушением положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов РФ, ГАБС: ДСА мэрии, ДЭЖКХ города, ДСП мэрии, ДИПРИП мэрии, ДТиДБК мэрии, УОС мэрии, ДО мэрии, администрации Дзержинского, Калининского, Ленинского, Октябрьского, Первомайского, Советского районов и администрация Центрального округа по районам.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета разработана и утверждена приказами ГАБС.

При формировании учетной политики ГАБС руководствовались законодательством РФ о бухгалтерском учете и федеральными стандартами.

Несмотря на необходимость уточнения учетной политики в связи с применением при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2022 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, установленных приказами Минфина России, в учетной политике ГАБС – ДИПРИП мэрии, администрациями Калининского, Кировского, Ленинского районов изменения в ведение бухгалтерского учета не внесены.

Учетная политика ГАБС: УОС мэрии, ДЧСиВАО мэрии разработана с учетом требований нормативного документа, утратившего силу (приказ МФ РФ от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»).

Кроме того, учетная политика УОС мэрии содержит неправомерное требование о заключении договоров полной материальной ответственности с лицами, чьи должности не включены в перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2022 год Палата предлагает:

1. Утвердить Отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2022 год.

2. Учесть изложенные в Заключении нарушения и недостатки, выявленные в ходе внешней проверки главных администраторов бюджетных средств, принять меры по их устранению и недопущению впредь, а также обеспечить контроль за реализацией плана мероприятий по устранению замечаний Палаты.

3. Главным администраторам бюджетных средств формировать отчетность в точном соответствии с нормативными требованиями Инструкции № 191н, исполнять полномочия в соответствии с требованиями ст. 158 БК РФ, усилить контроль за качеством отчетной информации, предоставляемой подведомственными учреждениями.

4. Обеспечить формирование учетной политики главными администраторами бюджетных средств в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и федеральных стандартов бухгалтерского учета.

5. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Новосибирска.

6. С целью снижения дебиторской задолженности перед бюджетом города по налоговым и неналоговым доходам главным администраторам доходов бюджета продолжить работу по ее взысканию.

7. В целях соблюдения требований, установленных разделом 3 Порядка осуществления капитальных вложений, не допускать осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, на которые отсутствуют правовые акты мэрии.

8. В целях обеспечения принципа сбалансированности системы стратегического планирования продолжить работу по согласованию разрабатываемых документов стратегического планирования города Новосибирска по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, что приведет к повышению качества планирования в целом и позволит в большей степени адаптировать документы стратегического планирования города Новосибирска для целей бюджетного планирования.

9. В целях повышения эффективности программно-целевого планирования:

9.1. В связи с завершением в 2023 году рока реализации МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы, своевременно организовать работу по формированию проекта новой МП с учетом имеющейся практики программно-целевого планирования и действующих на момент формирования проекта МП документов стратегического планирования города Новосибирска».

9.2. Продолжить работу по обеспечению обязательной взаимосвязи целевых индикаторов, характеризующих степень достижения целей и решения задач Программ, с объемами реализации мероприятий, предусмотренных Программами.

9.3. Обеспечить утверждение изменений в МП с целью приведения их в соответствие с решением о бюджете города в сроки, регламентированные Бюджетным кодексом РФ.

9.4. Рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденный постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141, в части формирования отчетов о ходе реализации МП на основании данных сводной бюджетной росписи, в целях повышения объективности и достоверности результатов оценки эффективности МП.

10. В целях обеспечения устойчивости бюджета города Новосибирска, учитывая требования бюджетного законодательства в части оценки долговой устойчивости муниципальных образований, мэрии города продолжить проведение взвешенной долговой политики, направленной на сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизацию рисков, связанных с его обслуживанием и погашением.

11. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита всеми главными администраторами бюджетных средств в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита согласно его установленным целям.

Председатель контрольно-счетной палаты города Новосибирска                                                                          Г. И. Шилохвостов

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы